Прошлое прорастает в нашем времени, находит место в наших сердцах

X Златоустовские чтения

Юбилейные Златоустовские чтения проходили в этот раз не два дня, как в предыдущие годы, а три – с 1 по 3 февраля. Причина легко объяснимая. Столько людей захотели высказать добрые слова в адрес организаторов научно-практической конференции – прихода святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке – и действующего при нем Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря; столько специалистов в той или иной области предложили важные темы выступлений, что было решено не «комкать», не втискивать в два дня абсолютно всё. То есть торжественную часть с приветствиями и награждениями, обширную музыкальную программу с классической и духовной музыкой, отчеты по растущему числу проектов Центра, десятки докладов на двух традиционных секциях – исторической и богословской (из года в год посвящаемой изучению наследия святителя Иоанна Златоуста). Открывая форум после молебна святителю Иоанну Златоусту, настоятель Космодамианского храма протоиерей Феодор Бородин подчеркнул, что Златоустовские чтения – это прекрасный опыт правильного сотрудничества научного мира с Церковью, и сегодня к такому формату форума видны не только заинтересованный отклик профессионалов, но и симпатии многих людей. А главный редактор «Московского журнала» А. Ф. Грушина, где не раз публиковались очерки с фотографиями о находках, обретенных на территории древней святыни, в своем приветствии привела один примечательный факт. Златоустовские чтения – не единственные, у истоков которых стоял «Московский журнал». Он стоял у истоков еще нескольких форумов, но их, увы, уже нет, а Златоустовский форум по-прежнему является авторитетной площадкой. И из заметных печатных изданий, начинавших свой путь в непростые 90-е годы, остался лишь «Московский журнал». Такое долгожительство тоже роднит.

Одна из страниц их жизни связана со Златоустовским монастырем

Знакомясь с житиями новопрославленных святых – к примеру, преподобномученика Рафаила (Тюпина) и священноисповедника Феодосия (Ганицкого), ставших Небесными покровителями этой обители, что некогда располагалась за пределами Москвы, но впоследствии оказалась в самом ее центре – кто-то сочувственно вздохнет: хлебнули они лиха. И на войне, когда уроженца Орловской земли Бориса Тюпина, пришедшего послушником в Оптину пустынь, в Первую мировую призвали на фронт, и он получил тяжелое ранение в грудь. А сын сельского священника с Украины игумен Феодосий Ганицкий еще во время Русско-японской войны прошел залитые кровью воинов дальневосточные пути-дороги в качестве настоятеля походной церкви отряда Красного Креста при братстве во имя святой Евгении. И в ссылках им, как и тысячам-тысячам священнослужителей, тоже нелегко пришлось. Хлебнули... Но нельзя не увидеть, что сегодня в сознании большого числа верующих выкристаллизовалось понимание: те великие страдания были не напрасны. Проведя подвижников крестным путем, Господь укрепил нашу Церковь их земным подвигом и укрепляет нас их молитвенным предстательством. Так что для людей, уже который год собирающихся на конференции в стенах отреставрированного бывшего келейного корпуса – единственного из сохранившихся зданий Златоустовского монастыря, буквально каждый факт дорог. Касается, он, допустим, принявшего в московской обители монашество в 1922 году отца Рафаила или же настоятельствовавшего здесь с 1909 года по 1920-й отца Феодосия. С докладами, посвященными некоторым этапам их жизни, выступили историк-краевед села Русский Брод В.О. Сопов – «Ранняя биография иеромонаха Рафаила (Тюпина)» и библиотекарь Коломенской духовной семинарии, краевед И.Е. Щеголева – «Словесный портрет» священноисповедника Феодосия Коломенского на основе освидетельствования его мощей и воспоминаний современников».


Архимандрит Феодосий после закрытия обители на Китай-городе был возведен Патриархом Тихоном в сан епископа Коломенского, викария Московской епархии, где нес архипастырские труды до своего ареста. А многими десятилетиями ранее другой настоятель этого монастыря – человек одаренный и деятельный – стал архиереем и потрудился на разных кафедрах, везде оставив о себе добрую память. О нем подробно рассказала заведующая Церковно-археологическим кабинетом храма пророка Божия Илии на Ильинке Т.Г. Берхина – «...Яко мужа отлично воздержного, благоговейного и просвещенного». Штрихи к портрету архиепископа Авраама (Шумилина)». Факты, штрихи, фотографии, чьи-то пронзительные воспоминания – всё это создавало в зале непередаваемую атмосферу, где символически соединились прошлое с настоящим.


По ходу самой конференции определение «копать в глубину» не раз приходило в голову. Пришло оно и при знакомстве с новыми докладами аспиранта кафедры истории России историко-филологического факультета ПСТГУ С.С. Сингха и научного сотрудника Института востоковедения РАН, доцента Финансового университета А.М. Куликова. Первый докладчик на предыдущих форумах рассказывал о своих интереснейших архивных находках, касающихся насельника Златоустовской обители иеромонаха Авеля (Иванова). Много лет тот по послушанию служил на флоте, окормлял русских моряков и офицеров. Второй докладчик сумел приоткрыть яркую страницу жизни одного из настоятелей этой обители архимандрита Даниила (Сивиллова) в ту пору, когда он, находясь в составе десятой Пекинской духовной миссии, изучил китайский язык и занялся переводами религиозных текстов. Теперь оба выступающих развили эти темы – богатые и благодатные. («Религиозная жизнь моряков крейсера «Адмирал Нахимов» на рубеже XIX-XX веков» и ««Дао дэ цзин» в переводе архимандрита Даниила (Сивиллова)». Хотя, впрочем, у определенной части нашего общества – к сожалению, неоднородного, в каких-то плоскостях сильно поляризованного – может возникнуть вопрос: да кому сейчас нужны добываемые ценой немалых трудов сведения о религиозной жизни русских моряков в прошлые века? Или о переводах русского монаха с китайского – пусть даже и выдающегося памятника китайской мысли? И надо ли продолжать геофизические исследования на территории уничтоженного монастыря в поисках утраченных церквей? Стоит ли выискивать в музеях Московского Кремля богослужебное облачение Златоустовской обители прошлых веков? Такие содержательные форумы, как этот, дают однозначный ответ: эти знания нужны немалому числу людей, живущих с чувством Родины, истинного патриотизма, и осознающих, каким крепким должен быть заслон от уродливых проявлений того «марафона ненависти» к России, который проходит в странах некогда христианских, а теперь откровенно исповедующих сатанизм... Если в огромной своей массе мы не свернем с пути дальнейшего узнавания и защиты своей истории, если не позволим искажать правду в угоду недругам, то и корневую систему нашего государства им будет трудно не то что уничтожить, а даже подточить. Суть в этом.

Немного о людях с большим потенциалом и завидным упорством

При освещении таких масштабных конференций не избежать чувства сожаления, что рамки материала не позволяют рассказать о многих докладах с «лавиной» в них новых и уточняющих фактов, о предельно насыщенной познавательной программе в перерывах, но презентацию двух книг никак нельзя обойти вниманием. У каждой из них своя весьма интересная история. Под обложкой «Очерков истории Златоустовского монастыря» соединились труд архимандрита Григория (Воинова), управлявшего этой обителью с 1867 по 1873 годы, и секретаря Центра, заведующей научно-архивным направлением А. П. Хондзинской. Летописец монастыря отец Григорий, которому святитель Филарет Московский (Дроздов) заповедал «руководствовать с духовной стороны братию, устроять обитель и с внешней стороны», взял огромный временной отрезок – с первого упоминания о монастыре вплоть до 1870 года. И в 1871 году, еще при жизни настоятеля, это историческое описание было издано. А за описание дальнейшей истории обители взялась наша современница. Причем пришла сюда Анастасия Павловна, имея музыкальное образование, но поскольку для серьезной деятельности по широкому «фронту работ», который в Центре обозначился сразу, требовалось профильное, специальное образование, она поступила на исторический факультет ПСТГУ. То, как жил монастырь на протяжении 167 лет, включая страшный 1937 год, когда комплекс монастырских зданий был окончательно разрушен (последней богоборцы разрушили колокольню), стало темой ее дипломной работы. В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) было найдено, затем изучено, переработано огромное количество материала. Но множество документов ждет своего часа, и все вокруг убеждены: нынешнее издание стало первой такой попыткой сформировать связный рассказ о том периоде, когда здесь была братия, были настоятели – созидатели, духовно опытные пастыри. За «первой ласточкой», дай Бог, последуют другие.


Свою лепту внесла и постоянный участник Чтений кандидат исторических наук из Ростова Великого А.Е. Виденеева. В сборнике помещен ее отзыв, показывающий, какие, образно говоря, высоты взял Центр изучения истории и наследия Златоустовского монастыря за время своего существования. (А к юбилейным чтениям Алла Евгеньевна подготовила фактологически сильный доклад «Иоанно-Златоустовский монастырь в 1812 году». Замечу, что тема той Отечественной войны, войны народной, затронувшей всех, от мирян до монашествующих, стала «нервом» и некоторых других докладов).

Ну, а книга Н.А. Комолова «" Великий адмирал". Очерки биографии графа Ф.М. Апраксина» – тоже долгожданное детище. Поначалу, для проведения первых конференций пришлось искать людей, что занимаются схожими или смежными темами и могли бы рассказать, допустим, о петровском времени или о другой эпохе, в которой монастырь в Малом Златоустинском переулке был еще действующим. В ходе поисков выяснилось, что в Воронеже есть человек, профессионально интересующийся воронежским периодом жизни величайшего флотоводца, сподвижника Петра I, графа, генерал-адмирала и ктитора Златоустовского монастыря (к слову, попросившего у царя архимандрию для любимой обители). Воронежца (он – кандидат исторических наук, главный специалист отдела культурного наследия и технического контроля управления культуры администрации городского округа город Воронеж) пригласили на форум в Москву. Гость выступил на одной конференции, на второй, после чего сотрудники Центра попросили его написать полную биографию представителя славной династии. (Много противоречивых, нередко поверхностных высказываний о Федоре Матвеевиче имелось, а правдивого основательного труда не было. Вот и обозначилась задача восстановить историческую справедливость и рассказать нашим современникам об этой колоссальной фигуре, почти забытой). Николай Анатольевич ездил в командировки в Санкт-Петербург и Москву (частично поездки спонсировала живущая в Москве Елизавета Владимировна Апраксина, потомок знаменитых флотоводцев и военачальников петровской эпохи,), изучал документы (какие-то, особо важные, выкупались за счет Президентского гранта), но расчет, что работа продлится год, не более, не оправдался. Целых три года ушло на подготовку книги. В итоге она получилась интересной по изложению и просто изобилует ссылками на проверенные архивные источники, что для серьезных историков крайне важно. Сигнальный ее экземпляр был торжественно вручен потомственной графине Е.В. Апраксиной на юбилейных Чтениях – тоже постоянному участнику этого форума.


Как известно, могила графа Апраксина, погребенного в родовой усыпальнице при Благовещенской церкви, построенной им в монастыре во имя святителя Иоанна Златоуста, находится под асфальтом. Там сегодня дворовая территория. Доклад руководителя Центра священника Сергия Чуракова назывался так: «К вопросу о формировании и составе некрополя Златоустовского монастыря». Опираясь на документальные свидетельства, высказывая некоторые свои предположения, отец Сергий сделал обзор, охватывающий века, эпохи, а начал с первого летописного упоминания о монастыре в 1412 году. Это упоминание о погребении здесь архидиакона гостившего в Москве владыки Новгородского – отца Иоакима. Родовые захоронения знатных людей, захоронения насельников, найденные в 2011 году белокаменные саркофаги XVI-XVII веков, «каменные синодики», документально установленные 62 имени погребенных – всё это было освещено в докладе. Закончил его пастырь словами, что эти люди завещали поминать их вовек, пока обитель сия стоит. В том виде, в каком обитель стоит сегодня, продолжил он, найденные благодаря ученым имена усопших вносятся в синодик и читаются на Неусыпаемой Псалтири в обустраиваемом храме святителя Иоанна Златоуста. Таким образом, одна из главных функций древнего монастыря продолжается.


Сделаю совсем маленькое отступление от форума, касающееся докладчика и модератора исторической секции отца Сергия. Недавно его труд, над которым он начал работать еще во время учебы в Московской духовной семинарии (написал дипломное сочинение), затем продолжил его в процессе подготовки кандидатской диссертации – «Образ быв твоим учеником. Житие преподобного Сергия Радонежского в памятниках иконописи XV–XVII вв.» – занял на открытом конкурсе изданий «Просвещение через книгу», проводимом по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, 1-е место в номинации «Первая авторская книга». Что говорить, удивительные люди собрались в стенах бывшего келейного корпуса постройки 1862 года, где сегодня размещается Центр изучения истории и наследия Златоустовского монастыря и проводятся Златоустовские чтения! С большим потенциалом и – как показало время – с завидным упорством в достижении намеченных целей. Это в полной мере можно отнести и к Т.В. Зибровой, очень креативному менеджеру проектов Центра; и к М.С. Коробовой, пришедшей сюда экскурсоводом (прекрасным, с основательным знанием истории – довелось побывать на ее экскурсии), а теперь она – старший экскурсовод и главный хранитель музея Златоустовского монастыря. Их выступления, посвященные целому ряду проектов, развивающихся также и с помощью современных технологий, вызвали огромный интерес.


Все почувствовали себя учениками святителя Иоанна Златоуста

И не только в этот раз, но, верится, что и в былые годы, на предшествующих Златоустовских чтениях многих посетило это замечательное чувство. Организаторы форума давно поняли, что в основе всего лежит подход, и избрали фундаментальный подход к проведению и богословской секции. Сотрудники Центра, напомню, упорно искали (поиски продолжаются) людей, способных своими изысканиями обогатить магистральные направления, упрочить исторические нити. В свете этого участие в предыдущих конференциях кандидата богословия, профессора Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), безусловно, всех порадовало. Однако новое послушание (отец Дионисий стал наместником Андреевского ставропигиального мужского монастыря в Москве и руководителем аспирантуры МДА) многократно увеличило степень его загруженности. И всё же игумен сумел выкроить время, чтобы приехать и выступить по избранной им теме «Деяние и созерцание по святителю Иоанну Златоусту». Этот доклад (по сути – блестящая вдохновенная лекция ученого мужа), как и выступления других богословов, теологов, преподавателей православных и светских вузов могут заинтересовать насельников и насельниц монастырей, обучающихся на епархиальных курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих.


Думается, им также будет интересен аспект, раскрытый кандидатом исторических наук, научным сотрудником Отдела истории Византии и Восточной Европы Института всеобщей истории РАН А.Б. Ваньковой в докладе «Представления о монашестве в ранних произведениях святителя Иоанна Златоуста: личный опыт и библейские аллюзии». Вероятно, не менее значима для монашествующих и тема доклада кандидата философских наук, доцента и руководителя пастырского магистерского профиля СДА священника Павла Сержантова «Греческая патристика и русская патристика: святитель Иоанн Златоуст и святитель Феофан Затворник». Всё это (и еще 12 докладов по теме, связанной со святителем, и представленных на этих Чтениях) можно будет найти на сайте zlatoustmonastyr.ru и в соцсетях и сделать хорошим подспорьем в учебе, в своем монашеском делании. Еще добавлю: сборники докладов конференций, начиная с 2019 года, появились в РИНЦ (Российском индексе научного цитирования).

По большому счету, деятельность Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря (чему, кстати, портал «Монастырский вестник» посвятил не одну публикацию) можно назвать явлением неординарным. Физически монастыря как такового – с настоятелем, братией, суточным богослужебным кругом, монашескими послушаниями – давно уже нет, и всё же существовавший на протяжении более пяти столетий и закрытый большевиками, он, казалось бы, непостижимым образом ожил в лицах, «высветился» в далеких событиях, ставших близкими и понятными. И главное – соприкасающимся сегодня с богатейшим пластом многовекового российского прошлого передается дух тех поколений монахов и ктиторов, которые стойко хранили веру православную. Не хочется, чтобы эти слова прозвучали пафосно, но какое великое дело делает в наши дни московский приход Космодамианского храма на Маросейке вместе с большущим числом своих помощников, представителей разных профессий! Причем живут они в разных городах, а не только в самой столице. Сооснователь и координатор общественного движения «Архнадзор», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека К.П. Михайлов в своем приветствии, прозвучавшем в первый день форума, отметил, что всё больше и больше людей вовлекается в работу по изучению истории и особенностей этого, по определению Константина Петровича, «теплого культурно-исторического места». И поделился личным ощущением: здесь будто приоткрылся портал в прошлое, куда можно прийти, потрогать во дворе древние артефакты, найденные в ходе археологических раскопок, ощутить духовную энергию, напитаться от нее силой для новых изысканий, новых свершений.


И, конечно, одним из духоподъемных моментов юбилейной конференции, закреплением доброй традиции стало награждение людей, которые потрудились и внесли весомый вклад в многовекторный созидательный процесс, помогающий обессмертить это святое место. Награждались они памятной медалью в честь генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина «храняй сия не спит». Среди награжденных – архитектурный макетчик В. В. Пчелкин. Немало времени было затрачено в его мастерской на подготовку чертежей макета с дотошным при этом по ходу работы изучением архивных – описательных и фотографических – материалов, призванных помочь визуально, в миниатюре, создать облик уничтоженного монастыря. Несчетное число мелких деталей было вырезано, склеено, и в результате кропотливого труда коллектива появился потрясающий кусочек утраченного прошлого. Того прошлого, без которого (снова вернемся к вопросу о корневой системе нашего Отечества) не может быть России как великого форпоста Православия, вынужденной сегодня отражать массированные удары сатанинских сил. А духовную мощь этого благословенного уголка современной Москвы, получившего в 2019 году охранный статус Достопримечательного места, усилит домовый храм во имя святителя Иоанна Златоуста, очень уютный и красивый, по словам отца Феодора Бородина. Обустройство храма скоро закончится, совсем скоро в нем начнется литургическая жизнь.


Автор: Нина Ставицкая
Фото: Ольга Толокнова, а также взяты снимки из открытого доступа

Материалы по теме

Публикации:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Петропавловский мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк