На протяжении последних трех десятилетий наряду с возрождением отечественных монастырей восстанавливались и традиционные монастырские хозяйства и производства. Ныне они существуют – большие и малые, эффективно развивающиеся и испытывающие трудности, ставящие разные цели в зависимости от своих возможностей. Как свидетельствуют руководители обителей, уже давно актуален запрос на повышение квалификации насельников или монастырских сотрудников, занимающихся разнообразной хозяйственной деятельностью. Недавно Межведомственная комиссия по вопросам образования монашествующих провела первый, пробный, семинар, на котором с участием профессионалов-аграриев обсуждались вопросы усовершенствования работы монастырских подворий. С просьбой побеседовать на эту тему «Монастырский вестник» обратился к наместнику Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь епископу Можайскому Иосифу. Беседа переросла первоначально обозначенные рамки и стала разговором о духовном значении трудовых послушаний монашествующих.
Владыка, при монастыре Оптина пустынь есть большое подсобное хозяйство. Расскажите, пожалуйста, о его значении для монастыря и насельников обители. Насколько необходима хозяйственная деятельность такого масштаба для иноков? Ведь главным делом монашествующих является молитва.
После грехопадения человек призван трудом добывать себе пропитание. Из Библии мы знаем, что Господь сказал Адаму: В поте лица твоего будешь есть хлеб твой (Быт. 3:17). Это благословение актуально для каждого христианина, но особенное значение оно имеет для монашествующих.
В творениях святых отцов много говорится о молитве, но и о труде там сказано немало. В житии преподобного Антония Великого мы читаем, что, когда он вопрошал, как угодить Богу, Господь показал Антонию человека, который одно время трудится, затем встает на молитву. «Молись и трудись, и так спасешься» – очень важный принцип монашеского делания.
В житийной литературе мы встречаем немало примеров, которые показывают нам, насколько важен труд для монаха. Известно, что игумен земли Русской, преподобный Сергий Радонежский напряженно трудился физически. Так же и преподобный Силуан Афонский, занимаясь умным деланием, совмещал с молитвой послушание эконома обители, а когда пытался оставить эту деятельность и проявить свою волю, Господь вразумлял его через болезни. Значение трудовых послушаний для иночества имеет несколько аспектов. Важен сам физический труд, который утомляет человека, так как занимаясь им, мы исполняем заповедь Божию. Однако не менее важно и то, что на трудовом послушании смиряется душа.
Живя в Оптиной пустыни, наряду с молитвой, которая, несомненно, имеет первостепенное значение в духовной жизни, все мы несем свои послушания. Архимандритом Венедиктом (Пеньковым), который возглавлял монастырь на протяжении 27 лет, при Оптиной пустыни было создано большое хозяйство – 20 гектар земли. Есть огороды, коровник, конюшня, мельница, зерновой комплекс и прочее. Ещё за Козельском имеется более 650 гектар земли, где находится полевой стан. Там летом живут братия, молятся. Мы выращиваем морковь, лук, свеклу и много других овощей. У нас есть фруктовые сады и большая пасека, которая насчитывает около 70 ульев, есть рыбное хозяйство. Обитель стремится полностью обеспечивать себя продукцией. Для нас очень важно, чтобы у монастыря была возможность сохранить полный цикл сельскохозяйственного производства. Из своей пшеницы мы производим муку высшего и первого сорта, выпекаем хлеб для монастырской трапезной. Его нам хватает и для братии, и для трудников, и для паломников, которых особенно много бывает в монастыре в теплое время года. Из собственной муки мы печем просфоры. Монастырской продукцией мы также помогаем Калужской духовной семинарии, православной гимназии Козельска, часть продуктов отправляем в Московскую Патриархию.
Закладывая основы хозяйственной деятельности, отец Венедикт понимал, что могут наступить трудные времена, и очень важно, чтобы монашествующие имели возможность прокормить себя самостоятельно. Еще важнее то, что монахам на этапе становления полезны трудовые послушания. У нас практически каждый человек проходит через коровник, конюшню, огороды… Не только начинающие братия, но и иеромонахи исполняют трудовые послушания. В Оптиной любое послушание считается почетным. На подсобном хозяйстве у нас постоянно трудятся 30–40 человек. На сезонных работах, которые начинаются с первого мая и длятся практически до конца осени, бывает задействована вся братия. Когда наступает время подготовки земли к посадкам, каждый насельник монастыря хотя бы несколько часов в неделю должен потрудиться на подсобном хозяйстве. С благодарностью Богу, игумены, иеромонахи, иеродиаконы, послушники и трудники несут это послушание, понимая, что необходимо пользоваться возможностью потрудиться ради спасения своей души и на благо обители. У нас здесь чистый, свежий воздух, который благотворно влияет на душу и тело.
Известно также, что святые отцы говорили: монаху неполезно иметь свободное время. Я бы добавил, что иметь свободное время вообще никому не полезно, ни ребенку, ни взрослому человеку. Праздность, как известно, рождает пороки. Поэтому особенно новоначальным наряду с молитвой полезны трудовые послушания. В нашем монастыре даже у старшей братии практически нет свободного времени. Нас вроде бы и много в Оптиной, но и послушаний тоже очень много. Как я уже сказал, ведется большая хозяйственная деятельность, братия исповедует, дежурит в храмах, занимается издательской деятельностью, торгует в лавках…
Да, специалисты, несомненно, нужны. Наш главный специалист – диакон Георгий, он профессиональный агроном. Есть и другие специалисты по сельскому хозяйству из числа оптинской братии и мирян. Мы стараемся повышать их квалификацию, время от времени отправляем братию на курсы, принимаем участие в профильных конференциях. Без повышения квалификации, без специальных знаний сейчас не обойтись.
Владыка, иногда бывает, что монаху так сильно начинает нравиться его трудовое послушание, что возникает пристрастие к делу, которым он занимается. И в тоже время специалистом в своей области может стать только тот, кто любит свое дело. Есть ли смысл в таком случае менять послушание человеку, который приносит пользу монастырю своими знаниями и своим опытом?
Если у монаха возникает пристрастие к послушанию, имеет смысл послушание поменять. Отец Венедикт часто менял послушания братии, чтобы иноки не прилеплялись сердцем к трудам земным.
Востребованность же профессиональных навыков в монастыре – особая тема. Монастырское священноначалие всегда ценило образованных и квалифицированных людей. Послушник Николай Беляев, будущий преподобный Никон Оптинский, пришел в Оптину после университета, и старец Варсонофий взял его к себе келейником. Теперь мы знаем его дневник, летопись, письма, которые он писал старцу. Его навыки и оказались востребованными, но ведь и он духовно учился у старцев, этому ничего не мешало.
Так происходит и в наше время. Если мне нужен секретарь, я все-таки поищу среди братии человека с образованием. Если монастырю требуется водитель, мы возьмем того, у кого есть права и навыки вождения. В то же время игумен и духовник всегда будут смотреть, чтобы квалификация или профессионализм не давали иноку повода забыть о необходимости приобретать смирение и послушание, ради которых он пришел в монастырь. То же самое можно сказать и о людях с музыкальным образованием и хорошим слухом, которые поют на клиросе. Пристрастие может возникнуть к любому виду деятельности, наша задача – следить, чтобы оно не вредило духовной жизни человека. Главным делом монаха, конечно же, является молитва, но и любить дело, которым ты занимаешься, тоже ведь необходимо. Душу надо вкладывать в каждое свое послушание, понимая при этом, что это не самое главное. Самое главное для монаха – жизнь духовная.
В современные монастыри приходят большей частью городские жители. Далеко не всем из них знаком труд «на земле». Кроме того, нередко приходится слышать и о том, что трудники и послушники сегодня менее выносливы физически, чем их предшественники. Получается ли донести до новоначальных необходимость и значение трудовых послушаний?
Но ведь это как раз и есть своего рода «проверка на прочность»: если человек спокойно соглашается со всеми условиями жизни в монастыре, понимая, для чего он сюда пришел, значит, он действительно хочет стать монахом. И напротив, если человек пришел, рассчитывая на внешние удобства, то его желание монашества непрочно, и когда наступят трудности, он может потерять опору.
Сейчас в монастырях наблюдается тенденция предоставлять новоначальным комфортные условия – кельи с душем и евроремонтом – только оставайся, мол, и живи у нас. Но ведь для монаха очень важен, особенно на первом этапе пребывания в обители, аскетический подвиг – проживание в общих кельях, послушания на сельхозработах... Городской человек должен пройти этот этап монастырской жизни, если он серьезно настроен на монашество. И если такой послушник смиряется, спокойно идет трудиться в огород или на коровник, то он непременно начнет меняться в лучшую сторону. В его душе проявятся лучшие качества. Смирение – необходимое условие возрастания в духовной жизни.
Мы стараемся, конечно, распределять послушания в соответствии с физическими возможностями людей. У кого есть крепость, тому достаются послушания посложнее. Здесь как раз очень важны бывают индивидуальный подход и сочувствие к каждому человеку. Правда, у нас и на трудных послушаниях никто не ропщет. Во время послушаний мы молчим, стараемся не празднословить, братия молится. Сейчас у нас появилась возможность включать трансляцию богослужений. Если послушание необходимо исполнять во время вечернего богослужения, включается радиотрансляция, и молитву, таким образом, можно слушать постоянно. Это тоже очень важно. Мы как бы телом присутствуем здесь, а душой – на молитве в храме.
В чем монастырское священноначалие видит главную задачу, назначая трудовые послушания новоначальным и старшей братии?
Очень важно понять, с усердием ли приходит в монастырь будущий монах, не ленится ли он в молитве и труде, показывает ли свою ревность. От его усердия зависит и его духовная жизнь, и время будущего пострига. Бывает, впрочем, и такое, что брат принял постриг или даже сан, и расслабился. Тогда задача священноначалия заключается в том, чтобы помогать ему возгревать утраченное усердие и стараться оставаться образцом для младшей братии. Старшей братии в сане очень важно быть примером для новоначальных не только в молитве, но и в труде.
В Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни братия больше молятся, раньше встают, службы там продолжительнее, ведь создатели скита подразумевали, что его насельники будут заниматься умным деланием. Тем не менее, труд всегда присутствовал в их жизни. Летопись скита повествует о том, что братия была занята рукоделием. Здесь находилась переплетная мастерская, которая сейчас восстановлена, насельники занимались резьбой ложек, это послушание также возрождается сейчас. В скиту трудятся иконописцы. Игумен Никон (Скарга) известен литературной деятельностью. Часть скитских насельников приходит на послушания в монастырь. Скитоначальник игумен Тихон (Борисов) внимательно следит за тем, чтобы братия не пребывала в праздности. Кроме этого, труд ведь облагораживает человека, меняет его в лучшую сторону, как физически, так и духовно. Предки наши жили и трудились на земле, а сегодняшние люди, отказавшись от труда физического, нарушили естественный природный процесс, и человеческий организм неизбежно сигнализирует о наступающем сбое. Поэтому людям приходится заниматься фитнесом, считать количество шагов, которые необходимо проходить ежедневно…
В настоящее время многие монастыри предоставляют возможность поработать в своем хозяйстве не только братии и трудникам, но также жителям близлежащих городов и сел.
Мы знаем, что духовники нередко благословляют мирян приобретать загородные дома, чтобы иметь возможность трудиться на земле. Таких людей, насколько мне известно, довольно много поселилось рядом с Оптиной и другими монастырями. Времена, когда человеку придется питаться плодами своих трудов, вполне могут наступить.
Без физического труда и ребенка не получится воспитать должным образом. Об этом говорили известные педагоги – и Ушинский, и Макаренко. Некоторое время назад педагогическая парадигма изменилась, и это очень портит современных детей. Но посмотрите на тех, кто воспитан в труде, на многодетные крестьянские семьи, ведь у них вырастают совсем другие дети, скромные и неприхотливые. Труд является неотъемлемым компонентом воспитательного процесса. Поэтому и мы в монастыре даем возможность потрудиться не только братии, но вообще всем желающим. В летнее время дети и подростки, которые отдыхают в лагере при Оптиной, помогают нам на монастырских послушаниях. Я иногда прихожу к ним, вижу их радостные лица, разговариваю с ними и понимаю, что это полезно и интересно для ребят. Они очень хорошо чувствуют, что заняты чем-то важным не только для обители, но и для своей души.
Беседовала Екатерина Орлова
Фото: Владимир Ходаков. Фотографии также предоставлены
монастырем Оптина пустынь