История Псково-Печерского монастыря в ХХ веке – свидетельство державного Покрова Божией Матери над Россией

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Доклад наместника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева) на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. 26–27 января 2017 года).

Мой доклад называется «История Псково-Печерского монастыря в ХХ веке – свидетельство державного Покрова Божией Матери над Россией». Во вступлении приведу размышления погребенного в Богом зданных пещерах Печерского монастыря митрополита Вениамина (Федченкова) о причинах революции в России 1917 года. По его словам, причиной революции было отпадение от православной веры практически всех слоев населения России. Интеллигенции, дворянства, армии. В русской армии после отречения от престола царя Николая Второго, ныне святого страстотерпца, ко святому Причащению стали приступать только желающие. Они составили примерно одну треть военнослужащих. Из этого можно сделать вывод (с определенной статистической погрешностью), что и в России в целом только 30 % населения были верующими. Потеря веры у 70 % повлекла за собой страшные потрясения в стране, да и во всем мире. По словам митрополита Вениамина, в Церкви не хватало святости.

Утешительным событием для всех верующих людей России было явление в 1917 году 2 марта (15 марта по новому стилю) чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Державная», в селе Коломенском под Москвой. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре в названное время было непросто. В окрестностях бесчинствовали банды дезертиров с фронта, часто они заходили и в монастырскую ограду, в монашеские кельи с целью грабежа и разбоя. Из пулемета, например, сбили двуглавого орла над Святыми вратами обители. В 1920 году по Тартусскому мирному договору город Печоры, а с ним и Псково-Печерский монастырь, на целых двадцать лет стал территорией буржуазной Эстонской республики, что сохранило его от полного разорения и уничижения. Пресвятая Богородица Державная передвинула границу России, чтобы сохранить Свой удел, и выполнила Свое обещание: «Я не оставлю места сего».

В 1920 году игуменом Псково-Печерского монастыря был назначен иеромонах Иоанн (Булин). Он управлял монастырем до 1932 года, уже в сане епископа. При нем в обитель из Европы стали приезжать представители первой волны эмиграции. Среди них философ Иван Ильин, писатель Иван Шмелев, этнограф Леонид Зуров и другие. В составе братии были и бывшие военнослужащие Белой армии. В названный период начал духовно окормлять братию и паломников старец Симеон (Желнин). В 1935-м году в Псково-Печерском монастыре была открыта духовная семинария, и продолжала она свое делание до 1940 года. Главным знамением милости и покрова Державной Богородицы был праздник Успения Божией Матери 28 августа с многолюдным крестным ходом вокруг обители.

В 1940 году город Печоры вновь входит в состав России, в то время СССР. Начались попытки закрытия монастыря, но Великая Отечественная война помешала этим планам. Братии монастыря в военный период было немного, чуть более десяти человек, во главе с престарелым игуменом Павлом (Горшковым). В обители совершалось богослужение, оказывалась посильная помощь военнопленным и престарелым, поддерживалась в народе вера в победу. Знамениями милости и заступничества Державной Божией Матери можно считать сохранение храмов и зданий обители от полного разрушения при авианалетах весной 1944 года. Старец Симеон (Желнин) с братией, рискуя своей жизнью, не дал немцам вывезти из Успенского собора чудотворные иконы Божией Матери «Успение», «Умиление» Псково-Печерскую и другие образы.

После освобождения Печор от немецко-фашистских захватчиков 11 августа 1944 года в обители начались восстановительные работы. В состав братии вошли многие участники Великой Отечественной войны, которые благодаря Державной Покровительнице обители Пресвятой Богородице и своему мужеству отстояли Псково-Печерский монастырь в годы хрущевских гонений. По снятии Хрущева 14 октября 1964 года со всех государственных постов, в праздник Покрова Божией Матери, из монастыря в течение нескольких лет на Святую Гору Афон в критический период для Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря были направлены 15 печорских монахов. В настоящее время в Ксилургу подвизается иеромонах Мартиниан, прибывший на Святую Гору Афон из нашего монастыря в 1976 году. Неслучайно в 2002 году игумен Афонского Ватопедского монастыря Ефрем принес в обитель список чудотворного образа Богородицы «Всецарица». В настоящее время от названной иконы Божией Матери совершаются чудеса исцелений духовных и телесных.

Необходимо назвать несколько имен подвижников Богородичной обители послевоенного периода: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), наместник Псково-Печерского монастыря с 1949 по 1954 год; архимандрит Алипий (Воронов), наместник обители с 1959 по 1975 год; его помощник, архимандрит Нафанаил (Поспелов); келарь – архимандрит Иероним (Тихомиров); братский духовник – схиархимандрит Агапий (Агапов); регент братского хора архимандрит Феофан (Молявко); уставщик – иеродьякон Анатолий (Семенов). Все перечисленные – участники Великой Отечественной войны, которых Бог сохранил, а некоторые из них были и исповедниками, пострадавшими за веру православную в трудные годы ХХ столетия.

Например, архимандрит Феофан (Молявко). Он был рукоположен во диаконы и пострижен в монашество в 1937 году в Тверской епархии. Совершивший его постриг иеромонах не дал отцу Феофану молитвенного правила, что его очень смущало. Он пошел к известному старцу, жившему на берегу Селигерского озера, за разрешением своего недоуменного вопроса. Подходя к келье старца, с которым он никогда в жизни не встречался, услышал его громкие слова, обращенные к келейнику: «К нам идет иеродиакон Феофан. Посади его в лодку, забери весла и оттолкни ее от берега». От таких слов отец Феофан испугался, так как не умел плавать. Келейник поступил с иеродиаконом Феофаном по указанию старца. Прошло несколько дней, и иеродиакон Феофан был арестован и приговорен к десяти годам лагерей. В 1942 году в лагере под Ярославлем, где находился отец Феофан, был страшный голод. Он молился Божией Матери о спасении от голодной смерти. Вдруг его вызывает руководитель шпаны, которая практически управляла лагерем, и поручает ему быть сторожем комнаты, где хранили хлеб, сказав: «Сам кушай сколько хочешь, но без нашего указания никому не давай не крошки». Так и пережил отец Феофан голод заступничеством Богородицы Державной. В конце 1943 года его вызвал начальник лагеря и спрашивает: «Малявко, ты поп?» – «Нет, – отвечает отец Феофан, – я диакон». – «Ты свободен». На что отец Феофан отвечает: «А мне и здесь хорошо». Начальник стукнул кулаком по столу и приказал: «В 24 часа чтобы тебя в лагере не было!»

Иеродиакон Феофан, освободившись из мест заключения, приехал в Ташкент, где работал в военном госпитале, а весной 1944 года его взяли на фронт, в пехоту. Отец Феофан дошел до Будапешта, где встретил день великой Победы. Помню, на мой вопрос, какова была первая мысль, когда он узнал о Победе, отец Феофан ответил: «Не мог поверить, что остался жив». Действительно, в пехоте солдат выдерживал только два боя: или его ранило, или он погибал. Божия Матерь Державная сохранила отца Феофана для Псково-Печерской обители, он был бессменным регентом братского хора и братским духовником до своей блаженной кончины в 2001 году.

С 70-х годов ХХ столетия, вплоть до перехода в вечность в 2006 году, старец архимандрит Иоанн Крестьянкин осуществлял духовное руководство братией Псково-Печерского монастыря. И его наставление: главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом – является для всех насельников Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря духовной опорой в наступившем XXI веке. Возвращаясь к словам митрополита Вениамина (Федченкова) о потере веры в русском народе в начале ХХ века, интересно наставление отца Иоанна, уже в конце прошлого столетия: «В настоящее время нужно из пустыни выйти, чтобы поддержать веру в народе».

Отец Иоанн очень почитал Божию Матерь, великий чудотворный образ, именуемый «Державная». В 2007 году по благословению старца была написана мера в меру названная икона Царицы Небесной и помещена в древнем Успенском соборе. Накануне дня памяти «Державной» иконы Богородицы и в самый праздник 15 марта совершается в нашей обители крестный ход с полиелеем и чтением Акафиста. В этом юбилейном году явления «Державной» иконы Божией Матери, на малой вечерни будет добавлено пение древнего акафиста «Радуйся, Невеста Неневестная», потому что старцы обители советовали совершать службу в честь «Державной» иконы Богородицы подобно празднику Благовещения. В добавление к размышлению об уроках столетия считаю важным напомнить следующее наставление преподобного Силуана Афонского: «Подобно тому, как важно в Церкви сохранить апостольское преемство, так важно в монастырях сохранить жизнь по совету». Благодарю за внимание.


Материалы по теме

Новости

Доклады