«Молитвенный мостик перекинут к нам из далекого прошлого»

Свято-Успенский скит Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря

Это место с давних времен ласково называли «Успенка». Именование родное, русское, напоминает о близком и далеком одновременно. Успенка хранит преданья старины о мужестве, стойкости, верности на легендарной земле Куликова поля. О битве, куда, по словам историка, пришли разрозненные полки, а ушел единый народ. В маленьком уютном городе Епифани, который всегда был как бы воротами Куликова поля, на холме стоит белоснежный Успенский храм. В годы безбожия этот прекрасный архитектурный памятник превратили в руины. Но и тогда к Успенке приходил народ, чтобы украдкой помолиться и набрать водички из целебного источника. В самом начале XXI века храм восстановили во всей красе. Под свое крыло Успенку взяла Троице-Сергиева лавра: рядом, на Красном холме Куликова поля находится лаврское подворье – храм преподобного Сергия Радонежского. Свято-Успенский женский скит вначале тоже стал подворьем лавры – тем самым сюда вернулась монашеская жизнь, шедшая в Епифанской обители на протяжении нескольких веков и упраздненная реформой Екатерины II. В 2020 году скит передали Борисоглебскому Аносину ставропигиальному женскому монастырю.

О богатой знаменательными событиями истории этого места можно узнать из проводимых здесь на регулярной основе экскурсий. Рассказывает монахиня Филарета (Луневич):

– Это было место тихое и уединенное, в обители неспешно текла молитвенная жизнь. В 1380 году сюда пришел со своим войском великий московский князь Дмитрий Иванович. Здешний игумен Епифаний его встретил и благословил. И, по преданию, немало молодых монахов влилось в ряды княжеского войска. Пожилые во главе с игуменом остались молить Бога о даровании победы. Далее предание говорит, что игумен Епифаний, применив хитрость, открыл врата своей обители литовскому князю Ягайле, спешившему на помощь Мамаю. Настоятель монастыря задержал противника, сказав, что русская рать еще не проходила, и предложил литовцам обильное угощение и хмельное питье. Когда обман раскрылся, враги жестоко расправились с монахами и сожгли монастырь.

Возвращающиеся с Куликова поля русские полки хоронили здесь своих убитых ратников. На месте разоренного монастыря поставили часовенку, а потом воздвигнули и храм, где совершались молитвы о упокоении усопших воинов. Со временем собралась братия, вновь образовался монастырь…

После экскурсии матушка Филарета нашла время поговорить и с нами. Она поделилась некоторыми подробностями возрождения обители, рассказала о современной жизни Свято-Успенского подворья.

– Храм закрыли в 1930-е годы. На недолгое время здесь устроили местный краеведческий музей, а потом решили, что музей в таком маленьком населенном пункте лишний. Храм разрушался. В марте 2003 года владыка Феогност, ныне митрополит Каширский, а тогда епископ Сергиево-Посадский и наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, впервые увидел Успенскую церковь, венчающую древний холм Федосьина городища. Владыка был восхищен местными красотами. Он без колебаний принял решение: «Храм будет восстановлен!» По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Успенская церковь была приписана к лавре. Особое участие в деле возрождения этого святого места принимал архимандрит Наум (Байбородин) – он очень интересовался событиями Куликовской битвы. Отец Наум собрал небольшое сестричество. Первые насельницы – мать Иоанна, мать Фекла, мать Мария… В самом начале сестрам приходилось нелегко: необходимо было разгребать завалы, убирать тяжелый мусор. Но молитва никогда не прекращалась.

– Давно ли Вы здесь?

– Давно, уже больше двадцати лет, стала подвизаться с самого начала обустройства этого места, ставшего мне родным. Когда батюшка Наум меня с мамой сюда послал, мы даже не знали, куда мы едем, Епифань на карте искали. Ехали на автобусе часов пять, приехали почти в полночь. Собор в ночи стоит красивый, но всё закрыто. Куда деваться, непонятно. Указали нам, наконец, где монастырь: «Вон туда спускайтесь…» Мне показалось – конца не будет этому спуску: пустыри, чащи какие-то… Наконец очертания появились, избушка. Захожу – и тут мать Мария выходит. И у нее такое доброе лицо, добрые глаза! Говорит: «Вот, вы приехали, как хорошо. Сейчас я вам помогу вещи спустить». Таким теплом нас сразу окутали, мы как в свою семью попали, и от души отлегло.

 

– А все же страшно было направляться в неизвестность, в разруху?

– Вы знаете, всё произошло не по нашим силам. У нас был великий молитвенник и духовник – архимандрит Наум. По его молитвам многое совершалось. Если он благословит хоть на Камчатку – может, и страшно, но брались за дело: глаза боятся, а руки делают. Мы верили, что это воля Божия, а если ты живешь и поступаешь по воле Божией, то Господь тебе всегда помогает. Мы всё оставили ради того, чтобы не прилепляться ни к чему земному. Наше сердце, ум должны быть обращены в Небесное наше Отечество.

– У каждого свой путь ко спасению. Как получилось, что для Вас это оказался монашеский путь?

– Я серьезно занималась музыкой. Училась в школе при Киевской консерватории. Когда пришла к Богу, познакомилась с монахинями в стенах Покровского монастыря в Киеве и познала совершенно другую жизнь, для меня многое стало открываться новое, интересное. В те времена ни Евангелие, ни литературу церковную невозможно было достать. Мама мне высылала деньги на пирожок или пирожное, а я откладывала и покупала «Журнал Московской Патриархии». Там печатали проповеди, тексты о святых. Я их так жадно читала, мне ничего не интересно стало в миру. Все, кто меня знал, – родные, преподаватели не могли этого понять. Но, как Господь сказал: Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс. 33:9)

Здесь, в скиту, мой земной дом. Всю разруху видела, помню, как буржуйку дровами топили. В храме были деревянные нетесаные доски – полы. Мы веревочки протянули и алтарь так отгородили, самые простые иконочки повесили. Но главное – была молитва! Когда отец Наум был жив, он нас навещал каждый год, служил здесь. И митрополит Феогност очень много сделал для масштабной реставрации. Владыка часто приезжал служить на Куликовом поле в храме преподобного Сергия Радонежского и всегда заезжал к нам, служил и у нас. Мы это помним с благодарностью. Помним наших благодетелей: Любовь Егоровну Карасик, которая исполняла все благословения владыки; Владимира Константиновича Осокина, главу администрации, радевшего о восстановлении здесь былой красоты. Впоследствии он стал у нас старостой и много помогал в решении разных вопросов. Он и упокоился здесь, в месте, которое так полюбил, и действенно полюбил, всё готов был сделать для его благоукрашения.

– Успенский скит начинался как лаврский, но потом…

– Пять лет назад наше сестричество преобразовали в женский Свято-Успенский скит Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря. Сама обитель расположена недалеко от Москвы, ее основала родная тетка поэта Ф.И. Тютчева. Наша игумения матушка Мария (Солодовникова) много сил положила на восстановление Аносина монастыря. Мы часто бываем в обители, набираемся опыта, молимся за богослужениями в праздничные дни. И оттуда сестры приезжают к нам, помогают. У нас огороды, хозяйство. Так что мы одна большая семья. Матушка Мария нас всех объединяет, наставляет, воспитывает, учит правильно проводить монашескую жизнь. Следит за нашими настроениями, контролирует все дела и с материнской заботой помогает, утешает.

Сейчас у нас десять сестер. Литургия всегда служится по монастырскому уставу, хотя в условиях скита мы не можем совершать ее ежедневно. Сестер окормляет и служит здесь старший священник подворья, насельник Троице-Сергиевой лавры иеромонах Александр (Ломака). Народ по праздникам к нам приезжает со всей округи – из Новомосковска, Кимовска, Донского, из Москвы. Наш монастырь любят. Молитва здесь не прекращается. Главным делом обители было и остается поминовение воинов. Всегда мы поминаем игумена Епифания с братией и ратников, здесь погребенных: каждый день читается синодик, мостик такой перекинут молитвенный к нам из далекого прошлого. В последнее время нас стали посещать близкие участников СВО – родители, жены. Мы вместе молимся, рассказываем об этом месте, о его героической истории, о том, что на этой земле в 1380 году решалась судьба России. Потом они едут в Себино, на родину блаженной Матроны Московской, потом на Куликово поле. В этом году в день Рождества Пресвятой Богородицы исполняется 645 лет Куликовской битве. Места здесь прославленные, овеянные святой памятью о подвиге русского воинства.

Материал подготовила Юлия Стихарева,

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады