Отрадно видеть возрождение душ

Иеромонах Сергий (Филиппов)

Дорога на подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумароково, что находится в Рузском районе Московской области, оказалась дольше, чем мы предполагали, но вот, наконец, и цель пути. Первыми нас встретили аисты – о них в свое время даже в газетах писали. Наверное, это хороший знак, если прилетают аисты. Они, так же, как и лебеди, отличаются особой верностью.

Затем показался золотой купол с крестом. И тянущийся к небу восьмерик каменного храма в честь Собора св. пророка Иоанна Предтечи. Верхняя часть храма полностью отреставрирована:  оштукатурена, покрашена, вставлены окна, устроена кровля. Основной же объем пока стоит в лесах.

Следующая встреча – радостный, с румянцем «из прошлого», как на открытках Елизаветы Бём, – иеромонах Сергий (Филиппов). В Сумарокове он уже два года. По благословению епископа Воскресенского Саввы совершал регулярные богослужения, когда подворье еще имело статус Патриаршего. С начала 2014 года подворье принадлежит Новоспасскому монастырю, и отец Сергий здесь настоятель. Результаты его трудов за этот срок видны невооруженным глазом. Но многое еще предстоит сделать. В Сумароково два храма: Предтеченский, с приделами свт. Николая и пророка Илии, построенный в XIX столетии, и появившаяся в наши дни деревянная церковь с редким посвящением – в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Созданная с использованием древнерусских строительных технологий, нарядная, словно из сказки, она радует глаз изяществом, тонкой, любовно выполненной резьбой. Внутри по-домашнему просто, уютно.  Обращает на себя внимание огромная доска, на которой большими буквами выписаны нужды храма: что сделано, что требуется.

Отец Сергий подводит к необычной иконе Покрова Божией Матери. Покров простерся над Русской землей, и, как на карте: Киев, Ростов, Владимир, Москва – каждый город представлен монастырем, храмом. В год празднования 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира при взгляде на икону сразу вспоминается главное делание Крестителя Руси: огромная территория, населенная славянскими языческими племенами, обрела единую веру, и было положено начало могучему государству.

С Крещения как Таинства начинается наш разговор.

– Отец Сергий, Вас самого крестили в детстве? Помните ли Вы, как принимали Крещение?

– Крестили меня в Никольском храме района Павшино города Красногорска.
Момент своего Крещения я хорошо запомнил: мне было тогда около четырех лет. Пожилой священник, купель с горящими свечами, фреска на западной стене храма в левом приделе, на которой изображен евангельский сюжет: сидящий Христос и дети («Не мешайте детям приходить ко мне!»); бабушка, которая меня привела. Сейчас она монахиня Екатерина.

 – Часто Вы здесь, на подворье, совершаете Таинство Крещения?

– Нет, Крещение я совершаю не часто. В основном в летний период, когда активизируются дачники и приход увеличивается. Но требования у меня для всех одинаковые: обязательное прохождение огласительных бесед, готовность или самого человека, если он в ответственном возрасте, или его крестных родителей к принятию Таинства. И вот москвичи-дачники в сравнении с местными жителями являют здесь пример. Есть случаи, когда местные не крестят своих детей, потому что не хотят себя утруждать встречей со священником для огласительного общения, думают, что и так соглашусь, или пытаются найти варианты попроще. 

Ни за Таинство Крещения, ни за участие в других Таинствах и требах я деньги не беру. Если кто-то желает отблагодарить, говорю, чтобы самостоятельно опускали в ящик для пожертвования столько, сколько посчитают нужным и возможным для себя. Но, даже пройдя беседы до Крещения, потом далеко не все приходят причащать ребенка, поэтому моя позиция такова: если человек не может найти время на беседы, то он в дальнейшем не найдет его и для Таинства Евхаристии, и для воспитания ребенка как христианина. Печально, что за внешней формой не видится содержание, не видится Крест Христов, а есть только желание оградить ребенка от воздействий темных сил, дать защиту. Но я всегда объясняю, что, сделав первый шаг, наплевав на диавола в чине отречения, мы приобретаем могучего врага! И только если мы будем стараться остаться в друзьях Божьих, исполняя заповеди и участвуя в церковных Таинствах, этот враг нам не будет страшен.

– Как Вы объясняете, что дает человеку Крещение, и можно ли так ставить вопрос?            

– Святые отцы говорят, что отношения человека с Богом условно можно разделить на три стадии, ступени. Первая – когда человек боится Бога, боится наказания за свои поступки, это степень раба. Вторая – человек исполняет заповеди, потому что ждет награды от Бога в этой жизни и после перехода в мир иной. Он служит Богу как наемник, как рабочий: я – Тебе, а Ты – мне. И третья, совершенная: человек любит Бога и поэтому исполняет Его заповеди – избегает греха и совершенствуется в добродетелях; это взаимоотношения чада и родителя. Если человек подходит к Таинству Крещения с тем, чтобы получить что-то от Бога: защиту от темных сил, помощь в делах, семейной жизни и т. д., то он выстраивает свои отношения, как «я – Тебе, Ты – мне»…  Конечно же,  Крещение дает человеку возможность стать Человеком, потому что в Крещении мы рождаемся для новой жизни со Христом и в Его лице получаем самого сильного Помощника и Заступника, но, приняв Крещение, берем на себя ответственность перед Богом, обещаем,  что всю свою жизнь проживем как христиане и отвечать перед Ним будем согласно закону Христову.


…Может быть, спустя некоторое время, среди людей, живущих поблизости от подворья, появится больше тех, кто сознательно будет относиться к вопросам веры. Отец Сергий, несомненно, надеялся на это, открывая воскресную школу для детей и взрослых. Пока учеников немного, но это лишь начало пути. Директор школы – послушник Сергий Стрельников. На сей день он единственный преодолел трудническое испытание и стал на одну ступень ближе к выбору иноческого пути. Вдвоем с отцом Сергием, при помощи местных и приезжих доброхотов они справляются с многочисленными хозяйственными заботами подворья.  Помимо восстановления храма, это и строительство зданий для школы, библиотеки, трапезной; благоустройство территории, организация сельского хозяйства, огородные работы, пасека…


Несмотря на наличие добровольных помощников, подворье очень нуждается в трудниках. Тех, кто готов принести пользу монастырю, поработать для своего спасения и обрести крепкий внутренний стержень, столь необходимый в нынешней жизни, а, возможно, и путь дальнейшего служения Господу. 

(Трудников отец Сергий обещает хорошо кормить. Иногда сам будет готовить. А как он умеет это делать, он показал, будучи героем передачи «Кулинарное паломничество» телеканала «Союз» и приготовив на глазах телезрителей замечательный щавелевый суп из выращенных своими руками плодов благословенной Сумароковской земли.)

И всё же, за повседневными хлопотами, – сожалеет порой отец Сергий, – хотелось бы успевать радоваться красоте Божьего мира – тем более, здесь, вдали от города.

– Знаете, я тут в начале лета однажды пошел на пасеку. Несколько дней до этого там не был. Прихожу, а оказывается, уже давно соловьи прилетели. Поют. А я их и не слышал. Слава Богу, пасечник сказал… Многое проходит мимо. Особенно, конечно, в городе. Вообще природа делает людей мягче, спокойнее, терпимее. И радостней.

– Вам радостно видеть результаты своих трудов?

– Отрадно – видеть не только восстановленные стены, но главное, возрождение душ.

– Это заметно?

– А как же, безусловно. Я же общаюсь с людьми. Я живу здесь, и всегда для всех всё открыто. Мы как-то сплотились с приходом… Взаимоотношения Бога и человека хоть и имеют начало – с сотворения наших прародителей, но не имеют конца. Веру невозможно рационально объяснить. Если мы действительно желаем понять Православие, то за обрядовой стороной жизни Церкви, мы должны увидеть и понять суть, самое главное, – должна произойти наша встреча с Живым Богом, тогда для нас вера не будет рудиментом, а будет основанием всей нашей жизни.

Деятельная жизнь Иоанно-Предтеченского подворья Новоспасского монастыря, действительно, 

«всегда для всех открыта». Но при этом, конечно, существует та ее сторона, которая известна только его малочисленной братии. Она-то и есть – главная, и здесь всё совершается неукоснительно: монастырский устав, монашеское правило, ежедневный непрестанный внутренний труд того, кто всецело отдал себя на служение Богу.


Беседовала Юлия Сумарокова
Фотограф: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости:

Монашество:

Новоспасский монастырь
Московское подворье Оптиной пустыни
Новоспасский монастырь
Московское подворье Оптиной пустыни

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Игумен Серафим (Симонов)
Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
Вольский Владимирский женский монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
День памяти преподобноисповедника Рафаила Оптинского
Игумен Серафим (Симонов)
Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
Вольский Владимирский женский монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
День памяти преподобноисповедника Рафаила Оптинского
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Константино-Еленинский женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь