«Монашество – надежда и упование всего мира»

Игумения Анастасия (Мордмиллович )

Спасо-Преображенский Воротынский монастырь, 500-летие которого праздновалось в 2011 году, находится на Калужской земле недалеко от места впадения реки Угры в Оку[1].

Сегодня обитель поднимается практически из руин, хотя поначалу казалось, что восстановить ее невозможно. По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента  возрождением и благоукрашением древнего монастыря занимаются сестры Казанской девичьей обители, что в Калуге. Красота природы соединилась здесь с красотой рукотворной. И все же  стройные монастырские службы  и доброжелательность матушки игумении и сестер, их  горячее желание, чтобы как можно больше людей почувствовало святость этого места, – это главные впечатления, которые остаются после посещения Воротынской обители.

«Угра – Пояс Пресвятой Богородицы» – так называется детский творческий фестиваль, который по благословению правящего архиерея владыки Климента проводится здесь три года подряд. Вот что рассказала о фестивале настоятельница Казанского девичьего монастыря в Калуге игумения Анастасия (Мордмиллович ):

 – Первый раз мы его провели в тот год, когда в Россию привезли из Ватопедского монастыря Святой Горы Афон Пояс Пресвятой Богородицы. Все были очень воодушевлены этим духовным событием. Задумывая фестиваль, мы хотели пробудить у детей живой интерес к истории родного Отечества и своей малой родины, любовь к родным местам. И, конечно, хотелось приблизить их к Богу, чтобы они начали молиться Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. Директор Воротынской школы искусств Ольга Александровна Рафальская – человек верующий, воцерковленный (к тому же она поет на клиросе) – обрадовалась нашей идее, поддержала ее и львиную долю работы взяла на себя. И вот мы стали  ездить по Калужской области, забираясь в самую глухомань, или лучше сказать, в глубинку. Встречали совершенно замечательные фольклорные коллективы из деревень, слушали игру на скрипке, домре, балалайке, баяне, фортепиано. Танцы, песни, художественное чтение, изобразительное искусство – номинаций у нас много. Ограничение только одно: чтобы все было русское. Прозападной попсовой культуры и так хватает – нужно возвращаться к своим истокам. И каждый год по-новому открываются для нас разные районы области. В первый год поразили Износки, удаленные от областного центра. Там ребята занимались народными промыслами: была и Городецкая роспись, и Полхов-Майданская, и другие. В этом году другие удаленные районы представили прекрасные художественные работы, которые производят сильное впечатление, – Кировский и Людиновский. Участвуют в конкурсе и Воскресные школы при храмах, и детские школы искусств, и общеобразовательные школы.

– Матушка, Вы тоже входите в комиссию, объезжающую всю область в поисках юных дарований?

– Вхожу и прежде ездила в те места, откуда приходили заявки на фестиваль, но в этом году стало тяжеловато – пришлось от поездок отказаться. Кроме того, я в жюри изобразительного искусства (поскольку по профессии я художник: десять лет проработала театральным художником в калужских театрах), поэтому оценивать музыкальные номера не могу.  Ездят наши специалисты: Ольга Александровна Рафальская, по профессии музыкальный работник, и две сестры из монастырей, имеющие высшее музыкальное и искусствоведческое образование. И очень радостно, когда лучшие из тех, кого прослушало жюри, приезжают сюда на концерты, и их так много! Сначала мы думали делать один концерт, но в один все выступления не вместились. В результате стали делать по четыре концерта. Проходят они в Воротынской детской школе искусств, где хороший зал на 300 мест, хорошо оборудованная сцена. Обычно 13 сентября, когда Православная Церковь чествует положение честного Пояса Пресвятой Богородицы, в наш монастырь приезжают дети – участники фестиваля из Воротынска и служится молебен. А уже после Михайлова дня (как раз на Михайлов день в 1480 году татарские войска отошли от берегов Угры) идут завершающие концерты. И после Святок бывает заключительный концерт в Калуге. На нем выступают победители фестиваля, занявшие первые места. Приходят на это выступление в Дом музыки ребятишки и подростки из нашей Воскресной школы для детей-инвалидов. Также мы приглашаем воспитанников Православной гимназии, Воскресных школ города и тех ребят, которые участвовали в конкурсе, но заняли вторые и третьи места.

– Вы сказали о Воскресной школе для детей-инвалидов, назвав ее «нашей». То есть монастырь ее опекает?  

–  Вообще наш монастырь вырос из благотворительного отдела Калужской епархии. В свое время мы ездили в детский психоневрологический санаторий «Калуга-Бор», где организовали Воскресную школу: занимались с детьми, у которых был детский церебральный паралич. Затем руководство там поменялось (пришли люди, далекие от веры), да и нам тяжело было выбираться в санаторий, находившийся за городом, поэтому  решили организовать Воскресную школу для детей-инвалидов в самой Калуге. А жила наша монашеская община в том здании, где находились Православная гимназия и Духовное училище. Ситуация у нас непростая: вот уже более двадцати лет просим отдать  Казанский девичий монастырь, где на сегодняшний день располагается хранилище Государственного архива, – нам каждый год обещают и... не отдают. По милости Божией митрополит Климент дал нам это место, где находимся сейчас, для восстановления. Мы его быстро восстановили и переехали сюда. Ведь сестрам сложно было находиться в одном доме с училищем и гимназией. Здесь же поистине рай!

Однако продолжу дальше: повесив объявление о наборе в Воскресную школу, никто из нас даже не знал, кто придет. А пришли, можно сказать, самые несчастные: родители привели детей с ментальными расстройствами, то есть с умственной отсталостью разной степени. И знаете, за это время, то есть за семь минувших лет, у нас образовалась такая чудесная семья! Все родители больных деток стали нам как родные. Они очень сплотились, сдружились, почувствовали себя счастливыми. Это те родители, которые смогли поверить Богу, полюбить Его, воцерковиться. И в этом году мы первую пару повенчали. Что касается Воскресной школы, то теперь называем ее клубом, поскольку обучения как в Воскресной школе не получается – дети необучаемые. Но мы сразу подумали, что на них должна действовать благодать Божия: души-то их живые, цельные! И стали этих детей причащать. Стали возить их по святым местам. Это оказалось очень благодарным делом и для самих детей, и для их родителей. Нельзя не видеть, что родители детей с ментальными расстройствами – это, пожалуй, самая уязвимая часть нашего общества, в котором, к сожалению, много жестоких людей, косо смотрящих на тех, кто выглядит как-то не так. И некоторые мамы-папы боятся с таким ребенком лишний раз выйти на улицу – обрекают его на пребывание в четырех стенах. А поскольку у нас все такие, то родители сразу же перебороли стеснение и охотно помогают друг другу. Дети тоже хорошо между собой общаются, не обращая  внимания на то, кто как из них выглядит. И нам Господь постоянно помогает. Если я расскажу о географии паломнических поездок, Вы поймете мои слова.

– Расскажите, пожалуйста. Наверное, за пределы своей епархии удалось выбраться?

– Дети из Воскресной школы, а точнее – из клуба, побывали в Киево-Печерской лавре, когда туда еще можно было ездить. В прошлом году успели совершить паломничество в Почаевскую лавру. Также побывали на Валааме, в Александро-Невской лавре, в Александро-Свирском и  Псково-Печерском монастырях, в Екатеринбурге. Они объездили всю центральную Россию: несколько раз были в Дивееве, посещали Нило-Столобенскую пустынь. Вообще в монастырях их очень хорошо принимают. Едут с группой и колясочники. Когда колясочник Артемка, всю жизнь просидевший в квартире, впервые сел в поезд, он такой восторг испытал! Правда, мы с сестрами и его мамой  волновались: как Артемка будет смотреть в Псково-Печерском монастыре пещеры? Ведь по песку коляска не проедет... Но на месте нашлись какие-то хлопцы, которые носили его повсюду на руках, и он многое увидел, многое прочувствовал. Должна сказать, что наши дети-инвалиды очень любят Царскую семью, и в этом году маршрут был проложен через места, связанные с династией Романовых: Павловск Ленинградской области, Петропавловская крепость  в городе на Неве и так далее. 

Господь нам помогает и тем, что, укрепляя сестер духовно на стезе служения, требующей мобилизации всех душевных и духовных качеств, посылает помощников. Это священник Игорь Йовбак – настоятель храма в честь Святых мучеников Гурия, Самона и Авива села Трехсвятское. Это руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Вероника Викторовна Леонтьева и заслуженный учитель Российской Федерации Елена Николаевна Топоркова, проводящая вебинары, то есть интернет-встречи для семей, имеющих детей-инвалидов. Удивительные люди! У отца Игоря пятеро своих детей, слава Богу, здоровых, но как тепло и сердечно он относится к маленьким инвалидам! Батюшка приезжает причащать ребят и подростков из нашего клуба, ездит с нами в Полотняно-Заводской дом-интернат для умственно-отсталых детей. Там мы вместе делали домовый храм: отец Игорь – ремонт, сестры – иконостас. В результате храм в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Милостивая» получился замечательный – красивый, светлый. И надо видеть, как детки радуются, когда туда приходят и причащаются! Директор этого дома-интерната Наталья Александровна Буланова творит в нем настоящие чудеса. Ребята готовят замечательные концерты. Они с увлечением делают разные поделки, которые продаются на интернет-аукционе «Красота детской души», а вырученные деньги перечисляются на счет «Газэнергобанка», удваивающего эту сумму. Сумма получается значительной, и на эти средства детей вывозят отдыхать. 

Кстати, именно отец Игорь и венчал нашу первую пару родителей детей-инвалидов, о чем я говорила выше. Он восстанавливает разрушенный храм под Обнинском и пока служит в храме-вагончике, расположенном рядом. Там и прошло венчание... А с Полотняно-Заводским домом-интернатом мы, как говорится, дружим домами. Возим туда, в деревню Старки, своих ребят.

– И все  же для сестер обители это трудное послушание?

– Непростое, да. Но, к примеру, минувшим летом на территории Спасо-Преображенского Воротынского монастыря мы вместе с Вероникой Викторовной и Еленой Николаевной впервые организовали летний лагерь для наших подопечных. Утром их привозили, а вечером, после семи, увозили. Ребята на природе отлично отдохнули. Их родители тоже  радовались передышке. А наши сестры получили очень много благодати, и все это почувствовали. Потому что общение с детьми, имеющими ангельские души, оставляет в сердцах глубокий след. Мы и родителей, мучающихся вопросом: «За что же такое горе – больной ребенок?» – настраиваем на то, на что указывал блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Он говорил, что телесное увечье – это благословение Божие. В главе об умственно отсталых детях геронда писал, что они пойдут в рай «без экзаменов» и родителей своих тоже приведут в рай. В нашем клубе есть также неполные семьи, потому что иные папы, не чувствуя в себе сил и желания вынести трудности, выпавшие на их долю, оставляют жену и ребенка. Есть, слава Богу, немало семей,  в которых родители смиренно несут свой крест, благодаря спасительной вере по-другому воспринимая мир. В праздники – на Рождество Христово и на Пасху – в нашем клубе бывает до ста человек. В обычные выходные дни – около пятидесяти. В бывшем Казанском девичьем монастыре, который нам никак не отдадут, одна просторная комната закреплена за нами. В ней и собираемся.

– Скажите, а чем занимается сестричество, которое существует при монастыре?

– В сестричество во имя Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны при Казанском девичьем монастыре города Калуги входят мирские женщины. Большинство из них уже пожилого возраста, но все они охотно ездят в Дом престарелых, заботятся о его обитателях, ухаживают за ними, стараются их воцерковлять. В нынешнем году по благословению митрополита Климента очень удачно прошла акция под названием «Троицкие цветы». В городском Парке культуры и отдыха находится наш Свято-Троицкий кафедральный собор, и на Троицу туда приходит много народа. Так вот сестры сестричества, попросив у меня благословение, сделали много-много белых цветов из бумаги, которые люди брали, зная, что их пожертвования пойдут на благоустройство территории Дома престарелых. И представьте: около 90 тысяч рублей удалось собрать. На эти деньги были куплены беседка, лавочки, урны, что-то еще. Словом, дворик Дома престарелых, где было уныло, один лишь асфальт – больше ничего, стал теперь привлекательным. К слову, там тоже в домовом храме в честь Калужской иконы Божией Матери наши сестры сделали иконостас... 

– Матушка Анастасия, приехав сюда утром, мы успели на Божественную литургию, за которой сестры обители дивно пели. Сейчас мы услышали Ваш рассказ, увидели выставку детских работ, представленных на фестиваль, и знаете, о чем с признательностью подумали? Что на протяжении веков монастыри и монашествующие многое делали для мирян, просвещая их, утешая в скорбях. Сегодня эта традиция возрождается и укрепляется. На том историческом месте, где Пресвятая Богородица явила русскому народу Свое заступничество в XV веке,  сестры нынешней обители стремятся не только к спасению своих бессмертных душ, но и к спасению бессмертных душ людей, живущих рядом, на родной земле, где каждый ее уголок хранит дыхание истории. Поэтому ваша монашеская семья, известная своей молитвенной жизнью, усердием в восстановительных работах, талантами в благоукрашении храмов, стала еще и прочной духовной опорой для ищущих такую опору.

Наш монастырь – часть большой монашеской семьи и духовно связан со Свято-Никольским Черноостровским Малоярославецким женским монастырем, с игуменией Николаей (Ильиной). Детский приют при нем широко известен в нашей стране. У Матушки Николаи дар любви к Богу и людям, и она щедро делится своей любовью со всеми нами, вышедшими из этого монастыря игумениями. Игумен Ефрем из Ватопедского монастыря очень дружен с матушкой, они действуют в русле одной монашеской традиции. А нам всем близки и дороги его слова: «...Надежда и упование всего мира, надежда Церкви и вообще надежда всей вселенной – это православное монашество. Поэтому ответственность наша не маленькая. Мы, монахи, призваны к тому, чтобы доказать, что благодать свидетельствует о себе и сегодня. И сегодня можно опытно переживать встречу со Христом». 

Беседовала: Нина СТАВИЦКАЯ

Фотограф: Владимир ХОДАКОВ (также представлены снимки из архива монастыря).



[1] Здесь, спустя 100 лет после Куликовской битвы, произошло событие, имевшее огромную историческую важность для дальнейшей судьбы нашего Отечества.  Известное под названием «Стояние на реке Угре», оно положило конец власти Золотой Орды над Северо-Восточной Русью. Освобождение Руси от ордынского ига церковное и народное сознание связало с заступничеством Божией Матери от Ее Владимирской иконы, потому что 23 июня 1480 года сей чудотворный образ был принесен в Москву и перед ним стали свершать непрерывные молебны. Позже реку Угру, разделившую ордынскую рать и московские полки ( по большому счету, ставшую некоторой чертой в российской истории), один из летописцев сравнил с Поясом Пречистой Богородицы. С той самой великой и древней святыней, спасающей христиан от нашествия поганых… ( - Примеч.автора)

 

 


Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь