Три монахини – одна судьба

В память вечную будет праведник


27 сентября Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В безбожное время этот день 1937 года был окроплен кровью многих невинно погибших: на Бутовском полигоне расстреляли 272 человека. Среди них монахини Вера (Рожкова), Матрона (Чушева), Валентина (Засыпкина). Сведения об их жизни очень скупы, но в них есть главное: высокая истина жизни – преданность Богу.

Тайные монахини. Путь христианского спасения

Жизнь этих женщин пришлась на годы воинствующего атеизма: гонений на Церковь, репрессий священнослужителей и верующих. После «Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах», принятом в 1918 году, первыми пострадали монастыри. В 1919 году по инструкции Наркомзема и Накомюста священники и монахи лишались избирательных прав и не могли быть членами трудовых артелей. В дальнейшем был принят еще ряд законов, направленных на уничтожение Церкви и закрепление неравенства между верующими и другими гражданами страны.

По этой причине в 1920–1930 годы многие тайно принимали постриг, при котором допускались ношение мирской одежды и работа по специальности, что приравнивалось к послушанию. Монашество в миру всегда было многотрудным путем. Обычно о постриге не знали даже самые близкие люди. Это считалось строгой тайной и сокровенной стороной жизни. Такова была и судьба трех монахинь – Веры, Валентины, Матроны.

Монахиня Вера (Рожкова)

Вера Рожкова родилась 17 сентября 1899 года в крестьянской семье в небольшой деревне Пашково Узловского уезда Тульской губернии. Жители деревни являлись прихожанами построенной в 1769 году церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Козловой слободе, где, очевидно, и крестили новорожденную. В 1904 году в Пашково открыли школу, которую стала посещать Вера. Она хорошо училась, а среди любимых предметов был Закон Божий. В будущем девушка получит высшее образование, но ее жизненный путь определит вера в Бога.

Ее отец, Емельян Рожков, имел землю, на которой выращивались рожь, овес, гречиха. Работали только члены семьи, то есть Рожковы относились к середнякам – были не бедны и не богаты. Детей воспитывали в строгости, любви к Богу, уважении к старшим, в осознании важности учебы и труда. Октябрьский переворот и коллективизацию жители Пашково встретили без энтузиазма. Одни пострадали от раскулачивания, другие были вынуждены отдать свои земли и вступить в созданный в 1928–1930-х годах колхоз «Красная звезда».

В это время Вера Рожкова уже жила в Москве и работала препаратором в одной из лабораторий Института имени Баумана. Такая должность, безусловно, предусматривала наличие образования. Скромная, исполнительная, всегда ровная и благожелательная в общении сотрудница не привлекала особого внимания, если бы не ее скрытая жизнь, о которой стало известно позднее. Она была тайной монахиней. Вера Емельяновна являлась членом общины при древнем храме святителя Николая в Подкопаях. Ее духовной сестрой по общине стала Валентина Засыпкина.

Монахиня Валентина (Засыпкина)

Валентина Засыпкина родилась в июле 1897 года в Туле в семье мещанина, очевидно, занимавшегося торговлей или каким-то промыслом. С малых лет ей нравились церковные службы, и в самое сердце проникал кроткий взгляд смотревшей с икон Богородицы.

После успешного окончания школы она уезжает в Москву и с 1921 по 1924 годы учится на химическом факультете 2-го Московского государственного университета. По каким-то причинам пройти полный курс обучения не удалось, но полученное образование позволяло находить работу. Однако у этой молодой женщины была своя скрытая жизнь тайной монахини. Вопреки времени, Валентина веровала в Бога, была прихожанкой Никольского храма в Подкопаях и членом его общины. Эти факты стали основанием для ее первого ареста 14 апреля 1931 года по статье УК 58–10. 26 мая дело было прекращено, и она вышла из Бутырской тюрьмы.

В 1932 году создается ВИАМ (НИЦ Курчатовский институт), в котором Валентина Константиновна будет работать старшим техником.

Женская монашеская община Никольского храма в Подкопаях

Монахиня Валентина (Засыпкина)

С 1928 по 1931 годы настоятелем Никольской церкви, что и сегодня стоит на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, являлся иеромонах Андрей (Эльбсон). В ее стенах в 1924 году он принял монашеский постриг, был рукоположен в священный сан. Благодаря усилиям отца Андрея появилась монашеская община, членами которой стали, в том числе прихожанки и духовные дочери отца Андрея – монахини Вера (Рожкова) и Валентина (Засыпкина). Очевидно, что постриг они приняли от последнего Оптинского старца – преподобного Никона, преемника старца Нектария, бывшего духовным отцом иеромонаха Андрея.

14 апреля 1931 года отца Андрея и многих монахинь арестовали как членов контрреволюционной монархической организации ИПЦ, ведущих антисоветскую пропаганду и помогающих ссыльным. 17 сентября он был освобожден и лишен на три года права проживать в 12 городах СССР. При этом шесть монахинь осудили на 10 лет Мариинских лагерей в Сибири.

Закрытие храма

Иеромонах Андрей (Эльбсон)

В 1931 году Никольскую церковь закрыли. Сначала в ней устроили квартиры. Затем храм, колокольню, часовню и дом причта отдали под цеха и конструкторский отдел завода «Полиэтилен» На какое-то время община обрела кров в доме на подмосковной станции Лианозово. Тайное служение продолжилось в городе Муроме Владимирской области, где жил отец Андрей (Эльбсон).

В 1936 году он переехал в Киржач, где продолжилось его тайное служение в православных общинах и в катакомбной церкви, вновь появившейся в тот период. Связь с московской общиной и духовными чадами – монахинями Верой и Валентиной – никогда не прерывалась: были и встречи, и совместные молитвы.

Монахиня Матрона (Чушева Вера Петровна)

Вера Чушева родилась в 1891 году в крестьянской семье, проживавшей в одном из больших сел Брянского уезда Орловской губернии (ныне Клетнянский район Брянской области). Это было село Акуличи на речке Опороти.

Новорожденную дочь крестили в местном храме святителя Николая Чудотворца. Это была деревянная церковь XVII века, перестроенная после пожара в 1872 году. Ее прихожанами являлись жители многих окрестных сел и деревень. В родном селе в 1900 году Вера пошла в школу и получила начальное образование. С малых лет ей хотелось посвятить свою жизнь Богу и добрым делам.

С малых лет ей хотелось посвятить свою жизнь Богу и добрым делам

В возрасте 19 лет с благословения родителей и священника Никольской церкви она уезжает в Москву и становится насельницей епархиальной Владычне-Покровской общины сестер милосердия, официально открытой 7 июля 1872 года. При этой общине существовали больницы, аптека, детский приют, общеобразовательная и фельдшерская школы, мастерские, школа шелководства, богадельня. Так что обязанностей у всех ее членов всегда было много.

Через пять лет Веру перевели в Серафимо-Знаменский скит, созданный для сестер милосердия, пожелавших принять монашество. Скит, освященный в 1912 году, находился в 12 километрах от Сарова. Здесь она стала послушницей, затем рясофорной монахиней Матроной и, наконец, монахиней.

После октябрьского переворота 1917 года новая власть сочла ненужной деятельность Владычне-Покровской общины, главной для которой была благотворительность. В 1923–1926 годах шло закрытие общины. В 1930-х годах в Покровском дворце при храме Покрова Пресвятой Богородицы, где она размещалась, появились коммуналки, а в полуподвальных помещениях доживали свой век четыре монахини. В 1924 году закрыли и скит.

Монахиня Матрона уехала в село Новые Кузмёнки Серпуховского района. Здесь она поселилась в доме протоиерея Михаила Пятикрестовского, настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы, который не закрывался в годы советской власти. В 1931 году отец Михаил был арестован по коллективному делу, в котором фигурировали имена епископа Арсения (Жадановского) и Матроны Чушевой, но через полтора месяца отпущен. В Кузмёнках прошли 9 лет жизни монахини Матроны.

Осенью 1933 года она поселилась в селе Котельники Ухтомского района Московской области, чтобы вместе с другой монахиней Владычне-Покровской общины Александрой (Мурашовой) выполнять обязанности келейницы и секретаря своего духовного отца – епископа Арсения (Жадановского). Монашество, тайные моления, организация приема посетителей к епископу – такая деятельность рассматривалась как преступление.

В 1937 году Матрона смогла устроиться чернорабочей в магазин в Люберцах.

Дело епископа Арсения (Жадановского)

В феврале 1937 года НКВД пустило в разработку сфабрикованное дело об организации церковников-нелегалов, по которому проходило 16 человек. Главным фигурантом сделали епископа Серпуховского Арсения, бывшего наместника разрушенного в 1929–1932 годах Чудова монастыря в Кремле, викария Московской епархии. Он находился в оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому), выступавшему за церковную политику лояльности к новому строю и «мир с властью». Эта политика привела к расколу внутри Церкви и созданию катакомбной церкви – ИПЦ, то есть Истинной Православной Церкви. Следственные органы приписывали создание и руководство организацией епископу Арсению, лидерство – иеромонаху Андрею (Эльбсону), называя ИПЦ нелегальной, контрреволюционной и монархической.

Епископ Арсений (Жадановский)

Отец Андрей и другие непоминающие священники, что в то время означало неизбежный арест, выступали против митрополита Сергия (Страгородского) и считали, что наиболее достойным занимать место Первоиерарха имеет митрополит Кирилл (Смирнов). Для обсуждения этого вопроса была организована встреча отца Андрея и отца Михаила Шика. Данный факт, который официально звучал как участие в нелегальном совещании в феврале 1937 года, стал поводом для арестов.

Епископ Арсений подвергался арестам в 1931, 1932, 1933 годах и отбывал трехлетнюю ссылку в Казахстане, после которой он жил в поселке Котельники Ухтомского района. В его доме существовала домовая церковь и проходили тайные богослужения, на которые приезжали духовные дети и приходили местные жители. На допросах он сознался в этом.

23 февраля 1937 года арестовали отца Андрея. Это произошло на квартире, где проживали монахини Вера и Валентина.

25 февраля в Малоярославце был арестован отец Михаил Шик, также проводивший богослужения в созданной им домовой церкви. 14 апреля арестовали епископа Арсения. В этот же день пришли за монахинями Верой и Валентиной, 26 июля – за монахиней Матроной.

И это далеко не полный список арестованных по делу епископа Арсения.

Приговор

26 сентября 1937 года по статье 58–10 УК РСФСР «За активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов» монахини Вера, Валентина и Матрона были приговорены к расстрелу. Та же участь ждала епископа Арсения, иеромонаха Андрея, священника Михаила Шика.

27 сентября 1937 года приговор был приведен в исполнение в поселке Бутово на кровавом Бутовском полигоне.

Ольга Сокиркина

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумен Тихон (Борисов), скитоначальник Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни
Протоиерей Владислав Цыпин
Игумен Тихон (Борисов), скитоначальник Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни
Протоиерей Владислав Цыпин
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь