Мы – чада преподобного Иосифа

Архимандрит Сергий (Воронков)

В дни Страстной седмицы обитель преподобного Иосифа Волоцкого готовится к Светлому Христову Воскресению. Хотя всё по-прежнему сосредоточено на долгих службах, в монастыре немноголюдно, царит тишина, но уже едва уловимо веет в воздухе запах ванили – в монастырской пекарне, устроенной в Воскресенской башне, изготавливается первая партия куличей. Делают их по аскетическому рецепту – никаких излишеств, зато все ингредиенты натуральные. Пекарь Николай Кашкин говорит, что здесь всё помогает: само место, молитвы преподобного, расположение духа. Как-то незаметно наводится порядок в храмах, прибирается территория.

– Конечно, на Страстной седмице – богослужения удивительные. Целый год их ждешь. Я всем прихожанам говорю, что такое время пропускать нельзя. Надо отстраниться от всего, быть почаще в храме, быть со Христом, у Креста Господня. Можно пожелать всем почувствовать это своим сердцем и стать в это время ближе к страданиям Господа, к Голгофе. Мне кажется, что это очень важно, – говорит архимандрит Сергий (Воронков), наместник Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря.


Монастырь был основан преподобным Иосифом во второй половине XV века. Ни одного аспекта человеческой жизни не оставлял без своего внимания преподобный. Все было объектом его неустанного попечения и молитв: устройство монастыря, обширная социальная деятельность, просветительская работа. Во времена игумена-основателя за день в монастыре могли накормить 700 человек. Здесь был устроен первый детский приют, собрана богатейшая библиотека. Одним из главных послушаний насельников Иосифо-Волоцкой обители являлось переписывание книг.

Сегодня в монастыре действует уникальный музей Библии, в его фондах хранится около 1500 экспонатов. Среди них – экземпляр полной славянской Библии 1581 года, изданной Иваном Федоровым в Остроге, и первая московская печатная Библия 1663 года, на фронтисписе которой изображен план Москвы. Основную коллекцию музея составило собрание митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), именно он с 1989 года стал возрождать древнюю обитель.


Ансамбль монастыря в основном сохранился. Главный собор, Успенский, построен во второй половине XVII века, украшен великолепными изразцами и расписан мастерами палехской школы. В нем хранятся святые мощи основателя обители. Единственная большая утрата – восьмидесятиметровая десятиярусная колокольня: в 1941 году эта архитектурная доминанта могла стать ориентиром для стремительно надвигавшихся фашистов, поэтому при отступлении она была взорвана советскими войсками. Нынешний отец наместник не оставляет мысли о восстановлении колокольни. Несколько лет назад началось создание проекта, который пока не завершен.

– Мы по немощи не можем исполнять то, что проповедовал и совершал сам преподобный Иосиф, – замечает архимандрит Сергий. – Строгость жития даже для того времени была неимоверной. Многие уходили из монастыря, не в силах соответствовать истинно подвижническому духу преподобного. Сохранился рассказ о том, как один монах решил заменить настоятеля на послушании, которое тот исполнял наравне с простыми насельниками. Заменил раз, второй, третий, а потом сказал: «Мне не перемолоть этого игумена», и покинул монастырь. Строжайше соблюдался обет нестяжания: ничего нельзя было иметь в собственности. Хотя иосифлян всегда противопоставляли нестяжателям во главе с преподобным Нилом Сорским, на самом деле в монастыре законом была крайняя нестяжательность братии. Монахи имели одну летнюю одежду и одну зимнюю. А некоторые, как Косьян Босой, всю жизнь ходили без обуви. В своей келье можно было иметь икону, и, может быть, одну книгу. А преподобный заботился о красоте храмов, о благолепии богослужения, о социальном служении ближним. Отдавал нищим то, что люди жертвовали в монастырь, создал при монастыре приют для мальчиков. Мы такие заветы преподобного только отчасти можем исполнить. Делаем попытки осознать его подход к жизни, к обществу, к монашеству. Изучаем наследие, письма, которых осталось много, стараемся претворить в жизнь его мысли о богослужении, о церковном искусстве. Ведь преподобный Иосиф на самом деле очень современен, актуален сегодня, как будто между нами нет этих пятисот лет.


Иосифо-Волоцкий монастырь под Волоколамском – одна из важнейших святынь Подмосковья. Многому можно удивиться в этих стенах: сверкающий золотыми куполами, мощный, как крепость, собор; поражающие всех пруды обители, выкопанные монахами вручную… Отец Сергий рассказывает, как бывало трудно в самом начале, после его поставления на должность игумена, не хватало порой средств на самое необходимое. Но все потихоньку устраивалось.

– Мы всегда чувствуем заботу преподобного Иосифа, он нас призвал сюда, мы – его чада, – говорит отец наместник. – Мирские люди по-разному его воспринимают. Например, иконописцы пишут его лик очень строгим. Кто-то, наоборот, полагает, что преподобный никого не оставляет без утешения. Приходят люди и рассказывают случаи исцелений по молитвам к преподобному: кому-то Господь чадо дал, кого-то избавил от серьезных болезней. Конечно, они чувствуют к святому и признательность, и любовь, здесь уже не до строгости…

Вся моя жизнь сейчас посвящена монастырю, братии, которую здесь собрали Господь, Матерь Божия и преподобный Иосиф, – продолжает отец Сергий. – Думаю, это можно назвать творчеством. Я с детства мечтал о творческой работе, но Бог мне не дал каких-то особенных талантов. И только в монастыре, в послушании игумена я получил от Господа шанс проявить себя творчески – в том, чтобы вести братию путем спасения. Конечно, не все получается, как ты себе представлял. Но для чего создан монастырь? Для совершенствования души в той степени, насколько это возможно в современном мире. Мы для этого здесь собрались, и это самое главное – всем шествовать по пути спасения.

Накануне Светлого Христова Воскресения мы переживаем скорбь о Боге, о Его страданиях, и в то же время уже ощущаем радость Пасхи, радость Воскресения. Все наше богослужение этих дней так и построено: печаль по Богу и грядущая радость во Христе. Будем молиться, и будем радоваться. Ведь Пасха – это Победа.


Юлия Стихарева
Фото автора и из архива монастыря

Материалы по теме

Публикации:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь