Обитель под водами Рыбинского моря

Югская Дорофеева пустынь

...И только монастырь еще стоял, как в день первоначальный,

холодную высвечивая ширь и поднимая купола и стены...

О. Чухонцев. 1983 г.

С 1920-х годов в Советской России началась разработка грандиозного проекта «Большая Волга», который предусматривал превращение одной из самых протяженных и крупных русских рек в разветвленную транспортную водную сеть. Большое количество каналов должно было обеспечить интенсивное судоходство, что позволяло бы доплывать из Москвы до Черного, Азовского и других морей. В плане организаторов было создание «Волжского каскада» – восьми больших гидроузлов. Одним из самых больших в мире таких гидроузлов стало Рыбинское водохранилище, уступившее в 1950-е годы лишь Куйбышевскому рукотворному морю.

Строительство Рыбинского водохранилища началось в 1935 году. Работы продолжались пять лет, до 1939 года. В 1940 году течение Волги было перекрыто, а в апреле 1941-го начался процесс наполнения «чаши» нового водоема. При возникновении водохранилища под водой в течение 1941−1947 годов оказались старинный город Молога, известный со времен Киевской Руси, сотни селений, погрузились в пучину около сорока приходских храмов, много дворянских усадеб, заливные луга и леса. Было переселено по официальным данным около 130 тысяч человек. В зону затопления попали три больших монастыря, два женских − Мологский Кирилло-Афанасьевский и Леушинский Иоанно-Предтеченский на Шексне и один мужской − Югская Дорофеева пустынь. В данной публикации мы представим краткую историю последней упомянутой обители.

Как была основана Югская Дорофеева пустынь

Югская Дорофеева мужская общежительная пустынь располагалась в 15 верстах от города Рыбинска при слиянии двух рек: Белой и Черной Юги. Она была основана в 1615 году старцем Дорофеем, схимонахом Псково-Печерского монастыря, уроженцем села Нижне-Никульского Рыбинского уезда.

Югская икона Божией Матери с клеймами. XIX в. Троицкий храм села Прозорово Брейтовского районаЮгская икона Божией Матери с клеймами. XIX в. Троицкий храм села Прозорово Брейтовского района

Схимник Дорофей, будучи уже в преклонных летах, подвизался в затворе в Псково-Печерском монастыре. Однажды, 5 мая 1615 года, во время церковной службы он услышал голос, повелевший ему взять в монастыре икону Божией Матери и идти с нею на свою родину. Обнаружив в одном из монастырских храмов просиявшую необыкновенным светом икону, он попросил благословения на уход из обители у настоятеля архимандрита Иоакима. Опытный в духовной брани старец-настоятель не тотчас отпустил инока, усомнившись в подлинности видения. Однако ночью Пресвятая Богородица явилась ему самому и строго приказала выполнить просьбу Дорофея. Получив благословение, схимник Дорофей взял с собой икону и отправился в путь.

3 июня, не дойдя семи верст до родного села, у слияния двух небольших речек – Черной и Белой Юги, Дорофей почувствовал непреодолимую усталость. Поставив икону на ветви дерева, он прилег отдохнуть. А проснувшись, уже не смог снять икону с дерева. Он пытался сделать это несколько раз, пока не услышал голос: «Почто порываеши с места сего икону Мою? Место сие избрано и угодно Мне. На месте сем будет обитель в честь и славу Сына Моего. Здесь будет икона сия и благодать Моя с нею вовеки». С этого момента и ведет свое начало история Югской Дорофеевой пустыни.

Старец Дорофей поставил себе келью, а вскоре затем и часовенку для иконы Богородицы и подвизался в уединении. От чудотворной иконы, за которой закрепилось название Югской, получали исцеления и помощь окрестные жители.

Преподобный Дорофей Югский. Икона из храма преподобного Дорофея Югского Архиерейского подворья «Югская Дорофеева пустынь». XX в.Преподобный Дорофей Югский. Икона из храма преподобного Дорофея Югского Архиерейского подворья «Югская Дорофеева пустынь». XX в.

Здесь схимник Дорофей подвизался до своей блаженной кончины и был похоронен рядом с часовней. После его кончины священник и жители села Нижне-Никульского решили перенести икону в свою церковь. Однако утром обнаружили ее на прежнем месте – в часовне, устроенной преподобным Дорофеем. Это повторялось несколько раз, и стало ясно, что Божия Матерь выбрала для Своей обители это пустынное место. Владельцы окрестных земель бояре Орест Глебов и Дмитрий Погожев пожертвовали землю для постройки монастыря по благословению митрополита Ростовского Варлаама II и Патриарха Филарета – отца царя Михаила Феодоровича, который подарил обители напрестольный крест.

Югская Дорофеева пустынь в XVII–XVIII веках

В первые годы своего существования Югская Дорофеева пустынь была небольшой пустынной обителью. Деревянная ограда и кельи, деревянный храм, а в нем – прославленная чудотворениями икона.

Богородица спасала одержимых злыми духами, больных глазами, вызволяла из плена. После принесения Югской иконы во время морового поветрия (чумы) в 1654 году в Рыбную слободу эпидемия прекратилась. С тех пор икону стали регулярно доставлять с крестным ходом в Рыбну (будущий Рыбинск), а с 1701 года указом Петра I крестные ходы было положено совершать ежегодно в Петров пост. Позднее крестный ход совершался дважды в году – в Петров пост и в сентябре, в память избавления от морового поветрия в 1771 году.

Югская икона Божией Матери. 1786. Истинное подобие и мера с чудотворного образа. Находилась в Троицком соборе Югской Дорофеевой пустыни. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникЮгская икона Божией Матери. 1786. Истинное подобие и мера с чудотворного образа. Находилась в Троицком соборе Югской Дорофеевой пустыни. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В начале XVIII века в обители жили пять монахов во главе со строителем иеромонахом Игнатием, и стояла единственная деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы с приделом в честь святой Параскевы Пятницы. В 1717 году, при игумене Гурии, на месте деревянной церкви был возведен каменный Троицкий храм, затем появилась зимняя Успенская церковь и двухэтажные кельи. Тогда же в Рыбной слободе была построена деревянная часовня – подворье Югского монастыря.

В 1764 году, при проведении монастырской реформы Екатерины II, Югская пустынь − единственная в округе обитель − не была закрыта, хотя и была оставлена «за штатом», то есть без какого-либо материального обеспечения со стороны государства взамен отобранных угодий и крепостных крестьян, которых у обители на тот момент оказалось девять человек. Число братии жестко ограничивалось до семи монахов во главе со строителем…

Важным событием в жизни обители стало учреждение в ней в конце XVIII века общежительного устава, по примеру Саровской пустыни, трудами иноков этого прославленного монастыря иеромонаха Анастасия, иеродиакона Гедеона и рясофорного монаха Дамаскина. Прежний настоятель Югской пустыни Иларион был переведен строителем в Пошехонский Успенский Адрианов монастырь. 22 декабря 1786 года иеромонах Анастасий был назначен строителем Югской Дорофеевой пустыни. Ему была вручена грамота следующего содержания:

«Божией милостью смиренный Арсений, архиепископ Ярославский и Ростовский. Епархии нашей Югской Дорофеевой пустыни строителя Анастасия с братиею благословляю поступать в сходственность слова Божия, святых отец правил и Государственных узаконений и во всем монашескую жизнь препроводить по церковному установлению, а особливо подавать образ верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою, внимать чтению, утешению и учению, да преспеяние в добродетелях явлено будет во всех по наставлению святого апостола Павла. А при всем том хранить с благодушием общежительный устав монашества Саровской пустыни, иметь всегдашнюю трезвость, и прочие проходить монашеские должности свято, целомудренно, и праведно, и благочестно, пастырски желаю и именем Господним благословляю». 

В результате трудов иеромонаха Анастасия Югская пустынь спустя несколько лет стала совершенным подобием, по жизни братии и богослужениям, своему первообразу – пустыни Саровской…

Троицкий собор Югской Дорофеевой пустыни. Открытка нач. XX в.Троицкий собор Югской Дорофеевой пустыни. Открытка нач. XX в.

Соборный храм во имя Живоначальной Троицы был расширен и перестроен по образу соборного храма Саровской пустыни, который, в свою очередь, имел первообразом Влахернскую церковь в Константинополе.

Над могилой преподобного Дорофея, с северной стороны собора, отец Анастасий устроил теплый придел во имя Югской иконы Божией Матери. Над местом упокоения схимонаха Дорофея была поставлена гробница, на которую были возложены напрестольный крест − дар Патриарха Филарета − и вериги преподобного.

Вокруг Троицкого собора выросла ограда, в которую были включены корпуса келий, еще три храма, епархиальная больница и высокая колокольня. Все эти здания по нескольку раз перестраивались, пока в середине XIX столетия не возник единый архитектурный ансамбль, своей красотой, гармонией и величием изумлявший каждого видевшего его. Обширное образцовое монастырское хозяйство позволяло обители принимать и содержать паломников вне зависимости от их достатка и сроков пребывания.

Югская Дорофеева пустынь благодаря покровительству Божией Матери, стала одним из монашеских центров Русской Церкви − наряду с Саровской пустынью, Валаамом, Оптиной.

В 1796 году пустынь возглавил избранный самой братией, согласно общежительному уставу, строитель иеромонах Арсений – бывший ярославский купец Степан Стойкин. Почти четверть века он руководил обителью, и за это время штат ее увеличился до тридцати человек.

Югская Дорофеева пустынь в XIX – начале XX века

В XIX веке духовная жизнь в Югской Дорофеевой пустыни достигла расцвета, который справедливо связывают с именами настоятелей игумена Варфоломея (Поповского) и архимандрита Поликарпа (Тугаринова), каждый из которых возглавлял ее по три с лишним десятилетия.

Иеромонах Адриан ЮгскийИеромонах Адриан Югский

Игумен Варфоломей был выходцем из славной своими старцами Брянской Белобережской пустыни. Много десятилетий он находился в переписке со святителем Игнатием (Брянчаниновым), которого он знал еще послушником, только начинавшим свой путь к Богу. Как минимум однажды святитель Игнатий приезжал в Югский монастырь. Он писал:

«Югская пустынь есть один из лучших общежительных монастырей российского севера, если не наилучший. По ее средствам она может содержать до двухсот человек братии; отстроена прекрасно; церкви в ней благолепно украшены; стоит на красивом месте, в здоровом климате…»

Свои впечатления об обители того времени оставил посетивший ее в 1849 году писатель Иван Сергеевич Аксаков:

«Порядок и благочиние всюду… Все братия имеют какое-то определенное занятие на пользу монастыря... Устава никакого нет, кроме общего, существующего для всех церквей, с тою разницею, что здесь он с большею строгостью соблюдается. Например, обыкновенная всенощная продолжается там 6 часов сряду. Игумен здесь очень строг и не позволяет выкинуть ни полстрочки. Вы не увидите здесь ни жирных монахов, ни суетни в церкви … Отстоявши обедню, я вместе со всеми гостями мужчинами приглашен был к игумену, отцу Варфоломею… За трапезой царствует совершенное молчание, никто не смеет говорить, никто не приступает к пище прежде игумена, который крестится и подает взгляд перед каждым блюдом. Во время обеда читается с кафедры что-нибудь из священных книг. Едят медленно, без жадности. Впрочем, обед был хоть куда. После обеда довольно продолжительный молебен; затем игумен опять позвал к себе, подарил образок Югской иконы Божией Матери, несколько просфор, разные изделия монастырского токарного ремесла и отпустил нас…»

Архимандрит Поликарп. Неизвестный художник. Конец XIX в.Архимандрит Поликарп. Неизвестный художник. Конец XIX в.

В начале 1850-х годов в пустыни жил известный старец Адриан Югский (в миру Андрей Иванович Семеновский; 1800−1853), перешедший сюда из Адрианова Пошехонского монастыря, где подвизался с двадцати лет. Строгий подвижник и постник, стяжавший от Бога благодатные дары, он имел многих учеников, приезжавших к нему и переписывавшихся с ним. Уклоняясь он настоятельства, старец принял подвиг юродства. Сменившийся настоятель Адрианова монастыря запретил отцу Адриану встречаться со своими духовными чадами. И тогда игумен Варфоломей предложил ему перейти в Югскую пустынь в число «больничных» монахов. Два с половиной года, которые он провел в Югском монастыре до своей кончины, были отмечены трудами «не только удивительными, но и непосильными». С утра до вечера он принимал богомольцев, а ночью отвечал на письма. Вокруг старца собралась женская община, из которой со временем составился рыбинский Софийский монастырь.

Архимандрит Поликарп (в миру Петр Андреевич Тугаринов, 1806−1894) стал настоятелем обители после кончины игумена Варфоломея. В молодости он много лет служил в духовной миссии в Китае, последние 12 лет возглавляя миссию в сане архимандрита; был удостоен многих светских наград. Вернувшись в Россию, он отказался от настоятельства в Московском Донском монастыре и от сана епископа, вместо этого попросив разрешения поселиться в Югской Дорофеевой пустыни. А через несколько лет братия выбрала его своим духовным руководителем.

Его преемником по настоятельству, последним до 1917 года, стал иеромонах Игнатий, впоследствии возведенный в сан архимандрита. Описание 1914 года лаконично свидетельствует о благосостоянии и подлинном монашеском духовном устроении монастыря:

« Множество зданий, там находящихся, представляют не менее как целый город с приличными постройками, жители которого трудятся прежде всего для спасения души и во славу Божию, а также и в пользу ближних».

На подворье Югского монастыря в Рыбинске, одном из самых благоустроенных в городе, проживали епископы Рыбинские. Также оно было местом остановки правящих архиереев Ярославской и Ростовской епархии. Стены Югского подворья помнят исповедников XX века святителей Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (в 1907−1914 гг. управлявшего Ярославской епархией), и Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского…

Епископ Рыбинский Борис (Соколов) – настоятель Югской Дорофеевой пустыни в 1921–1922 гг.Епископ Рыбинский Борис (Соколов) – настоятель Югской Дорофеевой пустыни в 1921–1922 гг.

Разорение пустыни в XX веке

В первые послереволюционные годы на территории Югской обители разместили «детскую трудовую коммуну», постепенно занимавшую монастырские здания одно за другим. Большинство земель и построек вокруг монастыря стали принадлежать созданному здесь совхозу «Юга».

Попытка иноков обители спасти богослужебную утварь и часть монастырского имущества во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1921 году вылилась в процесс «по делу рыбинских и угличских церковников», проходивший в Рыбинске в июле 1922 года. Всего к делу было привлечено 22 человека во главе с настоятелем монастыря епископом Рыбинским Борисом (Соколовым), наместником 84-летним старцем Иваном (Талантовым), ризничим иеромонахом Афанасием (Белявским), иеродиаконом Аполлинарием (Комисаровым). Это «дело» стало фактическим разгромом монастыря…

С 1936 года древняя Югская пустынь была превращена в один из центров Волголага, а в 1940-е годы оказалась под водами Рыбинского моря.

***

В 2012 году на окраине города Рыбинска, в поселке ГЭС, в здании бывшей школы, переданной Рыбинской епархии муниципальными властями, был устроен храм в честь преподобного Дорофея Югского – в память о затопленной обители, находившейся в двадцати километрах от этого места. В создание этого небольшого домового храма немалую лепту внес иеромонах Агафангел (Лукиных; 26.12.1969−17.12.2016). Первые годы при храме существовала руководимая им монашеская община.

Ирина Быкова

Видеосюжет 2012 г. Первая архиерейская литургия. Среди участников − бывшие директор школы № 7 и учителя:

Фильм о Югской иконе Божией Матери:

Страница храма Преподобного Дорофея Югского «Вконтакте».

Материалы по теме

Новости