Монастырь в Уимборне, его святые и святыни

Юг Англии является самым теплым и солнечным регионом страны. Он состоит в основном из низинной местности, хотя кое-где встречаются и холмы. Среди его природных достопримечательностей выделяются береговая линия протяженностью в сотни километров (граничащая с проливом Ла-Манш, отделяющим Британию от северной Франции), знаменитые красивые белые скалы Кента, Суссекса и Дорсета (особенно группа меловых утесов Семь сестер), живописные Чилтернские холмы, национальный парк Нью-Форест, гряды меловых холмов Норт-Даунс и Саут-Даунс, идиллическая долина Темзы, не считая многочисленных замков, дворцов, поместий и исторических садов. В этом регионе расположен и всемирно известный Оксфордский университет. В «эпоху святых» Кент населяло племя ютов, на месте Восточного и Западного Суссекса располагалось королевство Суссекс («Королевство южных саксов»), а остальная часть принадлежала Уэссексу («Королевство западных саксов»), которое с IX века стало доминировать. Первые христиане появились на юге Англии в I веке нашей эры вместе с римлянами и купцами. Православное христианство начало развиваться в регионе с прибытием в Кент святителя Августина (Augustine) и других миссионеров, отправленных в Англию папой Григорием Двоесловом в 597-м году. Юг Англии находился под влиянием как римских, так и в некоторой степени ирландских православных традиций. Здесь просиял целый сонм святых, о наследии которых красноречиво свидетельствуют многочисленные величественные кафедральные соборы и аббатства, скромные 1000-летние саксонские церквушки и печальные руины. Вспомним о святых, просиявших в Уимборне, графство Дорсет, и оставивших значительный след в истории.


Преподобные Кутбурга и Квенбурга, игуменьи Уимборнские

Память совершается 31 августа / 13 сентября

Преподобная Кутбурга (Cuthburgh, Cuthburga), преставившаяся около 725 года (по другой версии, в 718-м году), почитается как основательница знаменитого двойного монастыря[1] Уимборн (Wimborne Minster) на территории нынешнего графства Дорсет в юго-западной Англии, входившего тогда в состав королевства Уэссекс. Этот монастырь был очень значимым духовным центром, воспитавшим многих миссионеров, которые впоследствии отправились в германские земли просвещать местных жителей и строить монастыри. Примечательно, что большинство этих героических миссионеров были святыми женами, с высоким уровнем культуры и образования и необычайной силой духа, которые не боялись язычников в Германии, а сами рубили деревья, строили церкви и целые монастырские комплексы, общались с местным населением, просвещая, наставляя его в вере и обучая различным навыкам. Некоторые из них создавали рукописи, преуспевали в ремеслах и переписывались с великими просветителями того времени, такими как священномученик Вонифатий Фульдский (Boniface of Fulda), апостол Германии.

Жизнеописание преподобной Кутбурги содержится в двух рукописях XII и XIV веков. Кутбурга, будущая первая настоятельница Уимборнского монастыря, была дочерью Кенреда (Cenred), соправителя Уэссекса, и сестрой святого короля Ины (Ине; Ina, Ine) Уэссекского (годы правления: 688–726) – благочестивого правителя, который переучредил знаменитый монастырь Гластонбери, издал Свод законов, а к концу жизни отрекся от престола и закончил свои дни в Риме. Святая Кутбурга была замужем за Альдфритом (Aldfrith), королем Нортумбрии (годы правления: 685–704), известным своей ученостью, любовью к Церкви и мирным правлением. Династические браки играли важную роль в распространении христианского благочестия и были обычным явлением в тот период английской истории. По преданию, после нескольких лет брака преподобная Кутбурга, всегда стремившаяся к монашеской жизни, по обоюдному согласию рассталась со своим мужем Альдфритом и стала монахиней двойного монастыря Баркинг (Barking) в Эссексе, основанного святителем Эрконвальдом (Erconwald) лондонским для своей сестры преподобной Этельбурги (Ethelburgh), его первой игуменьи.

В настоящее время Баркинг является районом Восточного Лондона. Святую Кутбургу обучала и наставляла в Баркинге его вторая настоятельница – преподобная Хильделита (Hildelith), которая около 40 лет управляла обеими общинами в Баркинге и снискала всеобщее уважение за свою мудрость и обширные знания. Святая сестра Кутбурги по имени Квенбурга (Cwenburga, Quenburgh, Coenburga), о жизни которой сохранилось мало сведений, подвизалась вместе с ней в Баркинге.

Набравшись духовного опыта, после 705 года святая Кутбурга покинула Баркинг вместе с сестрой и основала в Уимборне двойной монастырь в честь Пресвятой Богородицы, став его первой настоятельницей. Этой обителью (как и почти всеми двойными монастырями того времени) преимущественно управляли игуменьи, а не игумены. Биографы преподобной Кутбурги писали, что она была очень строгой и требовательной к себе, но доброй и сострадательной по отношению к другим, а также усердной в посте, молитве и духовной жизни.

Мы можем судить о жизни монастыря Уимборн в те времена по его невероятным достижениям, ибо он породил целый сонм святых жен – как игумений, так и миссионерок, уехавших проповедовать Христа в другие земли. Незадолго до своей кончины преподобная Кутбурга тяжело заболела. Сестры принялись было усердно молиться о ее выздоровлении, но святая открыла им, что по воле Божией ей вскоре предстояло перейти в мир иной. Ее святые мощи были сначала захоронены в северной части алтаря монастырского храма Уимборна, а позже перенесены к главному престолу. У раки с мощами угодницы Божией совершалось много чудес: хромые обретали способность ходить, слепым возвращалось зрение, а глухим – слух. Имя преподобной Кутбурги встречается в одной позднесаксонской литании.

Святитель Альдхельм Шерборнский (Aldhelm of Sherborne), выдающийся интеллектуал, духовный писатель и поэт, музыкант, миссионер, игумен и иерарх того времени, адресовал свое знаменитое «Поучение о девстве» (De Laude Virginitatis; ок. 705 г.) на латинском языке монахиням Баркинга, среди которых была святая Кутбурга. Почитание преподобной Кутбурги не ограничивалось Уимборнским монастырем: в период позднего Средневековья ее почитали в Телсфордском приорате (Thelsford Priory) в Уорикшире, в центральной Англии, где один из уполномоченных короля Генриха VIII (годы правления: в 1509–1547) во время Реформации наткнулся на изображение «блаженной Кутбурги» в 1538-м году. Неизвестно, были ли у святой Кутбурги и Альдфрита дети. Некоторые историки предполагают, что король Нортумбрии Осред (Osred; годы правления: 705–716), сын Альдфрита, был сыном и святой Кутбурги, хотя матерью Осреда могла быть вторая жена Альдфрита. По крайней мере Кутбурга не стала регентом после смерти Альдфрита, когда его сыну было 8 лет. У преподобной также был брат по имени Ингильд (Ingild), который был предком святого благоверного короля Альфреда Великого (Alfred the Great). Рака святой Кутбурги была уничтожена во время Реформации, и та же участь постигла серебряный ковчег с ее честной главой.

Преподобная Квенбурга, преставившаяся около 735 года, была сестрой святой Кутбурги. Она сначала подвизалась в монастыре Баркинг с Кутбургой, а позже вместе с нею основала монастырь Уимборн. После кончины преподобной Кутбурги святая Квенбурга сменила ее на посту игуменьи. Агиографы IX века писали, что в то время в монастыре Уимборн подвизалось 500 монахинь, и монашеская жизнь процветала. Имя преподобной Квенбурги встречается в двух позднесаксонских литаниях. Имена обеих святых сестер можно найти в «Англо-саксонской хронике» за 718 год.


Другие святые Уимборна

Одной из преемниц святых Кутбурги и Квенбурги была преподобная Тетта, прославленная настоятельница Уимборна (Tetta; † ок. 772; память: 28 сентября / 11 октября). По просьбе священномученика Вонифатия Фульдского святая Тетта помогала ему в его равноапостольных трудах в германских землях, отправляя прекрасно образованных опытных монахинь в качестве помощниц и будущих игумений в континентальную Европу. То, что святой Вонифатий обратился за помощью в трудах по укреплению Церкви в Центральной Европе к игуменье, а не к епископу, говорит об очень многом!

Среди этих самоотверженных, отважных святых жен-миссионерок упомянем:

  • святую Агафию / Агату (Agatha; † ок. 790; память: 12/25 декабря), ученицу преподобной Лиобы, помогавшую святому Вонифатию в Германии;

  • преподобную Вальбургу (Walburgh, Walburga; † ок. 779; память: 25 февраля / 10 марта), сестру двух великих святых миссионеров Виллибальда (Willibald) и Винебальда (Winebald) и дочь святого Ричарда (Richard) Уэссекского; она служила игуменьей монастыря Хайденхайм (Heidenheim) в Германии (единственный известный там двойной монастырь); ее почитали и уважали за добрый и мирный нрав, рассудительность, мягкость, познания в медицине и высокий уровень культуры; она является автором жития святого Винебальда и повествования о его путешествиях по Святой Земле (на латыни); ее мощи были перенесены в Айхштетт (Eichstätt), где они до сих пор источают миро – есть много случаев исцеления; часть ее мощей была перенесена в Рейнскую область, Фландрию и различные места Франции; с именем этой святой связан ряд народных обычаев, и художники изображали ее на протяжении многих веков;

  • преподобную Гунтильду (Gunthildis; † ок. 748; память: 8/21 декабря), ставшую настоятельницей одного монастыря в Тюрингии в Германии;

  • преподобную Лиобу / Лиобгиту (Lioba, Liobgytha; † ок. 781; память: 28 сентября / 11 октября), написанное в IX веке житие которой сохранилось; будучи родственницей и любимой ученицей священномученика Вонифатия, с 30-ю другими монахинями она переселилась в немецкие земли, где стала игуменьей Таубербишофсхаймской (Tauberbischofsheim) и руководила прочими монастырями, где обучались миссионеры; все почитали Лиобу за ее любовь, мудрость и другие исключительные качества, а ее деятельность сыграла значительную роль в христианизации Германии; к ней за советом обращались как церковные, так и государственные деятели; перед смертью святая удалилась в Шорнсхайм (Schornsheim); ее основные мощи находятся в Фульде;

  • преподобную Феклу (Thecla; † ок. 790; память: 15/28 октября), переехавшую со своей родственницей святой Лиобой в Германию, где стала первой настоятельницей монастыря в Оксенфурте (Ochsenfurt; название этого баварского городка, как и Оксфорда в Англии, означает «бычий брод»), а затем в Китцингене (Kitzingen) в Баварии; ее воспоминания легли в основу написанного монахом Рудольфом из Фульды жития святой Лиобы; ее мощи в Китцингене были объектом благоговейного почитания, но во время Крестьянской войны в Германии 1524–1526 годов ее раку осквернили, а мощи, вероятнее всего, уничтожили.

История Уимборнского монастыря

В Житии святой Лиобы Бишофсхаймской, написанном около 836 года, имеется следующее описание Уимборнского монастыря:

«На острове Британия, населяемом английским народом, есть местечко Уимборн. Это древнее название переводится как ‟Винный ручей”. Место это получило свое название благодаря чистоте и сладости его воды. Короли англов построили в Уимборне два монастыря: один для монахов, другой для монахинь. Они оградили их высокими и укрепленными стенами и по своей осмотрительности обеспечили всем необходимым. Со дня основания обителей в них было положено строгое правило: чтобы ни один из насельников не заходил в обитель, в которой спасаются насельницы, и наоборот. Ни одной монахине не разрешалось входить в мужской монастырь, и ни одному монаху – в женский, за исключением священников, чьей обязанностью является совершать богослужения в монастырских церквях. Каждая женщина, желавшая отказаться от благ этого мира и поступить в обитель, понимала, что назад уже дороги нет. Покидать монастырь разрешалось лишь по крайней необходимости или ради нужд монастыря. Когда требовалось дать какое-то распоряжение по управлению монастырем или послать за чем-то необходимым, настоятельница говорила только через окно. Лишь таким образом она принимала решения и делала распоряжения. После игуменства нескольких настоятельниц и истинных духовных наставниц управление этим монастырем перешло к святой деве по имени Тетта. Она происходила из благородной семьи (ибо была сестрой короля), но еще более благородной она была благодаря своим делам благочестия. Тетта управляла обеими общинами с великим благоразумием и рассудительностью. Наставляла, скорее, своими делами, чем словами, а если говорила, что то или иное действие вредно для спасения души, то своим поведением показывала, что этого нужно остерегаться. Она поддерживала дисциплину с такой предусмотрительностью, что никогда не разрешала своим монахиням приближаться к клирикам. Настоятельница так заботилась о том, чтобы ее сестры, в сопровождении которых она всегда была, избегали общения с мужчинами, что запретила вхождение в ее монастырь не только мирянам и священникам, но даже епископам. Есть много примеров добродетельной жизни этой игуменьи, о чем с немалым удовольствием впоследствии любила вспоминать ее духовная дочь святая Лиоба» [2].

Рудольф из Фульды рассказал о двух чудесах, совершившихся по молитвам преподобной Тетты. В первом случае, после смерти одной неосторожной и неблагоразумной помощницы настоятельницы, навлекшей на себя негодование некоторых сестер, земля над ее гробом опустилась, образовав небольшое углубление, и все поняли, что она была наказана Богом. Некоторые насельницы начали было злорадствовать, но святая Тетта велела им простить ее, держать строгий пост и 3 дня молиться об упокоении ее души. На третий день, пока все они молились в храме, углубление в могиле стало наполняться землей, и святая Тетта увидела в духе, что помощница настоятельницы была прощена Богом. В другом случае монахиня, присматривавшая за монастырской церковью, потеряла в темноте связку ключей от храма и не могла их найти. Святая Тетта поняла, что это дело рук диавола. Собравшись в другом помещении на утреню, игуменья призвала монахинь всем вместе усердно помолиться – и вскоре у входа в храм увидели мертвую лису, державшую в зубах связку ключей.

Монастырь Уимборн был не только центром, где обучали будущих миссионеров, но и местом захоронения членов королевской семьи. Вскоре после смерти преподобной Квенбурги, в середине VIII столетия, в Уимборне действовало целых 3 монашеских общины. Монастырь просуществовал до 1013 года, когда был разрушен язычниками- датчанами. В 1043-м году король Эдуард Исповедник (Edward the Confessor) учредил на месте монастыря общину секулярных каноников, и бывшая монастырская церковь стала коллегиальной. В 1318-м году по указу короля Эдуарда II церковь в Уимборне вышла из-под юрисдикции епархии и стала находиться в прямом подчинении английскому монарху (этот престижный статус она сохраняла до 1846 года, и все это время ее хористы носили сутаны алого цвета). Сейчас церковь принадлежит англиканской епархии Солсбери.

Этельред I, король Уэссекса (Ethelred I; † 871) и старший брат святого короля Альфреда Великого, был похоронен в церкви Уимборнского монастыря после своей смерти в возрасте 26 лет.

Церковь Уимборн-Минстер и ее святыни

В живописном городке Уимборн-Минстер графства Дорсет проживает чуть более 15 000 человек. Он стоит у слияния рек Стоур и Аллен и имеет множество зданий, построенных с XV по XVII век. Его гордостью является большой старинный англиканский храм, преемник первоначального монастыря. Он известен как «церковь Уимборн-Минстер» и освящен в честь Святой Кутбурги. Это одна из самых великолепных церквей в южной Англии: она построена из натурального цветного камня, и в ней сохранились некоторые саксонские элементы. Большая часть нынешнего здания была возведена норманнами между 1120 и 1180 годами и восстановлена в Викторианскую эпоху. Церковь имеет две колокольни: старую центральную и более позднюю – в западной части. Каждый год храм принимает тысячи паломников и посетителей. Среди его достопримечательностей упомянем следующие:

а. Позднесаксонский реликварий, вырезанный из цельного куска дуба. Сейчас он пуст, но некогда в нем хранились святые мощи. При Генрихе VIII все реликвии беспощадно уничтожались реформаторами. До этого в церкви Уимборн-Минстер хранилась даже частица Животворящего Креста, а также частички яслей Христа и кусочки Плащаницы.


б. «Камень святой Феклы» в крипте храма. Он был подарен церкви, когда представители Уимборна посетили немецкий город Оксенфурт для подписания соглашения о побратимстве (между двумя городами) в ноябре 1988 года. Он был вырезан каменщиком из Оксенфурта. Под камнем имеется табличка с надписью и фотографией, на которой изображена статуя святой Феклы в винограднике в Оксенфурте (где находился ее монастырь), вырезанная тем же каменщиком.



Надпись гласит:

«О преподобная Фекла, покровительница нашего края, проповедница веры отцов наших, научившая нас возделывать хлебные злаки и виноград! Сохрани нас в вере. Простри руку твою и защити всякие город, деревню, поле и виноградник»

в. Медное надгробие короля Этельреда I слева от главного престола.


г. Знаменитые астрономические часы XIV века, на которых Земля изображена в центре Солнечной системы. Созданные монахом Питером Лайтфутом из Гластонбери, они расположены на стене в баптистерии храма и в 1979-м году были отреставрированы. Подобные часы также можно найти в кафедральных соборах Эксетера, Солсбери и Уэллса.


д. Фигурка «гренадера» по имени «Quarter Jack», установленная на внешней стене более поздней башни. Он отбивает четверти на часах, ударяя в два маленьких колокольчика. Первоначальная фигурка монаха была заменена на гренадера во время Наполеоновских войн.


е. Одна из четырех сохранившихся в мире средневековых цепных библиотек. Расположена над ризницей хора. В ней хранится более 400 книг, а также собрание нот церковной музыки. Это вторая по величине цепная библиотека в стране (крупнейшая находится в кафедральном соборе города Херефорд).


ж. Витраж викторианского периода с изображением преподобной Кутбурги в сувенирном магазине храма – бывшем помещении епископского консисторского суда. Эта часть здания имела большое значение, поэтому не была снесена.


з. Средневековые настенные росписи в северном трансепте, старейшие из которых относятся к XIII веку.

и. Фигура-консоль XII века справа от главного престола, изображающая пророка Моисея.

Верующие считают, что мощи (или какая-то их часть) преподобной принцессы, королевы, монахини и игуменьи Кутбурги уцелели во время Реформации и ныне покоятся где-то в неизвестном месте под полом церкви Уимборн-Минстер.

Ежегодно в конце сентября жители города Уимборн-Минстер отмечают память преподобной Лиобы: службы попеременно проводятся в англиканской церкви Святой Кутбурги и католической церкви Святой Екатерины.

Романист и поэт Томас Харди (1840–1928) прожил в Уимборн-Минстере два года и написал там свои романы «Двое на башне» и «Взор синих глаз».

***

Скажем несколько слов об обители Баркинг, в которой подвизались прп. Кутбурга и Квенбурга до перехода в Уимборн. Ее основателем был святитель Эрконвальд, «светоч Лондона», а первой игуменьей – прп. Этельбурга († ок. 675; память: 11/24 октября). Благодаря ей и другим святым инокиням Баркинг стал одним из известнейших и самых больших монашеских центров в Англии. Возглавив обитель, Этельбурга показала себя во всем достойной своего великого брата. Она отличалась как святой жизнью, так и неустанной заботой о вверенных ее попечению сестрах.

Этельбурга еще при жизни совершила многочисленные чудеса. В должности настоятельницы ее сменила прп. Хильделита († ок. 712; память: 24 марта/6 апреля), которая управляла монастырем много лет. Она перенесла находившиеся в монастыре мощи святых в церковь Пресвятой Богородицы, и с тех пор в той церкви верующие неоднократно становились свидетелями небесного сияния, чудесного благоухания и иных знамений. Прп. Беда Досточтимый в «Церковной истории народа англов» описал еще несколько чудес, произошедших в обители Баркинг, например, об исцелении слабовидящей женщины от мощей. Во святых также прославлена подвизавшаяся в Баркинге монахиня по имени Тортгита (Thorgyth; † ок. 700; память: 25 января/7 февраля), умершая после длительной тяжелой болезни и нескольких лет паралича – все страдания подвижница переносила с величайшим терпением. Конец VII столетия был отмечен страшными эпидемиями чумы: чудесный свет многократно появлялся над кладбищем монастыря, в утешение страждущим, а также предупреждал о скорой кончине тех или иных насельников. В X веке, в период возрождения духовной жизни и монашества в Англии, в Баркингском монастыре просияла еще одна святая – прп. игуменья Вульфхильда (Wulfhild; память: 9/22 сентября), преставившаяся около 1000 года.

Сегодня от древнего православного монастыря Баркинг сохранились руины, а также церковь Св. Маргариты XIII века и древние ворота. Эту милую церковь обитель построила специально для горожан – она пережила Реформацию и до сих пор является приходским храмом. Главной из сохранившихся святынь этого места является средневековый крест. Некогда это каменное резное распятие привлекало паломников. Крест был высечен в XII веке: с обеих сторон от распятого Христа изображены Богородица и Иоанн Богослов. Распятие хранится в часовне Святого Креста над бывшим сторожевым домом монастыря, который сегодня называют «curfew tower». В Баркинг совершаются регулярные паломничества, в том числе русскоязычных православных христиан.

Преподобная Кутбурга и все святые Уимборна, молите Бога о нас!

Дмитрий Лапа



[1] Двойные, или смешанные монастыри, с отдельными сообществами монахов и монахинь, которые молились в общей церкви, были распространенным явлением в Англии в VII–VIII вв.

[2] https://pravoslavie.ru/32222.html

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Петропавловский мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы