Вот уже четвертый год сестры одной из древнейших обителей Москвы – Иоанно-Предтеченской, учатся на церковно-образовательных курсах для насельниц женских монастырей. За отлаженным образовательным процессом стоит большая работа. По каждому предмету составлены и изданы в виде брошюры авторские программы, стараниями монастырского руководства оборудована современная аудитория, есть библиотека с богослужебными книгами и учебной литературой. И что особенно важно – качество преподавания образовательных курсов без преувеличения можно назвать высоким.
– Преподавать здесь очень интересно, – говорит Максим Владимирович Никифоров, старший научный редактор редакции богословия и церковного права церковно-научного центра «Православная Энциклопедия», переводчик сочинений раннехристианских писателей и святых Отцов. – Лично для меня это несколько необычный опыт, и скажу, что опыт ценный. Какое-то время я преподавал в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова – там живая, активная аудитория, студенты многое впитывают, многими вопросами интересуются. Но для монашествующих то, о чем я рассказываю, становится не просто пополнением багажа знаний или каким-то увлекательным путешествием вглубь веков. Это – их жизнь, ее основа, ее стержень.
Лекцию по теме «Святитель Афанасий Великий "Житие Антония Великого"» Максим Владимирович читает спокойно, неспешно, чтобы слушатели смогли все законспектировать. Сестры усердно записывают лекцию в тетради, и по их реакции чувствуется, что события далекого IV века они пропускают через себя и, возможно, в какой-то степени к себе примеряют... Наверное, большинство из них хорошо знакомы с житием подвижника, однако знать факты жизни святого и вдохновляться им на повседневные труды – это одно. Но как важно при этом осмыслить всё в контексте церковно-исторических событий!
Особое внимание было уделено в лекции поучениям подвижника, к которому обращались как христиане, так и языческие мудрецы. Слушатели также узнали, что блаженный Августин, богослов и философ, в своей знаменитой книге «Исповедь» (IV век) указал, что житие Антония Великого, переведенное на латинский язык, оказало большое влияние на его обращение в христианскую веру. Что преподобный Нестор Летописец, автор «Повести временных лет», познакомившись с творением святителя Афанасия Великого, переведенным на славянский язык, взял его за основу при работе над первым древнерусским житием преподобного Феодосия Печерского.
Читатель, конечно, имеет право спросить, нужен ли насельницам современного монастыря столь большой объем знаний? Ведь эти, безусловно, интересные подробности очевидно важны для ученых-богословов, а вот для сестер возрождающейся обители, может быть, полезнее было бы познакомиться с наставлениями святого для монахов? Отвечая на него, уместно привести следующую аналогию: человек глубокий, цельный, ответственно относящийся к жизни – прошлому, настоящему и будущему, прикладывает немало усилий, чтобы проследить свою родословную. Из какого бы рода он ни был – крестьянского, купеческого, дворянского или иного, он хочет знать о своих предках как можно больше. В процессе узнавания, как правило, нет «фильтрации»: это надо, а это можно отбросить, оно не потребуется! Для человека ценны буквально все сведения, потому что помогают воссоздать целостную картину того, как жил его род, чем он прославился или, напротив, навлек на себя позор. Так и в данном случае: невозможно из огромного духовного опыта монашеской семьи, истории развития монашества в разных уголках мира что-то считать второстепенным или мало заслуживающим внимания...
Второй год слушатели курсов изучают патрологию. Святитель Василий Великий, святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский – отцы каппадокийской школы и их учение. Святитель Иоанн Златоуст, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Григорий Синаит... Византийское монашество, подраздел – «История русского монашества». Словом, сестрам предстоит потрудиться, чтобы не только записать в тетрадь, пропустить через сердце многие волнующие факты, но и разобраться в богословии преподобного Максима Исповедника, в богословском обосновании исихазма в творениях святителя Григория Паламы и других ученых мужей разных веков, которые являются представителями всепланетарной монашеской семьи.
Вспоминается признание монахини Анувии (Виноградовой), казначеи Иоанно-Предтеченского монастыря (она же – куратор по образованию в женских ставропигиальных монастырях при Центре образования духовенства г. Москвы). Разрабатывая программу обучения на два года, ее составители думали: наверное, двух лет будет достаточно. Оказалось, что нет. Тогда составили программу на третий год, а за ним органично последовал и четвертый... На четвертом году обучения появился новый предмет – агиография. Восточная и латинская. Научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости. Мне довелось побывать на первой лекции по восточной агиографии. Читал ее Андрей Юрьевич Виноградов, преподаватель столичных светских вузов и ПСТГУ, член Международной ассоциации византинистов.
Для верующего человека продолжением его дыхания становится обращение к святым, имеющим разные чины святости. Но кого провозглашают блаженным? Кого преподобным и кого мучеником? Как это было у древних греков? Какие термины имелись в Ветхом Завете и перешли в Новый Завет, только в несколько ином ключе? Каковы критерии святости в Православной Церкви? Эта объемная тема обозначена с первой же лекции. Также в вводной части были рассмотрены вопросы о материальных носителях. Разум, как и ухо человека конца XX − начала XXI века быстро привыкли к словосочетанию «электронные носители информации», но мы не особо задумываемся над тем, что и папирусы, и пергамен (без буквы «т» на конце, подчеркнул лектор) тоже относятся к носителям информации.
– Первые тексты о святых появились во II веке и сразу были разбиты на две группы. Одна группа была посвящена мученикам (мученические акты, деяния мучеников), другая являла собой апокрифические деяния апостолов, то есть рассказы о судьбе апостолов, не вошедшие в Новый Завет. Приступая к разговору о древних текстах, не будем забывать, что они материально функционировали, на чем-то и как-то их писали. На чем и как? Давайте сделаем небольшой экскурс в историю античной книги, – предложил А.Ю. Виноградов, отметив, что дальше этого вопроса не придется касаться (последующие темы – это жития святых и то, как они составлялись, какие издания являются более достоверными, а какие не вызывают доверия). Поэтому, по словам лектора, важно в самом начале, на первой лекции, представить себе материальную составляющую тех древних трудов, что писались многие-многие столетия назад.
Надо сказать, что экскурс в историю античной книги оставил у сестер сильное впечатление. Столько интересных подробностей услышали они о папирусе, на котором были записаны и все четыре Евангелия, и первые агиографические тексты! Затем последовал не менее живой рассказ о материале для письма, изготавливаемом из специально обработанной кожи животных, – пергамене. (На производство одной книги уходило в среднем стадо в 75 голов, причем особенно ценилась кожа теленка.) И поскольку книги были очень дорогими, то, по сообщению Андрея Юрьевича, помимо богачей, ими владели институции, прежде всего церковные – монастыри, соборы, приходские храмы...
Глубокое погружение в церковную историю с такими, образно говоря, проводниками по ее широким столбовым дорогам и извилистым лабиринтам делает неутомительным пребывание в учебном классе на протяжении четырех с половиной часов. Занятия традиционно проходят по субботам: начинаются в 10.30 и заканчиваются в три часа дня. Между лекциями есть небольшие перерывы на чай с пирожками монастырской выпечки. Конечно, с приближением конца семестра, с приближением зачетов сестер охватывает волнение, совсем как студентов перед сессией. Ответы на контрольные вопросы по каждому предмету предполагают наличие знаний, а значит, подготовка к зачету должна быть соответствующей. Как выкроить на нее время, ведь другие послушания не отменяются? Но если ты пришел в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь Богу, стремясь совершенствоваться в добродетелях и жить по учению святых Отцов, то время для знакомства с ним найти необходимо. И – это я уже услышала в неформальной обстановке, во время чаепития – каждый раз после зачетов сестры оживленно делятся друг с другом впечатлениями: обсуждают, кому какая тема досталась, и как с Божией помощью в голове все выстроилось, вылилось в стройный ответ, так что не пришлось краснеть перед преподавателем. Но самое главное – оживает Священное Писание, отрывки из которого читают на каждом богослужении. Проясняется духовный смысл притч и метафор. Понятным и близким становится церковнославянский язык, которому отведен семестр первого года обучения. Родными стали многие святые, о которых столько говорилось на занятиях.
«Главная цель представленной программы – повышение культуры церковной жизни в монастырской среде», – сказано в предисловии к брошюре «Программа курсов дополнительного образования для насельниц женских монастырей», которая, к слову сказать, в виде приглашения была разослана во все ставропигиальные монастыри и епархиальные обители Москвы и Московской области. Действительно, культура церковной жизни в современной монастырской среде, состоящей из людей разного возраста, разного уровня образования, имеющих разный житейский и духовный опыт, принесенный ими в монастырскую ограду из мира, − должна быть высокой. Она должна поднимать и мирян до своей значительной высоты. Жаль только, что в учебном классе, где органично соединились интересы преподавателей и монашествующих, можно видеть свободные стулья. Кто-то в прошлые годы приезжал из других женских обителей, но, к сожалению, их было не так много. А уровень преподавания такой, что, как с волнением сказала одна из монахинь святой обители, хочется щедро поделиться этим богатством с другими.
Материал подготовила: Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков