«Монастырский вестник» представляет читателям новую статью Фади Мфарреджа. Сирийский журналист, давно и тесно связанный с Россией, рассказывает о древнем монастыре святого Симеона Столпника близ Алеппо. Уже более пятнадцати столетий обитель Калъат-Симъан («крепость Симеона»), по праву считающаяся памятником архитектурного искусства древней Византии, свидетельствует о величии духа и подвигах сирийского монашества. Архитектурный комплекс, состоявший из грандиозного собора, келейного корпуса, гостиницы и крестильного храма, был построен в V веке и, несмотря на все разрушения времени, до сих пор отражает мощь христианства византийской эпохи. До начала войны в Сирии это было место паломничества для православных христиан со всего мира.
Главная святыня монастыря – фрагмент каменного столпа, на котором святой Симеон (ок. 390 г. – 2 сентября 459 г.) жил и молился на протяжении почти сорока лет.
Святой Симеон Столпник
Святой Симеон Столпник родился в 389 году в деревне Сисан, между Сирией и Киликией. С юности он избрал монашеский путь и стремился к тяжким телесным подвигам: носил на голом теле колючий пояс и тяжелые цепи, селился на высохшем дне глубокого озера. Чтобы не стать соблазном для новоначальных монахов, святой выбрал путь отшельничества и удалился в окрестности сирийского города Алеппо. Симеон известен как первый святой, совершавший подвиг поста и молитвы на каменном столпе. Столп был твердо укреплен основанием в земле, а наверху имел небольшую площадку, где можно было стоять или сидеть. Высота каменной колонны, на которой подвизался отшельник, составляла около 15 метров. Феодорит, епископ Кирский, рассказывал о святом Симеоне, как тот, находясь на незащищенной от дождя и ветра площадке, проводил дни в непрестанной молитве, клал поклоны или долгое время стоял неподвижно с воздетыми руками. Сорок дней Великого поста Симеон обходился без еды и питья. При всем величии аскезы, подвижник обладал подлинным смирением. Когда отцы-пустынники, желая проверить его духовное состояние, повелели спуститься, Симеон был готов сделать это ради послушания старцам. И тогда они благословили отшельнику продолжать подвиг, который сочетал в себе и юродство, и мученичество. Святой Симеон скончался на столпе во время молитвы. Память его празднуется 14 сентября. Мощи святого Симеона Столпника по приказу императора Леона вскоре после кончины подвижника были перенесены сначала в Антиохию, а затем в Константинополь, в собор святой Софии.
Подвиг столпничества быстро и широко распространился по всей северной Сирии. Среди наиболее известных монахов-столпников, последовавших за святым Симеоном, были преподобный Даниил Столпник (409–493 гг., память 24 декабря) из Константинополя, святой Симеон Дивногорец (Младший) (517–592 гг., память 6 июня) с горы недалеко от Антиохии, святой Алипий Баглфони (VII век, память 9 декабря), преподобный Лука (879–979 гг., память 24 декабря) из Халкидона, преподобный Лазарь (968–1054 гг., память 30 июля) с горы Галицион около Эфеса. На Руси тоже были столпники, самые известные среди них – Никита Переяславский (XII век, память 6 июня) и Савва Вишерский (XV век, память 14 октября).
Монастырь святого Симеона
Гора в провинции Алеппо, на которой находится монастырь, также носит имя святого Симеона. Обитель была основана учениками святого еще при его жизни, неподалеку от каменного столпа, где Симеон совершал свой подвиг. Одним из этих учеников был преподобный Даниил Столпник. Святой Даниил происходил из богатых купцов Константинополя, затем оставил свое ремесло и принял монашество. Приобретя авторитет и уважение императора, после смерти святого Симеона в 459 году Даниил попросил возвести большую церковь в честь своего почившего духовного наставника. Строительство началось во время правления императора Леона. Византийский император Зенон, духовный сын преподобного Даниила, завершил строительство грандиозной церкви вокруг столпа Симеона.
Строительство главного собора началось в 476 году и завершилось в 490-м. Храм имел форму креста, а в середине находилась колонна (каменный столп), на которой жил и молился святой Симеон. Такие храмы на месте мученичества или подвижничества древних святых назывались мартириями (свидетельствами). В конце V века вокруг мартирия было построено еще несколько зданий – келейные корпуса для монахов и крестильная часовня. Фрагменты столпа до сих можно видеть среди руин великого монастыря, и эта святыня привлекала паломников на протяжении столетий.
В первой половине VI века на севере Сирии произошла серия землетрясений, которые сильно разрушили города Алеппо, Антиохию и Селевкию. Пострадал и собор святого Симеона, и само основание колонны, на которой он подвизался. Когда Сирию завоевали мусульмане, они на некоторое время оставили монастырь святого Симеона Столпника христианам, так же как и другие местные церкви и монастыри. Византийская империя слабела и разделялась, но обитель святого Симеона в руках христиан на протяжении столетия оставалась чем-то вроде укрепленной крепости. С тех времен название так и сохранилось в истории – Калъат-Симъан («крепость Симеона»). В этот период пол церкви был вымощен мозаикой, и были проведены некоторые реставрации. Об этом свидетельствует надпись на мозаике, обнаруженной на полу церкви: в ней упоминается, что император Василий II (976–1026) и его брат Константин VIII (976–1028) вымостили церковь мозаикой и благоукрасили ее в 986 году.
Принц Хамдани Саад ад-Давла ибн Саиф ад-Давла захватил монастырь в 1016 году. После этого Калъат-Симъан использовался мусульманами как крепостное сооружение. В XVI веке в восточной части храма жил влиятельный курд, постепенно заселялись и остальные постройки. Спустя еще пару столетий крепостной комплекс освободили от жителей, он был признан памятником древней архитектуры и объектом изучения археологов.
Собор святого Симеона Столпника, построенный вокруг столпа, исторически имел вид восьмиугольного здания, где в форме креста сходятся четыре храма. Западный, северный и южный храмы имели одинаковые размеры относительно центра. Храм с восточной стороны отличался бࣰольшим размером и великолепием убранства. Здесь совершались богослужения по воскресным и праздничным дням, где молились вместе насельники монастыря и многочисленные паломники со всего света. В трех других храмах богослужения проходили по будням для отдельных групп паломников.
Четыре храма, образуя стороны креста, были построены по базиликальному типу. Каждый имел вид большого портика, разделенного арками на три части. Таким образом, собор включает в себя одновременно восьмиугольник и крест. У северной стены главного восточного храма находится древнее захоронение монахов, относимое к концу V века. Это склеп, выбитый в скале, и в нем покоятся кости усопших монахов. В стене северного храма есть еще одно монашеское захоронение. С восточной и южной стороны монастыря находились прямоугольные дворы. Там расположены трехэтажные здания, в которых размещались в древности конюшни, а некоторые здания были достроены в средние века. Келейные корпуса монахов располагались с восточной стороны монастыря, а к юго-востоку от главного храма находился небольшой монастырский храм, где совершалась ежедневная молитва насельников. В его юго-западном углу во время раскопок была найдена апсида. Большой камень с красивым декором, возможно, служил покрытием детской крещальной купели. Также были обнаружены прессы для изготовления вина или оливкового масла.
Крестильный храм представлял собой квадратное здание, в его восточной части располагался баптистерий – прямоугольное углубление-купель для крещения взрослых. В южной части храма совершались таинства Крещения, Помазания святым миром и Причащения. Площадь главного храма и крестильного дома занимала примерно 2000 кв. метров. Общая площадь монастыря с двором и кладбищем составляет 5000 кв. метров.
Устоявшая твердыня
Сирийская война нанесла серьезный ущерб монастырю Калъат-Симъан. Его обстреливали боевики, святыню специально пытались разрушить, взорвав мину у подножия столпа святого Симеона. Фрагмент столпа был сброшен с постамента, где он находился на протяжении столетий. Взрыв сильно повредил уцелевшие колонны и арки, некоторые были разбиты и сдвинуты с места. Крылья базилики рухнули из-за множества взрывов, поразивших строения. Постройки монастыря подвергались угрозе со стороны сирийских и турецких армий. Кроме того, главное здание монастыря разрушалось из-за незаконных раскопок и вывоза камня. Несмотря на эти печальные события, руины монастыря святого Симеона и сегодня остаются одними из старейших монументальных построек северной Сирии, свидетельством веры и духовного величия древних христианских подвижников.