О жизни монахинь Александры и Матроны (Куликовых) из деревни Олехово

Н.А. Самочатова

В октябре 2018 года в Александровской епархии Владимирской митрополии состоялся региональный этап XXVII Рождественских образовательных чтений. В городе Петушки, где провел последние годы жизни святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, была организована научно-практическая конференция секции «Новомученики и исповедники Русские в истории Церкви и государства». Среди интересных докладов, некоторые из которых уже опубликованы на сайте «Монастырский вестник», наше внимание привлекло сообщение прихожанки Свято-Воскресенского храма села Воскресенье Надежды Александровны Самочатовой «Опыт реконструкции церковной жизни в Киржачском районе в 1930-е годы по материалам следственных дел священнослужителей». Автор поставила своей целью изучить не только обстоятельства жизни самих репрессированных священников, но и их церковное окружение, справедливо полагая, что знание круга общения, духовных связей верующих людей в годы гонений дает более точную, исторически достоверную картину происходившего. Так, благодаря исследовательской работе прихожан сельского храма стали известны некоторые факты биографии монахинь – сестер Куликовых, до революции, вероятно, насельниц московского Алексеевского монастыря. Н.А. Самочатова поделилась с «Монастырским вестником» сведениями, которые удалось обнаружить. Приход Свято-Вознесенского храма намерен продолжить изучение своей истории, и, возможно, со временем эти крупицы знаний о прошлом составят летопись трудного стояния в вере множества русских людей, переживших лихолетье ХХ века.

Изучая следственное дело священника прихода Воскресенской церкви иерея Дмитрия Петровича Никольского, арестованного в сентябре 1938 года, прихожане Свято-Воскресенского храма села Воскресенье Петушинского района Александровской епархии встретили имена двух монахинь, проживавших в деревне Олехово [1]. Дмитрий Петрович на допросе сообщает [2], что «опирался до 1938 года на монахинь, проживающих в д. Олехово Александру Ивановну и Матрону Ивановну Куликовых».

Как записано в протоколе, они «вели контрреволюционную деятельность… обрабатывая не только взрослых, но и детей школьного возраста, привлекая их к себе в дом, внушали антисоветские взгляды». Дмитрий Петрович упоминает также, что они общались с Михаилом Соловьевым [3]. Обращение их к Михаилу Соловьеву, как следует из материалов дела, было связано с тем, что Никольский высказал им свое намерение перейти к епископу Алексию (Сергееву) [4]: «перейти к автокефалии и подчиниться епископу Ивановскому и Владимирскому Алексию».

Оказалось, что монахини Куликовы (монашеские имена их пока неизвестны) – двоюродные бабушки одного из прихожан храма. Основные факты их биографии еще требуют документальной проверки, но вот что удалось узнать по воспоминаниям родных.

Александра Ивановна Куликова, девица из крестьянской семьи, родилась в 1870 году. Пережив в юности личную драму, обратилась к старцу, который благословил ее идти в монастырь. Вслед за ней в монастырь отправилась ее сестра Матрона, которая была лет на десять младше. По семейным воспоминаниям, это произошло около 1894 года. Как рассказывают внуки, постриг сестры приняли в Алексеевском монастыре в Москве. У сестер Куликовых были красивые голоса. Александра исполняла в монастыре клиросное послушание, какое-то время была регентом. Матрона обладала художественным дарованием, ее обучили иконописи.

После закрытия монастыря им пришлось вернуться на родину, муж их третьей младшей сестры Марии Ивановны Иван Сергеевич Краснов купил им в деревне маленький домик, где они поселились и прожили до конца своей жизни.

По воспоминаниям внука, который в конце 1950-х годов приезжал и надолго оставался у них летом, жили они бедно и просто. Электричества не было, зажигали керосиновые лампы: «Сидишь, бывало, впотьмах...» Стены были оклеены всякими необычными «картинками»: старичок кормит медведя, голова страшная на блюде... Мальчик тогда не знал, что это иконы, а бабушки молчали, ничего ему не рассказывали. «Вся стена была оклеена, что-то они, возможно, брали из монастыря на хранение», – вспоминал внук. При детях они никогда не молились.

Жили тихо, незаметно, и, как часто бывает, существование их обрастало легендами среди односельчан.

Про бабу Матрешу говорили, что она любила ходить в лес, всегда возвращалась с грибами, с ягодами, черники набирала корзинку, даже в неурожай. Пекли пироги черничные. Деревенские хотели подсмотреть, следили за ней: «А она подойдет к повороту – перекрестилась, и нет ее».

Сестры внешне были очень разные. Баба Матреша попроще – дети ее не так боялись, как бабу Сашу. Та была кремень, страшно было к ней подойти. Она обладала какой-то силой, и в деревне ее уважали. Рассказывали, что могла подойти к группе гуляющей советской молодежи и строго сделать им замечание: «Праздник сегодня большой – расходитесь по домам…» – ее слушались.

В храм села Воскресенского они ходили пешком через лес, по болоту напрямик около трех километров. После закрытия храма ходить пришлось еще дальше – в деревню Горки. Храма там не было, службу совершали потихоньку у кого-то дома. В 1930-е годы сестер, по сохранившемуся в семье преданию, арестовывали, но вскоре отпустили.

После войны сняли с должности директора местной школы. Кто-то донес, что он с монахинями «пел псалмы».

Дожили сестры-монахини почти до ста лет, скончались в 1960-е годы. Похоронены на кладбище при Воскресенской церкви.

Когда баба Матреша умерла, ее племянница Маргарита Климакова приехала с севера, где они работали с мужем, на похороны. Она увидела бедный, заброшенный дом, скромную утварь. Жители думали, что у них там монастырские богатства, искали сокровища, даже полы взламывали, перекапывали всё. Кое-какие иконы успели передать родственникам…

Большая редкость, когда родственники священников, монашествующих, подвергшихся в советские годы гонениям и притеснениям, хранят воспоминания о своих отцах и матерях. Часто из-за страха старшие молчали и до самой смерти ничего не говорили ни детям, ни внукам. О хранении фотографий и документов даже подумать нельзя было – всё сжигали. Тем более удивительно, что внуки Александры и Матроны сохранили о них живую и теплую память. Свет, исходивший от сердец сестер, согревал людей вокруг так, что даже родственники-коммунисты, если и не разделяли их веры, уважали ее и никогда не позволяли себе произнести о них презрительного слова.


 

[1] В настоящее время бывшая деревня Олехово объединена с деревней Панфилово.

[2] Архив УФСБ по Владимирской области. Дело П-341. Т. 1. Л. 49 об.

[3] Вероятно, имеется в виду священник села Овчинино Михаил Николаевич Соловьев, арестованный осенью 1938 года вместе с о. Дмитрием Никольским.

[4] В описываемое время епископ Ивановский Алексий (в миру Виктор Михайлович Сергеев; 1899–1968). В 1938 году отошел от митрополита Сергия (Страгородского): после того как увидел в советских газетах имя патриаршего местоблюстителя среди «шпионов и диверсантов», поспешил объявить о разрыве с ним и провозгласил «автокефалию» в Иванове. См. о нем: http://www.pravenc.ru/text/64684.html, https://drevo-info.ru/articles/1212.html


Материалы по теме

Доклады

Монастыри

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Красносельский переулок, 5с2
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Красносельский переулок, 5с2

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Пензенский Троицкий женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь