Нежданная находка: искали «Аусма» нашли «Де Рюйтер»

Игумен Иннокентий (Ольховой)

Море тщательно хранит свои секреты и весьма неохотно расстается с ними. Но порой, по воле Господа, совершаются неожиданные открытия и случаются удивительные находки.

Вот уже 10 лет Разведывательно-водолазная команда под руководством Константина Богданова совершает благородное дело ведет в Балтийском море глубоководный поиск военных кораблей, затонувших в годы Великой Отечественной войны. За эти 10 лет многие корабли найдены, определены координаты их гибели, отсняты сотни часов подводных съемок, и лежащие на грунте подводные лодки, крейсера и транспортные военные судна можно теперь увидеть в 3D-формате на сайте поисковой команды.

В прошлом году команда совершила серию поисково-разведывательных экспедиций по следам печально известного Таллинского перехода (эти экспедиции так и назвали «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте»), когда в 1941 году, во время эвакуации основных сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, в водах суровой Балтики затонули 62 военных и транспортных корабля, и погибло более 15 тысяч человек («Прихожанин» рассказывал об этих подводных поисках в статье «По следам Таллинского прорыва»).

Тогда, в 2021 году, в ходе двух экспедиций «Разведывательно-водолазная команда» совместно с морской инженерной компанией «Фертоинг» обнаружила на дне и идентифицировала 8 транспортных кораблей, которые во время Таллинского перехода перевозили военных, раненых и беженцев, сотрудников госпиталей и госучреждений.


Во время одного из погружений водолазы увидели и засняли большой корабль, который предположительно определили как транспортное судно «Аусма». Согласно архивным данным, транспортное судно № 546 «Аусма», на борту которого находилось 1300 человек, во время Таллинского перехода шло в конвое № 3 и затонуло 29 августа 1941 года близ острова Родшер от прямого попадания авиабомбы. Все данные координаты обнаружения судна и его очертания указывали на то, что лежащий на дне корабль и был «Аусма». Но более подробное его обследование глубоководники отложили до следующей экспедиции.

И вот в мае этого года во время погружения к месту предположительной гибели военного транспортника «Аусма» водолазы команды Константина Богданова с удивлением обнаружили, что «Аусма» вовсе не «Аусма». На дне находился совсем другой корабль голландский пароход «Де Рюйтер» (De Ruyter). Эта находка стала настоящей сенсацией!

Но историю всегда лучше узнавать из первых уст. Вот «Прихожанин» и решил обратиться к постоянному участнику Разведывательно-водолазной команды, эконому Данилова монастыря игумену Иннокентию (Ольховому).

Отец Иннокентий, расскажите, пожалуйста, подробнее, как обнаружили голландский корабль «Де Рюйтер»?

По итогам прошлогодней летней экспедиции были найдены восемь кораблей: четыре в российской акватории, четыре в эстонской. Все они были обследованы и даже частично отсняты. Про один из них мы думали, что это военно-транспортный корабль «Аусма» один из тех 225 кораблей, что с боем прорывались из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года, однако наши предположения не подтвердились.

В ходе прошлогодней экспедиции возникли сомнения, появились вопросы, на которые мы не могли дать ответы. Скажем, известно, что все военные транспортники Таллинского перехода перевозили людей и боеприпасы. И эти корабли, подбитые немецкими «Юнкерсами» или подорвавшиеся на минах в водах Балтики, уходили на дно с людьми, оружием и боеприпасами. На других кораблях Таллинского перехода мы находили человеческие останки, ружья, пулеметы. А на этом корабле не было погибших, не было оружия. Более того, первичная съемка показала, что в его трюмах находится необычный груз зерно и пиломатериалы. А такой груз никак не вписывался в историю Таллинского прорыва.

Это первое, что заставило нас поставить рядом с названием «Аусма» знак вопроса. И второе: во время погружения в прошлом году на корабле мы нашли судовой колокол с совсем другим названием «W..m C. M…». Буквы, правда, читались не очень хорошо, так как колокол сильно проржавел, но здесь всё равно не было никакого намека на «Аусма». Хотя колокол это лишь один из элементов в загадочной цепочке. Гораздо более важными нам представлялись вопросы: где же тела погибших? Где оружие? И что это за странный груз в трюме? Всё указывало на то, что перед нами не «Аусма». Но тогда что это за корабль?


Вот поэтому в новой экспедиции мы решили доисследовать таинственное судно. Большую часть корабля мы отсняли еще в первую экспедицию. Теперь в мою задачу входило доснять кормовую часть. И вот здесь нас ждала большая удача. Подплыв к корме, я увидел на ней латунные буквы, из которых складывалось название корабля «Де Рюйтер» (De Ruyter). Де Рюйтер так звали знаменитого голландского флотоводца, адмирала, жившего в XVII веке и одержавшего немало крупных побед над французами и англичанами в англо-голландских морских войнах. Его именем назывались корабли в разные времена.

Нам повезло, что надпись на корме была сделана из латунных выпуклых букв. Ведь чаще всего имя корабля писалось краской. Так проще: если поменяли название старое закрасили, новое написали. А тут большие латунные выпуклые буквы... Из кораблей Таллинского перехода лишь на знаменитом эсминце «Яков Свердлов» (раньше этот эсминец был известен под именем «Новик») была латунная надпись, на всех других кораблях название (или даже просто номер) писались краской.


Повезло, наверное, что судно не заросло водорослями…

Такое могло бы произойти в южных морях, где действительно, судно обрастает морскими водорослями, а на Балтике водорослей нет, они там не живут. Другое дело, бурая ржавчина, которая быстро покрывает все металлические части корабля. Если бы надпись была сделана краской, ржавчина ее бы полностью закрыла, и мы бы ничего не увидели. А выпуклые латунные буквы читались достаточно хорошо.

На какой глубине лежал корабль? И какая там видимость?

На глубине около 50 метров. Видимость там плохая. Балтийское море мутное. Но мне удалось несколько раз снять надпись почти целиком.

А что известно об этом корабле?

Историк нашей экспедиции Михаил Иванов отыскал правда, далеко не сразу, в морских архивах этот пароход. И когда все части картины, как кусочки головоломки, сложились, всё сразу встало на свои места.

Корабль этот был построен в 1889 году на верфях в Белфасте и поначалу ходил под другим именем «William C. Mitchell». Это название и всплыло в регистре Ллойда за 1892 год. Помните буквы «W..m C. M…» на колоколе? Корабельный колокол изготавливается в самом начале еще во время постройки корабля, и на нем хранится первоначальное название. Ведь нередко за время своей службы корабль получает новые имена, но колокол остается с ним на всю жизнь.

В 1897 году судно купила голландская торговая компания, которая и дала кораблю новое имя «Де Рюйтер» (De Ruyter) в честь знаменитого адмирала. Почти 10 лет пароход возил различные грузы. Последняя запись в реестре страховой компании Ллойда относится к 1906 году, когда корабль ушел на дно с грузом овса и пиломатериалов по пути из Санкт-Петербурга в Роттердам.

Известно, что стало причиной гибели «Де Рюйтера»?

Сказать что-либо наверняка довольно трудно. Согласно архивным данным, 12 августа 1906 года корабль столкнулся с каким-то затонувшим объектом недалеко от Хельсинки. Так значилось в документации Ллойда. Но это, конечно, неправда. Где Хельсинки и где остров Родшер место, где мы его обнаружили? Между ними расстояние в полдня пути. И никаких затонувших объектов здесь и в помине нет. Хотя поскольку Финляндия на тот момент являлась частью Российской Империи, чиновники Ллойда могли ассоциировать весь Финский залив с Хельсинки, поэтому и допустили неточность. Вероятнее всего, «Де Рюйтер» наскочил на подводную банку мель близ острова Родшер. Так что, скорее всего, это была ошибка судовождения. Корабль получил пробоину в носовой части, вошел носом в грунт и надломился. Можно предположить, что какое-то время, возможно, благодаря своему грузу, он держался на плаву и медленно дрейфовал. Это предположение мы сделали на том основании, что на судне нет шлюпок, значит, команда корабля имела возможность спастись.

Почему же тогда капитан указал другую причину гибели корабля?

На этот вопрос я вам ответить не могу. Вероятно, это как-то связано со страховой премией за груз. Ведь если бы капитан сказал, что налетел на скалу, ему бы не поверили, на картах указаны все крупные скалы.

Отец Иннокентий, а что Вы испытали, когда увидели на корме название корабля?

Честно говоря, я обрадовался. Всегда приятно, когда можно сделать определенные выводы. Наша команда уже поняла, что мы имеем дело не с транспортным судном «Аусма», но что же это был за таинственный корабль, этот вопрос нас мучал. А тут четкая надпись на корме, и всё становится на свои места.

Вы сняли весь корабль?

Да, судно большое, мы снимали его фрагментарно, но удалось полностью отснять весь корабль. Скоро сделаем 3D-модель и выложим ее на сайте нашей Разведывательно-водолазной команды. Кроме того, как сообщил Константин Богданов, есть идея снять документальный фильм об истории «Де Рюйтера» и его гибели.

Осталась лишь одна загадка: где же корабль «Аусма»?

Будем его искать. И обязательно найдем.

Материал подготовил Петр Селинов

Источник фото Разведывательно-водолазная команда

 

Материалы по теме

Новости

Доклады

Игумен Иннокентий (Ольховой)
Игумен Иннокентий (Ольховой)
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь