В удивительном по красоте месте, рядом с одним из самых больших в Новгородской области озером Городно расположен Свято-Троицкий Никандров женский монастырь.
В 1550 году преподобный Никандр Городноезерский († ок. 1603) возвел здесь церковь Воскресения Христова в память о Воскресенской обители, которая стояла на этой земле ранее. Подвижник основал пустынь, в дальнейшем именовавшуюся Никандрово Городноезерской; она прекратила свое существование в XVIII веке после екатерининского указа 1764 года об изъятии церковных владений. Получив статус погоста Никандрово, обитель сохранила храм Воскресения Христова с приделом в честь преподобного Никандра: память о святом и почитание его мощей, здесь погребенных, по Божией милости оставались в народе и тогда, когда невозможно уже было найти какие-либо документальные свидетельства о его жизни и подвигах.
Рядом с бывшей пустынью селились люди; перед революцией село Никандрово в Боровичском уезде было большим, зажиточным.
Воскресенскую церковь, вероятно, разобрали еще в первой половине XIX века. В последующие годы мы встречаем упоминания только про храм Святой Троицы, – например, в «Ведомостях о церкви Святыя Живоначальныя Троицы, бывшей Никандровской пустыни, состоящей Боровичского уезда Новгородской епархии, в погосте Никандрове за 1913 год».
В этот период храм Троицы Живоначальной в Никандрово имел приписную церковь Александра Невского деревни Каменка, а также двенадцать часовен. В 1915 году население Троицкого прихода составляло более трех тысяч человек.
Всё разрушила революция. События 1917 года решительно изменили жизнь православных храмов и монастырей.
***… История некоторых обителей оказывается порой удивительно многоплановой, связывает воедино далекие, казалось бы, события и судьбы. Сделаем отступление в повествовании о Никандровом монастыре, чтобы вспомнить, что происходило в первую зиму после октябрьского переворота в Петрограде, в Александро-Невской лавре. Там разворачивалась самая настоящая борьба против антирелигиозных мер новой власти. В январе 1918 года по благословению митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, будущего священномученика, было создано Александро-Невское братство. Возглавили его иеромонахи Иннокентий (Тихонов) и братья Гурий и Лев (Егоровы).
Объединение преданных Христу верующих людей явилось реальной формой защиты Православной Церкви в условиях безбожных гонений и репрессий. Деятельность братства благословил Святейший Патриарх Тихон в специальной грамоте от 19 сентября 1918 года. В начале 1920-х годов Александро-Невское братство, окормляемое лаврскими монахами, встало во главе союза православных братств Петроградской епархии.
Идеи, которыми руководствовались духовные братства, были сродни тем, что пронес через всю свою жизнь небесный покровитель Русской земли – святой Александр Невский.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, оценивая роль святого князя Александра в истории России, сказал: «Имя Александра Невского занимает особое место в общественном сознании современной России как воплощение идеалов государственного и общественного служения – ценностей, которые должны быть положены в основу национального развития». Смыслом всей жизни великого полководца, дипломата и политика Древней Руси стали верность Богу и сохранение православной веры. Это подтверждает и принятие им монашеского пострига в конце жизни.
Целью объединившихся в Александро-Невское братство монахов и мирян было сберечь святыни веры в условиях диктата советской власти, вести борьбу с расколами, готовить священников для будущего служения, заниматься воспитанием и образованием детей. Важным делом было также совершение тайных монашеских постригов молодежи и организация монашеских общин в миру – для сохранения самого института монашества, на которое обрушились наиболее жестокие гонения.
Братство подарит нам целый сонм святых. В 1937 году были расстреляны архимандрит Лев (Егоров) и Иннокентий (Тихонов), в то время уже архиепископ Винницкий, – ныне прославленные в лике священномучеников. Среди исповедников, пострадавших от безбожной власти, были иеродиакон Афанасий (Карасевич), княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская.
Об этих двух женщинах нужно сказать особо. Не являясь сёстрами по крови, они стали сёстрами по духу, братчицами Александро-Невского братства. Господу и братству остались верными до конца своих дней.
Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье, принадлежавшей древнему княжескому роду. Получила прекрасное образование в Смольном институте благородных девиц. Окончив институт, стала давать уроки, затем учительствовать в городских школах, в том числе бесплатных, для бедняков. Нигде и никому она не напоминала о своём высоком происхождении и смыслом своей работы видела лишь служение людям и Богу.
Екатерина Андреевна Арская (в девичестве Уртьева) родилась в 1875 году в семье богатого купца, почетного гражданина Петербурга, известного благочестием и попечением о храмах. Выпускница Санкт-Петербургского Александровского института, она, выйдя замуж, посвятила себя семье и воспитанию пятерых детей.
События, происходившие после октябрьского переворота 1917 года, молниеносно разрушили мирные устои жизни. И княжна Кира, и Екатерина Андреевна потеряли почти всех своих близких. В надежде лишь на Бога и в стремлении отдать все силы спасению гонимой Церкви они вошли в Александро-Невское братство, стали его активными участницами и духовными чадами отца Льва.
***1922 год ознаменовался компанией по изъятию церковных ценностей, которая проходила при сопротивлении священства и мирян, что вызывало самую резкую реакцию со стороны новой власти.
Ленин писал В.М. Молотову 19 марта 1922 года: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».
По всей России закрывали все больше храмов и монастырей. Не избежала этой участи и Никандровская церковь; богослужения на Троицком приходе стали совершать в расположенной неподалеку часовне святых мучеников Флора и Лавра.
В 1930-е годы начался новый этап репрессий. В феврале 1932-го в Ленинграде прошли массовые аресты священников и монашествующих. Более чем на сто членов Александро-Невского братства были сфабрикованы уголовные дела о «контрреволюционной деятельности». В марте были вынесены приговоры о лишении свободы на три, пять, десять лет с отбыванием наказания в лагерях и с запретом проживать затем в Ленинграде и области. Княжна Кира и Екатерина Арская тоже были осуждены, отбывали лагерные сроки и в дальнейшем не имели права вернуться в родной город.
Многие из осужденных по делу братства, выйдя на свободу, поселились в городе Боровичи, в относительной близости от Петербурга-Ленинграда.
Так, в 1936 году в Боровичи приехал вернувшийся из заключения иеродиакон Афанасий (Карасевич). В мае архиепископ Боровичский Никита (Стягов) рукоположил его в сан иеромонаха и назначил священником Троицкого храма села Никандрово. Но служение отца Афанасия было недолгим. Уже в сентябре 1937 года он вновь оказался в тюрьме по сфабрикованному крупному «церковному делу». Ненасытная репрессивная машина работала со все большим размахом, чекисты выполняли план по количеству арестованных и уничтоженных «врагов». Иеромонаха Афанасия приговорили к расстрелу. Вместе с ним в Боровичах были расстреляны более пятидесяти человек. Среди них – Екатерина Арская и Кира Оболенская.
Духовные сестры Екатерина и Кира пронесли свою веру до конца. Их не сломили жестокие пытки, которые не выдерживали даже мужчины, они не подписали ни одного обвинения, никого не выдали и не оговорили…
В 2003 году мученицы Екатерина и Кира были прославлены Русской Православной Церковью в лике святых.
***…И вновь удивительные сближения судеб. Не столь далеко от Никандрова, в Хвойнинском районе Новгородской области есть деревня Внуто. Тридцать лет, с 1962 года, в Успенском храме этой деревни служил настоятелем архимандрит Иосиф (Сафронов), старец, чья жизнь заслуживает отдельного рассказа. Один из последних, перед закрытием, пострижеников Ново-Иерусалимского монастыря, проведший в лагерях и заключении, в том числе на Соловках, больше двадцати лет; по нелепому обвинению еще раз арестованный уже на заре «перестройки», в 1985 году. Ему, исповеднику веры, незадолго до кончины было открыто Богом место обретения мощей преподобного Никандра Городноезерского – небесного покровителя этого уголка Новгородской земли. Обретенную святыню отец Иосиф перенес в свой храм, где мощи пребывали до 2015 года.
Рядом с отцом Иосифом все годы была его духовная дочь Антонина Гаврилова, в монашестве матушка Антония. Благословение трудиться и жить при храме во Внуто она получила от преподобного Серафима Вырицкого. Когда в 1993 году скончался старец Иосиф, матушка продолжала свои труды в храме, а делала она практически всё: помимо хозяйственных забот пела на клиросе, пекла просфоры, звонила в колокола, принимала паломников… Когда матушка Антония стала незрячей, она еще почти три десятилетия жила во Внуто как строгая молитвенница, помогая людям духовными советами. В последние годы рядом с ней находились три келейницы, петербурженки Ирина Колосова, Ирина Соловьёва и Елена Алексеева – заместитель директора крупного универмага, товаровед, домохозяйка… Все три однажды приехали к старице, чтобы узнать волю Бога относительно своих житейских проблем. Приехали, да так больше и не расстались с этим местом. Сменяя друг друга, спешили к матушке на выходных, в отпуске.
А матушка в один из дней вдруг стала называть Ирину Колосову «монаха». На возражения, что та вовсе не монахиня, не реагировала. Подозвала однажды к себе и сказала: «Я по благословению Серафима Вырицкого молилась за Никандров монастырь. Я его вымолила, а ты, когда я отойду ко Господу – уйду домой-то, – будешь открывать монастырь с сестрами. Если меня не послухаешь, будешь валяться по больницам в своем Питере. Воля Божия такая. Тебе другой дороги нет».
Так и получилось. В 2009 году монахиня Антония отошла ко Господу, а в 2010 году три ее духовные дочери приехали в село Никандрово, чтобы возрождать обитель.
Вспоминает исполняющая обязанности настоятельницы монахиня Варвара (Колосова):
«Мы приехали на совсем пустое место. Это сейчас сестры приходят в монастыри, где есть и тепло, и удобства. А у нас ничего этого не было. Жили в строительном вагончике. Местные нам говорили, что не выдержим, сбежим через неделю. Но я знала, что все получится, все будет хорошо, потому что есть благословение, и каждый уголок согрет молитвами старицы и преподобного Никандра. От этого не чувствовалось неудобств, а только благодать во всем была, и силы появлялись».
****…Прошло 75 лет со дня мученической кончины Екатерины Арской и Киры Оболенской. Два года с момента приезда в Никандрово трех подруг, ставших сестрами во Христе. И 16 декабря 2012 года был совершён постриг в малую схиму первых насельниц возобновлённой Никандровой обители: вместе с монахиней Варварой к новой жизни родились монахини Екатерина (Соловьева) и Кира (Алексеева), постриженные в честь двух исповедниц, сохранивших верность Богу и Александро-Невскому братству даже до смерти (Откр. 12:11). Этот день навсегда станет особенным в истории монастыря.
– Здесь место благодатное, намоленное. Сколько веков молились люди! Время от времени иконы мироточат, роспись сохранилась в храме и обновляется так, как будто с ней реставраторы работали! Разве не чудо?! – говорят насельницы монастыря.
В июне 2015 года в Свято-Троице Никандров монастырь по благословению Преосвященного Ефрема, епископа Боровичского и Пестовского были возвращены нетленные мощи преподобного Никандра Городноезерского. Святой вернулся в свой дом и почивает ныне в восстановленном соборном храме Святой Троицы. Каждое утро у сестер неукоснительно начинается с чтения канона преподобному Никандру. Вечером – помимо вечерних молитв – акафист перед Владимирской иконой Божией Матери.
Конечно работы по возрождению обители ещё очень много, но молитвами преподобного Никандра, новомучениц Екатерины и Киры, монахини Антонии, Свято-Троице Никандров монастырь живет и благоукрашается. Появились огород, теплицы; благодетели помогли возведению храма и благоустройству. Сестры молятся за них и за всех нас.
***В 2021 году Русская Православная Церковь отмечает 800 лет со дня рождения святого Александра Невского. Празднование совпало с очень непростым периодом в истории России и всего православного мира. Сейчас как никогда нам необходимо стать не просто почитателями, но духовными наследниками князя Александра. Стараться возрастить в себе хотя бы часть той веры и духовной крепости, которые были у братьев и сестер Александро-Невского братства, у всех святых, и непрославленных, и безвестных братьев и сестер, которые вопреки самым страшным обстоятельствам, больше личного благополучия и самой жизни возлюбили Христа, Россию и ближних своих.
Материал подготовила Елена Якушева
Фото с сайта Свято-Троицкого Никандрова монастыря
и из открытых источников в Интернете