«Дверь Божия всегда отверста ударяющему в нее...»

Архимандрит Сергий (Воронков)

Кажется, как давно это было, когда совсем юный студент надел нательный крестик «ради моды»! Когда этот студент столичного вуза, находящегося неподалеку от Донского монастыря, первый раз в жизни причастился в его святых стенах, на тот момент даже не зная, что таинству Причащения должно предшествовать таинство Исповеди...

А далее Всемилостивый Господь повел его такими путями-дорогами, на которых, как говорится в книге ветхозаветного пророка Исаии, для слепого сделал мрак светом. Тем «слепым» был архимандрит Сергий (Воронков), наместник Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря. В конце декабря 2024 года исполняется 20 лет его игуменства в этой древней обители на Московской земле (а 7 декабря отмечалось 30-летие его священнической хиротонии). Кроме того, являясь членом Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, отец Сергий посетил с инспекционными поездками десятки монастырей в разных епархиях. Так что тем для беседы в связи с этими двумя значимыми для пастыря датами оказалось достаточно.

«Ну, стены и стены. Проходил мимо»

Батюшка, в двух интервью на портале «Монастырский вестник» («Свет молитвы озаряет древнюю Русскую землю» и «Господь приводит в монастырь совсем разных людей») мы с Вами в какой-то степени смогли проследить Ваш путь от студенчества до монашества и игуменства. Но за рамками тех материалов остались некоторые эпизоды из студенческой юности, к которым хочется вернуться, чтобы более полно представить, как шел процесс воцерковления, постижения Истины.

Где-то в конце 80-х – начале 90-х годов у нас пошла мода носить крестики. В деканате, куда я зашел за ведомостью на выплату стипендий своим одногруппникам, меня увидел с крохотным крестиком на шее замдекана факультета. Реакция была бурной: всё, собираем комсомольский актив, будем тебя разбирать! Я схватил ведомость, побежал оттуда со всех ног, и дело как-то само собой затихло. Другое воспоминание о реакции на мой крестик связано с таким эпизодом: ехал я в поезде, и какая-то женщина, заметив на мне нательный крестик, стала расспрашивать, верующий ли я. В ответ я лишь пожал плечами, потому что в то время такие вопросы себе еще не задавал... А словоохотливая попутчица, продолжая допытываться, в кого я верю, привела поразивший меня пример: вот православные, по ее рассказу, исповедуют Отца и Сына и Святого Духа. (Даже дыхание перехватило от услышанного!) Также она поведала, что, хотя ее к верующим причислить нельзя, но в храме она бывает и знает, кто из святых изображен на иконах. Стала подробно рассказывать, и я почувствовал, что мир для меня начинает расширяться.

Как я во время студенческих летних каникул, встречаясь со школьными друзьями в родном Оренбурге, «заболел» философией, как искал Истину, об этом говорилось в первом из вышеназванных интервью. Сейчас же вспомню другое. Каждый день я ходил на лекции мимо Донского монастыря. Ну, стены и стены. Проходил мимо. А тут после каникул решил зайти. В Большом соборе находился музей, действующим был Малый собор. Я со всеми поздоровался, хотя, признаться, испытывал немалый страх: ведь совсем не знал, как вести себя в храме, как правильно перекреститься. Был еще такой незабываемый момент: увидев, что люди направляются к Чаше, я пошел вместе с ними. На следующий день от старушек услышал: «Кто на исповедь? Вы на исповедь?» Тогда-то и выяснилось, какую грубейшую ошибку по причине своего незнания я совершил накануне. Подошел к старенькому батюшке у аналоя, повинился. Он меня хорошо пропесочил, я расплакался.

Расплакались?

Это случилось за пару недель до моего 20-летия, и такая обида охватила: шел с чистым сердцем, а оказывается, всё неправильно сделал! Но ходить в храм после этого не перестал. Напротив, начал потихоньку вживаться в церковную жизнь, прислушиваться к каждому слову, к каждому назиданию пропесочившего меня батюшки – иеромонаха Даниила (Сарычева), (впоследствии – архимандрита), к которому, великому молитвеннику, за духовной помощью стекались многие верующие. Второй раз отец Даниил крепко меня пропесочил, когда я ему сообщил о своем намерении оставить вуз. К тому времени я настолько прилепился к Церкви, проникся богослужением, что в голову пришла мысль: зачем мне это текстильное машиностроение? Оно мне вовсе не нужно. Но батюшка твердо сказал: «Надо заканчивать институт». А я учебу уже забросил, и как тяжело потом было всё наверстывать! Еще одним воспоминанием поделюсь. Стал я ездить к старцу Науму (Байбородину) в Лавру, и он хотел меня сделать дьяконом. Как-то мы к нему попали вместе с наместником Николо-Шартомского мужского монастыря в Ивановской области архимандритом Никоном (ныне он – митрополит Астраханский и Камызякский), и старец заявил: «Будешь в Николо-Шартомской обители служить и параллельно – ездить в Москву, сдавать экзамены». Но тут приехала моя мама (я на четвертом курсе учился) – она решительно произнесла: «Нет! Пусть заканчивает институт очно». Мама настояла, и батюшка смирился.

На этом примере можно (в который раз! Сотый? Тысячный?) убедиться, что верующему человеку надо носить в своем сердце надежду на то, что Господь Сам всё управит. Вот Вы: и диплом о высшем образовании получили, и до Иосифо-Волоцкого монастыря подвизались на Афонском подворье русского Свято-Пантелеимонова монастыря в центре Москвы, затем – в возрождающемся монастыре с многовековой историей – Саввино-Сторожевском. Экономом там были!

Но в итоге получилось, что Иосифо-Волоцкий монастырь по времени пребывания где-либо (начиная с детского сада, школы, вуза, названных выше обителей) стал самым большим, самым продолжительным этапом в моей жизни. Столько лет я с братией продолжаю дело возродителя монастыря митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, отошедшего ко Господу в ноябре 2003 года! Что касается высшего образования, немножко дополню: еще я заочно окончил Московскую духовную академию, и в 2006 году решением ее Ученого совета мне была присуждена ученая степень кандидата богословия. Кстати, кандидатскую диссертацию я писал об Успенском соборе обители, по поводу которого святитель Филарет (Дроздов) так сказал: «если бы можно было, то я перенесъ бы этотъ соборъ въ Москву».

За пищей духовной

При преподобном Иосифе Волоцком, основателе обители, на сегодняшний день являющейся одной из важнейших святынь Подмосковья, народ сюда шел и шел. Во время голода здесь кормили огромное число людей, монастырь помогал обнищавшим семьям, бездомным бедолагам. Но и сейчас людской поток не иссякает. Только наши современники едут уже за другим.

За пищей духовной многие к нам едут. Если даже взять последнее время, кто только у нас не был! Летом мы с радостью встречали сотрудников Центрального военного клинического госпиталя имени Вишневского Министерства обороны Российской Федерации, в котором наша братия (точнее – в подшефном обители отделении) проводит регулярную работу с ранеными бойцами, участниками СВО. Приезжали к нам учителя, школьники, воспитанники детского сада, детского монастырского приюта, прихожане храмов из разных епархий. А пенсионеры – те целыми автобусами приезжают по программе «Московское долголетие» и живо интересуются историей монастыря, его сегодняшним днем.

В прошлом месяце, с 8 по 10 ноября, гостями обители стали участники молодежного проекта «Давай повенчаемся», организованного протоиереем Андреем Ткачевым в 2019 году. Хочется верить, что духовная польза для молодежи от этой поездки была немалая. Они участвовали в богослужениях, молясь в красивейшем Успенском соборе; прикладывались к великой святыне – мощам преподобного Иосифа; рассматривали в Музее Библии древние манускрипты, рукописи конца XVI и начала XVII века. В этом музее, задуманном когда-то выдающимся собирателем памятников древности митрополитом Питиримом (Нечаевым) – в уникальном музее, получившем в наши дни новое дыхание, новую жизнь, они смогли увидеть и древнюю икону святого Иосифа Волоцкого... Полагаю, что беседа с одним из наиболее опытных духовников обители, иеромонахом Германом (Чекуновым), тоже стала для них чрезвычайно полезной.

Если брать прошлые годы, то, конечно, большой радостью для братии Иосифо-Волоцкого монастыря стал приезд братии московского Сретенского ставропигиального монастыря. Это был май 2022 года. Мы вместе отслужили утренние и вечерние богослужения, познакомили гостей с экспозицией Музея Библии, побывали в Введенском храме в селе Спирово, посетили восстанавливающуюся церковь во имя святых апостолов Петра и Павла в Волоколамске, выстроенную на месте погребения матери преподобного Иосифа Волоцкого – монахини Марии. Посетили мемориал «Героям-панфиловцам» в Волоколамске... Затем наместник Сретенского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев) – (до возведения его в сан игумена оставалось около двух месяцев) – написал в монастырскую Книгу отзывов почетных гостей теплые слова об этом паломничестве и братском общении.

Соприкосновение со святыней рождает желание знать о ней больше, причем не только ее историю. Появляется потребность узнавать, какие события в ней происходят сегодня. Благо, соцсети в этом здорово помогают. На вашем монастырском сайте есть рубрика «Новости монастыря», в официальной группе Иосифо-Волоцкого монастыря ВКонтакте новости тоже оперативно размещаются. А что касается группы ВКонтакте под названием «Музей Библии Иосифо-Волоцкого монастыря», то сколько там захватывающе-интересного материала! Нельзя, например, оторваться от воспоминаний Ирины Васильевны Поздеевой о войне.

Ирина Васильевна (напомню: профессор, доктор исторических наук, а главное для нас – научный руководитель проекта и создатель музейной экспозиции) жила в обители преподобного Иосифа в те суровые дни, когда фашисты заняли монастырь, пусть и на непродолжительное время – пока бойцы Красной Армии в конце декабря 41-го года в ходе контрнаступления не освободили его. В феврале нынешнего года Ирина Васильевна отметила свое 90-летие. А тогда ей, чья мама работала врачом Детгородка, размещенного в стенах древней святыни, восьми еще не было, и она видела фашистов своими глазами.

Обжигающих ее воспоминаний, опубликованных ВКонтакте в прошлом месяце, много, и одно из них связано с ее бабушкой, бабой Валей. Ирина Васильевна подробно описывает такой эпизод: бабушка стоит на одном колене и мешает в печке горящие поленья. Входят двое молодых, лощеных, в новенькой форме немцев – один из них делает шаг и начищенным до блеска носком сапога толкает бабу Валю в печь. К счастью, длинная кочерга не позволила ей влететь в огонь, хотя руки она тогда обожгла. «Офицеры гогочут и выходят, – вспоминает Ирина Васильевна. – Я и сейчас помню эти тонкие аристократические лица, вернее, одно, ухмыляющееся и презрительное, мою бабушку, ее плечи, освещенные теплым красноватым светом углей в сумеречной комнате, и двух очевидно совсем молодых людей, пинающих старую "руссише швайн"».

У украинских нацистов совсем не тонкие аристократические лица, но мы ясно видим, что их роднит с фашистами: агрессия и беспредельная жестокость, презрение к другим людям. То есть идеология человеконенавистничества. Бойцы ВСУ издеваются над мирными жителями, убивают их, однако, чем кровавые злодеяния Гитлера закончились для него самого и его «непобедимой» армии, мы знаем.

И верим, что такой же конец ожидает тех, кто и в наши дни решил во что бы то ни стало вычеркнуть Россию, как сказал один наш видный политик, из человеческой цивилизации. Также мы верим, что приближающийся юбилей – 80-летие нашей Победы – Россия отметит достойно, отдав дань памяти воинам, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны, при этом ни на минуту не забывая о защитниках Отечества, зрелых и совсем молодых, которые сегодня сражаются на фронте.

«Ты еси Бог, творяй чудеса»

С Вашего благословения, отче, мы полгода назад сделали интервью для портала «Монастырский вестник» с одним из насельников обители, иеромонахом Пафнутием (Поповым) («Особое призвание от Бога»). Рассказав о себе, батюшка подарил нам книгу «Научи мя оправданием Твоим» о своей маме, схимонахине Марии (Капалиной), принявшей монашество в 87 лет. Простая русская женщина, оставшись вдовой, сумела в советское время воспитать всех своих четырех сыновей в горячей любви к Богу, и двое из них стали архипастырями нашей Церкви, один – архимандритом, отец Пафнутий – иеромонахом. Он, прослужив в Москве и подмосковных храмах многие годы как иерей, затем протоиерей, тоже принял монашество... А Ваша мама, к которой даже лаврский старец отец Наум по вопросу учебы в вузе тогда прислушался, она верующая?

Здесь история следующая. Моя мама по национальности полька, ее предки до Великой Отечественной войны жили на Украине, но там началось вычищение «чужого польского элемента», то есть настоящий геноцид поляков, и несколько польских семей всё свое имущество распродали и поехали на Урал. Почему именно в тот далекий и чужой край? На Украине эти семьи подрядились подвозить на своих подводах что-то из того, что было необходимо для строительства железной дороги, а тут узнали, что на Урале начинается строительство железной дороги, вот и отправились туда. Прижились в Оренбуржье. Теперь относительно веры: когда я стал ходить в православный храм, часть моих родственников потянулась к Православию. Но в тех краях была сильная экспансия католиков, и другая часть родственников осталась в католицизме. А некоторые так и мечутся до сих пор: туда-сюда... Даже семьи из-за этого разделились. Мама, слава Богу, потянулась к православной вере, прониклась ею и теперь помогает в одном оренбургском храме.

Нередко подтверждение правильности избранного пути можно найти у святых отцов. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Дверь Божия всегда отверста ударяющему в нее, милосердие радуется обращающемуся, благость простирает к нему руки свои» (прп. Ефрем Сирин, 33, 136). Благость простерла свои руки...

Наверное, мои родители хотели внуков. Но папа умер, а мама внуков дождалась: это дети моего младшего брата, в чем мне тоже видится великое милосердие Божие.

Являясь членом Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству с 2013 года, Вы столько епархий объездили, включая Оренбургскую! Радостно было там побывать и вспомнить детские годы?

В первую очередь радостно было увидеть возрождающиеся монастыри в крае, где когда-то у меня созрела решимость пуститься на поиски Истины. Мы с настоятельницей ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве игуменией Елисаветой (Поздняковой) побывали во всех четырех монастырях епархии – двух мужских и двух женских. Мы знакомились в них с устройством духовной жизни, порядком совершения богослужений, организацией внутренней жизни монастырей, их хозяйственной и социальной деятельностью, отчетными и прочими документами. Иными словами, это были инспекционные поездки, которые, помнится, поначалу вызывали у братии и сестер переживания: приедет Комиссия от Святейшего Патриарха! Грядет проверка! Но потом многие прислушались к словам председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста (ныне митрополита Каширского), произнесенным им в апреле 2016 года на совещании ответственных за работу с монастырями в епархиях Русской Православной Церкви. Владыка сказал, что бояться приезда Комиссии не следует, потому что члены Комиссии – такие же игумены и игумении, как и те, кто стоит во главе епархиальных монастырей, и направляются они в епархии, чтобы познакомиться с жизнью обителей, чем-то, возможно, им помочь, духовно поддержать, да и самим у них поучиться.

Начали Вы с Дальнего Востока, с Благовещенской епархии, затем Ваши инспекционные поездки по благословению священноначалия распространились на Юг России, Центральную ее часть, Север, Северо-Запад. Словом, географию страны Вы изучали не по глобусу, не по карте и видели и возрождающиеся монастыри, и новообразованные, включая также монастырские подворья. Как, например, Черноморское Всехсвятское подворье московского Высоко-Петровского монастыря, которое возникло, можно сказать, удивительным образом.

Да, это одна из примечательных историй наших дней. Одна семейная пара, владевшая участком земли на окраине села Волконка Лазаревского района Сочи, в местности, именуемой Монахова Поляна, пожертвовала землю Высоко-Петровскому монастырю. И с благословения Святейшего Патриарха Кирилла в 2016 году началось активное освоение и благоустройство этого довольно-таки уединенного места. А спустя время, в мае 2018 года, Указом Его Святейшества здесь было учреждено Черноморское Всехсвятское подворье ставропигиальной обители. Я туда ездил в сентябре 2020 года – познакомился с насельниками, осмотрел церковные постройки. Из храмов на тот период был небольшой временный домовый храм в честь Всех святых, располагавшийся в старом доме на участке. Впоследствии, как я знаю, его перенесли из обветшавшего строения в помещение в новом колокольном корпусе. Также через какое-то время был построен над высоким прибрежным склоном Монаховой Поляны и освящен великим чином деревянный храм-часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Богослужения на подворье совершаются ежедневно. Братия молится и трудится, трудится и молится.

Батюшка, в заключение приведу высвечивающие, как мне кажется, суть нашей многоаспектной беседы слова одного пастыря, которого знают и помнят тысячи и тысячи верующих. Это приснопамятный протоиерей Димитрий Смирнов, как-то емко и точно сказавший: «Если бы люди были внимательны, себе бы внимали, то они бы убедились, что чудеса происходят каждый день и помногу...»

Каждый день – и помногу... Нам всем нужна духовная зоркость в этом вопросе.

Беседовала Нина Ставицкая
Фото Владимира Ходакова, также снимки предоставлены
Свято-Успенским Иосифо-Волоцким ставропигиальным мужским монастырем
и некоторые заимствованы с сайтов
Оренбургской епархии и Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве

Материалы по теме

Публикации

Игумен Филарет (Пряшников), иеромонах Пафнутий (Попов)
Архимандрит Сергий (Воронков)
Игумен Филарет (Пряшников), иеромонах Пафнутий (Попов)
Архимандрит Сергий (Воронков)