С Патриархом Иринеем по Святой Земле

Епископ Пакрацко-Славонский Йован

28 декабря – сороковой день отшествия ко Господу Предстоятеля Сербской Православной Церкви Святейшего Патриарха Иринея – выдающегося иерарха, богослова и пастыря. Любовь к людям, доброта и скромность Святейшего владыки остались в памяти и в душе каждого, кому довелось с ним встречаться. В числе тех, кто может поделиться этими счастливыми воспоминаниями, – епископ Пакрацко-Славонский Йован.

Патриарха Иринея я встретил впервые в Хиландаре [1], еще будучи послушником. Митрополит Амфилохий отправил меня и теперешнего иеромонаха М. на Святую Гору, чтобы мы могли немного перевести дух после «дробилки» Цетиньского монастыря военной поры и «принять Духа».

Это случилось непосредственно после краткого настоятельства отца Паисия (Танасиевича), когда и настоятели, и братия заново учились общежительному порядку, предписанному святым Саввой, после многовековой идиоритмии. Отец Паисий после истребления его семьи на Дрине (повторного, ибо то же самое случилось и во время Второй мировой войны), уединился в недавно восстановленном скиту святого Василия на побережье, где он с любовью и подлинным святогорским гостеприимством принял нас. Вскоре он отправится во Вране (Южная Сербия), где за короткое время создаст ряд братств и сестричеств, которые его, рано почившего, до сих пор хранят в благодарной памяти.

Патриарх Ириней – тогда епископ Нишский – прибыл в те дни в Хиландар, куда его направил Священный Синод, чтобы возглавить Литургию на монастырской Славе Введения Богородицы во храм [2]. Если бы мне тогда сказали, что он же, но уже как Патриарх направит меня как своего викария в 2014 году в Хиландар, чтобы возглавить празднование памяти святого Симеона Мироточивого [3]!

Владыка Нишский посмотрел на непримечательных послушников (впрочем, примечательный послушник – это оксюморон), которые подошли взять благословение, и спросил, откуда мы, после чего любезно и немного официально сказал: «Что ж, нам нужны монашеские кадры». Правда, послушники уже были достаточно одержимы Святой Горой, чтобы такое рекрутирование произвело на них впечатление. Позже о. М. и я долго вспоминали ту странную силу, объятые которой мы, как два горных козла, карабкались от Ватопеда до Хиландара, и только спустя время признались друг другу, что не могли понять, что происходит с тем другим, куда он летит как помешанный.


Позже я чаще всего встречал владыку Иринея в Нише, в основном, когда путь лежал на Святую Гору или в Царьград, или когда митрополит Амфилохий приезжал навестить его после пожара, который уничтожил недавно восстановленный нишский Соборный храм; или мы приезжали в гости к командиру Третьей армии, что имело своим прямым последствием введение празднования Славы, а затем и священства в армии.

Летом 2003 года Храм Воскресения был пуст, и на Гробе Господнем, где у вас обычно бывало не более полминуты, можно было проводить в молитве часы. Приближался юбилей монастыря Святого Саввы в Иудейской пустыне, и тогдашний, только что избранный, Патриарх Иерусалимский Ириней был крайне встревожен, что из-за Интифады [4] (а до Мар Сабы [5] надо добираться через палестинские территории, на которые нас не пускали израильтяне: только что была закончена осада Базилики Рождества в Вифлееме) никто из православного мира не сможет приехать.

– Мы услышали ваше желание, твое и Патриарха, к вам приедет владыка Нишский, – сказал мне митрополит Амфилохий по телефону от имени Синода.

– Прекрасно, – говорю, – он говорит по-гречески, это обрадует Патриарха. Спасибо от меня и Патриарха!

Посмотрел на календарь, начало декабря; святой Савва 5/18 декабря (Иерусалимская патриархия придерживается юлианского стиля) – есть время до приезда гостя. Я навалился на иврит, нужно было сдать третий уровень.

– Father Јован where are you? A Serbian bishop is looking for you [6], – слышу голос владыки Аристарха, главного секретаря Священного Синода Иерусалимской патриархии. «Помилуйте, 10 декабря, какой сербский епископ», – думаю я.

– Приходите в Knight's Palace отель, он здесь!

– Хорошо, иду!

Мне повезло, что тогда я жил в здании Оскара Нимайера на Парижской площади в нескольких сотнях метров от Яффских ворот. Вижу, в холле гостиницы сидит владыка Нишский!

– Вот, прибыл c Синая, – говорит и смеется.

Ну да! Он был в монастыре святой Екатерины на празднике 8 декабря и через Синайскую и пустыню Негев добрался до Иерусалима!

– Господи, Преосвященный, Вам надо отдохнуть, Вы тряслись от Синая два дня, – говорю ему.

– Да, но мне неудобно, что патриархия оплачивает мне такой дорогой отель. Знаешь ли ты место поскромнее?

«Ох, куда же вести владыку по гостиницам и хостелам, есть ли у тебя сердце», – думаю про себя.

– Знаете, я живу недалеко от Старого города, в этой квартире есть хорошая комната. Вам это подходит? – Он молча берет сумку и идет.

– Вот, справа, по преданию, кладбище воинов Саладина, – рассказываю я по дороге, пока мы идем к зданию, где я жил. Сумку я у него все-таки отобрал. На ходу звоню Шмуэлу Эвьятару – советнику градоначальника Эхуда Олмерта по христианским вопросам, и послу Югославии Кринке Видакович-Петров, Арию Ливне – шефу представительства Республики Сербской в Иерусалиме, и договариваюсь с владыкой Аристархом о приеме у Патриарха и последующих богослужениях.

Греки просто не верят, что кто-то все-таки приехал. «Что нам Интифада, нас до вчерашнего дня бомбило НАТО», – шучу я с Аристархом.

Следующих десять дней будущий Патриарх и я вместе завтракали, обедали и ужинали, обходили святые места Иерусалима, большей частью пешком.


Военный атташе полковник Джурин и Александр Петров, большой знаток литературы и поэт («На сто процентов серб и на сто процентов русский!», как он о себе говорил) возили тогдашнего владыку Нишского по Галилее и северу Святой Земли. Джурину он освятил и славский колач [7] в канун праздника святителя Николая, и долго мы сидели с Патриархом Иерусалимским Иринеем и владыкой Аристархом, и те сетовали, что израильские власти до сих пор не признают новоизбранного Патриарха. (Иерусалимского Патриарха должны признать Палестинское самоуправление и государство Израиль; Израиль признал Иринея только в 2005, после чего Собор его сменил по внутренним причинам – предостережение всем о значении и силе Собора).

Нашлось место и для чашки кофе, и не одной, со Шмуэлом и дорогим владыкой Феофаном, который и сегодня – богослужебный маятник Иерусалимской Патриархии и теплейший ее гостеприимец.

Когда Арий Ливне от имени Республики Сербской подготовил ужин для гостя из Ниша в центре города, при входе нас ждал возглас:

– Помогай Господь, – пожилая женщина устремилась к нему. – Я Перера, из Ниша!

– А я владыка Нишский, – отвечает он, и течет разговор, долгий и теплый, как будто она нишская прихожанка, которую он знает всю жизнь.

Когда мы наконец спустились и вдоль Кедронского потока вошли в монастырь святого Саввы на всенощное бдение и Литургию, владыку Нишского встретил его старый друг, отец Григорий из Валево, хиландарец, который со Святой Горы пришел в монастырь Хозевит, а из Хозевитского монастыря Патриарх Диодор взял его в монастырь Святого Саввы, где он до своей смерти в 2009 году хранил традицию, что в Мар Саби всегда есть сербы, и был главным литургистом и экономом монастыря.

– Вот и мой друг из Иерусалима, – воскликнул новоизбранный Патриарх Сербский, когда я 22 января 2010 года подошел поздравить Его Святейшество и взять благословение.

– Сейчас Вы должны посетить Иерусалим как Патриарх – говорю ему, – но и в этот раз вместе со мной!

По древней традиции, предстоятели Поместных Православных Церквей после избрания наносят визиты главам других Поместных Церквей, начиная с Царьграда.

Но в том декабре 2003 года посещение этого земного Иерусалима было для него последним.


Перевод с сокращениями: Светлана Луганская

Справка

Епископ Пакрацко-Славонский Йован закончил литературный факультет в Загребском университете, богословский факультет в Белградском университете. В 1991 году пришел в монастырь в качестве послушника Савина. В 1992 году переведен в Цетиньский монастырь, где в канун Рождества Иоанна Предтечи 1993 года был пострижен в монашество с именем Иоанн (Йован). В 1997 году назначен настоятелем монастыря Морачник на Скадарском озере. В 1998 году основал радио «Светигора», первый радио-канал СПЦ. С 1993 до 2003 года преподавал литературу, сербский и словенский языки, историю в духовной семинарии святого Петра Цетиньского. С июня 1999 года находился в Косово в монастыре Печской Патриархии в качестве координатора взаимоотношений с силами КФОР и УНМИК, его деятельность была обращена на спасение святынь и народа; защиту беженцев; исчисление и идентификацию убитых, раненых, похищенных, изгнанных и беженцев. С 2003 года находился в Израиле на учебе, во временном ведении Иерусалимской Православной Церкви. Поступил в магистратуру при мемориале Яд Вашем, защитил диссертацию по исследованию Холокоста. Служил в ряде храмов и монастырей Святой Земли. В Израиле выступал с лекциями о распаде Югославии и межэтнических отношениях, участвовал в подготовке и проведении конференций по Косовскому вопросу в Израиле.

26 мая 2011 года решением Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви был избран викарием Патриарха Сербского с титулом Липлянский. Решением Священного Архиерейского Собора 2014 года избран епископом Пакрацко-Славонским.

Владыка Йован известен в Сербской Православной Церкви и как военный парашютист. В октябре 2002 года он был включен в резервный состав 63-й парашютной бригады, духовником которой является

---------------------------------------

[1] Хиландар – один из афонских монастырей, расположенный на северо-восточной стороне полуострова. Обитель была основана в 1198 году сербским архиепископом святым Саввой и его отцом, сербским князем Стефаном Неманей, которые приняли постриги в соседнем монастыре Ватопед. В святогорской иерархии Хиландар занимает 4-е место.

[2] Крестная слава – сербский обычай, празднование дня святого покровителя семьи, церкви, монастыря.

[3] Преподобный Симеон Мироточивый в миру был великим жупаном (правителем) Сербии, объединил большую часть сербских земель и добился политической независимости для своей страны. В возрасте 80 лет Стефан удалился на Афон, где святостью жизни прославился уже его сын – святой Савва. Преподобный Симеон был великим подвижником и мудрым наставником иноков.

[4] Интифада – арабское освободительное движение. В настоящее время под словом «интифада» чаще всего понимается вооруженная борьба палестинских арабов против Израиля.

[5] Мар Саба или Лавра Саввы Освященного – православный греческий мужской монастырь, расположенный на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне. Обитель была основана в 484 году преподобным Саввой Освященным. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви.

[6] Отец Йован, где вы? Вас ищет сербский епископ – англ.

[7] Славский колач – праздничный хлеб, выпекаемый в честь сербского праздника Крестной славы и торжественно освящаемый.


Материалы по теме

Публикации

Игумения Макария, монастырь Соколица в Косово и Метохии
Архимандрит Тихон (Ракичевич)
Протосингел Павел (Радусинович)
Игумения Феврония (Божич)
Игумения Макария, монастырь Соколица в Косово и Метохии
Архимандрит Тихон (Ракичевич)
Протосингел Павел (Радусинович)
Игумения Феврония (Божич)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумен Тихон (Борисов), скитоначальник Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни
Протоиерей Владислав Цыпин
Игумен Тихон (Борисов), скитоначальник Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни
Протоиерей Владислав Цыпин
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь