«Мир нуждается в материнской любви»

Игумения Иулиания (Каледа)

В 2024 году настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря Москвы игумения Иулиания (Каледа) отметила 25 лет игуменского служения. В 2025 году обитель будет праздновать 30-летие возрождения монашеской жизни. В интервью журналу «Монастырский вестник» матушка рассказала о значении женского подвижничества для Церкви и мира, а также поделилась историями о женах мироносицах нашего времени, с которыми ей довелось общаться.

Благословение Царицы Небесной и игуменский посох

Матушка Иулиания, примите сердечные поздравления с юбилейной датой! 25 лет игуменства... С какими чувствами Вы встретили этот рубеж?

С благодарностью Богу и Царице Небесной за возможность послужить, потрудиться для обители. А самое главное, понимаю, что не моими слабыми силами всё совершается в монастыре, но только помощью свыше. Когда двадцать пять лет назад Святейший Патриарх Алексий II вручил мне игуменский посох последней игумении Зачатьевского монастыря, более семидесяти лет назад оставившей его у чудотворной иконы Божией Матери «Милостивая», я со страхом и трепетом восприняла это как сугубое благословение Царицы Небесной.

Очень часто из уст игумений монастырей звучит фраза о том, что Небесная Игумения каждой женской обители – это Богородица, а игумения земная – Ее послушница. Что конкретно означает это выражение и каково это – быть послушницей Самой Царицы Небесной?

Мы все являемся послушниками Божиими и послушницами Пресвятой Богородицы. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Я служка Матери Божией». Мы стремимся исполнять волю Божию и Царицы Небесной и служим всем тем людям, которых они приводят в обитель – как сестрам, так и паломникам.

Какой символизм несет в себе игуменский посох? У него такое же значение, как у архиерейского жезла, только в рамках монастыря?

Игуменский жезл (посох) – знак власти над вверенными сестрами и законного управления ими. Согласно чину поставления в игумении, архиерей вручает новопоставленной жезл со словами: «Приими сей жезл, имже утверждающи сестер твоих да правиши, яко и слово имаши отдати за них нашему Богу во дни Суда». Жезл символизирует и пастырство, и духовную ответственность за вверенных пасомых. Игумения употребляет посох в пределах своей обители.

Почему сегодня обители наполняются насельниками не так активно, как раньше, а молодежь неохотно идет в иночество?

Отвечая на этот вопрос, можно называть разные причины внешнего и внутреннего характера, но важно помнить, что, прежде всего, действует Промысл Божий. Обители созидает Господь, а наше дело – совершать свое служение, быть верными своему призванию. Современные люди привыкли к комфорту и отчасти к расслабленному образу жизни, поэтому им бывает трудно в духовной жизни. Святейший Патриарх Кирилл на одном из собраний монашествующих отметил, что вообще чудо Божие, когда кто-то в наше время приходит в монастырь. И это действительно чудо, что люди Божии ищут небесной правды, истины и идут в обители.

Наверное, не надо стремиться к тому, чтобы в монастырях было обязательно много насельников. Святитель Иоанн Златоуст отмечал: «Зачем мне тысячи нежелающих исполнять волю Божию? Пусть будет всего десять человек, но таких, которые хотят ее исполнять». Конечно, мы всегда желаем, чтобы монахов было больше, это безусловно. Мы радуемся, когда люди ищут иноческого жития. Но при этом самое важное, чтобы были спасающиеся, чтобы в монастыри приходили те, кто желает спасения души, готов отсекать свою волю и жить по воле Божией, в послушании и смирении, кто имеет решимость бороться со своим «ветхим человеком», дабы облечься в нового во Христе.

Когда в начале 1990-х годов после падения Советского Союза стали открываться монастыри, и туда устремилось большое количество людей, желавших монашеской жизни, это было очень отрадно. В то время все усилия в основном были сосредоточены на восстановлении порушенных обителей: стен, храмов, корпусов. В наши дни внимание монашествующих направлено на возрождение внутреннего содержания монашеской жизни, а это не может произойти быстро, это постепенный, долгий внутренний процесс.

Радость рифмуется со святостью

В сентябре 2024 года в Москве состоялось большое духовное торжество – принесение частиц мощей удивительных святых жен, встреча двух подвижниц благочестия, двух Евфросиний (Московской и Полоцкой), а в их лице – укрепление духовных скреп двух стран – России и Белоруссии. Что значит подвиг преподобных Евфросиний для Церкви в целом и современного верующего человека в частности?

Примечательно, что имя Евфросиния с греческого переводится как «радость». Так вот, преподобные матушки Евфросинии являют нам настоящую духовную радость о Христе. В их житиях много общего. Обе подвижницы происходили из княжеского сословия, обе с детства устремились ко Господу. Только преподобная Евфросиния Полоцкая уже в двенадцать лет оставила мир и стала Господу служить, а Евфросиния Московская (в миру Евдокия) была выдана замуж и служила своему Отечеству и народу, однако сокровенная любовь к Богу всегда была в ее сердце. И когда она овдовела, то несла большие подвиги, будучи, по существу, правительницей нашего государства. Вся ее жизнь была наполнена любовью ко Христу и к ближним. И как только у нее появилась возможность облечься в монашеские одежды, она это осуществила.

Обе святые нам очень дороги прежде всего своей преданностью Богу, Отечеству, любовью к Богу и ближнему, состраданием и желанием послужить своему народу. Обе были образованными, чем тоже послужили соотечественникам. Пример этих двух жен нас всех очень вдохновляет.

Каждая христианская душа призвана к святости, совершенству. Преподобные Евфросинии своей жизнью стремились исполнить Евангельский завет быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный. Своим подвигом, молитвой и служением они явили нам пример того, что каким бы путем мы ни шли, с Божией помощью мы всегда можем приблизиться к Богу.

С какими чувствами верующие встречали мощи преподобных Евфросиний в Москве? Какие впечатления, эмоции переживали лично Вы в тот момент?

Вы знаете, я испытала одновременно и трепетный страх, и радость. Размышляя о том, как же сильно преподобная Евфросиния Полоцкая возлюбила Господа, что навстречу ее мощам вышел Патриарх с сонмом архиереев, священников и множеством народа. Простая отроковица, обычная девочка. Она смогла так возлюбить Бога и стать таким образцом святости, что сегодня ее чтит весь православный мир.

Я принимала участие в заседаниях по вопросам принесения ковчегов с частицами мощей двух подвижниц и в рамках подготовки мероприятия посещала Правительство Москвы, где один из руководителей Департамента проводил совещание по доставке и встрече мощей преподобной Евфросинии Полоцкой в Россию. Во время подготовительных мероприятий меня неоднократно охватывали мысли о том, как же надо было любить Бога, чтобы по прошествии многих веков (почти 900 лет!) после ее преставления в Департаменте Правительства Москвы собралось совещание для того, чтобы достойно встретить эту святую.

Почему было принято решение о принесении мощей именно этих двух подвижниц?

В связи с 25-летием создания Союзного государства России и Белоруссии появилась идея привезти частицу мощей преподобной Евфросинии Полоцкой в Россию, а нашу святую Евфросинию Московскую «отправить с визитом» на Белорусскую землю, чтобы преподобные матушки освятили своими мощами земли Великой и Белой Руси и чтобы наши государства продолжали и дальше жить в любви, согласии и дружбе.

«Приведутся Царю девы вслед Ея»

Женское служение в Церкви овеяно особым смыслом и глубиной. Для христианок идеалом здесь выступает Царица Небесная и святые жены-подвижницы. Зачатьевский монастырь тоже основали две удивительные жены, московские чудотворицы сестры Иулиания и Евпраксия, прославленные Церковью в лике преподобных. Мудрые, кроткие, милосердные Иулиания и Евпраксия еще при жизни почитались святыми. Каким качествам могут поучиться у них современные женщины, насельницы нынешних монастырей и лично Вы как игумения?

<…> Мы, монашествующие, призваны идти вслед за Царицей Небесной. Подобно тому как более двух тысяч лет назад жены сопровождали Отроковицу Марию в храм во время Ее Введения с зажженными светильниками в руках, точно так же и мы, да и все души христианские, призваны идти вслед за Ней.

Матерь Божия для всех нас является примером того, как надо любить Бога, как надо Ему служить, как надо жить в храме, в монастыре, и что именно с зажженными светильниками мы должны выйти навстречу Господу. Светильники – это благодать Духа Святого. Необходимо стяжать благодать Святого Духа для того, чтобы она нам открыла райские двери, и мы вышли навстречу Жениху Небесному. Для этого надо жить по заповедям Господним. «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет» (Ин. 14:21). И главная заповедь, которую Бог нам оставил, о любви к Богу и ближнему.

Также Господь говорит: «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29). Святой апостол Петр дает такое наставление женам: «Да будет вашим украшением не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3-4). Именно к этому призваны женщины: к внутренней, духовной красоте. Если заглянуть в святцы, то мы увидим, что там намного больше мужских имен, нежели женских. Это большей частью от того, что женское служение в Церкви всегда было сокровенным, если можно так сказать. Русский философ Иван Ильин про внешнее служение женщины писал, что она все может, но ей это ни к чему, потому что в женщине важен «сокровенного сердца человек».

Приходя в монастырь, мы ставим перед собой внутреннюю цель – очищение сердца. В 50-м псалме читаем: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Именно чистоту сердца мы стремимся стяжать. Необходимо очистить наше сердце от страстей, от всего того, что Господу неугодно, и сделать свое сердце достойным Бога. Цель жизни христианской – стяжание духа мира, Духа Святого. Наши сердца должны стать храмами Святого Духа.

Преподобные матушки Иулиания и Евпраксия были родными сестрами святителя Алексия Московского. От него они узнали основу монашеской жизни, которая состоит главным образом во внутреннем молитвенном делании: в очищении сердца, стяжании добродетелей и обновлении внутреннего человека. Именно таким путем шли наши подвижницы. Да, у них были очень любящие сердца, они согревали всех, кто приходил в обитель, кормили голодных, одевали обездоленных. В то время в Москве часто бывали пожары, после которых люди нередко теряли имущество и кров, поэтому матушки старались всех обогреть, всем помочь. Но эту любовь к ближним им как раз давала молитва, внутреннее делание, в результате чего они могли отдавать любовь людям. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Если после молитвы вы не имеете в сердце своем любви к врагам, значит, вы не молились». Когда человек искренне молится, у него в сердце возгорается огнь любви к Богу, и этот огнь любви естественным образом распространяется на все вокруг, в том числе и на людей.

Во все времена в женских монастырях, и в нашем тоже, находились праведницы, старицы духовной жизни, которые согревали людей теплом своих сердец, своей молитвой. Ко всем приходящим в обитель они обращались как к родным и могли оказать именно ту помощь, в которой нуждался пришедший. В истории Зачатьевского монастыря было много подвижниц, угодивших Богу своей жизнью и явивших пример женской святости. Преподобные Иулиания и Евпраксия являются для нас, насельниц Зачатьевской обители, не просто историческими личностями, они наши наставницы, наши духовные матери.

Недаром в женских монастырях принято обращаться друг к другу словом «мать». Женщина призвана быть матерью. Материнство в широком смысле слова и для монахинь является основой. Материнское служение, когда женщина своей любовью, своим любящим сердцем готова всех объять, очень важно в служении женских монастырей. Величайший пример такой безграничной любви являет нам Матерь Божия как Мать всех живущих на земле. И мы должны, насколько для нас это возможно, стараться ко всем быть внимательными, чуткими, отзывчивыми. Мы призваны нести любовь женского сердца всем людям.

В современном мире с женской мудростью настолько все печально: интернет буквально заполонили вебинары и проекты в духе «научим женской мудрости», «прокачай свои женские качества» и тому подобное. К сожалению, авторы этих проектов, так называемые коучи, обучающие женщин, не говорят о самом важном: без молитвы стать поистине мудрым человеком невозможно.

«Без Меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). Апостол Павел говорил, что в последние времена люди будут горделивы, самолюбивы, надменны, злы и тому подобное. Увы, мы все очень эгоистичны. Эгоизм – это сосредоточенность на себе. Но когда человек обращается в молитве к Богу, то тем самым он смещает центр с себя на Христа, и тогда начинает действовать Господь. Если мы сосредоточиваем внимание на себе, тогда нам уже ни до кого нет дела, а когда концентрируемся на Христе, то нам «есть дело до всех».

Матушка, расскажите, пожалуйста, о духовнике Зачатьевской обители протоиерее Александре Егорове. Он был Вашим духовным отцом, окормлял Вас с самого начала игуменского служения и учил черпать мудрость именно в молитве, обращении к Богу и Богородице. Какие наставления отца Александра запомнились Вам больше всего? Каким из них Вы с сестрами следуете по сей день?

Отец Александр был удивительным батюшкой. В 1951 году молодым 24-летним священником он пришел служить в храм Святого пророка Илии в Обыденском переулке Москвы, где тогда находилась главная святыня нашего монастыря икона Божией Матери «Милостивая» и другие монастырские святыни, и где нашли кров зачатьевские сестры после закрытия обители. Монахини жили рядом в подвалах и несли послушания при Обыденском храме.

Когда отец Александр пришел в этот храм, наши опытные монахини стали ходить к нему на исповедь и окормляться у него. Позднее батюшка рассказывал мне, что в беседах с монахинями он черпал духовный опыт, который впоследствии ему был очень полезен как пастырю. Господь так управил, что батюшка стал «мостиком» между старым монастырем и новым.

С самого раннего детства я была прихожанкой Обыденского храма, отец Александр был моим духовным отцом. Помню наших старых монахинь и милостью Божией имела возможность немного общаться с удивительно кроткой и смиренной старицей схимонахиней Ниной, последней из остававшихся в живых насельниц закрытой Зачатьевской обители.

Отец Александр Егоров был смиренным человеком. Пятьдесят лет он служил перед престолом Господним в алтаре и до конца жизни имел великий страх Божий и благоговение перед святыней. В самом начале своего служения духовник наказал ему запомнить первый день входа в алтарь. С таким же трепетом отец Александр заходил в алтарь во все последующие годы своего служения Богу. Он исполнил завет своего духовного наставника и всю жизнь заходил в алтарь с внутренним трепетом и благоговением, с какими зашел туда впервые. Отец Александр именно предстоял пред Богом. Он отличался серьезным отношением к богослужению, у него не было «привычки к святыне». Его служение всегда было живым предстоянием и хождением пред Господом и Пресвятой Богородицей. Батюшка был скромным и никогда специально этого не подчеркивал, однако его глубокое благоговение и предстояние проявлялось само и очень чувствовалось.

С самого начала возрождения Зачатьевского монастыря отец Александр мне много помогал, я часто к нему приходила и спрашивала совета. Помогал батюшка, прежде всего, молитвой. После назначения меня старшей сестрой сестричества он постепенно стал приучать меня к тому, чтобы я больше обращалась в молитве ко Господу и Богоматери, и таким образом готовил меня к необходимости принимать решения, хотя я тогда этого не понимала, привыкла ведь все у батюшки спрашивать. Недоумевала, почему он перестал отвечать на некоторые мои вопросы, а вместо этого говорил: «Пойди помолись и прими решение». Переживала, думала, может, что-то не так сделала. Лишь спустя годы батюшка пояснил: «Я специально так говорил, понимая, что в будущем тебе предстоит принимать решения самостоятельно. Я делал это, чтобы ты больше прибегала к Господу и Богородице». В отношении сестер он мне говорил так: «Будь к себе строга, а к другим снисходительна».

Тайные монахини и их помощник святитель Николай

Матушка, встречали ли Вы в своей жизни примеры истинных жен-мироносиц?

По милости Божией, когда я была еще ребенком, в родительский дом приезжали удивительные жены – тайные монахини Михаила и Магдалина. Они прошли через ссылки, много пострадали за Христа, но сохранили живую веру в Бога. В детстве мы с родителями часто ездили в Троице-Сергиеву лавру, рядом с которой жили эти монахини. После литургии мы заходили к ним завтракать. И меня всегда поражало, как матушки сначала разговаривали с моими родителями о чем-то за чашкой чая, а потом как ни в чем не бывало обращались к иконе Богородицы или святителя Николая и начинали говорить с ними от сердца, так же, как это только что делали с моими родителями. Они общались со святыми словно с живыми людьми – в святой простоте, незамысловато, обычными словами.

Монахиня Михаила очень почитала святителя Николая Чудотворца. В ее жизни было сколько случаев чудесной помощи от него. Находясь в заключении, она работала фельдшером. Однажды ее попросили вправить плечевой сустав заключенному. А это врачебная процедура, которая делается в условиях операционной, и она, простой фельдшер, сделать этого просто не могла. Вот только за отказ выполнить поручение пригрозили, могли даже прибавить срок заключения, поэтому она вынуждена была согласиться.

Но сначала монахиня Михаила зашла в свой кабинет, упала на колени перед образом святителя Николая и стала умолять его о помощи. Просила своими словами, просто: «Угодничек Божий, ты же знаешь, я не могу вправить плечо. Ты сам это сделай, пожалуйста, вправь сустав». Помолилась так и пошла в операционную. Вдруг навстречу ей бежит пациент и говорит: «Доктор, простите, но, видимо, ваши услуги мне не понадобятся. У меня есть привычка сидеть, обнимая руками колени. Сел я так по привычке, а у меня в плече что-то щелкнуло и вроде как уже и не болит». Вот так святитель Николай вправил плечевой сустав.

Еще был случай в лагере. Умер один из заключенных, и монахине Михаиле передали приказ от начальства, что она должна произвести вскрытие и выявить причину смерти. Матушка снова попыталась отказаться, но ей напомнили, что бывает за неповиновение. Тогда она сказала, чтобы готовили морг, а сама опять вошла в свой кабинет, упала на колени и стала умолять святителя Николая, призывая его на помощь, так как она это сделать не сможет. Помолившись, пришла в морг, стала надевать халат и перчатки. Неожиданно раздался стук в дверь. Зашел один из заключенных и спросил, не нужна ли помощь со вскрытием. Сказал, что окончил мединститут и год проработал в патологоанатомическом отделении. В итоге вскрытие провел он, а монахиня Михаила лишь записала результат под его диктовку.

Вот такие жены-мироносицы. Помогали многим людям, служили нашей Церкви, ее духовенству и народу. Свет Христов они потом несли всю свою жизнь. С такими людьми общались мои родители, я же в то время была подростком, свидетелем их подвига. Эти люди были носителями Духа: имели живую веру в Бога, не просто знания о вере, они этим жили и дышали. Бесспорно, все это накладывало отпечаток на окружающих их людей и тех, кто с ними общался.

В Обыденском храме, куда я была принесена сначала на руках родителями, а потом уже ходила сама, я видела много удивительных подвижниц. Некоторые из них являлись представителями известных дворянских фамилий (Голицыны, Трубецкие), кто-то из них изображен на известной

картине Павла Корина «Русь уходящая». Другие жены были простого происхождения, среди них и бабушки, те самые «белые платочки», которые сохранили православную веру, передали ее следующему поколению и таким образом спасли Русь.

К слову, мы привыкли, что святитель Николай Чудотворец – небесный покровитель путешествующих, мореплавателей, и мало кто знает, что он помогает тем, кто в узах, пленении, а также медикам. Слышала уже о нескольких случаях помощи святителя современным врачам. Одна молодая женщина-врач рассказывала, что уверовала в Бога после того, как святитель явился ей в операционной. Очень интересно, как святые открываются нам.

«По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Один знакомый священник как-то сказал: «Что это такое придумали? Один святой помогает в этом, другой в том. На самом деле святые всегда готовы нам помочь, о чем бы мы их ни попросили». Действительно, когда мы обращаемся к угодникам Божиим, они приходят к нам на помощь.

Тема выпуска нашего журнала – женское монашество. Каким оно видится Вам сегодня? В чем, на Ваш взгляд, суть женского служения в Церкви? Нуждается ли мир в нем сегодня?

Мир, безусловно, очень нуждается в женском служении. Женщина призвана к материнству. Для монашествующих, полностью посвятивших себя Богу, это духовное материнство, прежде всего материнская молитва. Материнская молитва очень много значит. Женщине дано от Господа любящее, милующее сердце. Сейчас, когда в мире столько скорбей и трудностей, когда люди ожесточены как никогда, необходимы сострадание, милосердие, всепрощение. Именно женщины, в монашеском ли звании или живущие в миру, могут нести и несут миру свет, милость, любовь.

Беседовала Христина Полякова
Фото: zachatevmon.ru

Материалы по теме

Публикации

Доклады