RSS

Исследования

Иеромонах Даниил (Михалев)
Несколько лет назад на сайте Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптина Пустынь началась работа над проектом «Толкование Священного Писания». На данный момент проект, который смело можно назвать уникальным, уже действует и имеет обширную, быстро увеличивающуюся аудиторию пользователей. О том, как воплощалась и развивается ныне эта идея, мы попросили рассказать ее автора, насельника монастыря, редактора оптинского сайта иеромонаха Даниила (Михалева).
23 июля 2015
18 июля в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память преподобного Афанасия Афонского, имевшего особое значение в развитии святогорского монашества и подвижничества.
Наталья Юрьевна Сухова

Тема ученого монашества, на необходимость изучения которой недавно особо обратил внимание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  имеет глубокие корни в отечественной истории Церкви. В определенные периоды она вызывала и пристальный интерес, и острые дискуссии.

Архимандрит Августин (Никитин)

Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. Первая русская обитель на Афоне называлась в XI в. монастырем Успения Богородицы «Ксилургу» (или Пресвятой Богородицы Ксилургу). «Ксилургу» — значит «древодельца плотника», возможно, благодаря первым русским насельникам, в совершенстве владевшим плотницким мастерством.

Иерей Иоанн Молдавчук

Вступая в новую жизнь, подвижники отрекались от мира: порывали всякую связь с ним, раздавали свое имущество и посвящали себя Богу. Однако было бы неправильно думать, что аскетический подвиг не полагал никакой внешней печати на подвизающегося. Как жизнь новая и чуждая мира, подвижничество, конечно, имело свои внешние отличия.

Святогорский монах
Вопрос о статусе рясофорного иночества, был весьма показателен для дискуссии при обсуждении проекта «Положения о монастырях и монашестве Русской Православной Церкви». Но характерен он не только для отечественного монашества...
Н. Примогенов.

Иноческая жизнь при первоначальном своем образовании на Востоке почти одновременно проявилась в двух видах: в форме иночества отшельнического, или скитского, и в форме иночества общежительного. Люди, желавшие благоугождать Богу, поставившие целью своей жизни спасение и достижение вечной, блаженной жизни, уходили из городов и селений в пустыни и там подвизались в правилах благочестия или поодиночке, образцом каковой жизни могут служить святые Павел Фивейский, Онуфрий Великий и Антоний Великий, или же в сообществе с другими, себе подобными ревнителями, как, например, богоугождали святые Пахомий, основатель общежительных монастырей в Тавенне, Василий Великий и другие.

 

Евгения Жукова

Доклад кандидата исторических наук, доктора богословия Евгении Жуковой на Съезде монашествующих Екатеринбургской митрополии (г. Екатеринбург, 3 октября 2014 года) 

Игумения Викторина (Перминова)
15 декабря 2014 года исполняется 625 лет со дня блаженной кончины основательницы Богородице-Рождественского монастыря схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской, 1330–1389). Влиятельная княгиня, она была смиренной послушницей преподобного Сергия, породившего ее духовно
к 700-летию Высоко-Петровской обители
Доклад Е.Г. Балашовой, сотрудника Синодального отдела религиозного образования и катехизации, аспиранта кафедры истории историко-филологического факультета Российского Православного университета на Региональном этапе XXIII Международных Рождественских образовательных чтений, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Донской ставропигиальный мужской монастырь. 1 декабря 2014 года)
Сурский Иоанновский женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь