«...Наставление нам нужно постоянное»

Слушая проповеди пастыря

В одной из статей современных богословов приводится свидетельство профессора Московской духовной академии В.А. Кипарисова, жившего в позапрошлом веке: в первой половине XIX века в Российской Церкви проповедь обычно воспринималась как «удлиняющий богослужение придаток». К счастью, в наши дни эта точка зрения практически себя изжила, и сегодня трудно представить, чтобы в каком-то приходском или монастырском храме не прозвучало вписанное в общий контекст богослужения живое слово священнослужителя, обращенное к пастве. В разных точках планеты разную школу жизни прошли игумен Нектарий (Блинов) – наместник Свято-Троице-Георгиевского монастыря в узбекском городе Чирчик и архимандрит Василий (Паскье) – наместник Свято-Троицкого монастыря в столице Чувашии – Чебоксарах, но их объединяет глубокая православная вера, одним из проявлений которой является искусство проповеди, стремление этих пастырей достучаться до людских сердец.

«Святая Русь находится там, где живет и молится русский человек»

Эти слова, давно им прочувствованные и живущие в его сердце постоянно, игумен Нектарий (Блинов) произнес на Первой Всероссийской научно-практической конференции «Святая Русь как высший идеал русской культуры», что проходила нынешним летом в мужском монастыре Животворящего Креста Господня Шуйской епархии Ивановской митрополии. На форум в Россию он, наместник обители в Чирчике, поехал с делегацией из своего края по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия. В докладе, посвященном благодати и славе Новоявленного Креста Господня на Сахотском болоте недалеко от Ростова Великого, отец Нектарий (несущий к тому же и послушание Управляющего делами Среднеазиатского митрополичьего округа) от имени большого числе православных людей, проживающих в том регионе, поблагодарил братьев-крестоходцев, которые в первый раз проехали с освященной копией великой святыни по большим городам, областным центрам Средней Азии, а во второй раз они посетили маленькие приходы и дальние селения.

Особенно тронуло, с какой теплотой и сочувствием описал батюшка свою паству, выступив перед участниками этой представительной конференции – учеными, реставраторами, меценатами, общественными деятелями, представителями крестоходного движения из ряда российских городов. Православный люд, по словам отца Нектария, в их краях в основном малоимущий, нередко живет за счет собственного хозяйства, и совершать паломничество по святым местам Средней Азии (которых не так много, заметил он), большая его часть не имеет возможности. А о паломничестве по святым местам России или других стран многие могут только мечтать... Поэтому принесение копии чудотворного Креста явилось для верующих большой радостью и утешением. Не как диковинку, а как великую святыню горожане и селяне встречали Небоявленный Крест. Откуда же люди (у которых и Интернет часто «не ловит», и смотреть телеканалы «Спас» и «Союз» – тоже из области мечтаний) знают о Годеновском Кресте? Объясняется всё просто: митрополит Викентий огромное значение придает наличию православной литературы в церковных лавках и приходских библиотеках, а уж читать душеполезную литературу прихожане любят! За прекрасную возможность почувствовать себя частицей исторической и современной Руси, предоставленную тем, чьи предки в свое время (кто-то – добровольно, кто-то – по принуждению) были переселены в Среднюю Азию, сердечно поблагодарил организаторов Общероссийского миссионерского крестного хода гость в священном сане – укажу привычное для нас словосочетание – из солнечного Узбекистана.

...Вот к таким людям, живущим скромно, небогато, отец наместник каждый воскресный день и в дни великих православных праздников обращается с проповедью, где простыми словами, доходчиво, убедительно говорит о самых важных вещах в земной жизни человека, который, чтобы наследовать Царство Небесное, должен жить по заповедям Божиим. (К слову, о простоте. Вспомним известный эпизод из жития святителя Иоанна Златоуста, когда некая женщина, слушая и не понимая сказанного, возвысила голос среди народа и сказала Иоанну: «Духовный учитель, а лучше назову – Иоанн Златоустый, колодезь святого твоего учения глубок, а вервия ума нашего коротки и не могут достичь глубины его». Поэтому определение «доходчиво» здесь крайне важно). Под каждым видео батюшкиных проповедей, выкладываемых им и его помощниками в соцсетях, имеется заголовок, являющий собой своего рода квинтэссенцию сказанного («О пропускном билете в Церкви», «О чистоте взора и внутреннем страхе», «Дайте людям возможность почувствовать вкус жизни!», «Насколько важно видеть Путь», «Можно ли сейчас увидеть Бога?», «В вечность с телефоном? Или на машине?» и т.д.).

С амвона, конечно, игумен Нектарий говорит проповедь без всяких заголовков, но его объяснения библейских событий, живое растолковывание Христовых притч, а затем – неизменный переход к духовному и душевному состоянию нашего современника, думается, помогают прихожанам монастырского храма душой «зацепиться» за главное. Чаще всего этим главным становятся размышления о необходимости быть строгими к себе буквально каждую минуту своего бытия и подражать святым (да и не только – но и людям высокого духа). В чем? Прежде всего в их любви к Богу и ближнему, к красоте Божьего мира. Все эти многообразные аспекты проявлений неподдельной искренней любви являются лейтмотивом большинства проповедей отца наместника.

Крестный ход с принесенным в обитель чудотворным мироточивым образом Царя-мученика Николая II

Приведу несколько цитат оттуда: «Святые, память которых мы сегодня совершаем, не говорят: "Восхваляйте нас! " Не говорят: "Прославляйте нас! " Они говорят: "Живите, подражая нам". И это самый главный пример – образ жизни. Можно слышать красивые слова, самим говорить красивые слова, но подражать тому доброму примеру, который мы видим перед глазами, это то, что невозможно выразить ничем. У меня в жизни такие примеры были. И эти люди не канонизированы в лике святых. Они – простые люди: кто-то еще жив, кто-то ушел в вечность, но когда я смотрел на их жизнь, то, будучи еще пацаном, сказал себе: "Я хочу быть таким же человеком!"» (Замечу, что на портале «Монастырский вестник» игумен Нектарий поделился сокровенными воспоминаниями о том периоде отроческой жизни в интервью «Для меня наша современница матушка Епистимия была святой. И хотелось ей подражать»).

Далее: «Большое наше непонимание Бога заключается в том, что мы Его меряем по каким-то нашим материальным меркам. Что мы проверяем Его всемогущество по отношению к нашему ограниченному миру. К тому миру, который мы видим вокруг себя, но не к тому, который находится внутри нас. Ведь если посмотреть, вся Вселенная не может вместить Бога – не может вместить всё Его всемогущество, силу, славу и не может Его осознать, но маленькое человеческое сердце может стать вместилищем Бога. Почему? По одной простой причине: каждый человек, мужчина или женщина, независимо от цвета кожи, от национальности, от разреза глаз, богатый или бедный, начальник или подчиненный, создан по образу Божию и Его подобию. Образ Божий – это какой-то внешний наш фактор, но подобие Божие – оно заключается в абсолютной свободе и в безграничности, которую мы сами ограничиваем, с одной стороны, своими страстями, а с другой – своим абсолютным маловерием или безверием...»; «Нам с вами нужно пересмотреть свою жизнь. Мы должны понимать, что все молитвенные правила, которые мы читаем, являются только средством к тому, чтобы настроить себя на общение с Богом. И поэтому при совершении правил не надо думать, что мы сделали всё, чтобы быть достойными чего-то. Нет! Мы лишь сделали шаги в правильном направлении, чтобы, как говорится в современном мире, настроить антенну на нужную волну...»

Человек воцерковленный, который посещает богослужения регулярно, а дома читает Евангелие, Жития святых, как говорится, назубок знает и может пересказать канву разных событий прошлого. Но, по свидетельству большого числа людей – и выдающихся личностей из плеяды высоких духовных авторитетов, и простецов – каждый раз нам непостижимым образом открывается что-то новое. Наверное, потому, что это задевает то одни, то другие, то третьи чувствительные струны, коих в человеческой душе много – и их можно поочередно заставить звучать. Вот, казалось бы, рассмотренный со всех сторон хрестоматийный пример, связанный с личностью святого равноапостольного князя Владимира и Крещением им Руси. Всё нам известно: и про его земные удовольствия, большой гарем, пьянство, обжорство и т.д. И про поиски им чего-то глубокого, серьезную внутреннею борьбу. И про посланных им в Византию послов, которые, побывав на службе в Великой Софии Константинополя, сказали великому князю: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». (Что в конечном итоге помогло ему сделать сознательный выбор в пользу православного христианства и стать Крестителем Руси).

Однако по милости Божией в День Крещения Руси снова и снова что-то такое высвечивается «духовным прожектором», что заставляет нас живо и остро ощущать связь времен и о многом задуматься. Многое «высветила» и недавняя проповедь отца Нектария «Исторический выбор князя Владимира и наше время», заключая которую, батюшка обратился к прихожанам с личной просьбой. Он сказал, что, хотя на Литургии совершалась соборная молитва о мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех Господу, но всё же попросил каждого помолиться об этом дома, в домашней молитве. И напомнил притчу про веник. Ее суть сводится к следующему: если попытаться сломать веник – не получится. А если его развязать, то переломить прутики по отдельности легко.

«Библия – слово Бога Живого»

Размышляя о величии Православия (по убеждению одного из особо почитаемых афонских старцев, все остальные религии являются предметом рассудочного познания, и лишь одно только Православие познается сердцем), мы не можем не задумываться о его духовной географии. К прискорбию, есть страны, где вера очень сильно ослабела. Но в то же время на карте мира появляются всё новые и новые «точки», регионы, в которых Православие, сердцем познаваемое, постепенно становится опорой для разных народов. Так архимандриту Василию (Паскье) довелось обучать тонкостям богослужения, а также искусству проповеди шестерых (недавно рукоположенных) священнослужителей Северо-Африканской епархии Патриаршего Экзархата Русской Православной Церкви.

Небольшая ремарка: в интервью на портале «Африканская инициатива» Экзарх Русской Православной Церкви в Африке митрополит Константин Зарайский ответил корреспонденту, почему, на его взгляд, африканцы выбирают нашу Церковь. Вот какие мысли он высказал: «Думаю, что они видят, что это серьезная Церковь, большая, со множеством храмов, монастырей, духовной школой, большой духовной традицией, письменностью. Им хочется быть частью чего-то большого. Частью великой России. Думаю, в этом плане они чувствуют, что здесь есть духовная сила». Стажировка в Свято-Троицком монастыре православных пастырей с далекого континента закончилась, но их общение с отцом Василием продолжается. Чаще всего – по видеосвязи. Звонят, задают вопросы – батюшка, родившийся на северо-западе Франции и приехавший в Россию за смыслом жизни чуть более тридцати лет назад, на знакомом им французском языке отвечает. Недавно, во время своей деловой поездки в Москву, он встретился с митрополитом Константином Зарайским, и темой их беседы стало воспитание новых кадров для Африки. Архимандрит Василий выразил готовность по мере сил и возможностей и дальше принимать участие в этом созидательном процессе.

Что касается прихожан монастыря в Чебоксарах, какое-то их число не только слушает проповеди отца наместника в храме, но и читает их дома. По словам батюшкиных помощников, люди просят, чтобы слово архимандрита Василия, обращенное к пастве, оперативно расшифровывалось и оперативно размещалось на сайте монастыря (stpmm.ru). Услышанное в стенах монастырского храма им хочется серьезно осмыслить. А это возможно, если проповедь, насыщенную цитатами и отрывками из Библии, житийной литературы, и всегда изобилующую как примерами из жизни нашей страны, так и примерами из столь богатой на события биографии отца Василия, можно читать-перечитывать... Вопросы духовной брани в этих проповедях занимают особое место. Так в одной из них он замечает, что, по его ощущению, сегодня мы переживаем то, о чем говорится в Откровении Иоанна Богослова. Что придет время, когда дьявол будет освобожден и в течение какого-то времени он будет действовать. Вот и один из современных европейских правителей, заявил, что «зверь недоволен». Он это точно знает, потому что сам служит зверю. А зверь – если недяоволен – кусается, как может.

Отец Василий рассказал, что в том районе Франции, где прошли его детские годы, было много змей, и те кусали людей. Случались и смертельные исходы. Поэтому он, мальчишка, со своими друзьями считал важным делом отлавливать змей, обезвреживать их, уничтожать. Но они видели: даже отрубленная голова змеи могла быть опасной и неожиданно укусить! В проповеди прозвучали имена святых победителей змия – великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Феодора Тирона. И самое главное, напомнил батюшка, Божия Матерь его победила! (Вспомним читаемое в пятницу первой седмицы Великого поста пророчество о «семени жены», которое поразит главу змия, то есть предсказание о Спасителе, Который родится от Девы, поразит змия – диавола и избавит человечество от его власти). Однако и обезглавленный змий, подобно обезглавленным змеям, ползающим в саду, в лесу, в поле – словом, на земных просторах, по-прежнему опасен. Поэтому пастырь неустанно призывает прихожан и братию монастыря быть осторожными, быть бдительными и верными Церкви. «К сожалению, бдительность – это именно то, чего нам не хватает!» – говорит он предстоящим в храме.

 

Архимандрита Василия (Паскье), возглавляющего эту обитель четырнадцать с половиной лет, хорошо знают в Чебоксарах, потому что напутственное пастырское слово часто звучит в разных учреждениях столицы Чувашии. И в Детской полицейской академии, и в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике, и в Чебоксарском институте Московского политехнического университета, и в общеобразовательной школе № 27, с которой был подписан договор о двухстороннем сотрудничестве. Также он дает интервью местным теле- и радиокомпаниям. И когда радиоведущий-священник задал ему вопрос, как братия монастыря, расположенного в центре города, справляется с тем, что здесь происходит (особенно в летний период, с наступлением вечера, такой шум-гам стоит! За стенами обители звучит громкая музыка, кто-то фейерверки запускает, кто-то шашлыки жарит), отец Василий ответил (свой ответ он привел в проповеди): «Мы с этим не справляемся, а терпим».

И далее он поведал, что в молодости, еще до принятия монашества, ему довелось прочитать одну книгу, посвященную монашеству, и там в предисловии говорилось: келья монаха подобна печи вавилонской. А что такое печь вавилонская? В нее, как будущий инок Василий впоследствии прочитал в Книге пророка Даниила, ввергли трех отроков, не отрекшихся от Единого Бога. Они отказались поклоняться золотому истукану, сделанному царем Навуходоносором, и с верою вошли в раскаленную печь связанными и ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И случилось чудо: огонь их даже не тронул! В огне отрокам явился Христос в образе Ангела Господня. Изумленный Навуходоносор увидел четырех мужей несвязанных, ходивших среди огня, а вид четвертого был подобен Сыну Божию. Царь повелел отрокам выйти из печи. Те вышли, и все увидели, что волосы на их голове не опалены, одежды их не изменились, даже запаха огня не было от них. «Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать» (Дан.3).

Так что, продолжил отец Василий, если кто-то из нынешней братии говорит, что келья монаха похожа на печь вавилонскую, это значит, келья – место испытаний, выпавших на долю брата. Иногда там так «горит», такие искушения бывают! Удастся ли их побороть, одержать победу над страстями, всё зависит от верности монаха своим обетам. Монастырь действительно находится в городской осаде, но, если монах не отступит от своей веры, будет твердо стоять в ней, тогда и Господь придет для утешения в эту «печь вавилонскую», и человек увидит образ Спасителя, как три отрока, друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил (в вавилонском пленении получившие имена – Седрах, Мисах и Авденаго). По признанию батюшки, это ему известно по собственному опыту: будучи молодым иноком, он подвизался в Греко-католическом монастыре Иоанна Предтечи Пустынника близ Иерусалима и испытывал страх, поскольку обстановка в ту пору была в том регионе весьма и весьма напряженной: «Пули летали между нами, чудом никого не поразив. Теракты тоже были, но Господь нас хранил».

Новосозданная женская обитель в честь Архангела Михаила находится в селе Комаровка Ульяновской области вдали от городского шума. Каким образом архимандрит Василий (Паскье) стал духовным наставником насельниц монастыря в соседней епархии – Симбирской, об этом он рассказал на портале «Монастырский вестник» в интервью «Почувствовал себя своим в России». Вот и совсем недавно батюшка там побывал, насладился красотой неброской русской природы, послужил, совершив вечерню и Литургию, побеседовал с сестрами, высказал теплые пожелания матушке-настоятельнице игумении Магдалины (Митропольской), нынешним летом отметившей 80-летний юбилей. А полгода назад, во время Великого поста, он в своей проповеди обратился к сестрам со словами, которые важны для каждого верующего: ««Прошу вас не зацикливаться на второстепенных вещах, человеческих отношениях, ревности, зависти. Надо смотреть дальше и стремиться к другому уровню, более высокому. Словно камушек попал в обувь, и вы хромаете, и не знаете, что с этим делать. На самом деле, это лишь камушек, надо просто снять обувь вытряхнуть то, что мешает, и без хромоты и боли поспешить дальше, к более важному». И зарубкой в памяти у сестер в Комаровке, у братии и прихожан в Чебоксарах осталось его утверждение: «Библия – слово Бога Живого».

***

Вчитаемся со всей внимательностью в изречение о проповеди святителя Иоанна Златоуста, одного из трех Вселенских учителей: «Врачи употребляют несколько раз одно и то же лекарство. Так и мы не перестанем одно и то же внушать, об одном и том же напоминать, учить, умолять. Ведь у нас много житейских забот, которые могут приводить нас в забвение; а потому и наставление нам нужно постоянное». И процитирую прямой призыв святителя к верующим разных эпох: «Никто не будь нерадив, никто не будь рассеян, когда священники входят и преподают поучение: за это угрожает немалое наказание».

Беседовала: Нина Ставицкая
Снимки предоставлены игуменом Нектарием (Блиновым) и архимандритом Василием (Паскье)

Материалы по теме

Публикации