Возвращенный голос обители святого князя Даниила

28–30 сентября 2018 года в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы состоялись торжества, посвященные 10-летию возвращения в обитель исторических колоколов, с 30-х годов прошлого столетия находившихся в Гарвардском университете (США). Колокольный ансамбль Данилова монастыря является единственным в Москве, полностью сохранившимся после революции 1917 года.

…В чистейшей синеве небес над Даниловой обителью, в такт мерно движущимся облакам, плыл, расширяясь, наполняя пространство монастырской площади величавым гулом, бас большого Даниловского колокола. Вызванивали нежные переклички малые колокола в негромких, прозрачных северных звонах – Вологодском, Заонежском, Новгородском. Ликуя, уносились вдаль Юбилейный Московский звон и Праздничный – Троице-Сергиевой лавры. Великий Новгород и Каменец-Подольский, Сибирь – Омск, Томск, Новосибирск и Красноярск; Минск и Рига, Ярославль и Великий Новгород; изысканные звоны Северной столицы и могучие в своей лаконичной простоте, как стены древнерусских соборов – звоны Ростова Великого… В воскресный день большим фестивалем, который уже девятый раз проводится в обители на ее исторических колоколах и на который съезжаются талантливые звонари, представляющие, без преувеличения, всю Россию с соседним зарубежьем, – завершилась программа празднования 10-летия возвращения в родной дом звучащей святыни.

Одной из вех в череде Божиих чудес, сопровождавших возрождение Данилова монастыря, назвал возвращение Даниловских колоколов наместник обители архимандрит Алексий (Поликарпов) в своем слове перед началом фестиваля. Двумя днями ранее, выступая на открытии юбилейной международной конференции «Судьбы колоколов», отец Алексий в подробностях вспомнил основные моменты этой истории, печально начавшейся в 1930-м году: Свято-Данилов мужской монастырь по распоряжению властей был закрыт, арестован последний настоятель обители архиепископ Феодор (Поздеевский). В том же году все 18 колоколов были сняты с колокольни. Уникальный ансамбль, сравнимый по качеству со знаменитыми колоколами Ростова Великого и бесценный по своему духовному и культурному значению, ожидало уничтожение. По Промыслу Божию этого не произошло: колокола спас американский меценат Чарльз Крейн, которому рассказал о них сотрудник Гарвардского университета, археолог Томас Виттемор. Крейн выкупил весь набор у большевистского правительства, переправил в Америку и преподнес в дар Гарварду; колокола повесили на башне студенческого общежития Лоуэлл Хаус, где они оставались 77 лет.


Архимандрит Алексий напомнил, как в начале 2000-х годов возникла идея вернуть колокола на родину, как непросто поначалу шли переговоры с Гарвардом и как, наконец, руководство американского университета дало согласие вернуть колокола, но с условием, что Россия взамен предоставит Гарварду новый набор.

Для этого требовались немалые средства. Святейший Патриарх Алексий II обратился к общественности России с призывом о помощи, и почти сразу же на этот призыв откликнулся председатель попечительского совета Фонда «Связь времен» Виктор Вексельберг, благодаря которому были получены средства и началась работа по обмену колоколами. С большим тщанием обеими сторонами было выбрано предприятие – воронежский завод «Вера», где отлили копии даниловских колоколов.

Святыню возвращали в Россию сначала морем из Бостона в Санкт-Петербург; в Исаакиевском соборе был по этому поводу отслужен благодарственный молебен. Потом на машинах доставляли в Москву, и повсюду на пути следования тысячи людей выходили встречать колокола…

«Иногда меня спрашивают, – заметил отец Алексий, – надо ли было это все затевать? Конечно, надо было. Гарварду мы сделали подарок. Но наши колокола находились там в долгой ссылке. И надо понимать, что возвращение Даниловских колоколов – это очень важный знак для Церкви, знак ее возрождения».


Конференция, основные труды по организации и ведению которой понес старший звонарь Данилова монастыря, руководитель Колокольного центра «Даниловский», кандидат богословия, иеродиакон Роман (Огрызков), объединила представителей трех сторон, занимавшихся возращением Даниловских колоколов: Церкви, государства и бизнеса. Следует отметить, что и теперь широкий круг участников торжеств со всей России и зарубежья удалось собрать благодаря содействию Правительства Москвы и благотворителей из числа прихожан монастыря.

Выступавшая после отца наместника советник полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе М.Н. Белогубова использовала ключевое слово «соработничество» для описания всех усилий, которые пришлось приложить, чтобы вернуть колокола на родину. Она подчеркнула, что поначалу переговоры с американской стороной шли очень напряженно: американская пресса была настроена резко негативно, газеты писали, что колокола теперь – собственность Америки.


Первая встреча в Гарвардском университете была также весьма недружелюбной. Всё изменилось, по словам госпожи Белогубовой, как только слово взял наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий: «Его мягкая улыбка и добрые слова словно растопили лед между нами. Он рассказал студентам и преподавателям Гарварда о том, как много значат эти колокола не только для Даниловского монастыря, но и для всей Русской Церкви, всех верующих. О том, что к колоколам на Руси во все века относились как к живому человеку, а не как к бездушной вещи или куску металла...»

Марина Николаевна вспомнила ряд интересных моментов первого приезда русской миссии в Гарвард. Например, то, как, по просьбе студентов и руководства университета, отец Роман (Огрызков) поднялся на башню Лоуэлл Хаус и сыграл на колоколах несколько композиций: ничего подобного Гарвард еще не слышал, студенты неумело звонили в колокола как придется… С этого момента переговоры сдвинулись с мертвой точки, и стороны сумели договориться об обмене.


Исполнительный директор фонда «Связь времен» Р.Ш. Умаров рассказал, как с технической точки зрения была организована работа по перевозке колоколов – как аккуратно приходилось снимать колокола с башни, грузить их на специальные машины, везти в порт, а потом уже здесь, в России, организовывать специальную транспортировку в сопровождении машин ГИБДД. Ринат Шамильевич горячо поблагодарил всех, кто помогал в организации этого процесса. Особая благодарность прозвучала в адрес архимандрита Алексия и отца Романа. И отдельно он отметил помощь государства. Неожиданное препятствие возникло, когда колокола уже оказались на родной земле: Российская таможня потребовала заплатить таможенный взнос как за провоз цветных металлов. «Они требовали с нас совершенно невероятные деньги, – сказал господин Умаров. – Но тут от лица государства подключилась Марина Николаевна Белогубова, которая и помогла в итоге решить все вопросы с таможней».

Интересными подробностями изобиловал доклад профессора истории Университета Нью-Мексико, секретаря общества Истории науки (Альбукерке, США) Луиса Кэмпоса на тему «Жизнь Даниловских колоколов в Гарвардском университете». Господин Кэмпос был студентом Гарварда и к тому же старшим звонарем Гарвардского общества любителей колокольного звона, поэтому отлично знает, как жилось Даниловским колоколам на башне Лоуэлл Хаус.


Свое выступление он начал с рассказа о главных действующих лицах всей истории: Чарльзе Крейне, Томасе Виттеморе, Константине Сараджеве. Интересно было узнать, что мультимиллионер Чарльз Крейн 25 раз приезжал в Россию, был поистине очарован русской музыкой и колокольным звоном. Для Крейна спасение Даниловских колоколов было спасением красоты.

Правда, по словам профессора Кэмпоса, студенты Гарварда поначалу не оценили дара Крейна и даже устроили бунт, требуя убрать колокола с башни Лоуэлл Хаус, – настолько непривычно было им слышать колокольный звон, особенно если учесть, что никто не знал, как правильно звонить. Поэтому колокола использовали очень редко и только по случаю каких-то событий. Так, один студент в день окончания Второй мировой войны поднялся на колокольню и 500 раз ударил в большой колокол. При этом многие студенты выглядывали из окон, не понимая, что происходит. В большой колокол еще звонили по случаю окончания американской войны во Вьетнаме. В остальных случаях Даниловские колокола служили студентам в качества гонга, когда начинался бейсбольный матч…

Тем не менее, в 50-х годах прошлого столетия в Гарварде возникло общество колокольного звона, и вступить в него было не так просто – кандидатов сурово экзаменовали. Как заметил профессор Кэмпос, который впервые оказался в России лишь в 2003 году, самым большим для него открытием стало «понимание того, что колокола и колокольный звон объединяют людей».


После профессора Кэмпоса слово взял иеродиакон Роман (Огрызков). Его выступление было посвящено техническому исследованию Даниловских колоколов и процессу введения колокольного ансамбля в эксплуатацию. Только человеку несведущему может показаться, что колокола можно просто подвесить – и они будут прекрасно звонить. Отец Роман рассказал участникам конференции о том, что, прежде чем вешать колокола, проводилось обследование по сохранности монастырской колокольни и влиянию на нее звона, укреплялся фундамент, делался бетонный пояс, сохранявший верхнюю часть здания… На протяжении полутора лет после того, как ансамбль вернулся в родную обитель, очень тщательно исследовались сами колокола, делались их обмеры, изучались профили, чтобы понять, благодаря чему создается это особенное звучание. Дважды переделывалось устройство, к которому крепились колокола. Зато потом, заметил отец Роман, «подходили прихожане и говорили, что колокола стали звучать как-то по-новому: глубже, дольше, звучнее».


Но не только Даниловские колокола обсуждались на конференции, ведь колокольный звон в России имеет богатую историю, почти такую же давнюю, как и наша страна. Старший научный сотрудник Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения Александр Борисович Никаноров свой доклад посвятил научным текстам «О времени и порядке благовеста» и «О должности звонаря», которые приводятся в церковно-уставных изданиях конца XVIII – первой трети XIX века. Сотрудник Новгородского музея-заповедника, звонарь Софийского собора Вячеслав Волхонский рассказал о судьбе колоколов Великого Новгорода в ХХ веке, а его коллега из Петрозаводска, композитор, музыкант и звонарь Музея-заповедника «Кижи» Кирилл Гуреев поведал о составе колокольных наборов большой колокольни Кижского погоста в XIX–XX веках. Наталия Тарарацкая, кандидат искусствоведения, преподаватель регентско-певческих курсов при Даниловом монастыре познакомила с историей колокольни Даниловской обители в XX веке.

Второй день работы конференции еще более полно раскрыл неоднократно звучавшую мысль о том, что недаром колокола издревле наделяли многими человеческими качествами: по Промыслу Божию этот удивительный инструмент предназначен не просто для объединения людей, но, и прежде всего, для участия в сакральном общении человека с Небом. В этом свете вовсе не поверхностной мистикой отзываются слова о «судьбах» колоколов, вынесенные в название конференции. На очень разных примерах, с использованием подчас редкой, уникальной информации, это продемонстрировали докладчики – зарубежные и отечественные исследователи и специалисты в области колокольного дела, почти все являющиеся также практикующими звонарями, профессионалами с большим стажем и большой ревностью к своему делу, – как отметил иеродиакон Роман (Огрызков).


С интересом аудитория восприняла доклад Джеффри Боссина, кампанолога и карильониста из Берлина – «Колокола звучат для солдат. Судьба качающихся и карильонных колоколов в Западной Европе во время Второй мировой войны». На самом деле временной диапазон, описанный в докладе, был шире: автор подробно изложил историю отношения к колоколам в Германии с самого начала прихода к власти нацистов, привел многие удивительные факты пристрастия фюрера и национал-социалистских вождей к колокольному звону и звучанию корильонов, рассказал об использовании колоколов в идеологических целях, о государственных проектах возведения гигантских колоколен и т. п. Но начало трудностей и поражений Германии в ходе войны бедственно отразилось на судьбе как немецких, так и других европейских колоколов: масштабная и планомерная конфискация и переплавка привели к уничтожению их десятками тысяч, и множество из уцелевших погибло затем в бомбежках и пожарах.


Любовь Рудацкая, звонарь, учитель истории и обществознания гимназии № 28 г. Костромы, в докладе «Из истории часового колокола Ипатьевского монастыря» поделилась результатами исследования судьбы единственного датированного костромского колокола середины XVII века, который входил в один из древнейших часовых механизмов своего времени и в изготовлении которого прослеживается участие рода Годуновых.


Поистине удивительные, сравнимые с человеческими, жизненные перипетии, которые претерпели колокола знаменитого колокольного завода династии Гилёвых, раскрыло сообщение Татьяны Липкиной, звонаря, сотрудника Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии, «Судьбы сохранившихся колоколов тюменского завода П.И. Гилёва сыновей». Всё выпавшее на долю церковных колоколов явилось следствием варварского отношения к отечественному духовному наследию в годы советской власти. Только одна контора «Цветметлом», действовавшая на территории Сибири в 1930-е годы, за пять лет превратила в груду металла колокола общим весом более 450 тонн. Вся эта колокольная бронза просто погибла, так как из-за отсутствия траспорта «лом» невозможно было вывезти… А чудом спасшиеся колокола находили впоследствии в пожарных частях, на маяках, среди театрального реквизита.


Участники собрания тепло приветствовали приехавшую на конференцию правнучку Петра Гилёва Наталью Александровну, подарившую Данилову монастырю книгу об истории своего рода и колокольного производства, прославившего Сибирь: в 1905 году на всемирной выставке в Брюсселе тюменские колокола завода Гилёвых поразили европейцев и были отмечены Большой золотой медалью и бельгийским Королевским Крестом.


Оживленную дискуссию вызвало выступление гостя из Италии Эмануэля Алланкони, кампанолога и колокольного мастера, владельца колокольного завода «Allanconi»: «Эволюция проектирования звучания колокола: от эмпирического метода к современным разработкам». Производство господина Алланкони работает, следуя многовековым традициям изготовления колоколов, и в то же время в нем используются новейшие компьютерные технологии, позволяющие с большой точностью реконструировать исторические инструменты, встраивать новые колокола в существующие ансамбли и т. д. Дискуссия была вызвана сомнением некоторых специалистов в художественной ценности инструментов, воссоздаваемых с таким «идеальным» расчетом. Синьор Алланкони постарался аргументированно опровергнуть эти опасения, заверив, что современные технологии считает возможным применять только на этапе проекта и на заключительной стадии для контроля звучания и при этом всегда делает выбор в пользу гармоничности и благозвучия голоса колокола, руководствуясь данными ничем не превзойденного до сей поры «аппарата» – человеческого уха.


Доклад молодого московского исследователя Анны Слепцовой, ассистента кафедры Истории и организации архивного дела РГГУ «Из истории колоколов Москвы. К вопросу о практическом применении церковных метрик конца XIX века» был посвящен ценному историческому источнику, каковым являются церковные метрики – своеобразные «паспорта» храмов, которые составлялись с середины XIX до начала ХХ века в России в рамках первого государственного проекта охраны и изучения памятников старины. Благодаря сведениям метрик можно значительно пополнить знания, в том числе, и об утраченных колокольнях и колоколах храмов и монастырей Москвы, Петербурга и многих других областей России (данные в свое время были собраны по 55 епархиям). Значимым открытием автора доклада явилось то, что ею были обнаружены рукописные копии метрик церквей Москвы и Московской губернии, находящиеся в столичном Центральном государственном архиве. Ранее считалось, что все эти документы существуют исключительно в подлинниках и сконцентрированы в архивах Санкт-Петербурга.


Завершил конференцию доклад Олеси Ростовской, композитора, карильониста, звонаря (Москва) «300 лет русского карильона». В живой увлекательной форме автор познакомила аудиторию с историей трех инструментов, появлением которых в России мы обязаны Петру I: еще в юные годы, путешествуя по Европе, царь полюбил звучание карильона, соединяющего в себе колокола, подобие органа и часового механизма. Построив столицу на Неве, государь установил первый инструмент в соборе Петропавловской крепости. Второй карильон взамен петровского, утраченного при пожаре, заказала за границей императрица Елизавета I, он прослужил целое столетие. Ныне на том же историческом месте установлен карильон известной фирмы «Petit & Fritsen» (Нидерланды), он был подарен городу правительством Фландрии с участием многих спонсоров из разных стран. В крепости регулярно проводятся концерты, в 2018 году состоялся 17-й фестиваль карильонной музыки.

Финалом юбилейных событий стал вечер, который прошел в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя. Встретившись еще раз, все, кого познакомили и объединили усилия по возвращению колоколов Данилова монастыря, с радостью признали, что воплощение этой идеи стало для них прежде всего историей о дружбе и сотрудничестве. И теперь знаменитый колокольный ансамбль с полным правом можно назвать символом взаимопонимания. Гостям, чье участие в деле возвращения колоколов было особенно значимым, наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий вручил памятные сувениры. Затем состоялся концерт, в котором выступили Праздничный хор Данилова монастыря под руководством Георгия Сафонова,ансамбль старинной музыки «Контрапунктус», Ирина и Елизавета Морозовы (цимбалы, фортепиано), Олеся Ростовская (терменвокс).


***

В заключительный день торжеств, перед началом IX фестиваля «Даниловские колокола», на монастырской площади была открыта небольшая выставка – фотографии на нескольких стендах иллюстрировали историю колоколов в минувшем столетии и счастливое завершение этого трудного этапа. Многие из присутствовавших на празднике его непосредственных участников и гостей могли узнать себя на снимках. С момента возрождения монашеской жизни в «первом на Москве» монастыре пройден уже 35-летний путь. Это был путь осознанного возвращения исторической памяти, о чем в первую очередь напомнил, приветствуя собравшихся, архимандрит Алексий, – путь возвращения красоты и, в том числе, своего неповторимого голоса, которым славила и продолжает славить Бога обитель святого князя Даниила.


Материал подготовили Петр Селинов и Елена Володина

Фото: Владимир Ходаков, Гавриил Григоров

 

 

 

 

Материалы по теме

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь