К 25-летию преставления архимандрита Георгия (Тертышникова)
2 октября исполнилось 25 лет со дня кончины архимандрита Троице-Сергиевой лавры Георгия (Тертышникова), известного церковного ученого, богослова, собирателя духовного наследия святителя Феофана Затворника.
Эта памятная дата отмечена в календаре Московской Патриархии среди главных юбилейных дат 2023 года: «25-летие со дня кончины архимандрита Георгия (Тертышникова) – богослова, выдающегося радетеля о канонизации русских святых».
Отец Георгий нередко приводил слова святителя Феофана о том, что «умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои». Таким «добрым делом» для отца Георгия стало воспитание многочисленных духовных чад, крепкой леторасли Церкви Христовой, а также развитие новых направлений в области богословских и церковно-исторических исследований.
1 октября 2023 года память подвижника почтили молитвенно на богослужениях, а также в рамках приуроченной к 25-летию со дня преставления архимандрита Георгия конференции «В нетленной красоте кроткого и молчаливого духа…», которая прошла в Троице-Сергиевой лавре.
Архимандрит Георгий погребен на монастырском кладбище при храме в честь Нерукотворного Спаса в селе Деулино, которое находится в двух километрах от Сергиева Посада. Как обычно, в день памяти отца Георгия его могила попечением духовных чад была украшена белыми розами и лилиями.
По окончании Божественной литургии была отслужена панихида, во время которой неожиданно пошел дождь. Но поминальную службу отслужили полностью, ничего не сократив. Так батюшка Георгий словно напомнил о себе. Многие вспомнили, что ровно 25 лет назад во время отпевания и погребения отца Георгия было холодно и ветрено.
В полдень началась конференция в лаврском лектории «Маковец». Среди выступавших были духовные чада отца Георгия и продолжатели его научных исследований.
Профессор Московской духовной академии, доктор богословия и церковной истории, член Синодальной Литургической комиссии и научно-редакционного Совета «Православной энциклопедии» архимандрит Макарий (Веретенников) выступил с докладом «“Мы взялись за высокое, за небесное”. Память о друге и брате», с теплотой вспомнив годы совместного церковного служения.
Архимандрит Макарий отметил, что трудами отца Георгия были подготовлены материалы к канонизации Радонежских подвижников, родителей преподобного Сергия – преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Это стало явлением в истории Церкви, которое можно назвать «семейной святостью». Архимандрит Георгий подготовил материалы к канонизации преподобного Варнавы Гефсиманского и преподобного Антония Радонежского, преподобного Антония (Медведева), преподобномученика Кронида (Любимова). Это было служением Лавре и Церкви, а вместе с тем и духовным возрастанием самого отца Георгия.
Отец Макарий вспомнил слова благочинного, сказанные спустя несколько дней после кончины архимандрита Георгия. Отец благочинный отметил, что с отцом Георгием всегда было легко – если его куда-то назначали, то он просто говорил: «Благословите», – и делал всё, что ему поручали.
В заключение доклада архимандрит Макарий отметил важность подобных собраний, потому что они напоминают о тех, кто был до нас, и таким образом освящают наш путь к Богу на собственном примере.
В конференции принял участие иеромонах Пафнутий (Фокин). В 2017 году, к 20-летию со дня кончины своего наставника, отец Пафнутий подготовил книгу «Драгоценный Божий дар: время земной жизни архимандрита Георгия (Тертышникова)». А в этом году представил новое издание «“В нетленной красоте кроткого и молчаливого духа…” Архимандрит Георгий (Тертышников)», опубликованное в серии «Подвижники благочестия XIX–XX столетий Свято-Троицкой Сергиевой Лавры».
В докладе «“Живой опыт деятельного подвижника”. Архимандрит Георгий – исследователь трудов святителя Феофана, радетель о канонизации Радонежских святых и чуткий пастырь. Светлой памяти духовного наставника» отец Пафнутий рассказал о жизненном пути отца Георгия, привел воспоминания многих его духовных чад. Один из сокурсников архимандрита Георгия по семинарии, живший с ним в одной спальне, замечал, что ночью, во время сна, отец Георгий начинал вслух молиться, это говорит о высокой степени его духовности. Аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5:2). Это также говорит о том, что еще с семинарской скамьи он обучался молитве Иисусовой. Всю жизнь он сохранял ее. Потому был молчалив и очень осторожен в словах. Его слова всегда были с рассуждением.
Особое внимание в своем докладе отец Пафнутий уделил «богословию спасения», которому учили и святитель Феофан, и отец Георгий: «Совершая служение преподавателя и ученого-богослова, отец Георгий всегда оставался прежде всего монахом. И потому вопрос о монашеском пути всегда был для него одним их самых важных. На эту тему он не только произносил проповеди, но много говорил и в частных беседах, особенно переживая за молодых иноков, всячески стараясь укрепить вступивших на этот путь. Главное делание на монашеском пути самого отца Георгия – исследование творений святителя Феофана Затворника – явилось для него не просто богословской задачей, но переживанием богоспасительных истин. Такое значимое восприятие учения о спасении требует от исследователя особенного подхода, когда исследование превращается не просто в фиксацию событий, фактов и мыслей, но становится жизненно необходимым, разрешающим проблемы души. “Тема спасения имеет непреходящее значение для отдельного человека и для всей Церкви, – говорил архимандрит Георгий. – Богословие спасения, нашедшее наилучшее выражение в трудах Феофана Затворника, привлекательно тем более, что идее спасения была подчинена вся жизнь святителя Феофана, а само оно выдержало суд истории. Изучение жизни и творчества Вышенского затворника есть уже начало пути ко спасению”. Из этих слов понятно, что выбор данной темы отцом Георгием был обусловлен не столько исследовательским интересом, сколько духовной потребностью».
Отец Пафнутий рассказал слушателям один поучительный случай из жизни Лавры, связанный с отцом Георгием, – «случай про кота».
После обеда насельники Лавры имеют обыкновение кормить хлебными крошками голубей. И вот как-то раз, когда слетелись голуби, около них появился кот, который внимательно следил, когда отойдут иноки и можно будет напасть на голубей. Проходя мимо иноков и хорошо оценив ситуацию, отец Георгий пригрозил пальцем коту и тихо, но чтобы слышали братия, произнес: «С помыслами надо бороться».
Своими воспоминаниями об архимандрите Георгии поделился насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры игумен Филипп (Ельшин). В частности, он рассказал о своей первой встрече с отцом Георгием. В то время отец Филипп только поступил в Лавру и нес послушание у схиигумена Селафиила (Мигачева; 1898–1992). За стенкой была келья архимандрита Георгия. Однажды отец Георгий постучался, зашел и смиренно попросил варенья, пояснив, что он пишет работу и ему очень нужна «пища для мозгов».
Доктор филологических наук, главный научный сотрудник сектора по работе с особо ценными фондами Центра проблем развития библиотек ФГБУ «Российская государственная библиотека», лауреат Макариевской премии Татьяна Александровна Исаченко выступила с докладом «Два архимандрита – два духовника – две эпохи: к 25-летию со дня прославления архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой лавры Антония (Медведева) и 25-летию со дня кончины архимандрита Георгия (Тертышникова)».
Архимандрит Георгий подготовил материалы к канонизации архимандрита Антония (Медведева), наместника Троице-Сергиевой Лавры, корреспондента Императорского Русского археологического общества. Татьяна Александровна, духовное чадо отца Георгия, вспоминала о том, как он работал в Российской государственной библиотеке, где удалось выявить 22 рукописи, сохранившиеся в дополнительной части Троицкого собрания, куда они поступили из Лавры, а также из разоренных в революцию скитских библиотек – Гефсиманского скита и Вифании. По словам Т. А. Исаченко, «круг чтения и охват учительной литературы, ориентированной на труды Паисиевой школы, поражает. Большинство тех книг, на которых присутствует владельческая подпись архимандрита Антония (Медведева), со всей очевидностью свидетельствуют о том, что связь с афонской традицией в стенах Лавры не прерывалась. Через книги архимандрита Антония в его личности просматриваются ветви древа, восходящего к афонскому монашеству. Келейное наследие архимандрита Антония, учительная литература, наполнявшая его библиотеку, непосредственно связана с исихастским наследием, школой преподобного Паисия (Величковского), которая дала начало тому культурному импульсу, который обусловил расцвет в XIX–XX веках русского старчества и определил пути русского богословия».
Член Научно-редакционного совета по изданию полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, Варвара Викторовна Каширина рассказала о работе современных исследователей по изучению творений святителя Феофана, основополагающими трудами для которых являются исследования отца Георгия (Тертышникова). Архимандрит Георгий обозначил основные направления феофановедения, которые сейчас развиваются благодаря новым архивным документам и новым исследованиям. Одним из ярких подтверждений этому является проведенный докладчиком анализ публикаций по феофановской тематике в «Журнале Московской Патриархии» за 60 лет – с 1941 по 2000 годы. Первая публикация была подготовлена Иваном Никитичем Шабатиным (1898–1972, псевдоним Никита Волнянский), историком-архивистом, профессором МДА, преподавателем Истории Русской Церкви. Статья «Епископ Феофан Затворник и его духовное наследство» была опубликована в № 5 за 1948 год. Автор считает святителя Феофана «крупнейшим учителем христианской нравственности последнего столетия» и призывает учащихся духовных школ заняться изучением его духовного наследия.
Следующая статья о святителе Феофане «Преосвященный Феофан, Вышенский Затворник (по воспоминаниям его современников)» была опубликована в журнале через пять лет – в 1953 году. Автор – архимандрит Клавдиан (Моденов; 1901–1987), уроженец Тамбовского края, в границах которой до революции находилась Успенская Вышенская пустынь, смог собрать воспоминая о святителе Феофане иноков, которые хорошо помнили Вышенского затворника. И опять автор обращается к исследователям с пожеланием начать комплексное изучение духовного наследия святителя Феофана.
Спустя годы эти призывы были услышаны... По молитвам святителя наконец-то нашелся тот делатель, который начал изучение богатого духовного наследия Феофана Затворника, раскрыв его как духовного мыслителя и пастыря. Первые публикации в «Журнале Московской Патриархии» из творений святителя, подготовленные отцом Георгием, появились в 1973 году. И с тех пор они стали появляться регулярно. Предваряя одну из публикаций, отец Георгий отмечал: «Среди славных подвижников благочестия Русской Православной Церкви XIX века особое место занимает дивный святитель – епископ Феофан, Вышенский Затворник. Его значение в истории нашей Церкви неизмеримо велико, об этом свидетельствует не только его ревностное Боговдохновенное предстояние пред Престолом Божиим и подвижническая жизнь, но и огромное богословское наследие. Его экзегетические труды, научные исследования в области христианской этики, многочисленные письма, а также переводческие труды по различным вопросам христианского ведения малоизвестны».
Благодаря трудам отца Георгия, его большой научной и просветительской работе в 1988 году состоялось прославление святителя Феофана на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
26 марта 1990 года отец Георгий защитил магистерскую диссертацию «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении».
Одним из самых проникновенных стало выступление писателя Наталии Евгеньевны Сухининой, духовного чада отца Георгия. С особой теплотой она вспоминала советы, наставления своего духовного наставника, его бережное отношение к любому человеку.
Например, отец Георгий мог неожиданно вечером позвонить и сказать, что завтра обещают похолодание, поэтому не надо приезжать в Лавру, так как в электричке можно простудиться и заболеть.
Наталия Евгеньевна прочитала несколько фрагментов из своей книги «Аллилуйя! Письма близкому человеку». В предисловии к изданию отмечено: «Мы перестали писать письма. Очень часто поделиться наболевшим – спасительно. Ведь письма не пишут чужим людям, их пишут тем, кому доверяют. Книга Наталии Сухининой “Аллилуйя!” обращена именно к близкому человеку. Конечно, он, близкий, не один, их много, как много читателей у автора. Автор впервые делится опытом своих личных ошибок. Без назидания, а с искренней болью. А еще с удивительным доверием к каждому».
Вечная и благая память отцу Георгию!
* * *
В этот день духовные чада отца Георгия дали мне прикоснуться к небольшим листкам бумаги, на которых отец Георгий четким ровным почерком многие годы делал выписки из творений святителя Феофана и которые потом использовал в своих научных работах и проповедях. Это было незабываемое ощущение прикосновения к Вечности…
Относительно мыслей всяких держите такое правило: как только заметите, гоните прочь, без всяких рассуждений и оставайтесь с мыслию об одном Господе Спасителе вездесущем и все видящем. Они и не будут смущать.
Собрание писем святителя Феофана. Выпуск первый. М., 1898. С. 145.
Когда будут приходить смущающие вас внутренние недобрые движения: тотчас сходите вниманием в сердце и стойте там, отталкивая нападающие дурные движения и напряжением воли и паче молитвою ко Господу.
Собрание писем святителя Феофана. Выпуск шестой. М., 1899. С. 90.
Тогда, при свете Господа, ни один помысл не укроется, и оценка им будет верная, разлетятся все благовидности. А между тем, душа будет все крепче и крепче прилепляться к невидимому и становиться сильнее.
Епископ Феофан. Письма о христианской жизни. Изд. 3-е. М., 1908. С. 45.
За предоставленные фотографии выражаем
благодарность иеромонаху Пафнутию (Фокину)