Мироточение: знамение или обман?

Епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря

Накануне Недели Торжества Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев. Соревновались в «остроумии» не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блогеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: «кликуши». Некоторые их выпады граничат с кощунством.

Не будем критиковать молодую, неискушенную еще в политике женщину-депутата. Не стоит обращать внимания на богоборцев и сетевых пустобрехов – горбатого могила исправит. Оставим в покое и высокообразованных православных интеллигентов и богословов, у которых сам факт мироточения вызывает язвительные насмешки. Обратимся к вопросу по существу: мироточение – это что? От Бога или нет? Знамение или обман?

Если говорить о сохранившихся в Предании нашей Церкви случаях истечения слез, мира, крови от икон Божией Матери на Святой Руси, то их вполне достаточно, чтобы уверенно сказать: явление это происходило издревле, иногда сопровождалось многочисленными исцелениями, а иногда и само по себе воспринималось как чудо, как знамение Божие – именно так и стали именовать известную Новгородскую икону Божией Матери – «Знамение». Другая известная икона Богородицы – «Толгская» – источала миро во время утрени 16 сентября 1392 года. 


Источала миро и Мирожская икона Божией Матери http://www.patriarchia.ru/db/text/914439.html

Есть образы менее известные: Владимирская Оранская икона Божией Матери – мироточение в XVII веке http://bogorodsk.blagochin.ru/svyatyni/vladimirskaya-oranskaya-ikona-bozhij-materi/; Ильинская Черниговская икона Божией Матери (истечение слез) http://www.pravenc.ru/text/389455.html и другие. 

Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божии. Что же, нам теперь и над ними подшутить как над средневековыми невеждами? Относительная немногочисленность фактов, вероятно, указывает на то, что эти явления тщательно проверяли, прежде чем принять. Во всяком случае, в некоторых описаниях имеются упоминания о проверках подлинности чудес комиссией, специально присланной правящим архиереем. 

Теперь немного о нашем времени. Все помнят, какую роль сыграла в народном почитании убиенной царской семьи мироточивая икона Николая II. В конце 1990-х годов эту икону переносили по многим монастырям и храмам нашей Церкви. Мне говорили тогдашние члены Синодальной Комиссии по канонизации святых, что были документально подтвержденные случаи исцелений по молитвам к Царственным страстотерпцам.


На Валааме эта икона тоже побывала. Должен сказать, что не отношу себя к людям легковерным и всегда стараюсь объяснить необычное явление сначала причинами естественными. Но вот на наших глазах произошло нечто, естественными причинами не объяснимое. Когда мы перевозили эту икону на конном экипаже, она находилась в руках иеромонаха, сидевшего рядом со мной. Бумажная икона небольшого размера, наглухо закрытая в застекленном деревянном киоте, легко просматривалась со всех сторон. Благоуханное миро обычно выступало внутри киота, иногда снаружи на стекле. Но когда мы подъезжали с иконой к собору, то сидевший напротив меня отец Вениамин вскричал: «Миро!» – и указал на икону. На наших глазах на верхнем торце лакированной деревянной поверхности киота набухала капля густой ароматной жидкости. 

Потом ее выступило так много, что она стала стекать сначала по верхнему торцу киота, а потом уже полилась вниз по поверхности киота. Когда мы внесли икону в собор, положили ее на аналой и стали петь молебен, народ, стоявший напротив большой старинной иконы Спасителя у правого столпа, вдруг заволновался и зашумел. Оказывается, прямо на их глазах из благословляющей десницы Христа на древнем образе, из перстосложения, тоже выступило благоуханное миро и несколькими струйками потекло вниз. Потом такое же явление повторилось в Смоленском скиту, который исторически был связан с семьей Романовых (в скитском храме до 1940 года хранились драгоценности императрицы Александры, переданные жившему там схиигумену Ефрему Анной Вырубовой). Именно там Анна Вырубова приняла от рук отца Ефрема монашеский постриг.

Никто из братий или паломников не усомнился в том, что произошло чудесное знамение, подтверждающее святость Царственного страстотерпца.

Быть может, кто-то сочтет рассказанное прелестью, массовым психозом или скажет, что это не имеет отношения к христианской вере, но, на мой взгляд, массовое почитание церковным народом убиенной царской семьи, проявившееся в том числе в поклонении и признании чудотворной, мироточивой иконы Государя, не могло не повлиять на Полноту Церкви. Всенародное почитание наряду с проделанной Синодальной Комиссией по канонизации святых огромной исследовательской работой в итоге привели к принятию Собором 2000 года исторического решения о прославлении Собора новомучеников и исповедников Российских, в числе которых были и Царственные страстотерпцы. Без этого решения стало бы невозможным и не менее историческое преодоление раскола с Зарубежной Церковью.

Вспоминая это, думаю,что в случаях мироточения или иных подобных необычных явлениях, связанных с Церковью, презрительное глумление или, напротив, восторженная экзальтация совершенно неуместны. Безусловно, требуется тщательная проверка этих явлений. Но до официального подтверждения или опровержения надо следовать мудрому совету святых Отцов: не принимай и не отвергай... Господь Сам явит нам истину, если Ему это будет угодно. 


Материалы по теме

Публикации

Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност

Монастыри

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь
186756, Россия, респ. Карелия, Сортавальский р-н, о-в Валаам.
Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь
186756, Россия, респ. Карелия, Сортавальский р-н, о-в Валаам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Александро-Ошевенский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы