«Русская лампада на Афоне»: фильм о молитве

Монахи афонского Свято-Пантелеимонова монастыря сняли документальный фильм «Русская лампада на Афоне». Фильм создан по благословению 100-летнего игумена обители старца-архимандрита Иеремии (Алехина) и приурочен к юбилею 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе.

Отсутствие какого-либо сюжета,  главных героев, ярких диалогов, проповедей и музыки роднит его с андеграундным (язык не поворачивается сказать кино) видеотворчеством. Сюжетом здесь стала монашеская жизнь на Афоне, музыку заменяет непрерывное молитвенное песнопение, а диалоги – скупой, монотонный рассказ двух насельников об истории русского монастыря. Из этого фильма не узнаешь об истории 20 монастырей Святой Горы, как можно туда добраться и где остановиться; одним словом, фильм не рассчитан на туристов – у него другая задача. Акцент сделан на внутренней монашеской жизни, а  вовсе не на паломническом служении афонитов. Как отметил один из создателей картины генеральный директор Института Русского Афона Валерий Пирогов (институт помог в техническом и информационном обеспечении съемок), это первый фильм об Афоне, снятый самими монахами. До сих пор документальное кино о монашеской республике делали гости полуострова. «Этот фильм позволяет погрузиться в атмосферу молитвенной жизни обители и глубоко почувствовать то, что составляет суть монашеского бытия, прикоснуться к монашеской душе. Фильм снимался несколько лет», – говорит Валерий Пирогов.

Человеку с клиповым мышлением фильм, возможно, покажется даже скучным, а на вопрос, о чем он, вы скорее всего услышите: «Ни о чем». И действительно, поначалу долго остающиеся в кадре прекрасные пейзажи, закаты и восходы, катер с монахами, плывущий неизвестно зачем, откуда и куда по волнующемуся морю и заунывные песнопения заставляют закипать ум, ищущий развития сюжета. Поэтому следует сразу предупредить зрителя, что это фильм для подготовленного зрителя, кого монотонное чтение часослова на полунощнице не клонит в сон, а заставляет сосредоточиться на молитве. Вся операторская и режиссерская  работа – это попытка взглянуть на Афон глазами тех, кто умер для мира, посвятив оставшуюся жизнь непрестанной молитве  о нем.

Один из первых эпизодов позволяет зрителю увидеть кадры прощания монахов с почившим собратом, тихое шествие похоронной процессии, летящие в могилу комья земли. «Афон – единственное место на земле, население которого восполняется не за счет рождения, а за счет смерти. Умерев, насельники Афона становятся согражданами всех преподобных отцов афонских», – звучит закадровый текст.  Смерть – это часть жизни, неизбежная и трагичная, но она не приводит в отчаяние, если ты вместе с Богом. Кажется, именно об этом хотят напомнить спокойные и светлые лица монашествующих у свежей могилы. Съемки похорон сменяются монастырской костницей с именными черепами на полках. На одном из них только одно слово – губернатор. Как стало известно исследователям, речь идет об одном из губернаторов Пермского края в начале ХХ века Александре Болотове, окончившим свою жизнь афонским монахом.

И хотя имена  Антония Печерского, Саввы Освященного, Стефана Душана, Паисия (Величковского), Антония  (Храповицкого) звучат в закадровом тексте штрихами (исключение делается только для Силуана Афонского), в целом о жизни Русика и его скита Старого Русика создается достаточно полная картина. 

В фильме показана уникальная стеклянная фотопластина, на которой, по общему мнению, изображена Богородица (образ Божией Матери назвали «Светописанный»), принявшая милостыню из рук одного из монахов. Снимок сделан 21 августа (3 сентября) 1903 года. Уникальность его в том, что никто не видел Владычицу наяву, однако Ее облик остался запечатленным на фотопластине.

Первая фотолаборатория на Афоне была создана в 1860 году именно в Пантелеимоновом монастыре, и, когда ученые из России и Германии разбирали весь фотоархив, было найдено около тысячи уникальных снимков, сваленных в кучу, в том числе и кадр с Григорием Распутиным. В настоящее время готовится к выпуску фотоальбом на основе этих снимков, который планируется выпустить в мае этого года. В фильме также приводятся любопытные цифры, например, что в Пантелеимоновом монастыре за все время его существования подвизалось 4612 человек. 
На пресс-конференции, состоявшейся после пресс-просмотра, Валерий Пирогов рассказал, что на Афон с целью посвятить себя монашеской жизни приезжает много молодых людей из России. Причем не из Москвы и Санкт-Петербурга, а из Сибири, Урала, Центральной России. «Непосредственно в Пантелеимоновом монастыре сейчас находится от 80 до 90 монахов из России, но и в греческих монастырях есть представители нашей страны, Украины и Молдавии. Их принимают очень охотно, в этом мне признались сами игумены, – уточнил Валерий Пирогов. – Потому что они любят трудиться и большие молитвенники».

Премьерный показ картины на телевидении запланирован на 28 февраля на православном телеканале «Союз», после чего он будет представлен и на портале «Русский Афон».

Ветров Максим

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь