...И только монастырь еще стоял, как в день первоначальный,
холодную высвечивая ширь и поднимая купола и стены...
О. Чухонцев. 1983 г.

С 1920-х годов в Советской России началась разработка грандиозного проекта «Большая Волга», который предусматривал превращение одной из самых протяженных и крупных русских рек в разветвленную транспортную водную сеть. Большое количество каналов должно было обеспечить интенсивное судоходство, что позволяло бы доплывать из Москвы до Черного, Азовского и других морей. В плане организаторов было создание «Волжского каскада» – восьми больших гидроузлов. Одним из самых больших в мире таких гидроузлов стало Рыбинское водохранилище, уступившее в 1950-е годы лишь Куйбышевскому рукотворному морю.
Строительство Рыбинского водохранилища началось в 1935 году. Работы продолжались пять лет, до 1939 года. В 1940 году течение Волги было перекрыто, а в апреле 1941-го начался процесс наполнения «чаши» нового водоема. При возникновении водохранилища под водой в течение 1941−1947 годов оказались старинный город Молога, известный со времен Киевской Руси, сотни селений, погрузились в пучину около сорока приходских храмов, много дворянских усадеб, заливные луга и леса. Было переселено по официальным данным около 130 тысяч человек. В зону затопления попали три больших монастыря, два женских − Мологский Кирилло-Афанасьевский и Леушинский Иоанно-Предтеченский на Шексне и один мужской − Югская Дорофеева пустынь. В данной публикации мы представим краткую историю последней упомянутой обители.
Как была основана Югская Дорофеева пустынь
Югская Дорофеева мужская общежительная пустынь располагалась в 15 верстах от города Рыбинска при слиянии двух рек: Белой и Черной Юги. Она была основана в 1615 году старцем Дорофеем, схимонахом Псково-Печерского монастыря, уроженцем села Нижне-Никульского Рыбинского уезда.

Схимник Дорофей, будучи уже в преклонных летах, подвизался в затворе в Псково-Печерском монастыре. Однажды, 5 мая 1615 года, во время церковной службы он услышал голос, повелевший ему взять в монастыре икону Божией Матери и идти с нею на свою родину. Обнаружив в одном из монастырских храмов просиявшую необыкновенным светом икону, он попросил благословения на уход из обители у настоятеля архимандрита Иоакима. Опытный в духовной брани старец-настоятель не тотчас отпустил инока, усомнившись в подлинности видения. Однако ночью Пресвятая Богородица явилась ему самому и строго приказала выполнить просьбу Дорофея. Получив благословение, схимник Дорофей взял с собой икону и отправился в путь.
3 июня, не дойдя семи верст до родного села, у слияния двух небольших речек – Черной и Белой Юги, Дорофей почувствовал непреодолимую усталость. Поставив икону на ветви дерева, он прилег отдохнуть. А проснувшись, уже не смог снять икону с дерева. Он пытался сделать это несколько раз, пока не услышал голос: «Почто порываеши с места сего икону Мою? Место сие избрано и угодно Мне. На месте сем будет обитель в честь и славу Сына Моего. Здесь будет икона сия и благодать Моя с нею вовеки». С этого момента и ведет свое начало история Югской Дорофеевой пустыни.
Старец Дорофей поставил себе келью, а вскоре затем и часовенку для иконы Богородицы и подвизался в уединении. От чудотворной иконы, за которой закрепилось название Югской, получали исцеления и помощь окрестные жители.

Здесь схимник Дорофей подвизался до своей блаженной кончины и был похоронен рядом с часовней. После его кончины священник и жители села Нижне-Никульского решили перенести икону в свою церковь. Однако утром обнаружили ее на прежнем месте – в часовне, устроенной преподобным Дорофеем. Это повторялось несколько раз, и стало ясно, что Божия Матерь выбрала для Своей обители это пустынное место. Владельцы окрестных земель бояре Орест Глебов и Дмитрий Погожев пожертвовали землю для постройки монастыря по благословению митрополита Ростовского Варлаама II и Патриарха Филарета – отца царя Михаила Феодоровича, который подарил обители напрестольный крест.
Югская Дорофеева пустынь в XVII–XVIII веках
В первые годы своего существования Югская Дорофеева пустынь была небольшой пустынной обителью. Деревянная ограда и кельи, деревянный храм, а в нем – прославленная чудотворениями икона.
Богородица спасала одержимых злыми духами, больных глазами, вызволяла из плена. После принесения Югской иконы во время морового поветрия (чумы) в 1654 году в Рыбную слободу эпидемия прекратилась. С тех пор икону стали регулярно доставлять с крестным ходом в Рыбну (будущий Рыбинск), а с 1701 года указом Петра I крестные ходы было положено совершать ежегодно в Петров пост. Позднее крестный ход совершался дважды в году – в Петров пост и в сентябре, в память избавления от морового поветрия в 1771 году.

В начале XVIII века в обители жили пять монахов во главе со строителем иеромонахом Игнатием, и стояла единственная деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы с приделом в честь святой Параскевы Пятницы. В 1717 году, при игумене Гурии, на месте деревянной церкви был возведен каменный Троицкий храм, затем появилась зимняя Успенская церковь и двухэтажные кельи. Тогда же в Рыбной слободе была построена деревянная часовня – подворье Югского монастыря.
В 1764 году, при проведении монастырской реформы Екатерины II, Югская пустынь − единственная в округе обитель − не была закрыта, хотя и была оставлена «за штатом», то есть без какого-либо материального обеспечения со стороны государства взамен отобранных угодий и крепостных крестьян, которых у обители на тот момент оказалось девять человек. Число братии жестко ограничивалось до семи монахов во главе со строителем…
Важным событием в жизни обители стало учреждение в ней в конце XVIII века общежительного устава, по примеру Саровской пустыни, трудами иноков этого прославленного монастыря иеромонаха Анастасия, иеродиакона Гедеона и рясофорного монаха Дамаскина. Прежний настоятель Югской пустыни Иларион был переведен строителем в Пошехонский Успенский Адрианов монастырь. 22 декабря 1786 года иеромонах Анастасий был назначен строителем Югской Дорофеевой пустыни. Ему была вручена грамота следующего содержания:

«Божией милостью смиренный Арсений, архиепископ Ярославский и Ростовский. Епархии нашей Югской Дорофеевой пустыни строителя Анастасия с братиею благословляю поступать в сходственность слова Божия, святых отец правил и Государственных узаконений и во всем монашескую жизнь препроводить по церковному установлению, а особливо подавать образ верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою, внимать чтению, утешению и учению, да преспеяние в добродетелях явлено будет во всех по наставлению святого апостола Павла. А при всем том хранить с благодушием общежительный устав монашества Саровской пустыни, иметь всегдашнюю трезвость, и прочие проходить монашеские должности свято, целомудренно, и праведно, и благочестно, пастырски желаю и именем Господним благословляю».
В результате трудов иеромонаха Анастасия Югская пустынь спустя несколько лет стала совершенным подобием, по жизни братии и богослужениям, своему первообразу – пустыни Саровской…

Соборный храм во имя Живоначальной Троицы был расширен и перестроен по образу соборного храма Саровской пустыни, который, в свою очередь, имел первообразом Влахернскую церковь в Константинополе.
Над могилой преподобного Дорофея, с северной стороны собора, отец Анастасий устроил теплый придел во имя Югской иконы Божией Матери. Над местом упокоения схимонаха Дорофея была поставлена гробница, на которую были возложены напрестольный крест − дар Патриарха Филарета − и вериги преподобного.
Вокруг Троицкого собора выросла ограда, в которую были включены корпуса келий, еще три храма, епархиальная больница и высокая колокольня. Все эти здания по нескольку раз перестраивались, пока в середине XIX столетия не возник единый архитектурный ансамбль, своей красотой, гармонией и величием изумлявший каждого видевшего его. Обширное образцовое монастырское хозяйство позволяло обители принимать и содержать паломников вне зависимости от их достатка и сроков пребывания.

Югская Дорофеева пустынь благодаря покровительству Божией Матери, стала одним из монашеских центров Русской Церкви − наряду с Саровской пустынью, Валаамом, Оптиной.
В 1796 году пустынь возглавил избранный самой братией, согласно общежительному уставу, строитель иеромонах Арсений – бывший ярославский купец Степан Стойкин. Почти четверть века он руководил обителью, и за это время штат ее увеличился до тридцати человек.

Югская Дорофеева пустынь в XIX – начале XX века
В XIX веке духовная жизнь в Югской Дорофеевой пустыни достигла расцвета, который справедливо связывают с именами настоятелей игумена Варфоломея (Поповского) и архимандрита Поликарпа (Тугаринова), каждый из которых возглавлял ее по три с лишним десятилетия.

Игумен Варфоломей был выходцем из славной своими старцами Брянской Белобережской пустыни. Много десятилетий он находился в переписке со святителем Игнатием (Брянчаниновым), которого он знал еще послушником, только начинавшим свой путь к Богу. Как минимум однажды святитель Игнатий приезжал в Югский монастырь. Он писал:
«Югская пустынь есть один из лучших общежительных монастырей российского севера, если не наилучший. По ее средствам она может содержать до двухсот человек братии; отстроена прекрасно; церкви в ней благолепно украшены; стоит на красивом месте, в здоровом климате…»
Свои впечатления об обители того времени оставил посетивший ее в 1849 году писатель Иван Сергеевич Аксаков:
«Порядок и благочиние всюду… Все братия имеют какое-то определенное занятие на пользу монастыря... Устава никакого нет, кроме общего, существующего для всех церквей, с тою разницею, что здесь он с большею строгостью соблюдается. Например, обыкновенная всенощная продолжается там 6 часов сряду. Игумен здесь очень строг и не позволяет выкинуть ни полстрочки. Вы не увидите здесь ни жирных монахов, ни суетни в церкви … Отстоявши обедню, я вместе со всеми гостями мужчинами приглашен был к игумену, отцу Варфоломею… За трапезой царствует совершенное молчание, никто не смеет говорить, никто не приступает к пище прежде игумена, который крестится и подает взгляд перед каждым блюдом. Во время обеда читается с кафедры что-нибудь из священных книг. Едят медленно, без жадности. Впрочем, обед был хоть куда. После обеда довольно продолжительный молебен; затем игумен опять позвал к себе, подарил образок Югской иконы Божией Матери, несколько просфор, разные изделия монастырского токарного ремесла и отпустил нас…»

В начале 1850-х годов в пустыни жил известный старец Адриан Югский (в миру Андрей Иванович Семеновский; 1800−1853), перешедший сюда из Адрианова Пошехонского монастыря, где подвизался с двадцати лет. Строгий подвижник и постник, стяжавший от Бога благодатные дары, он имел многих учеников, приезжавших к нему и переписывавшихся с ним. Уклоняясь он настоятельства, старец принял подвиг юродства. Сменившийся настоятель Адрианова монастыря запретил отцу Адриану встречаться со своими духовными чадами. И тогда игумен Варфоломей предложил ему перейти в Югскую пустынь в число «больничных» монахов. Два с половиной года, которые он провел в Югском монастыре до своей кончины, были отмечены трудами «не только удивительными, но и непосильными». С утра до вечера он принимал богомольцев, а ночью отвечал на письма. Вокруг старца собралась женская община, из которой со временем составился рыбинский Софийский монастырь.
Архимандрит Поликарп (в миру Петр Андреевич Тугаринов, 1806−1894) стал настоятелем обители после кончины игумена Варфоломея. В молодости он много лет служил в духовной миссии в Китае, последние 12 лет возглавляя миссию в сане архимандрита; был удостоен многих светских наград. Вернувшись в Россию, он отказался от настоятельства в Московском Донском монастыре и от сана епископа, вместо этого попросив разрешения поселиться в Югской Дорофеевой пустыни. А через несколько лет братия выбрала его своим духовным руководителем.
Его преемником по настоятельству, последним до 1917 года, стал иеромонах Игнатий, впоследствии возведенный в сан архимандрита. Описание 1914 года лаконично свидетельствует о благосостоянии и подлинном монашеском духовном устроении монастыря:
« Множество зданий, там находящихся, представляют не менее как целый город с приличными постройками, жители которого трудятся прежде всего для спасения души и во славу Божию, а также и в пользу ближних».
На подворье Югского монастыря в Рыбинске, одном из самых благоустроенных в городе, проживали епископы Рыбинские. Также оно было местом остановки правящих архиереев Ярославской и Ростовской епархии. Стены Югского подворья помнят исповедников XX века святителей Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (в 1907−1914 гг. управлявшего Ярославской епархией), и Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского…

Разорение пустыни в XX веке
В первые послереволюционные годы на территории Югской обители разместили «детскую трудовую коммуну», постепенно занимавшую монастырские здания одно за другим. Большинство земель и построек вокруг монастыря стали принадлежать созданному здесь совхозу «Юга».
Попытка иноков обители спасти богослужебную утварь и часть монастырского имущества во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1921 году вылилась в процесс «по делу рыбинских и угличских церковников», проходивший в Рыбинске в июле 1922 года. Всего к делу было привлечено 22 человека во главе с настоятелем монастыря епископом Рыбинским Борисом (Соколовым), наместником 84-летним старцем Иваном (Талантовым), ризничим иеромонахом Афанасием (Белявским), иеродиаконом Аполлинарием (Комисаровым). Это «дело» стало фактическим разгромом монастыря…
С 1936 года древняя Югская пустынь была превращена в один из центров Волголага, а в 1940-е годы оказалась под водами Рыбинского моря.
***
В 2012 году на окраине города Рыбинска, в поселке ГЭС, в здании бывшей школы, переданной Рыбинской епархии муниципальными властями, был устроен храм в честь преподобного Дорофея Югского – в память о затопленной обители, находившейся в двадцати километрах от этого места. В создание этого небольшого домового храма немалую лепту внес иеромонах Агафангел (Лукиных; 26.12.1969−17.12.2016). Первые годы при храме существовала руководимая им монашеская община.
Ирина Быкова
Видеосюжет 2012 г. Первая архиерейская литургия. Среди участников − бывшие директор школы № 7 и учителя:
Фильм о Югской иконе Божией Матери:
Страница храма Преподобного Дорофея Югского «Вконтакте».