В 2019 году Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий женский монастырь отмечает две знаменательные даты, связанные с его историей: 110 лет со дня кончины основательницы монастыря игумении Павлы (Трегубовой) и 120 лет с самого появления на Дальнем Востоке этой первой женской обители.
Параскева Николаевна Трегубова – так звали в миру будущую игумению Павлу – родилась в 1830 году в деревне Трегубово Слободского уезда Вятской губернии. С юности она решила посвятить себя служению Богу. Двадцати четырех лет, в 1854 году, Параскева поступила в Христово-Рождественский Слободской женский монастырь, и с первых дней своего вступления на иноческий путь уже могла быть примером подвижнической жизни. 14 октября 1865 года она была пострижена в рясофор с наречением имени Парфении, а 23 апреля 1866 года приняла монашеский постриг с именем Павлы.
Из тридцати лет, которые мать Павла прожила в Слободском монастыре, двадцать лет она несла многотрудное, а порой и многоскорбное послушание по сбору добровольных пожертвований в пользу монастыря – в основном, в Петербурге и в Москве. В то время, когда умы людей уже захватывало неверие, ей во время выезда на послушание приходилось терпеть большую нужду. Обходя дома со сборной книгой, она получала множество насмешек и оскорблений. Кто знает, сколько боли, душевной и физической, перенесла она, с терпением и молитвой неся возложенное на нее послушание. Но имея крепкий внутренний фундамент веры, уповая во всем на Бога, она из года в год, изо дня в день без слова ропота и с полной решимостью шла по монашескому пути отсечения своей воли. В числе первых российских монахинь-сборщиц монахиня Павла отправилась за пожертвованиями и в Сибирь.
Зная силу духа и твердость веры игумении Павлы, Высокопреосвященнейший архиепископ Вениамин (Благонравов) убедил ее начать строительство женского монастыря в Забайкальской области, и в 1884 году она прибыла в Иркутск. Монастырь вскоре был устроен ее трудами в Чите. А спустя несколько лет матушка Павла отправилась на новое послушание – на Дальний Восток, в только что созданную самостоятельную Владивостокскую и Камчатскую епархию. Первый архипастырь вновь учрежденной огромной – в 1 200 000 квадратных верст – епархии владыка Евсевий (Никольский) энергично приступил к духовному просвещению Уссурийского края, в те годы быстро развивающегося. В 1899 году владыка докладывал Святейшему Синоду: «Учреждение в Южно-Уссурийском крае женской общины, которая впоследствии могла бы быть переименована в женский монастырь, необходимо потому, что население края, состоящее из переселенцев европейской России, привыкло на месте своего первоначального жительства искать религиозного утешения в иноческих обителях...»
23 июня 1899 года игумения Павла с сопровождающими ее шестнадцатью сестрами отправилась строить новую обитель. О крепости их веры, силе упования на Бога и решимости можно судить по тому, насколько труден был путь от Читы до Владивостока. Несколько сотен верст подвижницы плыли на плотах по рекам Ингоде и Шилке, затем от Сретенска до Хабаровска – на пароходе, а потом на перекладных. Сестры понимали, насколько важно было создание монашеской обители в этом суровом крае и верили, что Бог не оставит и поможет преодолеть любые трудности, которые встретятся на их пути.
Создание женской обители на территории Приморья горячо поддержал Приамурский генерал-губернатор Николай Иванович Гродеков, выдающийся администратор и просветитель этого края. Он оказал игумении и сестрам высокое покровительство и содействие – разрешив, в числе прочего, использование леса из казенных дач, а также сделав пожертвования из своих личных средств.
Игумения Павла сама выбрала место для будущей обители – в 11 верстах от города Никольск-Уссурийский, в лесу, с северной стороны от реки Суйфун. 16 февраля 1900 года на этом месте был отслужен молебен на создание монастыря и поставлен поклонный крест. К весне был выстроен барак, где поселились сестры. 20 мая 1900 года протоиереем Павлом Мичуриным была совершена закладка храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Одновременно начали постройку двух жилых домов.
Нелегко было создавать новую обитель: сестры сами возили воду, по горам собирали валежник для печей и переносили его домой, ночью сами караулили монастырь. Но, несмотря ни на что, поддерживаемые своей настоятельницей, ставшей им поистине матерью, они шаг за шагом созидали обитель материальную, ни на минуту не забывая и об обители духовной, не оставляя ни общую, ни келейную молитву. С каждым днем число сестер умножалось и достигло шестидесяти человек.
16 января 1901 года новый храм был освящен. С открытием храма сюда стали прибывать многочисленные паломники – из Никольск-Уссурийского, из ближних и дальних деревень Уссурийского края, из Манчжурии, Хабаровска, Владивостока.
Понимая миссионерское значение обители, игумения Павла открыла при монастыре странноприимный дом и школу для монастырских воспитанниц и детей из близлежащих сел. На монастырском подворье была построена женская церковно-приходская школа.
Настоятельница особо заботилась о насельницах монастыря. 21 мая 1902 года было начато строительство нового корпуса. Дом, в котором раньше жила игумения Павла с сестрами, был обращен в рукодельную мастерскую, где насельницы занимались разнообразной вышивкой, в том числе золотом, шитьем богослужебных облачений, верхней одежды и белья; сами шили для себя обувь. Сестры также занимались огородничеством, ухаживали за пчелами, за птицей, трудились на скотном дворе и на кухне.
Утро в обители начиналось в 3 часа 30 минут. Следовали утреннее правило, трапеза, затем все расходились на послушания. В 12 часов собирались на трапезу, после чего послушания продолжались. В 16 часов пили чай, в 19 – ужинали. За трапезой обычно читались поочередно Жития святых, разные наставления и поучения в монашеской жизни. После ужина начиналось вечернее правило.
Духовно окормляли сестер монахи из Свято-Троицкого мужского монастыря, в уставе которого соединялись афонская и валаамская духовные традиции. На этой основе была построена и жизнь Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского монастыря.
Обитель по благословению игумении Павлы посещала женщина-врач Никольск-Уссурийской городской больницы Надежда Ракович, безвозмездно оказывающая сестрам медицинскую помощь.
24 октября 1903 года был освящен в честь Нерукотворного Образа Спасителя домовый храм при настоятельском корпусе. В 1903 году также была выстроена деревянная часовня во имя Пророка Илии. Для местного священника поставили дом со всеми удобствами; появились новые монастырские хозяйственные постройки: кирпичный птичник, навес для экипажей, ледник, амбар, конюшня и пр.
При монастырском подворье в Никольск-Уссурийском было возведено каменное здание женской церковно-приходской школы с интернатом. В 1908 году здесь обучалось 38 девочек, из которых 11 помещались в общежитии, в том числе и две крещеные китаянки. Все учащиеся содержались и обучались на средства монастыря. До самой своей блаженной кончины игумения Павла оставалась попечительницей школы.
Отдавая все силы на устройство обители и заботу о ее насельницах, игумения Павла часто болела, но ни словом, ни видом не показывала своего недомогания. С терпением и кротостью переносила матушка игумения жестокие боли, вызываемые раком желудка. Состояние ее ухудшалось, и 7 февраля 1909 года она окончательно слегла в постель.
Во время болезни настоятельница регулярно соборовалась, исповедовалась и причащалась Святых Таин. Часто просила сестер почитать акафисты.
1 марта 1909 на 79 году жизни игумения Павла мирно отошла ко Господу. Она скончалась во время чтения акафиста Архангелу Михаилу.
Божественную литургию и чин погребения игумении Павлы совершил специально приехавший в монастырь архиепископ Евсевий. Множество народа собралось проводить в последний путь любимую настоятельницу, почитаемую всеми за благочестивую подвижническую жизнь, за любящее и заботливое сердце.
Во время гражданской войны и гонений на Православную Церковь Рождество-Богородицкий монастырь разделил участь большинства русских обителей; после 1923 года он был закрыт и передан воинской части под клуб. Часовня над склепом игумении Павлы была уничтожена, место захоронения долго оставалось неизвестным.
В 1993 году власти передали Владивостокско-Приморской епархии разоренный монастырь с остатками сохранившихся строений. В июне 2003 года были найдены место фундамента разрушенного храма и склеп с погребением первой настоятельницы обители. 28 июня 2003 года архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) совершил панихиду на месте погребения игумении Павлы. По окончании панихиды над захоронением был установлен крест.
Жизнь в монастыре, настоятельницей которого ныне является игумения Варвара (Волгина), постепенно возрождается. Восстановлен храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя, где совершается богослужение. Сестры стремятся к исполнению прежде действовавшего здесь валаамского устава. Как и много лет назад, насельницы приходят на могилу первой настоятельницы, открывая ей свою душу, прося заступления перед Престолом Божием и помощи в нелегких трудах по воссозданию былого облика обители и прославившего ее высокого духовного устроения.
Подготовила Анна Фейгина