Женская обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, Курской епархии – «молодая». Она основана в 1997 году в поселке Золотухино, где ранее не существовало ни монастырей, ни даже храмов.
Основателем монастыря стал иерарх Русской Православной Церкви XX века митрополит Курский Иувеналий (+13 января 2013 г.). Приснопамятный владыка отличался любовью к монашеству, возродил древние святые обители Курской земли. Юную женскую обитель он посвятил памяти своего отца – благочестивого казака Алексея Тарасова, в годы сталинских репрессий разделившего страдальческую судьбу тысяч православных русских людей и в 1937 году расстрелянного большевиками. Сам митрополит Иувеналий впервые пострадал за Христа в том же году, когда, будучи восьмилетним мальчиком, был исключен из школы как сын «врага народа»; впоследствии, будучи приходским священником, он не раз подвергался угрозам, преследованиям и допросам.
Сформировать сестричество новой обители владыка благословил духовно опытной подвижнице – схимонахине Антонии (Сухих, +10 июля 2012 г.). Матушка Антония, приняв монашество во времена хрущевских гонений, помогала репрессированным священнослужителям и монахам: принимала их, скрывала у себя в доме, снабжала всем необходимым, помогала в их служении Богу. Владыка Иувеналий и матушка Антония были духовными наставниками большинства насельниц Золотухинского монастыря и явили собой образы исповедников земли Русской, возрастивших в себе веру Христову и пронесших ее сквозь годы лихолетий и испытаний.
Обитель прп. Алексия возглавляет игумения Елисавета, при которой есть Духовный собор, состоящий из благочинной, казначеи, эконома, келаря и ризничной. На сегодняшний день в обители сорок девять сестер, многие из них пришли сюда при жизни схимонахини Антонии, вдохновленные ее примером. Сейчас новые сестры тоже приходят в монастырь, но гораздо реже. Принимая в сестричество, матушка игумения смотрит, чего желает пришедшая от монастырской жизни. Главное, на что смотрит настоятельница, – есть ли у пришедшей желание спасти душу, послужить Богу и ближним.
Любая сестра может напрямую обращаться к игумении по возникающим у нее вопросам. В зависимости от характера и важности вопросов определяется время для беседы. Обычно сестра в назначенный час приходит в приемную к матушке. Иногда игумения сама расспрашивает насельницу о ее состоянии, проблемах, приходит к ней в келью. Откровения помыслов в качестве обязательного правила в монастыре нет, но любая сестра может рассказать настоятельнице о своем душевном состоянии, своих помыслах, проблемах и нуждах.
В обители действуют храмы во имя преподобного Алексия, человека Божия, и во имя Пророка Иоанна Крестителя, в день Усекновения главы которого нынешняя монастырская территория была передана Церкви. Суточный круг богослужения совершается ежедневно, в нем, кроме тех, кто не может по состоянию здоровья, участвуют все сестры, не задействованные на неотложных послушаниях. Каждая насельница бывает на богослужении не реже четырех раз в неделю.
День сестер начинается в 6 часов утра с правила (утренние молитвы, полунощница, монашеские каноны), затем следуют часы и Литургия. По окончании Литургии – трапеза, после которой сестры идут на определенные для них послушания. В 16 часов – вечернее богослужение, состоящее из девятого часа, вечерни, утрени и первого часа, затем крестный ход по территории монастыря, краткая заупокойная лития на могиле схимонахини Антонии. Далее – вечерняя трапеза. После трапезы – завершение дел на послушаниях. В 21:00 вечернее правило: чтение глав из Апостола, Евангелия и вечерние молитвы. После этого все расходятся по келиям для чтения келейного правила и отдыха. По определенной череде сестры читают неусыпаемую Псалтирь.
В основном сестры живут по одной в келье, несколько человек по двое. У каждой насельницы есть свое келейное правило, которое определяется ей духовным наставником в зависимости от ее духовного состояния, физического здоровья и занятости на послушаниях. Обычно оно состоит из определенного количества Иисусовых молитв, акафиста Божией Матери или святым и Псалтири.
На трудовые послушания в монастыре в среднем отводится по четыре-шесть часов в день, в зависимости от трудоемкости и срочности выполнения той или иной работы. Каждое послушание закреплено за определенной сестрой (или несколькими сестрами). Так, на алтарном послушании задействованы поочередно три сестры, а единственной церковнице монастыря помогают сестры, задействованные на кухне. Просфорница в монастыре также одна, но периодически ей помогает сестра, несущая послушание на птичнике. На кухне трудятся пятнадцать сестер: келарь, помощник келаря, три повара, три помощника повара, три трапезницы, две коренщицы в овощном цехе и две уборщицы трапезной и подсобных помещений. Семь сестер несут послушания на молочной ферме, три – на птичнике, три в иконной лавке, две за свечным ящиком, четыре в канцелярии и бухгалтерии, одна в библиотеке, одна в рухольной, одна в воскресной школе, две в экономской службе. За сад и огород отвечают по одной сестре, однако им помогают те, кто трудится на кухне, в иконной лавке, в канцелярии. Одна сестра вместе с помощницами ухаживает за больными, и одна отвечает за ремонтно-строительные работы.
В монастыре есть тринадцать наемных сотрудников: водитель, механик, тракторист, сварщик, пять рабочих-подсобников на хоздворе, повар и посудомойщицы, обеспечивающие трапезу рабочих. Деятельность сотрудников распределяют и контролируют сестры, ответственные на определенных участках, однако большинство послушаний насельниц не связаны с общением со светскими людьми. В социальной работе монастыря в первую очередь принимают участие сестры, несущие послушание в Воскресной школе и в канцелярии.
Трудовые послушания необходимы, но это далеко не самое главное в монастыре. Главное в жизни сестер – научиться любить Бога, любить ближних. Для этого надо привить себе любовь к молитве и к послушанию как добродетели, к отсечению своей воли, своих пожеланий ради Бога и ради ближних. Непрерывная духовная работа над собой, старание стяжать высшее состояние души, заключающееся в крепкой вере в Бога и добром отношении к людям, – вот заветы основателей монастыря митрополита Иувеналия и схимонахини Антонии, которые сестры стремятся воплотить в жизнь.