Почаев: на разломе востока и запада

Станислав Минаков

В этом году исполнилось 180 лет со дня присвоения статуса Лавры Почаевской обители, верно именуемой западным форпостом Русского Православия. Находится эта святыня на Украине, на севере Тернопольской области, южная часть которой, как помним, является одной из трех составляющих так называемой «Галичины», вместе со Львовщиной и Ивано-Франковщиной.

Отчая вера и ее носители здесь испытывают многовековое католическое давление Рима, греко-католической унии, якобы сохранившей православный обряд, но почитающей верховенство Папы Римского.

Почаевская лавра — одна из духовных точек в цивилизационном разломе Востока и Запада Европы. Тем ценней и весомей усилия и заслуги героев здешнего антизападного стояния; и тысяч безымянных, и двух прославленных Русским Мiром — преподобного Иова и Амфилохия Почаевских.

Полтысячелетия назад преподобный Иов Почаевский (урожденный Иван Железо), настоятель обители, крепкий духом и верой, оправдывая свою фамилию, всячески боролся с униатами, и не случайно и сегодня к его честным мощам, упокоенным в раке возле пещерки, где он молился на Почаевской горе, притекает множество людей со всего православного мира. Будучи настоятелем, Иов проводил также просветительскую деятельность, при нем в типографии князя Константина Иваном Федоровым была напечатана первая полная славянская Библия — Острожская.

Преподобный Амфилохий (Головатюк) — наш современник, почивший в первый день 1971-го года, являет собой пример духовного сопротивления злу века нынешнего. И если почитать на жития этих двух великих бойцов с тьмой, покоящихся теперь рядом друг с другом, в одной пещере Почаевской горы, то становится понятно, что объятья ада с веками не ослабевают, а порой и усиливаются, что антирусский поход Запада длится и длится.

Что мы видим и сегодня, во дни Рождественского поста, на бесноватом киевском майдане — куда, похоже, собрались все еретические отщепенцы и сектанты — и раскольнические служители так называемого «киевского патриархата», и автокефальщики и, разумеется, греко-католики, камлающие в микрофоны и ведущие свою паству в геенну огненную.

«Всё меняется не очень», сказал стихотворец, наш современник. И в самом деле: вот что писал в 1632 г. митрополит Исаия Копинский Московскому Патриарху:

«Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при благочестии и православной вере обретается».

Вот именно им – «худым и не славным» – крестьянам, ремесленникам, купцам, духовенству выпало бороться с влиянием иезуитов, особо активизировавшихся в то время. Духовным стержнем, символом этой борьбы и стал игумен Почаевской обители — преподобный Иов.

Он жил в годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии 1596 г. и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преп. Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание, для укрепления Православия.

* * *

Статус лавры Почаевский монастырь получил много позже священной борьбы преп. Иова. Всего у Русского Православия — пять лавр. Две, обе Свято-Троицкие, находятся на территории Российской Федерации — Сергиева (в Сергиевом Посаде, Лаврой является с 1744 г.) и Александро-Невская (в Санкт-Петербурге, Лавра — с 1797 г.). И три — на Украине.

Киево-Печерская Лавра (статус получен в 1598 г.) является, как указали святые отцы, наряду со Святой горой Афон, Иверией и Дивеевым, одним из четырех уделов Богородицы на Земле.

Не случайно на Юге Руси, то есть на территории нынешней Украины, все Святые Лавры — и Киевская, и Почаевская (статус с 1833 г.), и Святогорская (с 2004 г.) — посвящены Успению Богородицы, нашей покровительницы и заступницы. Неслучайные, как видим, разворачиваются и битвы на святых русских надднепровских холмах…

Нашим врагам униатам (греко-католикам) — палец в рот не клади. Любое молчание они расценивают как слабость и сразу начинают наглеть. Кто-то из «восточников» Украины экстремально, но небезосновательно называет это «синдромом давно не битой морды». Неопровержимый факт: при правлении В. Ющенко в Киеве впервые в истории униаты выстроили свой кафедральный храм на левом берегу Днепра, в Дарнице. Их кардинал Святослав Шевчук горделиво называет себя «патриархом» (хотя такого статуса в Ватикане нет!), возможно, ему не дают покоя «титулы» такого же самозванца, Филарета (Михаила Денисенко), самовозглавившего некий «киевский патриархат».

Уже начиная с 1991 г., самосвяты там и сям — не только в Киеве, но и в Западных областях Украины — захватывали храмы и приходы нашей канонической Церкви, которая после судьбоносного Харьковского архиерейского собора 1992-го года стала именоваться Украинской православной церковью Московского патриархата. Слава Богу, в Харькове нет ни одного храма т. н. «киевского патриархата». Правда, есть два храма «автокефалов».

Показателен провиденциальный казус: 4 июля 2009 г. во время рыбалки погиб от удара молнии (!) оранжевый нардеп Украины четырех созывов, бывший председатель ющенковской Ровенской облгосадминистрации Василь Червоний.

Он был отлучен от Церкви каноническим владыкой Иринеем еще в 1992 г., руководил избирательным штабом Ющенко в Ровенской области в 2002 и 2004 гг., являлся членом «высшего церковного совета киевского патриархата», церковным старостой их ривненского кафедрального собора, кавалером многих отличий этой секты. На 10 июля рокового для себя года пан Червоний готовил принятие Ровенской областной радой постановления, запрещающего въезд Патриарха Кирилла на территорию Ровенской области, но, как видим, не успел. Он был и известным погромщиком: громил редакции газет, избивал журналистов, призывал разобраться с «жидами и москалями» и, наконец, вот факт, ради которого мы вспомнили здесь об этой персоне: в октябре 2003-го Червоний руководил отрядом боевиков, вооруженных металлическими прутьями, пытавшихся захватить Почаевскую Лавру. К счастью, безрезультатно.

Один известный современный русский литератор так прокомментировал «случай с Червонием»: «Сообщение о том, что хоть одного мерзавца убила молния, вселяет надежду, что Господь и впрямь долготерпелив, но наказывает больно».

* * *

По преданию, около 1240 г. на Почаевской горе появились, спасаясь от татарского погрома, уцелевшие киево-печерские иноки. Еще в древности это место сделалось чудодейственным и благодатным, несущим на себе невидимый знак избранничества —явления Пресвятой Богородицы. Тогда пронеслась молва: «Поча Діва творити чудеса». Из двух слов «Поча Діва» впоследствии возникло одно — Почаів.

Мы паломничали здесь несколькими харьковскими семьями, приехав на микроавтобусе «Газель» в августе 2004-го.

Если ехать с востока, то за Дубненским районом Ровенской области начинается Тернопольская область — с Кременецкого района. Весь этот участок покрывают великолепные леса. А перед самым въездом в Кременец появляются очень красивые высокие всхолмия, поляны и луга, напоминающие альпийские.

По дороге за городком Кременец, через несколько километров, на въезде в деревню Великие Бережки увидели вдалеке мелькнувшую на горизонте Почаевскую Лавру, стоящую на отдельной горе с плоской вершиной. Гора эта выпирает из равнины и сверкает в воздусях золотыми куполами.

Мне много раз доводилось бывать в лаврах, но впервые возникло ощущение, что святый град парит в синеве — словно Небесный Иерусалим.

Утренний туман и сверкающая роса на траве в бору реликтовых сосен, падающие сквозь стволы ранние солнечные лучи чем-то напомнили нам пейзажи русского грека Куинджи, уроженца Приазовья.

И с моста, что на въезде в село, Лавра видна издали очень хорошо. Постояв недолго на берегу речке Иквы в В. Бережках, мы полюбовались далекой Лаврой, словно предвосхищая ее…

* * *

В Лавру мы попали в середине дня, и сразу потянулись на службу в Троицкий собор.

Храм этот был построен к 300-летию Дома Романовых. В его интерьере потрясает огромное паникадило в старинном стиле, отлитое в форме короны, подаренное Императором Николаем II, страстотерпцем. Собор создан архитектором А. Щусевым в 1906-1911 гг. в древнерусском стиле: приземистый, с широким барабаном, одним мощным куполом. Над тремя вратами — красивые мозаики: Спас Нерукотворенный, Почаевская Богородица и Голгофа — по эскизам Николая Рериха, тогда еще не отпавшего от православия.

Близким прототипом почаевского Троицкого собора может служить и Троицкий собор, находящийся в Лавре Сергиевской под Москвой, и храм Антониева монастыря в Новгороде.

На церковнославянском языке шло чтение часов, по говору было слышно, что молодой русоволосый батюшка — уроженец здешних мест. Нас вместе с иными паломниками набралось человек тридцать. После произнесения пастырского слова батюшка погрузил большую кисть в ведро со святой водой… Первое же его движение, то есть первая ж капля святой воды, упавшая в народ, призвела мощное воздействие: моложавый мужчина стал кричать, стонать и подвывать. А священник всё окроплял и окроплял его. Тот упал: сипел и бился.

Другой случай воздействия вычитки благодатного батюшки мы наблюдали уже во дворе. На лавочке у монастырской ограды, стоявшей над обрывом, лежала в окружении спутниц худая женщина и то стонала, то жутковато «кричала криком».

Подруги, достаточно долго склонявшиеся над ней, прижимали к ее сердцу иконку.

* * *

О подвигах почаевских монахов рассказывают немало историй. Например, в советское время, уверяют, существовало предписание, по которому Лавра могла бы быть властью прикрыта, если бы хоть на два часа в ней прекратилось служение. И был период, когда чтение Священного Писания продолжали всего два схимонаха, сменяя друг друга. Что и спасло обитель от закрытия.

Во времена новейшей истории нашлось место и ратным подвигам. Упоминавшиеся выше оранжевые боевики Червония пытались совершить захват под девизом «Лавра повинна належати українцям!». Вопрос защищавших врата обители — «а кому она сейчас принадлежит?» — повисал без ответа.

Нам же в Лавре встречались священники только с украинскими фамилиями и украинской речью, более того, в соседних населенных пунктах, составляющих основную массу прихожан, проживают, как можно догадаться, именно украинцы.

И на молебен с Патриархом Кириллом летом 2009 г. в Лавру собралось около 50 тыс. православных со всех окрестностей. От кого же мечтали и мечтают очистить Почаев черные ксенофобы?

С той поры Почаевскую Лавру охраняет специально нанятое военизированное подразделение.

* * *

Преподобный Амфилохий прожил 96 лет. Монахом батюшка стал в 1931 г., уже в преклонном возрасте. В 1950-1960-х гг. он лечил притекавший люд молитвами, изгонял бесов, получил дар прозорливости. Местные рассказывают, что во время Великой Отечественной войны к батюшке приходили женщины и спрашивали прозорливца, придет ли мой муж с фронта. Иногда он благословлял и говорил: придет, придет. А иногда говорил: а ты не плачь, не придет. Так и бывало. Даже умершего ребенка однажды оживил этот благодатный старец, именовавшийся тогда о. Иосифом.

Как выразился известный русский церковный писатель и паломник А. Н. Муравьев, первоначальную историю горы Почаевской следует искать «не на высоте скалы» ее, а в глубине ее пещер.

К храмовой пещере, где покоятся в раках мощи двух столпов Почаевских — препп. Иова и Амфилохия — ведет длинная колоннада, украшенная написанными в рост святыми, в русской земле просиявшими. Ряд начинается с равноапостольной княгини Ольги, даже с ее предшественников, мучеников Федора и Иоанна, а заканчивается святыми XIX и XX вв. — преп. Серафим Саровским, святителем Николаем Японским.

В пещерку Иова вход — через маленькое отверстие в скале, кажется, что размером с два кулака. На деле оно немногим-то и больше. И поначалу ты не понимаешь, как туда может проскользнуть взрослый человек.

Но — протискиваешься и ныряешь в полный мрак. Головой вниз, руками вперед. Но дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть. Внутри тебя поддерживает невидимый служитель. Ты нащупал иконку, прикоснулся губами, с трудом собрался с собой и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова — будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее, и вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним, на высокой ступеньке близости к Престолу Его.

О, любознательная радость!

Монахи не велят никому говорить о том, что на самом деле ты видишь в пещерке. И я не буду. Скажу лишь, что успел рассмотреть икону, стоявшую в нише: преподобный Иов молится Богородице Почаевской. Он молится вместе с каждым, входящим в пещеру.

Как выбрался обратно? Непостижимо. Уже на свету я обнаружил у себя на груди, на серой футболочке, след словно от большой когтистой лапы: нательный cеребряный крестик, продрал, притиснутый к скале, четыре царапины.

* * *

Мы поспели к вечерней службе, на которую в Успенский собор собрались для отдания акафиста «Пресвятой Богородице пред Ея Цельбоносною Стопою Почаевскою», монахи, послушники, семинаристы. Этот акафист звучит не так уж и часто, но нам повезло, мы попали в Лавру в воскресенье.

Чудотворная икона Божией Матери Почаевской происходит из Константинополя, и появилась в России в 1559 г. как дар греческого митрополита Неофита дворянке Анне Гойской, жившей недалеко от Почаева, в имении Орля. Образ был перенесен на Почаевскую гору — место явления Божией Матери двум инокам и пастуху в 1340 г. В нижней части иконы изображается камень с отпечатком стопы Богоматери, поскольку во время явления, Богоматерь видели стоящей на камне, объятую пламенем. Икона, а по некоторым данным, список с нее, хранится в Успенском соборе Почаевской Лавры: поднимается и опускается над иконостасом на особых лентах. Перед ней молятся о даровании мира и об утверждении Отечества в истинно православной вере. Празднование чудотворной Почаевской иконе Божией Матери совершается 23 июля/ 5 августа, в память о чудесном избавлении обители от нашествия турок в 1675 г.

В 8-м икосе акафиста Пресвятой Почаевской Богородице поется: «Радуйся, Еюже истинная вера Волынской стране возвратися». И в 9-м кондаке того же акафиста: «Всякия отступства и еретическая блуждания покаявшемуся народу земли Волынския отпустила еси, Владычице, и паки источник исцелений от чудотворныя Твоея иконы от следа стопы Твоея на горе Почаевстей в православной Лавре Твоей людем открыла еси, токмо аще покаяние о гресех своих принесут Богу и о Твоей помощи не сумнящеся, возопиют ему: Аллилуиа».

Дивно осознавать и чувствовать, что стоишь в трех шагах от места, где ступала «цельбоносная стопа» Божией Матери.

* * *

На колокольне Лавры, возведенной в 1869 г., — 13 колоколов. Самый большой, весом около 11,5 тонн, отлит в 1886 г. в Москве мастером Акимом Воробьевым. На нем изображены четыре евангелиста и поясок с надписью: «Благовестите день от дне спасения Бога нашего», а также трех Почаевских святынь: Явления Матери Божией, Чудотворной иконы и преподобного Иова.

Стоишь, задравши голову: лепота! Тут даже почти не думается о суетном. О том, анпример, что сторонники откола Почаевской Лавры от Московского Патриархата снова затевают свою волынку о том, чтобы обитель «передать украинскому народу», то вдруг начинают ходить какие-то «листовки Почаева» с непонятными воззваниями-обращениями или с «рецептами монастырского хлеба, который приносит счастье».

4-5 августа с. г. в Почаевской обители прошли торжества. «К славным юбилеям, которые празднует в этом году наша Церковь, Почаевская обитель отмечает еще и 180-летие со времени присвоения монастырю статуса Лавры. Такой статус из древности присваивался монастырям, в которых проживало множество монашествующих и которые занимались обширной просветительской деятельностью и миссионерством, — отметил в пастырском слове наместник Лавры митрополит Владимир (Мороз). — На протяжении всей своей истории Почаевская Лавра, как большой корабль, совершает духовное плавание по волнам бушующего житейского моря. Пристань, к которой плывем — Царство Небесное, где мир, тишина, любовь и радость в Дусе Святом…».

Почаевская обитель стоит оплотом русского православия среди земель, подвергшихся католическому пришествию. Не сдается.

Столетие.Ru


Материалы по теме

Новости

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь