Доклад архимандрита Алексия (Поликарпова) на XXI Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире» (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. 25 января 2013 года).
Современному русскому монашеству приходится решать многие новые задачи, которые ставит перед ним наше время. Расцерковленный за несколько десятилетий мир Православной Руси ныне заново обретает себя в Церкви, и на монашестве, как и на всех чадах Русской Православной Церкви, лежит ответственность поддержать это стремление в людях, подать руку помощи ищущему Бога, указать пути к храму. Иночество, всегда бывшее главной опорой Церкви, сегодня широко открывает Святые врата своих монастырей навстречу миру — и тем самым, как может показаться, изменяет одному из древнейших монашеских установлений — отречению от мира. Однако это не так. Именно верность монашеским обетам поддерживает современное иночество и дает ему силы в его служении Богу и ближним.
Смысл монашества и основы его внутреннего жития, от древних монастырей в пустынях Египта и Палестины до обителей наших дней, нередко оказывающихся в самой гуще городской жизни, на протяжении веков оставались и остаются неизменными. Уже само слово «монах» указывает на этот смысл. «Монах» происходит от греческого «монос» — «один»: в своей внешней жизни монах пребывает один, вне суеты и соблазнов века сего, во внутренней — наедине с Богом. Есть и другое слово, которым часто именуется монашество: «иночество», от слова «иной» — иной по отношению к миру, а точнее, к греховным страстям мира, от которого отрекается монах при постриге, которому противопоставляет мир иной, мир служения Богу.
Внешнее житие инока на протяжении столетий не могло не претерпевать изменений. Различались и внешние формы его служения Богу. Однако главное оставалось неизменным: это молитва, богомыслие, единение с Богом. Без молитвы, без устремления души к Богу, без желания постоянно быть с Богом монах перестает быть монахом. На этом твердом основании зиждится вся его жизнь, этим подаются силы на несение послушаний, через которые также осуществляется его служение Богу. По сути, это служение неотъемлемо от особого, монашеского служения ближнему своему, оставшемуся в том мире, от которого отвергся монах. Были времена, особенно начальные, когда иноки удалялись от мира реально — «бежали» в пустыни Египта и Палестины, в леса и степи Руси, иные затворялись в келлиях от мира ради спасения своей души, — молитвами своими этот мир содержали, укрепляли и спасали.
Еще в недавнем прошлом человека заботливо ограждала Мать Церковь и своими Таинствами, обычаями, обрядами охраняла его, как свое чадо, на всех его путях. Современная русская действительность изменилась. Наш век заставил человека отвернуться от Церкви — и тем самым обрек его на одиночество. Привязав к мнимым ценностям, он лишил его единственного Источника жизни — Христа и Его Церкви. Но окончательно отнять Бога у человека невозможно. Приходит время и он слышит призыв Господа, Который никогда не покидал его, начинает искать Его с большими усилиями, часто преодолевая себя, отказываясь от многих условностей, которые навязала ему и сковала изнутри современная жизнь. Помочь тут может только сама Церковь, идя навстречу этим, порой, робким, неуверенным поискам человека и утверждая его в них.
Сердце человеческое очень чутко к святости и к пустому колодцу за водой ходить не станет. Истинному монаху есть чем поделиться. Во внутреннем отречении от мира он обретает огромную помощь и силу. Молитвенное общение с Богом возможно в любой обстановке, необходимо только, чтобы внешний мир, от которого монах отрекается при постриге, не разрушал созидаемый им с помощью Божией мир внутренний. Вот к этому миру, созидаемому монашеством, и тянутся люди.
Господь, отправляя Своих учеников на проповедь, сказал им: идите, научите все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19–20). И еще сказал Господь: всякого приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6, 37). Служение современного монашества во многом должно быть направлено на исполнение этих слов Спасителя: всякого приходящего не отвергать.
Данилов монастырь, Промыслом Божиим, оказался в центре нашей церковной жизни. И естественно, что взоры многих людей сейчас обращены к нему -
Ныне многие, очень многие приходят на исповедь впервые. Впервые приступают к Таинству покаяния, этому второму крещению: если Таинство крещения — это врата, вводящие человека в Церковь, то покаяние в Церковь возвращает, поскольку грех разрывает общение души с Богом. Этот момент первой встречи человека с Церковью очень важен. Особенно важно, кто примет впервые приступающего к Таинству исповеди, кто за него будет предстательствовать перед Богом. Я думаю, что именно монах, имеющий собственный опыт духовной жизни, опыт борьбы со своими страстями, может воспринять это чадо и помочь ему соделаться чадом Божией милости, Божией любви. С этого времени начинается для человека новая жизнь со Христом, в Церкви Его. И с этого времени ему требуется большая помощь Церкви.
Необходимость отклика на практические вопросы приходящего в Церковь, необходимость оказания помощи в его духовных исканиях и послужила поводом к учреждению в нашем монастыре особой Катехизической службы, которая и занимается организацией просветительского служения при обители.
Все началось с малого — с коротких бесед. Определенного места проведения этих бесед в монастыре в то время еще не было. Нередко они происходили в Предтеченском храме. Расставлялись лавочки, приходили даниловские батюшки и беседовали на церковные темы, отвечали на возникающие вопросы. Поначалу участниками этих бесед были люди, помогавшие при восстановлении обители, а потом к ним присоединились и те, кто, интересуясь и стремясь принять Слово Божие в свое сердце, приходили по объявлению. Важно отметить общение людей между собой и с братией монастыря. В этом общении многие не только обретали друг друга, но и, что особенно важно, находили свое место в Церкви. Общение очень помогает. Обретя опытного духовного наставника, человек уже не боится храма, который постепенно становится для него родным домом. Бывает так, что человек первоначально идет не к Богу, а к конкретному человеку, а тому, как духовно более опытному, удается направить его не к себе, как к личности, а ко Христу.
Монастырь наш восстанавливался, приобретал свой современный вид. Наладилась литургическая жизнь. Вскоре появилась при обители и монастырская Воскресная школа. Когда говорят: «школа», — обычно подразумевается учебное заведение для детей. В нашей школе занимаются и взрослые — это семейная Воскресная школа. С этих первых ростков началась в Даниловом монастыре служба катехизации, ныне имеющая три направления. Первое — занятия с детьми, второе — со взрослыми. Это как бы два пути работы братии монастыря внутри его стен, с теми, кто приходит к нам. Есть и третье направление — работа вне монастыря, работа миссионерская. Итак, прежде всего — это дети, маленькие христиане. В монастырской Воскресной школе занимается около 100 мальчиков. Так сложилось исторически. Ведь и в дореволюционной даниловской школе всегда учились только мальчики.
Как же в нашей школе совершается образование? Особое внимание обращается на посещение слушателями школы Богослужения, потому что именно на службе, в храме, в Таинствах и образуется человек, образуется и развивается человеческая душа.
Воскресная школа Даниловой обители заботится о воспитании не только детей, но и их родителей. Здесь использовалась следующая форма преподавания: когда закончится урок у ребят, то на перемене (а перемены длятся двадцать минут) наши папы и мамы усаживаются за те же парты, за которыми только что сидели их чада, и слушают почти те же слова, которые только что звучали для детей. Часто не зная самых «азов» церковной жизни, они, в ожидании своего ребенка, невольно прислушиваются к слову Божию. Но запросы взрослого иные, чем у ребенка, и беседа в двадцать минут не может их удовлетворить.
В связи с этим возникла задача — заниматься со взрослыми отдельно. С 1992 года появилась возможность организовать при монастыре Катехизические курсы для взрослых. Задумывались они, в общем, для готовящихся принять Таинство Святого крещения. Но на практике оказалось, что в основном к нам пришли люди, уже крещеные, однако совершенно не сведущие в вопросах церковной жизни, не знающие основ Православия. Стать школой начальных знаний Православия -такую задачу и поставили перед собой курсы. Их слушатели изучают основы христианской жизни, основы молитвы, правила поведения в храме, общения между христианами, внутри семьи и вовне -это первое; и второе — даются начала церковного пения,
Хочется сказать еще о том, что не входит в официальную программу курсов, но составляет их неотъемлемую часть — это общение людей. На наши Катехизические курсы ходят люди разные и по возрасту, и по образованию, и по опыту церковной жизни. Например, в прошлом году у нас учились и домохозяйки, и профессора, и студенты, и рабочие: все — стар и млад, простой человек и ученый,
И наконец, третье направление — это работа братии Даниловой обители вне монастырских стен. К нам часто обращаются различные организации (школы, институты, предприятия, больницы) с просьбой приехать, встретиться с их коллективами. Руководствуясь тем же Евангельским принципом: всякого приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6, 37), — мы всегда стараемся, по возможности, эти просьбы удовлетворить. Например, в начале прошлого года, на кануне рождественских праздников, несколько московских предприятий обратилось с просьбой рассказать о том, что такое Рождество, что такое предрождественский пост, святки, какие существуют традиции и обычаи, связанные с этим праздником. Мы с радостью приняли эти предложения. Нам дороги такие встречи. Можно было бы ответить им: приходите в храм, все увидите, все узнаете, но, я думаю, что такое равнодушие, невнимание оттолкнуло бы людей, в своей обыденной жизни уже привыкших, что их постоянно отсылают от одной двери к другой, от одного чиновника к другому. Но так не должно быть в Церкви Божией. Для Господа дорога каждая душа, в любых условиях находящаяся, и поэтому всякую возможность для благовестия мы стараемся использовать. Преподобный Серафим Саровский чудотворец говорил: сей везде, сей на камне, сей в терниях, сей и на доброй почве, и, даст Бог,
Еще одна забота у монастыря — это больные. В современном обществе, по причине умножения беззакония, греха, оскудела любовь в людях, очень мало терпимости, милосердия. Но, напротив, не уменьшилось, а увеличилось число больных, которые нуждаются в любви, хотя бы в самой малой крупице любви, внимания. Священника в больнице принимают очень тепло. Больной, страдающий человек, никогда не заходивший в храм или заходивший из любопытства, в своей экстремальной ситуации тянется к священнику — и это тоже может стать поворотом души к Богу. Никогда еще не было случая, чтобы перед батюшкой захлопывалась дверь палаты или его приход проигнорировали — нет, всегда люди, даже со страшной физической болью, находят в себе силы, чтобы сказать священнику
Особое внимание мы обращаем на медперсонал: врачей, медсестер — ведь именно они большую часть времени находятся с больными. В их власти многие люди и очень важно, как человек воспользуется этой властью, куда он направит ее: озлобит ли людей или же смягчит горе, успокоит, поможет. Ведь не секрет, даже и для врачей, что не лекарства лечат прежде всего, а доброе слово, которого сейчас так не хватает.
Больницы посещают многие слушатели курсов, из которых организовались особые группы наших помощников. Они трудятся на разных поприщах. Одни выступают как катехизаторы, другие помогают обслуживать больных или детей. Это дает им возможность и себя обрести, и через этих несчастных, измученных жизнью людей — послужить Христу.
Нельзя обойти пастырским вниманием и людей отверженных, оступившихся — людей, которые совершили более или менее тяжкие преступления. Часто приходят в монастырь их родственники. Когда человек попадает в подобную ситуацию — тяжелую, из ряда вон выходящую, — он отвержен ото всех. Все, даже близкие, теряются, не знают, как этому человеку помочь. В таких случаях мы советуем в первую очередь сугубую молитву за этих людей.
Когда произносят слово «Зек», то в сознании нормального человека встает страшный образ вора, убийцы, насильника. Так воспринимал некогда «Зека» и сам заключенный, ныне оказавшийся на его месте. Но когда он попадает в тюрьму, в зону, то видит таких же людей, как и он сам. Я, конечно, не говорю о тех, для которых тюрьма стала родным домом. Случайно или не случайно, заслуженно или незаслуженно — не нам решать. Мы лишь сожалеем о таком человеке. И редко задумываемся, что окончательный суд все же совершает Господь и что в тюрьме или в колонии Господь так же, а может быть, и с еще большей силой призывает человека к Себе. В страдании, в бедствии сердце человеческое более открыто навстречу Богу. Беда, падение может оказаться для него началом восстания, началом пути ко спасению. И поэтому этим людям особенно нужна помощь Церкви. Человек должен знать, что, какие бы страшные преступления он ни совершил, Церковь не отрекается от него, она видит в нем такое же чадо свое, как и все другие, но лишь оказавшееся в беде.
С какими же проблемами мы сталкиваемся в тюрьме или в зоне? Первое — это непонимание. Почему? Потому что эти люди не были воспитаны в церковном духе, они никогда не видели живого «попа». И первому священнику, встретившемуся в их жизни, приходится приложить много труда, терпения, а главное — любви, чтобы люди, наконец, стали прислушиваться. А это уже шаг к пониманию. Нужно сказать, что в основной массе узники осознают, что они действительно совершили преступление, нарушили Божью заповедь и закон человеческий. Интересен и тот факт, что именно в заключении многие приходят к вере в Бога, к Православию.
В Православной Церкви посещение больниц и темниц всегда рассматривалось как непосредственное служение Христу. Что же прежде всего может сделать здесь Церковь -священник, иеромонах? Прежде всего — призвать к покаянию. Человеку, преступившему заповедь, необходимо выговориться, перед Богом раскаяться в содеянном и обрести надежду на Его прощение. Вот как благоразумный разбойник на Кресте по правую сторону от Распятого — за единое только покаяние был прощен и прежде всех праведников и пророков в Царствии Божием оказался. Именно за раскаяние, за искреннюю просьбу — верою — обрел он вечное блаженство. И в современных заточениях таких разбойников благоразумных тоже множество, только их нужно увидеть — в этом одна из важнейших задач священника.
В тюрьме, в зоне необходимы всякого рода беседы, встречи. Первая встреча с этими людьми и проста, и сложна. Проста, потому что человек действительно испытывает потребность рассказать обо всем, что у него наболело. А сложна, потому что часто очень трудно определить, что же делать дальше, как направить человека на терпеливую каждодневную работу над собой, как открыть ему двери покаяния — наставить на путь истинный и затем вести по этому пути до окончания его срока. Нередко эта связь: монастырь и узник — не обрывается и после возвращения бывшего узника в обычную жизнь.
В монастырь приходят письма из мест заключения с разными просьбами, начиная от элементарных: прислать Евангелие, молитвослов, — до содержащих важные духовные проблемы. Часто переписка налаживается и длится целые годы… Есть отдельные, правда, пока редкие примеры, когда люди по выходе из колонии стали послушниками в монастырях. Нужно отметить, что наши тюрьмы очень «помолодели». Теперь в них много молодежи с 18 до 23 лет. Это часто почти дети — дети из неблагополучных семей, и им, как никому, нужно тепло. Это наш общий грех, за который мы все несем ответственность перед Богом, и все вместе должны этот грех исправлять.
Вот так и совершается деятельность Катехизической службы Данилова монастыря. Конечно, это капля в море житейском, которая не умирит всех его бурь. Но Господь не в силе, Господь в правде. Верится и хочется надеяться, что это служение современного монашества приносит свои плоды. То, что сеется, понемногу прорастает. Это видно по нашим детям, которые вот уже не один год занимаются в Воскресной школе, по тем изменениям, которые происходят в них. Видно и по нашим Катехизическим курсам, слушатели которых становятся не только нашими прихожанами, но и помощниками. В людях незаметно совершаются глубокие духовные перемены. Это отражается во внешнем и внутреннем их поведении — по тому, как они исповедуются, причащаются. Отметим особенно важный момент: на курсы часто приходит уже не один человек, а семья — муж и жена, и чад своих ведут. Значит, в целой семье начинается духовный рост.
Надеемся, что, по милости Божией, такие добрые росточки будут увеличиваться.