2 января, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, знакомим наших читателей с жизнью обители, основанной отцом Иоанном на своей родине в самом начале XX века, а пять лет назад возрожденной во имя всероссийского пастыря и чудотворца.
Сурский Иоанновский женский монастырь Архангельской и Холмогорской епархии – это молодая обитель, которой недавно исполнилось пять лет. Монастырь является наследником Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, основанного святым праведным Иоанном Кронштадтским на своей родине. В советское время Сурская обитель приняла страдания за Христа вместе со всем русским народом: в 1921 году она была закрыта, Никольский храм разрушен, скит сожжен, Успенский собор превращен в склад. Насельниц разогнали. По преданию, некоторых сестер утопили вместе с баржей в реке Пинега или в Белом море.
Возрождающийся монастырь теперь носит имя своего основателя – самого отца Иоанна Кронштадтского. В настоящее время проведено уже много работ по возрождению попранных святынь: восстановлены Никольская церковь, колокольня, часовня Илии Пророка, заново выстроен скит, отремонтировано церковное здание, в котором теперь расположились домовый храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского и музей. Построены два гостевых дома. Начинаются работы по восстановлению Успенского собора, строится Дом милосердия для пожилых вдовых священников.
Возрождается и монашеская жизнь обители. Пока здесь живет всего пять сестер во главе с матушкой – игуменией Митрофанией (Миколко). День сестер начинается с молитвы и кончается молитвой. Утреннее и вечернее правило насельницы читают вместе. Литургия в монастыре служится два раза в неделю. Все сестры обучены уставу, поэтому, когда нет Литургии, чередная сестра после утреннего правила читает службу мирским чином, а остальные идут на послушания – на кухню и на коровник: в хозяйстве есть две коровы, теленок и куры. Общая же канва дня такова: подъем, утренние молитвы, служба, завтрак, послушания, обед, чтение кафизм, послушания, вечерняя служба, чай, вечернее молитвенное правило, отбой. В монастыре читается Псалтирь, и за каждой сестрой закреплены определенные кафизмы, которые она читает в назначенные для этого часы.
В кельях сестры живут по одной, но это определено скорее количеством келий и не является правилом. Новоначальным матушка жить в отдельной келье не благословляет, поэтому, если в монастырь приходит новая сестра, ее на первое время поселяют к одной из насельниц. Малочисленность монастыря вносит свои коррективы в организацию и духовной, и хозяйственной жизни. Отношения в обители ближе к семейным, и каждая сестра имеет возможность обратиться к матушке игумении за советом в любой момент, когда есть необходимость.
В монастыре достаточно обширное хозяйство, поэтому каждая насельница одновременно и является старшей на своем послушании, и сама же его исполняет. Неотъемлемая часть жизни сестер – сельские работы: посадка, прополка, полив. Жители села Сура – монастырские прихожане и даже те, кто совсем не ходит в храм – с воодушевлением приходят на помощь и трудятся с большой отдачей. Они помогают на субботниках, в уборке, на полях, помогают свечнице в храме; прихожане ведут занятия в воскресной школе.
«Думаю, что это характерно для большинства современных монастырей, – рассказывает игумения Митрофания. – В том случае, когда объем работ хоть ненамного, но превышает возможности и силы сестер. И, полагаю, это тоже не без Промысла Божиего. Находясь в таких условиях, мы всегда взываем к Богу: “Господи, помоги, без Тебя мне здесь не справиться! Господи, пошли мне хоть кого-нибудь в помощь!” Таким образом, мы перестаем надеяться только на свои силы и всегда пребываем в воззваниях к Богу. И Господь не оставляет нас! День в монастыре начинается с молитвы игумении: “Господи, благослови нас на сей день, и не так, как мы хотим, а как Тебе угодно”. И понеслось…
Конечно, общая канва есть, и общий план работ на день мы всё же составляем, но… – опять-таки, думаю, как и во многих монастырях – Господь в наши планы смело вносит Свои правки. Поэтому сказать, что послушания в монастыре заканчиваются строго в определенный час, подобно рабочему дню в мирской организации, я не могу. Да так и не может быть. Есть известное понятие, что священник не работает – он служит. Это принципиально разные вещи. То же самое можно сказать и о послушаниях. Через них сестры служат Богу. Мы не можем сказать: “Простите, мой рабочий день закончился”. Послушания органично вплетаются в нашу жизнь и становятся ее частью. Возможно, на первых порах новой сестре будет непросто. Нужно время, чтобы перестроиться, понять и принять, что ты не хозяйка своей жизни и своего времени, что бывают дни, когда нужно потрудиться и после “отбоя”, после вечернего молитвенного правила. Но, милые сестры, поверьте, Господь за всё-за всё воздаст! Он утирает каждую слезинку! И на каждый вздох приуготовляет душе личное, только ей предназначенное утешение.
Конечно, в нашем монастыре непросто. И немногие к нам доберутся, и еще меньше – останутся. Раньше говорили: “Кто суров – тому в Саров, кто упрям – тому Валаам”. А мы можем продолжить: “Сура для тебя, только не жалей себя”. Нужно суметь отказаться от себя. Это и значит посвятить себя Богу».