Доклад архимандрита Мелхиседека (Артюхина), пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятеля Московского подворья ставропигиального мужского монастыря Введенская Оптина пустынь, на XXIX Международных образовательных чтениях «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», направление «Древние монашеские традиции в условиях современности (17˗18 мая 2021 года)
Монашество – это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Богу [1], связанный с отречением от мира и принесением монашеских обетов.
Помощь монахов миру заключается в самой монашеской жизни: в исполнении обетов, внутреннем делании, самоотвержении и молитве. Для осуществления всякого другого служения миру не обязательно быть монахом или жить в монастыре, поэтому Церковь ждет от монашествующих в первую очередь совершенствования в монашеской жизни, по слову преподобного Иоанна Лествичника: «Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие» (Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей) [2].
Вопрос отречения монашествующих от мира в достаточной степени освещен в святоотеческом предании. Но в современных условиях открытости монастырей для паломников и туристов, развития информационно-коммуникационных технологий, а также распространенной практики несения монахами различных послушаний в миру необходимо дополнительное осмысление древних канонов и правил.
Этому вопросу и посвящен разрабатываемый документ «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов», который призван помочь монашествующим при осуществлении этого взаимодействия. Документ носит рекомендательный характер и состоит из введения, трех разделов и заключения.
В разделе «Обзор святоотеческой монашеской традиции и канонических определений» рассматриваются соборные определения и правила святых отцов по данной теме в свете монашеских обетов. Каноны и правила святых отцов регламентируют жизнь насельников, опираясь на отречение от мира как на основу монашества. Согласно святоотеческому преданию, взаимодействие монахов с миром определяется необходимостью и осуществляется духовно опытными насельниками по благословению игумена или правящего архиерея.
Раздел «Практические аспекты взаимодействия монахов с внешним миром» описывает различные стороны монастырской жизни в условиях современности, а также содержит рекомендации по взаимодействию с внешним миром.
В разделе «Современные информационно-коммуникационные технологии и присутствие монашествующих в соцсетях» излагаются рекомендации по возможному использованию монашествующими интернет-ресурсов. В заключении приводятся основные рекомендации по теме данного документа.
В связи с заявленной темой доклада немного подробнее остановимся на практических вопросах взаимодействия монахов с внешним миром.
Общее устройство монастыря
Монастырь – это место, где создаются все условия для монашеской жизни и духовного совершенствования насельников. Внутренняя жизнь монастыря должна быть мироотреченной, поэтому любое взаимодействие с миром следует сделать осмысленным и упорядоченным. При устройстве монастырской жизни желательно учитывать следующие рекомендации.
1. Время посещения мирянами территории монастыря должно быть ограничено определенными часами или днями недели.
2. Монастырскую территорию следует поделить на две части: внутреннюю, закрытую для мирян, и общедоступную. Также возможно наличие частично доступного для гостей обители пространства.
3. В храме надлежит предусмотреть отдельные места для молитвы насельников. На внутренней территории возможно обустройство отдельного (или домового) храма для братских (сестринских) богослужений.
Общение насельников с родственниками и владение собственностью
Общение насельников с родственниками и другими посетителями должно осуществляться с благословения игумена в специально отведенном для этого месте (частично доступном для мирян), вне братской территории. Такое общение регламентируется игуменом и не должно быть слишком частым.
Актуальной является ситуация, когда насельники имеют одиноких родителей, нуждающихся в непрерывном уходе по возрасту и /или тяжелой болезни. Принимая насельника в монастырь, игумен возлагает на себя ответственность и за его родителей, если те не имеют других детей или родственников, способных взять на себя заботу о них. В таких случаях предпочтительными вариантами решения являются:
1) организация ухода на дому с помощью добровольных помощников, приглашенных сиделок или профессиональных патронажных служб;
2) обеспечение ухода за престарелыми родителями в монастыре, с размещением их в монастырской больнице, богадельне или других отдельных от братских помещениях.
Временное оставление насельником монастыря для ухода за родителями является мерой крайней и нежелательной, поскольку может привести к охлаждению монашеской ревности, привычке к жизни в миру и оставлению монахом монастыря.
Выбор монашеского пути предполагает отказ от владения какой-либо собственностью. В древних иноческих уставах и поучениях святых отцов однозначно определяется, что только по благословению игумена монах может иметь что-то малозначащее в келье [3]. При этом все вещи, включая даже одежду, считаются общими, принадлежащими монашескому братству. Владение денежными средствами (пенсия и др.) или личным имуществом (техникой, недвижимостью и др.) за пределами монастыря является соблазном для монаха, отвлекая его на мирские заботы и создавая альтернативу жизни в монастыре.
Таким образом, монашествующим необходимо стремиться к древнему монашескому идеалу самоограничения и неукоснительно следовать в вопросах владения какой-либо собственностью по благословению настоятеля и духовника.
Общение насельников с внешним миром
Несмотря на удаление от мира, монахам приходится соприкасаться с ним во время выполнения различных послушаний. Мир сам приходит к монаху в лице трудников, сотрудников прихожан и паломников. Также некоторые монастырские послушания вынуждают братию выходить в мир. Традиционно монастыри оказывают гостеприимство всем приходящим, братия несут послушания в церковной лавке, в паломнической трапезной, в гостинице, проводят экскурсии по монастырю и др. Во избежание духовного вреда для братии, это служение следует поручать более опытным насельникам, а в некоторых случаях желательно привлечение к ним помощников-мирян.
Для того чтобы соприкосновение с миром не нанесло духовного вреда братии, такого рода послушания следует поручать более опытным насельникам. Несение подобных послушаний может быть ограничено определенным периодом времени, после которого брат переходит на другое послушание, не связанное с внешним миром.
Общение насельников с сотрудниками и трудниками монастыря должно быть подчинено определенным правилам. Они должны проживать отдельно от братии, по возможности за территорией монастыря; вход на братскую территорию возможен только с благословения игумена; общение с работниками должно быть поручено старшим насельникам. В общении с сотрудниками и трудниками братии необходимо проявлять почтительность и уважение, но избегать празднословия, панибратства и не искать сближения. Если у мирянина возникнет вопрос, не входящий в компетенцию брата, его следует направить, смотря по обстоятельствам, к священнослужителю, игумену или кому-либо из старшей братии.
При кратковременных или длительных отлучках братии из монастыря (в больницу, для участия в ярмарке и т. п.), игумен принимает на себя ответственность за благополучное пребывание брата вне обители и возвращение. Также должно обращать внимание на внешний вид выходящих из обители монахов. Одежда монахов должна быть чистой, опрятной и скромной. Не рекомендуется при выходе из монастыря надевать светскую одежду. Монашеская одежда обязывает насельника вести себя сообразно своему званию и является исповеданием его веры.
Для участия монастырей в православных ярмарках предпочтительнее привлекать мирян, поскольку духовный вред, наносимый участием в них братии, не может быть компенсирован никакой финансовой выгодой.
Внешняя деятельность монастыря
При организации внешней деятельности монастыря важно учитывать ее основные принципы.
1. Внешнее служение монастыря должно рассматриваться как ответственное послушание, для исполнения которого необходимо сугубое внимание и усиленная молитва. По сравнению же со спасением бессмертной души, внешнее делание и польза от него есть нечто второстепенное и временное.
2. Служение монахов должно совершаться только по благословению игумена или правящего архиерея.
3. К внешней деятельности не следует допускать новоначальных и неискусных монахов, а поручать ее только духовно опытным насельникам [4].
4. По возможности, внешнее служение должно осуществляться с участием помощников-мирян под руководством старшей братии.
5. Социальные, просветительские и миссионерские проекты монастыря (гостиницы, школы, богадельни, детские приюты, церковно-просветительские центры и др.) предпочтительнее располагать вне монастыря, а при отсутствии такой возможности – на общедоступной территории обители.
Монашествующие могут вдохновлять и направлять социально-просветительскую работу монастыря, контролировать ее исполнение, но непосредственная реализация проектов, по преимуществу и по возможности, должна осуществляться мирянами.
Современные информационно-коммуникационные технологии
Современные коммуникационные технологии позволяют тем, кто проживает в удаленных от административных центров населенных пунктах, а также людям с ограниченными физическими возможностями быстро получать необходимую информацию, образование, находиться на связи с близкими по духу людьми и не терять делового общения. Они облегчают труд монашествующих при исполнении ими целого ряда ответственных послушаний, ограничивают необходимость частого оставления монастыря и личного общения с миром, благодаря чему у насельников высвобождается время для духовной и молитвенной жизни, и одновременно являются миссионерским пространством Церкви. Однако даже при условии использования технологий исключительно с благими целями (образование, проповедь, наставничество, миссионерская деятельность и т. п.), существует большая духовная опасность для внутреннего состояния иноков, исполняющих такого рода послушания, связанная с нарушением принципа отречения от мира и монашеских обетов.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий монашествующими, во-первых, может осуществляться только по благословению игумена, а во-вторых, должно базироваться на строгом самоограничении. Недопустимым является наличие компьютера и интернета в монашеской келии.
Социальные сети
Присутствие монашествующих в интернет-пространстве и, в частности, в социальных сетях, может быть вызвано только большой необходимостью и должно находиться под пристальным вниманием монастырского руководства. Деятельность в соцсетях должна происходить по благословению игумена, а также под постоянным контролем духовника.
К работе с социальными сетями могут допускаться только духовно опытные монашествующие. Здесь уместно будет провести параллель с Уставом святителя Василия Великого, по которому отлучка из монастыря дозволялась с благословения игумена тем из братии, «кто может совершить странствование без вреда для души своей и с пользой для встречающихся с ним».
Для иноков, исполняющих это послушание, имеет смысл установить и ряд внешних ограничений.
1. Выходить в интернет не из кельи с помощью смартфона, а исключительно через выделенный компьютер, установленный по благословению игумена в месте несения послушания (например, в канцелярии), в специально отведенные для этого часы.
2. Время и место несения послушания устанавливается игуменом, которому брат подотчетен во всей своей деятельности в интернет-пространстве.
3. Страницы в социальных сетях следует вести от лица монастыря или под своим собственным именем. Церковная среда не предполагает анонимности. Монастырь, как и священнослужитель, который имеет благословение высказываться от своего лица в общественном пространстве, должны нести ответственность за сказанное.
4. Монашеские обители могут привлекать к работе в социальных сетях благочестивых мирян с опытом журналистской работы.
5. Ответственным за информационное послушание в монастырях следует прислушиваться к рекомендациям специалистов Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, информационной службы Синодального отдела по монастырям и монашеству, епархиальных пресс-служб.
Во избежание развития интернет-зависимости, инокам, выполняющим информационное послушание, необходимо внимательно наблюдать за своим внутренним состоянием и при возникновении признаков ее появления сообщать об этом духовнику. Руководству монастыря в подобной ситуации следует принимать предупреждающие меры, вплоть до освобождения насельника от этого послушания ради сохранения его духовного и психического здоровья. Также следует обращать внимание на риски, связанные, например, с развитием тщеславия от успеха тех или иных медиапроектов или с желанием создавать в информационном пространстве некий образ себя, отличающийся от реального.
Ответственность за спасение душ насельников монастырей, которые, исполняя послушание, вынуждены находиться в пространстве социальных сетей, полностью лежит на игуменах и игумениях монашеских обителей, и именно они призваны беречь вверенные их попечению души братьев и сестер.
***Взаимоотношение с внешним миром сегодня является неизбежной частью жизни монастырей. Чтобы данное общение было как можно менее опасным для насельников, оно должно определяться общими принципами, сформированными в свете монашеских обетов.
Благоразумное и осторожное отношение к взаимодействию насельников обители с внешним миром позволит сохранить нерассеянной и неповрежденной внутреннюю жизнь монастыря. Важно помнить, что только при условии знания, понимания и исполнения святоотеческих правил, связанных с ограничением взаимодействия насельников монастырей с миром, а также в результате создания условий для действительного, а не внешнего только, исполнения ими монашеских обетов, возможно достижение самой главной цели монашествующих – духовного совершенства и соединения со Христом.
[1] Положение о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви. 2.1. Эл. pесурс [URL]: http://www.patriarchia.ru/db/text/5074472.html
[2] Иоанн Лествичник, преп. Лествица. М., 2016. С. 331
[3] При пострижении монах обещает пребывать «в нестяжании и вольней Христа ради во общем житии сущей нищете». Требник монашеский. М., 2003. С. 25.
[4] Устав св. Василия Великого//Древние иноческие уставы, собранные свт. Феофаном Затворником. М., 1994. С. 421.