«Твой народ стал моим народом, твой Бог – моим Богом»

11 октября Русская Православная Церковь отмечает день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, состоявшегося в крайне скорбных обстоятельствах в 1918 году. А весной нынешнего, 2021 года, мы отмечали другое значимое событие –130 лет со дня перехода в Православие принцессы Гессен-Дармштадтской протестантского вероисповедания 27-летней супруги Великого князя Сергия Александровича Романова (которую в Старом Свете называли самой красивой принцессой Европы, имея в виду прежде всего ослепительную внешнюю красоту. Хотя – справедливости ради – многие отмечали и ее душевную красоту). Новая Родина с восторгом приняла такое решение Великой княгини. Растроган до слез был и сам супруг, которому она после присоединение к Православию, состоявшемуся через таинство Миропомазания, могла сказать словами из Библии: «Твой народ стал моим народом, твой Бог – моим Богом» (Руфь 1; 16). Преисполнены были великой радости и все православные родственники Дома Романовых. Здесь же, на ее новой Родине, русские люди, искренне полюбившие Великую княгиню, стали называть ее Великой матушкой или белым ангелом России.

Когда религия найдена!

Затем в помраченной разумом России случилась глобальная духовная катастрофа – и многие из преданных ей всем сердцем сынов и дочерей были расстреляны, многие – заколоты штыками. А Великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами Царской семьи большевики сбросили в шахту под Алапаевском на 80-метровую глубину и закидали живых узников гранатами. Затем забросали яму хворостом и подожгли его. Такая вот страница нашей истории... Сегодня уже известная во многих своих жутких подробностях.

Но, слава Богу, мы живем с вами в то время, когда по Промыслу Божию всё же восстанавливается в родном настрадавшемся Отечестве историческая справедливость в отношении многих событий церковной истории прошлого века. И имена святых из великого сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской теперь часто вспыхивают в сознании, в сердце истинно верующего человека. Да не просто вспыхивают! Мы не просто читаем жития, где есть и описание ужасов злодейских расправ, что творились над защитниками веры Христовой, не просто переживаем и сопереживаем – мы научаем себя молитвенно к ним обращаться, веря, что велика сила их предстательства на Небесах за Россию в целом и за каждого из нас. Конечно, большинство прошло, скажем, разные этапы знакомства со святыми подвижниками. Первый – из времен неофитства – это окрыляющая радость открытия, которая сподвигает человека узнавать всё больше и больше о том или ином угоднике Божием, искать о нем разные свидетельства. Разумеется, не ради любопытства. Как подчеркивала биограф преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, создатель традиции по проведению ежегодных Елизаветинских чтений, член Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) И. К. Кучмаева в введении к своему капитальному труду «Когда жизнь истинствует... Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны», что цель ее книги, состоит не только в том, чтобы ознакомить читателя с удивительным житием святого человека. Одна из основных целей – постараться применить, «примерить» некоторые характеристики этого жития к нашему современнику, помочь ему в осмыслении своего пути.


Помнится, давно еще, находясь, пожалуй, на начальном этапе воцерковления, мы по приглашению Калужского отделения ИППО совершали паломническую поездку в те места Калужской земли, которые связаны с именем преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Побывали на месте ныне разрушенного Сергиева скита, основанного в честь Великого князя Сергия Александровича, московского генерал-губернатора, первого председателя Императорского Православного Палестинского общества, злодейски убитого террористом в 1905 году. Здесь, в деревянном храме преподобного Сергия Радонежского, Елисавета Феодоровна, посетившая скит в 1911 году, молилась. Молилась она на Литургии и в Тихоновой пустыни, и в благословенной Оптиной. Мы в то памятное паломничество посетили эти великие святыни, но сейчас хочу сказать о другом. Всю дорогу в нашем микроавтобусе был включен привычный для того времени катушечный магнитофон, а на бобинах были записаны письма преподобномученицы своим близким.


Дорога наша с переездами из одного места в другое заняла долгие часы, но в каком-то едином порыве мы не отвлекались на досужие разговоры, не пытались вздремнуть в пути. Всё слушали и слушали эти удивительные письма, впитывали в себя каждое слово. И письмо Эллы (Эллы – для ее любящего отца, сестер и брата) о своем решении перейти из лютеранства в Православие, конечно же, потрясло. Из России в Германию дочь писала отцу: «Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз, более полутора лет назад. Я все время думала и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином». Пронзительно и предельно искренне звучит и такая строка: «Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более шести лет и зная, что религия найдена». Умоляя отца дать ей благословение на столь важный шаг, Великая княгиня Елисавета Феодоровна просит его: «Пожалуйста, протелеграфируйте мне только одну строчку, когда Вы получите это письмо». Однако телеграммы не последовало. Вместо нее пришло письмо, в котором великий герцог Гессен-Дармштадтский и Рейнский Людвиг IV сообщал дочери, что ее решение приносит ему боль и страдания и дать благословения он не может. Лишь ее бабушка, легендарная английская королева Виктория (взошедшая на трон в 18 лет, где пробыла более 63 лет) написала внучке желанные слова утешения...

Марфо-Мариинская обитель милосердия: век XX-й и век XXI-й

Думается, что сегодня большое число православных людей в нашем Отечестве перешло на новый этап восприятия подвижнической деятельности Великой княгини Елисаветы Феодоровны, и это укрепило силу их молитвенных воздыханий к святой. Из года в год почти по всей России проходят Елизаветинские чтения. А сколько современных издательств выпустили замечательные книги об основательнице Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве – обители нового типа; о крестном пути преподобномученицы, посвятившей свою жизнь спасению безнадежно больных, бедных, раненых, обездоленных детей и взрослых и – вспомним! – отказавшейся покинуть Россию «в ее минуты роковые», хотя такая возможность была. Презентации лучших книг этого ряда прошли в наши дни и в самой Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке в Москве, которая с 2014 года является ставропигиальным монастырем. Чуть более трех лет назад здесь была проведена презентации книги «Елизавета Федоровна» из полюбившейся читателям разных поколений серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Автор этого труда Д. Б. Гришин, кандидат исторических наук, председатель Сергиевского мемориального фонда, действительный член ИППО, рассказал собравшимся об истории создания книги. И нельзя было не увидеть символичности в том, что на мероприятии присутствовал С.В. Степашин – известный российский государственный и политический деятель, с 2007 года бессменно возглавляющий Императорское Православное Палестинское общество. (Как мы знаем, Великий князь Сергий Александрович был первым его Председателем и к началу XX века Палестинское Общество уже имело на Святой Земле восемь подворий, которые принимали за год до десяти тысяч паломников из России. Также было построено 100 школ, где арабских детей обучали русскому языку и знакомили с Православием).

Елисаветинские чтения, книги о преподобномученице, их презентации, прекрасные тематические выставки и многое дургое – всё это крайне важно, это всё очень нужно. Но особой милостью Божией можно считать тот факт, что созданная Великой княгиней в 1909 году Обитель любви и милосердия (причем как церковное благотворительное учреждение, не знающее аналогов во всем мире), после многих десятилетий государственного атеизма была возвращена нашей Церкви (1992 год), и сегодня мы видим великое чудо ее возрождения. Возрождаются и стены, возрождается и дух обители, сохранившей особый уклад жизни, восходящий к ее основательнице преподобномученице Елисавете. В одном из интервью порталу «Монастырский вестник» – «По заветам Великой княгини» – настоятельница монастыря игумения Елисавета (Позднякова), получившая в монашестве имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, подробно рассказала, как развиваются современные проекты монастыря, продиктованные нуждами нашего времени. Если в начале прошлого века внимание Великой матушки и дореволюционных сестер устремлялось на конкретных несчастных людей, ютившихся в подвалах на Хитровом рынке, если требовалось пристроить сирот и детей пьяниц, а также помочь девушкам, приехавшим из провинции и не имеющим средств к существованию, получить образование и выйти замуж (а в годы первой мировой войны – устроить здесь лазарет и ухаживать за тяжело раненными), то сейчас жизнь диктует другие задачи. Хотя, как и во времена Великой княгини, в обители есть детский дом, ставший совместным ее проектом с православной службой помощи «Милосердие»...

Есть здесь центр реабилитации детей с детским церебральным параличом, где детям-инвалидам оказывается помощь. Действует паллиативная выездная служба, которая помогает семьям с неизлечимо больными детишками. Существуют Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; служба помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Ведется работа с зависимыми от алкоголя людьми. Направлений социальной деятельности немало, и информацию о них можно найти на сайте обители.


А мне хочется обратить внимание читателя на следующие обстоятельства. 9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 сестер во главе с Великой княгиней в крестовые сестры и следующим утром за Литургией митрополит Московский Владимир (Богоявленский) возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы. В тот день Великая княгиня сказала слова, которые вряд ли кого-то из наших современников, не утративших способность сопереживать, откликаться на чью-то беду, оставят равнодушными: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих». К 1918 году в Марфо-Мариинской обители милосердия насчитывалось уже 105 насельниц, и фронт работ у них был огромный! В настоящее время в обители на Большой Ордынке подвизаются около сорока монашествующих и несколько сестер милосердия. (Сестер милосердия сейчас немного по той причине, что остальные сестры приняли монашеский постриг). Есть еще сестричество – это сестры которые не живут в монастыре, но регулярно помогают. Монахини в большей степени заняты богослужением, хозяйственными, административными делами. Сестры милосердия служат в социальных проектах. И огромная нагрузка по претворению этих проектов в жизнь ложится на плечи сотрудников обители и большого числа добровольцев, которые, по словам игумении Елисаветы, по сути являются теми сестрами милосердия, что служили здесь при Елисавете Феодоровне. «Они также приходят сюда, желая послужить Христу», – тепло говорит о них матушка-настоятельница.

На примере Марфо-Мариинской обители в Москве можно наглядно увидеть, что социально значимые дела, ставшие смыслом жизни преподобномученицы Елисаветы Федоровны, сейчас пусть и в несколько иных формах, в иных масштабах (исходя из возможностей) в ее любимом и выстраданном детище неуклонно развиваются. И что в нашем, казалось бы, прагматичном, со стремительно ускоряющимся временем веке, милосердие неиссякаемо...

Последнее их пристанище на земле

Но вернемся к дате 11 октября 1918 года, когда из заброшенной шахты на Урале извлекли останки алапаевских мучеников. Известно, что пальцы правой руки Великой княгини Елисаветы были сложены для совершения крестного знамения, а на груди у нее находилась икона Нерукотворного Спаса, подаренная невестке после ее перехода в Православие Императором Александром III. Это был список с чудотворной иконы Спаса Нерукотворного в терновом венце из часовни Спасителя в домике Петра I (XVII век). Икона подложена малиновым бархатом, на золотой дощечке выгравирована надпись: «Вербная Суббота. 13 Апреля 1891 года». С этим драгоценным образом Великая княгиня никогда не расставалась...

В одной из современных публикаций попалось сообщение, что тела Елисаветы Феодоровны Романовой и ее верной келейницы Варвары один неизвестный монах повез в наскоро сколоченных гробах через охваченную гражданской войной Сибирь – сначала в Пекин, затем в Харбин. После они были перевезены на Святую Землю. Тут хочется возразить: известный монах. И на данный момент, можно сказать, что достаточно хорошо известный. Это Белогорский игумен Серафим (Кузнецов), который знал о желании Великой княгини быть погребенной в крипте русской церкви святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме, построенной в память Императрицы Марии Федоровны, матери ее мужа Сергия Александровича. Вспоминается совершенно замечательное мероприятие двухлетней давности – международная конференция, проходившая в Историко-культурном центре «Соборная палата» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На нее прилетел из Сан-Францисско протоиерей Петр Перекрестов, ключарь кафедрального собора РПЦЗ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которому было что сказать. Из Горненского монастыря в Иерусалиме приехала монахиня Мариам (Юрчук). А сколько людей не только из Москвы, но и из разных уголков России приняли участие в том форуме, посвященном 60-летию кончины игумена Серафима (Кузнецова)! Были монашествующие из Алапаевского мужского монастыря во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской, были братия из Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря, где когда-то подвизался игумен Серафим (Кузнецов).

Имеются свидетельства, что он, Белогорский скитоначальник, виделся с Великой матушкой Елисаветой Федоровной во время ее паломничества в Екатеринбургскую и Пермскую епархию, переписывался с ней, а чуть позже – только представим это! – когда над Царской семьей нависла смертельная опасность, решительно отправился к ней в столицу. Ехал он в Москву с предложением ей отправиться на Урал, в Алапаевск, где, как считал отец Серафим, можно было найти убежище в старообрядческих скитах. Конечно, она отказалась. (Также доподлинно известно, что Великая княгиня отказалась говорить на тему побега из России и с послом Германии графом Мирбахом. Всю Европу, а, может, и весь мир облетели ее слова: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»)

На конференции был показан удивительный во многих отношениях – поражающий многогранностью, «заполненностью» людьми с их живыми рассказами, суждениями – документальный фильм (о чем мы рассказывали на портале «Монастырский вестник» в публикации «Игумен Серафим. Духовный подвиг»). Именно таково и название фильма, над созданием которого послушница Ксения Хайнбюхер, немка по происхождению, принявшая Православие, трудилась многие-многие годы. И красной нитью через весь фильм проходит мысль, что подвижник сделал всё возможное и – горячо уповая на Господа – даже невозможное, чтобы выполнить просьбу Великой княгини Елисаветы Феодоровны, заключавшейся в следующих словах: «Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански». С того момента, как игумен Серафим привез святые мощи преподобномученицы Елисаветы и ее верной помощницы инокини Варвары (Яковлевой) в Иерусалим, прошло сто с небольшим лет. А в 1959 году для него самого, уроженца Пермского края, прибывшего из вздыбленной России на Святую Землю с такой необычной миссией, земная Родина нашего Спасителя тоже стала последним пристанищем.


Подготовила Нина Ставицкая
Снимки взяты из открытого доступа

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь