6 февраля в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «История Московского Ивановского монастыря. Строители и ктиторы». «Монастырский вестник» предлагает своим читателям познакомиться с тем, как проходило это мероприятие, обозначившее новую значительную веху в изучении истории обители.
Среди умножающихся ныне в России монастырей лишь единицы возникают «с чистого листа», не имея предшествующей истории. Для многих обителей с течением времени жизнь создает эту историю даже во второй, и в третий раз. Интересно, что иноческое житие, по природе своей, казалось бы, стремящееся оторваться от всех земных привязанностей в движении к небесной цели, делает исключение для одного весомого «багажа»: монашество ценит свое предание, устное и письменное, помнит предшественников и наставников, хранит благодарность давним попечителям. Любой монастырь с историей стремится больше узнать о своем прошлом, особенно если прошлое измеряется столетиями. Обители открывают музеи, восстанавливают утраченные страницы монастырских летописей, делая тем самым доброе дело не только для себя, поскольку нынешние паломники через это прикосновение к былому могут обрести интерес к монашеству и желание понять его суть.
Предтеченская обитель на Ивановской горке в Китай-городе дважды восставала из полного разорения – после наполеоновского нашествия и после десятилетий хозяйничанья в ней советской власти. При втором возрождении (монастырь был официально вновь открыт в 2000 году) ей посчастливилось: Божией милостью в числе насельниц, прихожан и друзей оказались люди, готовые с огромным желанием и любовью по крупицам собирать и изучать ее материальное и духовное наследство.
Не каждый монастырь по прошествии двух с небольшим десятилетий трудного восстановительного периода может предъявить наряду с отреставрированными храмами и корпусами два образцово составленных, прекрасно изданных фолианта с материалами по своей истории (третий том тоже почти готов). Не каждый обладает такими духовными ресурсами, чтобы регулярно проводить полноценные тематические конференции, посвященные своему историческому наследию и шире – истории христианского монашества с первых веков его существования.
Нынешнее научное собрание, названное «История Московского Ивановского монастыря: строители и ктиторы», объединило в небольшом конференц-зале (он находится в подклете Иоанно-Предтеченского собора, рядом с музейной экспозицией) историков, археологов и искусствоведов, архитекторов, реставраторов, филологов, а также насельниц монастыря, приобретших за годы исследовательских трудов уникальный опыт и профессионализм. По традиции открыла заседание казначея обители монахиня Анувия (Виноградова).
Программа конференции подводила определенный итог большому периоду работы и в соответствии с этим имела четыре раздела:
– история XVI–XVII вв.;
– история XIX века; возобновление монастыря;
– хутор Московского Ивановского монастыря;
– новые находки в фондах музеев и архивов; презентация новых изданий.
Попечители и молитвенники
Приветствуя участников, А.Л. Баталов, доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии художеств, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе счел нужным заметить, что такое «необязательное», не прописанное ни в одном монашеском уставе явление как конференция – на самом деле необходимо и для изучения прошлого, и в целом для пробуждения интереса к монашеской жизни.
Говоря о заявленной теме, Андрей Леонидович также отметил ее важность, поскольку «ничто не происходит само собой»: за каждым моментом строительства, благоукрашения монастыря стоят конкретные люди, которые делали вклады, заботясь об участи своей души, надеясь на вечное молитвенное поминовение. Годы безбожия разметали и большей частью обратили в прах монастырские синодики и вкладные книги, и теперь мы должны, не упуская ни единой мелочи, восстанавливать содержавшиеся в них сведения. Хотя счастливые находки иногда бывают: так неожиданно была обнаружена считавшаяся утраченной «Книга записей достопамятных вещей» собора Покрова на Рву. Возможно, синодик Ивановского монастыря тоже найдется где-нибудь, например, в еще не разобранных монастырских архивах, хранящихся в ГИМе.
Из самого доклада А.Л. Баталова «Ктиторы Ивановского монастыря и проблемы архитектурного изучения обители» интересно было узнать, как, действительно, скрупулезно, путем многих поисков, сопоставлений малейших сохранившихся артефактов, пересмотра прежних взглядов и убеждений ученый может продвигаться в исследовании исторического периода, документация о котором практически отсутствует. В частности, докладчик привел доказательства, опровергающие – или дополняющие – ранее существовавшее мнение, что первым ктитором монастыря был Василий III. Изучение архитектурных особенностей и кирпичной кладки несохранившегося монастырского собора, а также икон его утраченного иконостаса ведут в более позднюю эпоху – Иоанна IV, чьим небесным покровителем, собственно, и был святой Иоанн Предтеча. Из гораздо более документированного XVII столетия до нас дошли имена крупных вкладчиков – боярина Богдана Хитрово (в Ивановской обители была пострижена его мать, похоронены жена и дочь) и думного дворянина Василия Саввича Нарбекова, выстроившего надвратную церковь монастыря.
Л.А. Беляев, член-корреспондент Российской Академии наук, заведующий отделом археологии Московской Руси РАН, продемонстрировал аудитории находки из раскопок, проводившихся в 2016–17 гг. при реставрации монастыря. Территория обители была основательно перекопана в XIX веке, когда шло большое строительство. Под строительными горизонтами позапрошлого столетия открываются в основном кладбищенские слои. Из найденного в них наибольший интерес представляют фрагменты надгробных плит середины XVI – XVII вв., на которых есть надписи с монашескими именами – «Андреева сына Витовтова, во иноцех Анания», «схимницы Ираиды» и др.
Доктор исторических наук, профессор историко-филологического факультета ПСТБУ А.Г. Авдеев, представив доклад «Из истории некрополя Иоанно-Предтеченского монастыря в конце XVII – первой трети XVIII в.», познакомил участников конференции с неизданным сочинением иеромонаха Чудова монастыря Кариона Истомина (1640-е – 1717) – придворного поэта и главы Московского печатного двора. Эпитафия Елене Истоминой – предположительно матери писателя – интересна тем, что существует в поэтическом и прозаическом вариантах. И если стихотворная эпитафия построена как классический для этого жанра диалог надгробия с прохожим, то из прозаической мы можем узнать много подробностей, а именно, что усопшая подвизалась и умерла в Ивановском монастыре, ее возраст, мирские имя и отчество, и даже имя ее соседки по келье. Нельзя только сказать, нанесена ли была эпитафия на могильную плиту; и узнать это, вероятно, не представится возможным и в будущем, поскольку некрополь этого времени в обители практически не сохранился.
Своеобразный итог тому, что в настоящий момент известно из истории обители с XVI по XVIII столетие, подвел кандидат исторических наук, историк-архивист Иоанно-Предтеченского монастыря Д.Г. Давиденко. В дополнение к уже названным крупным вкладчикам прозвучало имя государя Михаила Романова – в его правление монастырь оставался ружным, то есть содержащимся непосредственно на средства из государственной казны. В начале 1640-х годов по документам прослеживается «комплексная программа» благоустройства монастыря, инициированная царем; в частности была возведена каменная колокольня, колокол для которой отлили по повелению Михаила Феодоровича.
Наиболее яркой личностью среди насельниц в эту эпоху является блаженная схимонахиня Марфа. Степень ее почитания была сопоставима со степенью уважения к ближайшим царским родственникам, отметил Дмитрий Григорьевич. Об этом свидетельствует, например, то, что царским попечением одновременно были изготовлены покровы на гробницы Ирины Годуновой и блаженной Марфы.
Духовные связи
Чрезвычайно интересным оказался раздел программы, посвященный возобновлению монастыря в XIX веке. До середины столетия разоренная наполеоновскими войсками обитель стояла в запустении, между тем как Москва давно залечила раны, нанесенные войной, и вела в это время крупное церковное строительство: возводились Храм Христа Спасителя, Троицкий собор Данилова монастыря.
Вероятно, по Божию Промыслу нужно было дождаться, пока у Высокопреосвященного владыки митрополита Московского Филарета (Дроздова) в подробностях созреет идея создания в Москве общежительных монастырей, первым из которых он назначил быть Иоанно-Предтеченскому. Вся более чем двадцатилетняя эпопея со строительством и возрождением монашеской жизни на Ивановской горке была разносторонне освещена в нескольких докладах, тесно связанных друг с другом по содержанию. М.Д. Смирнова, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры немецкого языка и регионоведения факультета иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова посвятила выступление непосредственно роли святителя Филарета в возобновлении Ивановской обители. С.В. Духанова, советник Управы Дмитровского района Москвы и экскурсовод Иоанно-Предтеченского монастыря рассказала о двух замечательных женщинах, фактически на своих плечах вынесших финансирование и все труды по строительству, – Елизавете Алексеевне Макаровой-Зубачёвой и Марии Александровне Мазуриной. Монахиня Феонилла (Харченко) сообщением о деятельности прп. Пимена Угрешского и Комиссии по возобновлению монастыря подвела итог этому разделу конференции.
Замечательным дополнением к названной теме послужил эмоциональный доклад Л.А. Шитовой, главного архитектора проекта ООО «Реставратор», почетного реставратора г. Москвы об архитектурном ансамбле и интерьерах Ивановского монастыря, созданных архитектором М.Д. Быковским.
Именно с этих докладов во всем дальнейшем ходе конференции наметился некий особый поворот, который в результате привел к ясному пониманию удивительной объединяющей роли Предтеченской обители в судьбах множества людей, составляющих цвет отечественной культуры, – в самом широком значении этого понятия. Нельзя не увидеть духовной преемственности, идущей от приснопамятной старицы Ивановского монастыря Досифеи, общавшейся с Новоспасскими старцами – учениками прп. Паисия (Величковского) и в свою очередь наставлявшей будущих Оптинских светочей – братьев Путиловых – прпп. Моисея и Антония. Можно удивляться Божиему Промыслу, который привел строительницу обители Марию Мазурину под окормление прп. Антония Оптинского. Но нужно осознать главное – доклад С.В. Духановой, подробно рассказавшей о семействе московских купцов Мазуриных, помог это сделать: и дело возрождения, и множество иных добрых дел, совершавшихся в России, и все эти тонкие духовные связи, имели под собой незыблемую основу: благочестие и совесть, которые считались нормой в традиционных сословиях русского общества. Несмотря на последующие старания оболгать этих людей, историческая правда торжествует: мы все больше узнаем об их широкой, в том числе церковной, благотворительности, строительстве больниц и школ, библиофильстве и коллекционировании… Зная об этой основе, лучше понимаешь, как могла одна женщина отдать все состояние на воссоздание обители, и другая, обремененная вдовством, детьми, утратами, болезнями, – до последних своих дней быть практически единолично ответственной за строительство целого монастырского комплекса.
Ответственность, порядочность и выдающиеся таланты. Организаторский дар, которым обладали продолжившие и завершившие возрождение Ивановского монастыря архимандрит Пимен (Мясников), будущий прп. Пимен Угрешский, и протоиерей Платон Капустин (старший брат архимандрита Антонина, приобретшего для Отечества земли «Русской Палестины»). Творческие, художественные дарования, которыми были наделены архитектор Ивановской обители М.Д. Быковский и другой зодчий – Н.В. Султанов, создатель храма прп. Сергия на монастырском хуторе – о нем также подготовила доклад мать Феонилла (Харченко) на основании своей работы с дневниками мастера в Петербурге, в фондах Российской национальной библиотеки.
…Привычное к Интернету сознание невольно готово было сравнить все эти выстраивающиеся цепочки родственных, профессиональных, а по большому счету – именно духовных связей – с «сетью», пронизанной «гиперссылками», каждая из которых обладает самостоятельной ценностью.
Это ощущение закрепил яркий доклад В.А. Кондратьева, заслуженного регента Москвы, исследователя истории московских храмов и кладбищ, подготовленный им совместно с насельницей Иоанно-Предтеченского монастыря монахиней Тавифой (Исаевой): «Игумения Леонида (Озерова) как ктитор хуторского храма». О самом строительстве на землях, полученных монастырем в 1891 году близ нынешней станции Марк Савеловской железной дороги, ранее рассказал на конференции Д.Г. Давиденко.
Игумения Леонида (1837–1920), в миру Любовь Петровна Озерова, урожденная Арцыбашева, пожертвовала около 10000 рублей (почти половину требуемой суммы) на строительство хуторского храма, а также дóма, часть которого была отдана ею для проживания сестер. Сделала она это тайно в тот момент, когда, будучи уже 15 лет вдовой, приняла решение о поступлении в Ивановский монастырь. В дальнейшем она была настоятельницей Серпуховского Владычнего монастыря и затем – московского Новодевичьего, где в последние три года жизни престарелой игумении довелось узнать все беды, пришедшие с новой властью.
Но «гиперссылки» вели дальше: игумения Леонида приходилась двоюродной бабушкой Святейшему Патриарху Алексию I. А мать Патриарха Ольгу Симанскую (в девичестве Пороховщикову) девочкой подводили под благословение святителя, митрополита Московского Филарета, который подарил маленькой Оле образок, всю жизнь бывший с Патриархом Алексием, изготовившем впоследствии из него панагию…
Новые издания и находки
Невозможно в одной статье даже просто перечислить все интересные, заслуживающие особого внимания и размышлений сведения, изложенные в докладах конференции. Надеемся, что авторы докладов предоставят их для публикации на сайте обители, – такую просьбу высказал клирик монастыря иерей Николай Мальцев. А также – что издательская деятельность монастыря продолжится, и появятся новые книги, подобные тем, о которых рассказала в заключение конференции доктор филологических наук В.В. Каширина, много лет принимающая участие в исследовательских и просветительских проектах Иоанно-Предтеченского монастыря. Варвара Викторовна познакомила с новым дополненным изданием труда священника Василия Руднева (1834–1904) «Подвижница Московского Ивановского женского монастыря инокиня Досифея (княжна Тараканова)», а также обратила внимание присутствующих на то, что монастырь берет на себя труд научного переиздания литературы, которая в 1990-е годы печаталась в основном репринтным способом с целью удовлетворить духовный голод после многолетних запретов. Ныне такие книги необходимо сопровождать соответствующим комментарием и иным справочным аппаратом, что является трудоемким делом – порой небольшая брошюра требует около года подготовки.
В.В. Каширина также сообщила о некоторых замечательных находках в архивных и музейных фондах – результатах изысканий, которые постоянно ведут сестры монастыря. Среди обнаруженных в последнее время предметов, происходящих из Ивановской обители или иным образом с ней связанных, наибольший интерес представляет акварельный портрет инокини Досифеи на пергамене, XVIII века, из фондов государственного Эрмитажа. Увидеть его можно будет, по условию, поставленному музеем, только в одном из готовящихся монастырских изданий.
Д.Г. Давиденко от имени участников поблагодарил организаторов конференции за труд подготовки этого, как он выразился, «научно-информационного праздника» и выразил уверенность, что имеются все предпосылки для новых конференций подобного уровня. Архивиста обители поддержала монахиня Тавифа (Исаева), сообщившая о близящейся к завершению работе над третьим томом архивных материалов по истории монастыря. Мать Тавифа предложила посвятить следующую конференцию игумениям, сестрам и духовенству Иоанно-Предтеченской обители.
Елена Володина
Фото: Владимир Ходаков.
Фотографии также предоставлены
Иоанно-Предтеченским монастырем