Множество паломников посещает Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы поклониться его святыням и помолиться его основателю, но мало кто знает, благодаря кому были когда-то сохранены для будущих поколений стены святой обители и духовное наследие преподобного Кирилла Белозерского. Обходя Успенский собор, люди порой едва останавливают взгляд на мраморном памятнике, стоящем за алтарем собора.
Здесь погребен настоятель обители в 1866–1896 годах архимандрит Иаков (Поспелов) – богослов, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, почетный член Московской духовной академии, талантливый духовный писатель, первый историк Кирилло-Белозерского монастыря, составитель Жития преподобного Кирилла Белозерского; местночтимый святой Тульской и Вологодской епархии.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал: «...монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по Евангельским заповедям, где бы она ни проводилась, среди ли многолюдства, или в глубочайшей пустыне». Ярким примером, подтверждающим эти слова, является жизнь архимандрита Иакова.
Василий Иванович Поспелов, будущий архимандрит Иаков, родился в 1818 году в Тульской губернии, в семье приходского священника. В 1834 году Василий поступил в Тульскую духовную семинарию и, несмотря на весьма стесненные обстоятельства, так как семья Поспеловых жила бедно, успешно закончил ее в 1838 году. Не имея денег на книги, юный подвижник переписывал все учебные курсы от руки.
Во время обучения Василий увлекся изучением русской истории, много работал в архиве семинарии и затем Московской духовной академии, в которую поступил после окончания семинарии. Преподавателями Василия были архимандрит Филарет (Гумилевский), иеромонах Филофей (Успенский), иеромонах Платон (Фивейский), протоиереи Ф.А. Голубинский и А.В. Горский. На последнем курсе академии 6 апреля 1842 года Василий принял монашеский постриг с именем Иаков и уже 29 июня был рукоположен во иеромонаха. С самого начала монашеского пути, хотя он и находился вне стен монастыря, отец Иаков строго относился к исполнению монашеских обетов.
Завершив обучение, иеромонах Иаков по благословению священноначалия вступил в ряды ученого монашества, был назначен преподавателем библейской истории в Орловской духовной семинарии, а позднее – инспектором Харьковской духовной семинарии, где занялся составлением учебных пособий по богословским дисциплинам. Были изданы проповеди отца Иакова для семинаристов.
30 июля 1849 года отец Иаков был возведен в сан архимандрита, а в 1850 году назначен благочинным монастырей Харьковской епархии.
Архиепископ Филарет (Гумилевский) отзывался об архимандрите Иакове как «человеке строго монашеской жизни, очень исправном и благонадежном».
В 1852 году архимандрит Иаков был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Риме. Строго исполняя устав и предписания Церкви, не идя на компромиссы с совестью, отец Иаков требовал этого и от других. Накануне отъезда в Рим он испросил разрешение Святейшего Синода на постоянное ношение за границей монашеской одежды. Его назначение совпало с началом Крымской войны, и нелегкое служение усложнилось проявлением среди части итальянцев враждебного отношения к представителям России. 20 августа 1855 за «отлично-усердную службу» в Риме архимандрит Иаков был награжден орденом святой Анны 2-й степени. В 1855 году он подал прошение об увольнении и покинул Рим, совершив перед возвращением в Россию поездку в Бари, чтобы поклониться мощам святителя Николая Чудотворца.
Во время этого служения им были написаны книги «Путешествие в Бар-град» и «Краткие заметки о Римской Церкви».
По возвращении в Россию архимандрит Иаков был направлен в Новгородскую епархию.
С 1857 по 1866 год он нес послушание настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря, во время которого организовал больницу на Красном острове, на излечение в которую поступали монахи обители, а все приходившие в монастырь паломники могли тоже получить потребную им медицинскую и иную помощь.
В 1866 году архимандрит Иаков был назначен настоятелем в Кирилло-Белозерский монастырь, которого не покидал до самой своей кончины в 1896 году.
Отец Иаков принял в управление обитель в тот период, когда многие ее древние храмы и постройки пришли в ветхость, а монашеская жизнь находилась в упадке. Став настоятелем, он вменил себе в долг возродить в обители монашескую традицию, начало которой положил преподобный Кирилл Белоезерский, и утвердить общежительный устав.
Преобразования начались с борьбы с винопитием. Помимо запрета братии употреблять спиртные напитки, из монастырских башен, которые сдавались городу в аренду, вывезли винный склад, разместив его за стенами монастыря; вино было запрещено даже вносить на территорию обители. Прекратились праздничные угощения с вином в кельях настоятеля, в трапезной – «водочные порции братии».
По воспоминаниям современников, архимандрит Иаков был очень требователен к себе (так, известно, что в начале первой и Страстной седмиц Великого поста он питался одной лишь просфорой в день), но отличался неисчерпаемым милосердием к людям. Настоятельский корпус всегда был полон посетителей. Все личные средства игумен отдавал нуждающимся. Иногда ему, отдавшему всё до последней копейки просителям, не на что было купить даже чай, и он занимал деньги у своего келейника.
Заботясь прежде всего о духовной пище, отец-настоятель установил в обители бесплатную раздачу книг паломникам.
Среди его духовных чад были как миряне, так и монашествующие. Сохранилась его духовная переписка с настоятельницей Горицкого женского монастыря игуменией Арсенией (Корчагиной). Множество людей приезжали к нему за духовным утешением и советом. И многие замечали проявление тщательно скрываемых им даров духовного рассуждения и прозорливости.
За 30 лет настоятельства в Кирилло-Белозерском монастыре отец Иаков приобрел глубокое уважение и любовь кирилловских жителей, которые еще при жизни почитали его как подвижника благочестия.
В 1880 году архимандрит Иаков был избран почетным попечителем Кирилловского духовного училища. На собственные средства он содержал несколько учеников училища, обеспечивал деньгами тех, кто отправлялись учиться в духовную семинарию, оплачивал лекарства, раздаваемые неимущим в монастырской аптеке.
Не оставлял он и своих ученых и писательских трудов, сочетая их с аскетической молитвенной жизнью и попечениями о благополучии и духовном возрастании насельников вверенной ему обители. На основе рукописей монастырского собрания им было составлено «Житие преподобного отца нашего Кирилла Белоезерского, Чудотворца». В книгу вошли описание сохранившихся вещей преподобного, тексты его посланий сыновьям Димитрия Донского и духовная грамота святого.
Понимая важность сохранения монашеских традиций и преемственности для становления духовной жизни настоящих и будущих насельников, архимандрит Иаков особо заботился о том, чтобы была восстановлена и сохранена монастырская история. В 1875 году он впервые опубликовал Житие преподобного Кирилла Белозерского. В 1880 году в «Трудах Московского Археологического общества» были опубликованы составленные им «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря».
По благословению архимандрита Иакова, согласно указам духовной консистории (1893 г.) о возобновлении летописания в храмах и монастырях, преподаватель Кирилловского духовного училища Н.П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря – «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397–1893 гг.». При составлении Летописи была использована не только историческая литература, но и документы монастырского архива, разбором и формированием которого занимался лично сам настоятель. В тексте рукописи «Летописи» сохранилась правка, внесенная рукой архимандрита Иакова.
До нашего времени дошли и гимнографические труды подвижника благочестия. Еще во время настоятельства в Кирилло-Новоезерском монастыре архимандрит Иаков составил службу на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского и акафист святому.
По просьбе отца-архимандрита А.Ф. Ковалевский написал акафисты преподобному Кириллу Белозерскому и иконе Божией Матери «Смоленская».
Большой популярностью пользовались проповеди архимандрита Иакова, которые до 1917 года несколько раз переиздавались.
12 января 1893 года при монастыре была торжественно открыта церковно-приходская школа. За свой счет отец Иаков приобретал для школы учебники и письменные принадлежности. Ученики обеспечивались питанием, обувью и одеждой.
Своим милосердием, нестяжательностью и аскетизмом архимандрит Иаков являл наглядный пример для насельников монастыря, старавшихся ему подражать. Так, например, братией было принято решение выделять из братских денег некоторую сумму для раздачи нищим.
Как уже было сказано, многие древние храмы и постройки обители пришли в ветхость. Под руководством отца-настоятеля начались ремонтные и реставрационные работы, перестраивались иконостасы, обновлялись интерьеры церквей, реставрировались предметы ризницы, были систематизированы старый монастырский архив и библиотека, отремонтированы кровли, окна и крыльца, поновлены росписи и покрашены наружные стены. На горе Мауре близ Гориц была построена часовня в память о приходе преподобного Кирилла в Белозерские пределы.
Заботясь о духовном состоянии вверенных ему насельников, архимандрит Иаков прикладывал немало сил к ограждению внутренней монашеской жизни от влияния извне. На протяжении длительного времени он добивался вывода с территории монастыря духовного училища и уездной тюрьмы, находившихся здесь с XVIII века. На строительство нового здания для училища он пожертвовал кирпичи и большую сумму денег. На первую неделю Великого поста и Страстную седмицу монастырские ворота были закрыты для мирян.
Следуя воспринятым им монашеским традициям, архимандрит Иаков записывал в дневнике все нарушения устава монастыря, допущенные братией, а по ночам посещал кельи иноков. «Не вернется монах в келью таким, каким он вышел из нее», – говорил он своим духовным чадам.
Помимо настоятельского послушания на архимандрита Иакова было возложено и многотрудное послушание благочинного близлежащих монастырей. Сохранились документы, которые говорят о его активном участии в делах Нило-Сорской пустыни, Горицкого женского монастыря, Кирилло-Новоезерского монастыря и других. Он старался организовать их внутреннее устроение в соответствии с уставами преподобных Кирилла Белозерского и Нила Сорского, стремился утвердить строгость монашеской жизни и ввести общежительный устав.
В 1892 году, при учреждении Кирилловского викариатства Новгородской епархии архимандрит Иаков отказался от предложенного ему епископского сана и остался настоятелем монастыря. В том же году он был избран почетным членом Московской духовной академии.
Почил архимандрит Иаков 16 (29) января 1896 года во время чтения благодарственных молитв по Святом Причащении. В его келье остались книги, клобук и две рясы, одна из которых была подарена епископом Можайским Тихоном и поэтому сохранена старцем. Более 6000 человек приехало на погребение. Как завещание архимандрита Иакова на погребении раздавалась отпечатанная проповедь «На день Рождества Христова».
«…Не думайте, чтобы житейские заботы, необходимые для плоти, могли быть преградою нашему возношению к Спасителю на небо: на земные заботы нужно смотреть по-евангельски, тогда мы будем смотреть на них так, как велит смотреть Господь, т. е. на все вещи смотреть как на средства к достижению неба. Следовательно, самое наше видимое нисхождение мыслями долу будет не что иное, как восхождение и нисхождение по лествице, ведущей к небу, подобно виденной Иаковом.
Много значит восхождение мыслями на небо. Не думайте, чтобы мысли наши не оставляли в душе никакого следа. Вера наша уверяет, что все наши мысли, явные и самые сокровенные, записываются в книге живота (жизни), все они откроются взорам нашим на Страшном суде. Каждая мысль записывается не только в книге живота, но резкими чертами напечатлевается на образе души; каковы мысли, таков и вид души; ибо через мысли настраивается душа в тот и другой вид. Занимайтесь чистыми, святыми, небесными мыслями об Иисусе Христе, родившемся для спасения нашего, и вид души будет чистый, светлый, небесный, богоподобный. Приразитесь мыслями к нечистому, плотяному, похотному, и вид души сделается нечистый, мрачный, безобразный, еще хуже – бесоподобный. Еще более: к чему теперь больше стремимся мыслями, к тому, по разлучении от тела, душа получит решительное направление. Стремилась ли душа к Спасителю на небо, и по разлучении от тела она прямо воспарит на небо, к Богу. Вращалась ли около предметов дольних, тленных, греховных, и по разлучении от тела она прямо пойдет туда, где царство всякой мерзости, греха и смерти – во ад. Будем же как можно чаще возноситься к яслям Вифлеемским, и мы легко будем возноситься к Спасителю нашему на небо…»
Через три года после кончины архимандрита Иакова почитатели установили на его могилу белый мраморный памятник.
В 1987 году архимандрит Иаков (Поспелов) был канонизирован в лике преподобных, его имя включено в Собор Тульских святых.
Примером своей жизни преподобный Иаков показал, что реализация талантов, которые Бог дал человеку, не может быть препятствием для монашеской жизни. Если эти таланты возращены в благодатной почве, они могут приносить богатые духовные плоды, от которых будут питаться многие.
Материал подготовила Анна Фейгина