Монашеский путь

Игумен Трифон (Парсонс)

Размышлениями о монашестве делится настоятель православного мужского монастыря Всемилостивого Спаса на острове Вашон Сан-Францисской и Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей.

Желание быть монахом у меня впервые возникло в возрасте шестнадцати лет. Это произошло на пристани у дедушкиного летнего дома на озере Прист на севере штата Айдахо. Мне нравилось приходить на пристань – читал Библию, какие-то богословские книги, воображал, что на мне черная одежда, что я монах, живущий в уединении отшельник. Сердце искренне к этому стремилось. Даже думал, что дедушка с бабушкой оставят мне этот дом на озере, когда их не станет, буду в нем жить, исполню свою мечту. Тем не менее время шло, за плечами уже была школа, колледж, институт, потом сменил профессию – стал работать психотерапевтом. В общем, кажется, мысли о монашестве позабылись, как и все детские фантазии.

Однажды, примерно сорок лет назад (как летит время), ко мне пришло осознание того, что я несчастлив, что меня ничто не радует. Ни отношения, ни деньги, ни даже домик на побережье Тихого океана в штате Орегон – все это ничего не значило. Казалось, что всё меня только обременяет, потому что внутри была пустота, незавершенность, чувствовал, что мне чего-то не хватает. Хотелось найти то, что наполнит жизнь глубоким, истинным смыслом.

Тогда я был атеистом, но знал, что во мне, в каждом человеке, есть какая-то духовная составляющая. Когда лечил людей, чувствовал, что у некоторых проблемы не психологические, а духовные. Мне не удавалось это объяснить. Понимал, что не могу им помочь. Было не по себе ставить им психологический диагноз ради страховки, казалось, что так я делаю им только хуже.

Наконец, совершенно отчаявшись, решил на восемь месяцев сделать перерыв и отправился путешествовать. Сел в свой микроавтобус, взял палатку. И одну книгу. Роман «Сиддхартха», написанный немецким писателем Германом Гессе, которого запретили печать нацисты. Для меня все его книги – и «Степной волк», и «Игра в бисер» – в молодости, когда учился в колледже, были очень важны. Но роман «Сиддхартха» взял с собой потому, что он был небольшой, в нем рассказывается об индусе, сыне вождя племени, который ищет себя и в конечном итоге становится Буддой Шакьямуни. Взял только эту книгу, потому что тоже искал себя и не знал, куда меня заведут эти поиски.

В тот период я был практикующим дзэн-буддистом и часть времени проводил в центре дзэн-буддизма в Сан-Франциско. Но чаще бывал в одиночестве, гулял по пляжам Северной Калифорнии, встречал замечательных людей.

К концу скитаний, когда уже было пора определиться, возвращаться ли на работу, продолжать ли карьеру, я случайно зашел в Радосте-Скорбященский собор в Сан-Франциско (РПЦЗ), там как раз шла воскресная Божественная литургия, на которой мне никогда раньше не приходилось бывать. Должен сказать, что, когда вошел в храм, что-то во мне переменилось, преобразилось.

Происходящее со мной казалось необъяснимым. Видел красоту собора, красоту Литургии и людской молитвы, и это видение так меня наполнило, как ничто раньше не наполняло. Из храма я не вышел, принял православие, а потом и монашество.

Человека, интересующегося монашеством, я, как игумен монастыря, в первую очередь бы испытал, предложил пожить с нами в монастыре месяц-два. Если человек убегает от житейских трудностей и от людей, то он не подходит для монашества. Если мы бежим от общества и проблем, то монастырь не для нас, потому что монастырь – это мир в миниатюре. Чего бы как игумен монастыря искал в человеке, так это желания жить только для Иисуса Христа, в течение всей недели делать то, что обычно по воскресеньям, не разделяя, не сегментируя веру. К примеру, человек ходит на работу, концентрируется на своих мирских обязанностях, а по воскресеньям, праздникам, вечером в субботу становится тем, кем хочет быть. Если вам этого недостаточно, если вы хотите жить той духовной жизнью, которая посвящена исключительно Христу, то, возможно, у вас есть монашеское призвание.


Еще я бы искал человека, который любит людей. Если вы не любите людей, то монастырь не для вас. В моем кабинете в монастыре Всемилостивого Спаса на острове Вашон лежит несколько агатов. Все они разного размера, разных цветов. Мой дед был геологом, у него был специальный прибор, в который он помещал камни, найденные в реке. Он помещал их в этот прибор, включал его, и камни вращались в воде. Каждый раз, когда барабан вращался, камни (серые, белые, всех возможных цветов) друг о друга ударялись, скрежетали, как и мы, христиане, в Церкви – ударяемся друг о друга, скрежещем, не всегда нам это нравится, мы раздражаемся. Через месяц дед открывал свой прибор и доставал из него удивительно красивые камушки, каждый из них был уникальным. Монашеская жизнь подобна этому барабану – мы вращаемся в водах крещения, ударяемся друг о друга, раздражаемся, думаем: вот бы игумен лучше, более святой, вот бы брат хорошо выполнял послушание, я бы на его месте сделал лучше, это вообще не мое послушание… В водах крещения все это словно ударяет, терзает нас. Но когда наступает время, барабан открывается, его открывает Христос, а тот серый камушек, которым мы были, превращается в восхитительный красный агат (или синий, или зеленый, или белый). Мы преобразились и изменились.

Итак, вот что я сказал бы человеку, интересующемуся монашеством: если такой жизни вы для себя хотите, то, возможно, монашеская жизнь для вас.

Перевод с английского Марии Лицман

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь