Три монахини – одна судьба

В память вечную будет праведник


27 сентября Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В безбожное время этот день 1937 года был окроплен кровью многих невинно погибших: на Бутовском полигоне расстреляли 272 человека. Среди них монахини Вера (Рожкова), Матрона (Чушева), Валентина (Засыпкина). Сведения об их жизни очень скупы, но в них есть главное: высокая истина жизни – преданность Богу.

Тайные монахини. Путь христианского спасения

Жизнь этих женщин пришлась на годы воинствующего атеизма: гонений на Церковь, репрессий священнослужителей и верующих. После «Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах», принятом в 1918 году, первыми пострадали монастыри. В 1919 году по инструкции Наркомзема и Накомюста священники и монахи лишались избирательных прав и не могли быть членами трудовых артелей. В дальнейшем был принят еще ряд законов, направленных на уничтожение Церкви и закрепление неравенства между верующими и другими гражданами страны.

По этой причине в 1920–1930 годы многие тайно принимали постриг, при котором допускались ношение мирской одежды и работа по специальности, что приравнивалось к послушанию. Монашество в миру всегда было многотрудным путем. Обычно о постриге не знали даже самые близкие люди. Это считалось строгой тайной и сокровенной стороной жизни. Такова была и судьба трех монахинь – Веры, Валентины, Матроны.

Монахиня Вера (Рожкова)

Вера Рожкова родилась 17 сентября 1899 года в крестьянской семье в небольшой деревне Пашково Узловского уезда Тульской губернии. Жители деревни являлись прихожанами построенной в 1769 году церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Козловой слободе, где, очевидно, и крестили новорожденную. В 1904 году в Пашково открыли школу, которую стала посещать Вера. Она хорошо училась, а среди любимых предметов был Закон Божий. В будущем девушка получит высшее образование, но ее жизненный путь определит вера в Бога.

Ее отец, Емельян Рожков, имел землю, на которой выращивались рожь, овес, гречиха. Работали только члены семьи, то есть Рожковы относились к середнякам – были не бедны и не богаты. Детей воспитывали в строгости, любви к Богу, уважении к старшим, в осознании важности учебы и труда. Октябрьский переворот и коллективизацию жители Пашково встретили без энтузиазма. Одни пострадали от раскулачивания, другие были вынуждены отдать свои земли и вступить в созданный в 1928–1930-х годах колхоз «Красная звезда».

В это время Вера Рожкова уже жила в Москве и работала препаратором в одной из лабораторий Института имени Баумана. Такая должность, безусловно, предусматривала наличие образования. Скромная, исполнительная, всегда ровная и благожелательная в общении сотрудница не привлекала особого внимания, если бы не ее скрытая жизнь, о которой стало известно позднее. Она была тайной монахиней. Вера Емельяновна являлась членом общины при древнем храме святителя Николая в Подкопаях. Ее духовной сестрой по общине стала Валентина Засыпкина.

Монахиня Валентина (Засыпкина)

Валентина Засыпкина родилась в июле 1897 года в Туле в семье мещанина, очевидно, занимавшегося торговлей или каким-то промыслом. С малых лет ей нравились церковные службы, и в самое сердце проникал кроткий взгляд смотревшей с икон Богородицы.

После успешного окончания школы она уезжает в Москву и с 1921 по 1924 годы учится на химическом факультете 2-го Московского государственного университета. По каким-то причинам пройти полный курс обучения не удалось, но полученное образование позволяло находить работу. Однако у этой молодой женщины была своя скрытая жизнь тайной монахини. Вопреки времени, Валентина веровала в Бога, была прихожанкой Никольского храма в Подкопаях и членом его общины. Эти факты стали основанием для ее первого ареста 14 апреля 1931 года по статье УК 58–10. 26 мая дело было прекращено, и она вышла из Бутырской тюрьмы.

В 1932 году создается ВИАМ (НИЦ Курчатовский институт), в котором Валентина Константиновна будет работать старшим техником.

Женская монашеская община Никольского храма в Подкопаях

Монахиня Валентина (Засыпкина)

С 1928 по 1931 годы настоятелем Никольской церкви, что и сегодня стоит на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, являлся иеромонах Андрей (Эльбсон). В ее стенах в 1924 году он принял монашеский постриг, был рукоположен в священный сан. Благодаря усилиям отца Андрея появилась монашеская община, членами которой стали, в том числе прихожанки и духовные дочери отца Андрея – монахини Вера (Рожкова) и Валентина (Засыпкина). Очевидно, что постриг они приняли от последнего Оптинского старца – преподобного Никона, преемника старца Нектария, бывшего духовным отцом иеромонаха Андрея.

14 апреля 1931 года отца Андрея и многих монахинь арестовали как членов контрреволюционной монархической организации ИПЦ, ведущих антисоветскую пропаганду и помогающих ссыльным. 17 сентября он был освобожден и лишен на три года права проживать в 12 городах СССР. При этом шесть монахинь осудили на 10 лет Мариинских лагерей в Сибири.

Закрытие храма

Иеромонах Андрей (Эльбсон)

В 1931 году Никольскую церковь закрыли. Сначала в ней устроили квартиры. Затем храм, колокольню, часовню и дом причта отдали под цеха и конструкторский отдел завода «Полиэтилен» На какое-то время община обрела кров в доме на подмосковной станции Лианозово. Тайное служение продолжилось в городе Муроме Владимирской области, где жил отец Андрей (Эльбсон).

В 1936 году он переехал в Киржач, где продолжилось его тайное служение в православных общинах и в катакомбной церкви, вновь появившейся в тот период. Связь с московской общиной и духовными чадами – монахинями Верой и Валентиной – никогда не прерывалась: были и встречи, и совместные молитвы.

Монахиня Матрона (Чушева Вера Петровна)

Вера Чушева родилась в 1891 году в крестьянской семье, проживавшей в одном из больших сел Брянского уезда Орловской губернии (ныне Клетнянский район Брянской области). Это было село Акуличи на речке Опороти.

Новорожденную дочь крестили в местном храме святителя Николая Чудотворца. Это была деревянная церковь XVII века, перестроенная после пожара в 1872 году. Ее прихожанами являлись жители многих окрестных сел и деревень. В родном селе в 1900 году Вера пошла в школу и получила начальное образование. С малых лет ей хотелось посвятить свою жизнь Богу и добрым делам.

С малых лет ей хотелось посвятить свою жизнь Богу и добрым делам

В возрасте 19 лет с благословения родителей и священника Никольской церкви она уезжает в Москву и становится насельницей епархиальной Владычне-Покровской общины сестер милосердия, официально открытой 7 июля 1872 года. При этой общине существовали больницы, аптека, детский приют, общеобразовательная и фельдшерская школы, мастерские, школа шелководства, богадельня. Так что обязанностей у всех ее членов всегда было много.

Через пять лет Веру перевели в Серафимо-Знаменский скит, созданный для сестер милосердия, пожелавших принять монашество. Скит, освященный в 1912 году, находился в 12 километрах от Сарова. Здесь она стала послушницей, затем рясофорной монахиней Матроной и, наконец, монахиней.

После октябрьского переворота 1917 года новая власть сочла ненужной деятельность Владычне-Покровской общины, главной для которой была благотворительность. В 1923–1926 годах шло закрытие общины. В 1930-х годах в Покровском дворце при храме Покрова Пресвятой Богородицы, где она размещалась, появились коммуналки, а в полуподвальных помещениях доживали свой век четыре монахини. В 1924 году закрыли и скит.

Монахиня Матрона уехала в село Новые Кузмёнки Серпуховского района. Здесь она поселилась в доме протоиерея Михаила Пятикрестовского, настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы, который не закрывался в годы советской власти. В 1931 году отец Михаил был арестован по коллективному делу, в котором фигурировали имена епископа Арсения (Жадановского) и Матроны Чушевой, но через полтора месяца отпущен. В Кузмёнках прошли 9 лет жизни монахини Матроны.

Осенью 1933 года она поселилась в селе Котельники Ухтомского района Московской области, чтобы вместе с другой монахиней Владычне-Покровской общины Александрой (Мурашовой) выполнять обязанности келейницы и секретаря своего духовного отца – епископа Арсения (Жадановского). Монашество, тайные моления, организация приема посетителей к епископу – такая деятельность рассматривалась как преступление.

В 1937 году Матрона смогла устроиться чернорабочей в магазин в Люберцах.

Дело епископа Арсения (Жадановского)

В феврале 1937 года НКВД пустило в разработку сфабрикованное дело об организации церковников-нелегалов, по которому проходило 16 человек. Главным фигурантом сделали епископа Серпуховского Арсения, бывшего наместника разрушенного в 1929–1932 годах Чудова монастыря в Кремле, викария Московской епархии. Он находился в оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому), выступавшему за церковную политику лояльности к новому строю и «мир с властью». Эта политика привела к расколу внутри Церкви и созданию катакомбной церкви – ИПЦ, то есть Истинной Православной Церкви. Следственные органы приписывали создание и руководство организацией епископу Арсению, лидерство – иеромонаху Андрею (Эльбсону), называя ИПЦ нелегальной, контрреволюционной и монархической.

Епископ Арсений (Жадановский)

Отец Андрей и другие непоминающие священники, что в то время означало неизбежный арест, выступали против митрополита Сергия (Страгородского) и считали, что наиболее достойным занимать место Первоиерарха имеет митрополит Кирилл (Смирнов). Для обсуждения этого вопроса была организована встреча отца Андрея и отца Михаила Шика. Данный факт, который официально звучал как участие в нелегальном совещании в феврале 1937 года, стал поводом для арестов.

Епископ Арсений подвергался арестам в 1931, 1932, 1933 годах и отбывал трехлетнюю ссылку в Казахстане, после которой он жил в поселке Котельники Ухтомского района. В его доме существовала домовая церковь и проходили тайные богослужения, на которые приезжали духовные дети и приходили местные жители. На допросах он сознался в этом.

23 февраля 1937 года арестовали отца Андрея. Это произошло на квартире, где проживали монахини Вера и Валентина.

25 февраля в Малоярославце был арестован отец Михаил Шик, также проводивший богослужения в созданной им домовой церкви. 14 апреля арестовали епископа Арсения. В этот же день пришли за монахинями Верой и Валентиной, 26 июля – за монахиней Матроной.

И это далеко не полный список арестованных по делу епископа Арсения.

Приговор

26 сентября 1937 года по статье 58–10 УК РСФСР «За активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов» монахини Вера, Валентина и Матрона были приговорены к расстрелу. Та же участь ждала епископа Арсения, иеромонаха Андрея, священника Михаила Шика.

27 сентября 1937 года приговор был приведен в исполнение в поселке Бутово на кровавом Бутовском полигоне.

Ольга Сокиркина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь