Заповеди старцев новоначальным сестрам

Старцы Оптиной пустыни

1) Отвержение своего разума и воли иметь; 2) При встрече с каждым лицом поставлять себя худшим, в каком бы то месте ни было; 3) Память смерти вкоренять в сердце глубже; 4) Самоукорение; 5) Смиренную молитву всегда иметь; 6) Укоризну, если случится от кого, принимать как врачевство душевное, с радостью; 7) Что сказано будет <духовником>, в точности выполнять; 8) Если случится от забвения или от обычая в чем-либо паки погрешить, исповедовать то чистосердечно, как есть, без лукавства (преп. Антоний).


Между собою храните молчание, кроме нужного ниче­го постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте, и худши­ми всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений (преп. Моисей).

Заповеди новоначальным сестрам

1. Унынию и лености в плен себя не отдавать, но мо­литвою краткою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную — оные отражать.

2. Должно в лице настоятельницы своей зреть лице Божие и к оной иметь преданность и всю доверенность, и если она сама расскажет все слабости ваши другим или вам прикажет, то за сие самое спасет вас Господь Бог.

3. Гордость любит иметь преимущество пред всеми, смирение ни с кем себя не сравнивает, считая себя хуже всех.

4. Отдавая всю себя Богу, не должно беспокоиться о тряпицах и к оным привязывать свое сердце.

5. В трапезу должно ходить всегда, кроме немощи, а во время оной можно с благословением покушать и в келье своей.

6. (Об обхождении с сестрами) — с уважением к ним и любовью о Господе, соблюдая себя от празднословия и кощунства.

7. (Об укоризнах.) Все это может случиться, но не должно раздражаться, показывая себя худо слышащую уко­ризны их.

8. Для горделивых укорение — нож острый, а для сми­ренных — находка богатая.

9. (О неполезных разговорах.) Должно по примеру святого Давида поступать: «Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст» (Пс. 37, 14).

10. Един Бог действует во всех духовниках, и в стари­цах, и по мере веры своей к ним, такие и ответы услышите от них.

11. Что случится не по-вашему, в том и ощутительная польза для души вашей будет.

12. В таких случаях должно говорить: благо мне, Госпо­ди, яко смирил мя еси горделивую и грешную.

13. (О соживущей.) С искреннею любовью будьте к ней, не как к старшей, но как к матери родной, и что она не одобрит вам, того и не делайте.

14. Все свое за святое послушание должно оставлять без смущения, ибо святое послушание выше своего правила и больше есть поста и молитвы.

15. Чадо, если приступаеши работати Господеви Богу, то уготови душу твою во искушение, памятуя Апостолово сло­во: «а иже Христовы суть, те плоть свою распята со страстями и похотями» (Гал. 5, 24) (преп. Антоний).

Звон колокольный

А знаете, что он <благовест> собой изображает? Архангельский глас, который прозвучит при кончине мира. Об этом конце и напоминает нам благовест (преп. Варсонофий).


Пишешь, что церковная утварь и колокола для оби­тели вашей в Москве куплены. На первый раз хорош будет звон и от 50 пудов, только не думаю, чтобы был звон удачный прямо купленных колоколов, так как они боль­шею частью переливаются из старых колоколов. Такой звон отзывается сковрадным. А если кто желает иметь хороший колокол, то нужно самому купить хорошую медь и хорошее олово, по нужной пропорции, и заказать на заводе отлить. Звон такого колокола бывает чистый и сильный (преп. Амвросий).

Здоровье

...Не хвалитесь и своим здоровьем, как душевным, так и телесным; вам известно, что сии последние происходят от первых, то и надобно попечение иметь более об исцелении оных — душевных язв, дабы явиться в будущий век не безобразно; тело хотя и болит, но оно временно, и все сгниет, а душа вечна и бессмертна! Теперь паче в постное время займитесь лечением ее. Врач всегда готов подать врачевство, но дело состоит за нами (преп. Макарий).


...Благочестивая бабушка ваша за то, что была благо­честива, много молилась и все посты и постные дни всегда хранила, редко когда хворала и прожила близ сто лет. А дети ее, равно и некоторые внучата, не усвоили себе ревности ее ко благочестию, особенно без зазрения совести нарушают посты, за то почти беспрерывно хворают, и, не доживши своего века, умирают (преп. Антоний).


В слабости здоровья больше надобно иметь попечения о душевном устроении и взирать на смерть как на упокое­ние от трудов... (преп. Макарий).


Я при посещении вашем не заметил в вас опасной болезни, но, должно быть, расстроилось ваше здоровье от беспрерывного лечения, чрез которое иногда малоискусный врач и здорового человека свалит с ног... (преп. Антоний).


...Мы пришли в монастырь искать Царствия Божия, а не здравия телу. А кому нужно здоровье, сия вся прило­жатся ему (преп. Анатолий).


Ты, М., береги свое здоровье, не допускай до раздра­жения нервов, когда будешь себя считать виновною, как я прежде описывал о сих действиях, то и смирение будет водворяться с тобою, а когда будешь ставить причиною свою природу, то болезнь может умножиться (преп. Мака­рий).


...Здоровье для вас дороже всего, а с ним сопряжено и душевное благое устроение, могущее доставить вам спо­койствие... (преп. Макарий).

Зло

Вы пишете: в Евангелии говорится, что при конце мира зло восторжествует над добром. В Евангелии этого нигде не сказано, а говорится только, что «в последнее время умалится вера» (Ср.: Лк. 18, 8) и «за умножение беззакония изсякнет любы многих» (Мф. 24, 12). А святой апостол Павел говорит, что пред вторым пришествием Спасителя «явится человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго Бога» (2 Сол. 2 3—4), то есть антихрист. Но тут же сказано, что «Господь Иисус убьет его духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего» (2Сол. 2, 8). Где же тут торжество зла над добром? И вообще, всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное (преп. Амвро­сий).


Человек был создан Богом благим и непорочным. Пос­ле грехопадения Адама в человеческое естество вошел грех, вошло зло. Чтоб избавить человека от этого зла, по суду Божию, потребовалось, чтоб Бог — второе Лице Святой Троицы — сделался человеком и искупил человека от того зла, которое он потерпел. Искупление человеков совер­шено Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе, на Кресте, Его страданием, и смертью, и Воскресением. В это надо веровать. Это основа нашей веры. Кроме того, Хрис­тос дал человекам заповеди Свои, которые научают, как человек должен жить, чтоб быть последователем и учеником Его, чтобы творить волю Его ради вечного спасения души. Кто принимает сердцем своим Христа-Искупителя и свя­тые евангельские законы и будет сообразно этому жить, тот делается христианином, а кто отвергает или оставит в небрежении это, тот остается только при своем падшем естестве, в котором добро первоначально смешано со злом, такой человек не может называться христианином, он чужд христианской жизни и спасения Христова. Личиною добра, оставшегося в падшем естестве, враг и старается всех отвлечь от Христа, доказывая злохитро, что падшее добро есть единственное добро, ибо оно таким и кажется тому, кто не знает учения Христова. Кто, несмотря на все обольщения врага, будет держаться евангельского учения, тот должен неизбежно пережить борьбу внутри себя. Падшее естество любит себя и любит мир сей, а Еван­гелие требует самоотвержения и любви к Богу. Поэтому согласия между ними не может быть никогда (преп. Ни­кон).

Злопамятство

Какое у тебя ложное мудрование на одну сестру, что когда идет к вам и услышишь ее голос, то невольно всю внутренность пронзит, и ты думаешь, что она с недобрым намерением к вам приходит, а не видишь, что это от твоего устроения, имеющего к ней залог злопамятства, происходит? Знай, что это враг тебе внушает, чтобы еще более умножить оное (преп. Макарий).


Ты пишешь, что при встречах укоризн и досад, хоть не можешь в то время, а после разгорится искра <гнева> и непременно отмстишь чем-либо и удовлетворишь своей страсти злопомнения, — как будто какою питательною пищею утолишь глад. О! это бедственное устроение; это значит, в навык пришло зло, надобно скорее подвизаться против оного, чтобы получить исцеление, при помощи Божией... (преп. Макарий).


...Красного неба испугалась, а злопамятствовать не бо­ишься. Небо наше не это, а небо небес, превыше небес! Где Сам Бог, Вечная Любовь, Вечная Радость! Вечный Свет! А это небо сгорит. И все стихии разгорятся. Наше же жительство на небесех. Терпи, смиряйся и будешь там (преп. Анатолий).


...Ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и проси помилования их молитвами: старайся всегда нахо­дить в себе вину, ежели в тот раз и не подала вины, то за прежние грехи посылается укорение и для обличения на­шего бедного устроения... (преп. Лев).

Злословие

Если скажешь про брата или сестру что-либо дурное, даже если это будет правда, то ты своей душе нанесешь неисцельную рану. Передавать о погрешностях другого можно только в том случае, когда в сердце твоем — един­ственное намерение — польза души согрешившего (преп. Никон).

Игуменья

Сан игумена и игуменьи произведен от слова: игемон — простой правитель, а для отличия от простых прави­телей духовные начальники названы игуменами и игумень­ями. Потому и правление их должно быть не простое, а духовное, согласное со словами апостола Павла, глаголюще­го: «аще живем духом, духом и да ходим» (Гал.5,25). «Не бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал.5, 26). И паки: «вы духовний исправляйте такового духом кротости: блюдый себе, да не и ты ис­кушен будеши» (Гал.6, 1) (преп. Амвросий).


Благословляю тебя быть игуменьею... над самою со­бою и над своими дурными привычками. А остального бла­гословить тебе не могу, потому что это начинание <для тебя> не только не может быть полезно, но и опасно (преп. Амвросий).


Касательно игуменства, о чем предрекал Иванушка, по­ложись на волю Божию и веруй, что Господь никому не посылает искушений выше сил, и если кого определяет на какое-либо служение, то в то же время готов бывает подавать и Свою всесильную помощь обращающимся к Нему верою и усердием (преп. Амвросий).


...Мне пришла сострадательность не о кончине Матуш­киной, я уверен, что она восхищена от нас на упокоение! Но о вас, оставшихся сиротствующими и еще худо образо­вали <тризною> послушания нравственность свою; но толь­ко и то твердо помню, что Премилостивый Господь в Своем Божественном Писании ясно объяснял, что не хочет смерти грешнику, но хочет всем спастися и в разум истинный прийти. А посему мы и должны рассудить, и ежели б пред­видел Господь, что по наклонностям нашим могли бы мы совершенную пользу приобретать от достопамятной матуш­ки Варвары, то бы всячески и еще оставил бы в живых при нас пожить. Но, видно, сказать можно откровенно вам, что мы недостойными оказались таковой матери и снисходительницы нашим немощам, и во время жития нашего с нею не умели оценить ее о нас попечительности, но не поредку, по вражиему омрачению, ропот и зазор на нее почасто производили, и по не поредку мыслями осуждали и за в ее немощах во время служения мучительной болезни... А как мы, а наиболее вы, теперь в полной мере <можете> усмотреть на самом деле опыт в своем положении и какие чувства ощущали при жизни с Матушкою и каковые после Матушки, и ежели Премилосердый Господь невидимо <даст> и паки вам подобно прилепиться духом к каковой старице, то, искусясь, лучше будешь цену знать и как благо­говеть к наставнице своей и при благости Господней будешь преуспевать (преп. Лев).


О выборе же игуменьи, когда паче чаяния случится, то смотри, препочтеннейшая мати, никого не избирай, не упот­ребляй своей воли, хоть бы тебе предвиделась достойна и при дарованиях — но полагайся на волю архипастыря А ежели хотя малейшее употребишь, то искушения не избежишь, — это мы и прочие довольно на опыте видели, кто кого изберет, той первой будет чашу искушений пить, сиречь (то есть) притеснений. А если паче чаяния самою вас избирать будут, то всячески старайся отрицатися от сего великого ига. И когда же убедят по принуждению, то Всемогущий Господь всесилен спомоществовать и неудобоносимое бре­мя. А когда кто примет хотя малейшее желание и усладит­ся оным любоначалием, тому помощи Божией мало быва­ет... Матушку Игуменью зазирать навсегда остерегаться должны (преп. Лев).


...А что враг вам влагает злые и душевредные помыс­лы, что почто старица твоя ныне игуменья и что велика тщета ходить во игуменские кельи, и что мало миру... то, дочь, сии помыслы происходят от презорливого сердца и самосмышленых воображений и явной гордости; вы, видно, забыли, что Матушка наша, а наипаче ваша, и слышать не хотела, дабы быть игуменьей. Но когда же Премилостивый Господь предызбрал ее в сие тяжкое иго, и когда же она от Божиего Промысла избрана, нежели на расстройство души ее, — никакоже. Но силен ее Бог и спасти и всех сестер, со благорасположением и любовью послушающих ее... А пото­му вы и должны по возможности сил своих <во> всем Матушке спомоществовать, в чем только можешь. А что у нее каковые дела с кем происходят, вам не нужно во оные вникать и любопытствовать, а ежели по прилученню узнать нечаянно случится, то должна хранить и никому о сем не произносить, равным образом и ежели сама матушка Игу­менья заблагорассудит вам открыть в виде совета и про­чее... А когда предприятиями до изнеможения борима, что и в мечтаниях представляется, при Божией помощи помо­лись Господу и предпринимай меры, или выбрать время таковое, в которое бы Матушке <мало> было приходящих... то вы должны Матушку попросить, дабы она собла­говолила в свободное время вас известить, и Господь Ми­лостивый силен ей возвестить и вас уврачевать и утешить. Да опять же, как вы сами видите, что с вами уже во время таковой нужды (то есть когда Матушке не удается вами заняться) бывает особенное Божие посещение, так как вы сами объясняете, что иногда приходят таковые чувства и радость сердцу, со благонадежием и упованием на Господа... и потом чувствуете значительное облегчение в совести своей, как будто и Матушке объяснились! А особ­ливо когда хотя мало поплачешь, и всем, кажется, вы не должны иметь сумнение, поелику писано есть многими свя­тыми, что Господь произволяющим и с простотою ищущим наставление, и по какому случаю или за неимением чело­веческие помощи (то есть старца или старицы) Бог неви­димо Своею благодатью врачует и утешает, и просвещает (преп. Лев).


И ты, сестра и мать, иди предлежащим тебе путем, не озираясь, хотя бы предстояли скорби и встречались пре­пятствия и различные затруднения. В затруднительном по­ложении для своего утверждения всегда повторяй слово Самого Господа: «иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф. 10, 38); «претер­певши же до конца, той спасен будет» (Ср.: Мф. 24, 13). Евангельский крест твой — Промыслом Божиим возло­женная на тебя обязанность заботиться об устроении N. общины и живущих в ней сестрах. — И так как дело сие сопряжено со многим трудом и не может исправляться без болезнования телесного и душевного, то и пишу к тебе послание в этом роде, чтобы ободрить дух твой и возбудить к ревностному занятию своим делом. Не раз тебе писал и теперь повторю Апостольское слово, что «кийждо примет мзду, по своему труду» (1Кор. 3, 8). Большего же труда уже нет, как положить душу свою за ближних, чем доказывается и большая любовь к ним, без которой, если бы человек предал тело свое на сожжение, не получит ника­кой пользы. Любовь же покрывает множество грехов и своих и чужих (преп. Амвросий).


Пишешь, что... в угодность матушке Игуменье и как бы в утешение ей судишь и осуждаешь тех, с кем она имела неудовольствие. Но в Евангелии сказано: «не судите да не судими будете» (Мф. 7, 1). И опять: «в тоже меру мери­те, возмерится вам» (Мф. 7, 2). Поэтому остерегайся судить или осуждать кого бы то ни было, и в разговорах с м. Игуменьей будь осторожна: изъявляй ей свое участие, что сожалеете о скорбной ее жизни, а о других иной раз можете промолчать или отвечать так: «об этом не знаю, что и сказать» или выразиться так, чтобы для всех было безобидно, а для тебя безвредно. Умудряйся сама и приду­мывай себе, как в каком случае отвечать м. Игуменье, чтобы ее не оскорбить и самой не грешить... (преп. Амвросий).


...Уединяться не спеши, а прежде позаботься об оби­тели и сестрах, которых совсем оставить немалый страх, и усердно позаботиться о них, показывает знамение истинной любви, о которой Апостол пишет так: «аще предам тело мое на сожжение, любве же не имам, никоя ми польза есть. Любы долготерпит, милосердствует, не ищет сво­их си» (Ср.: 1Кор. 13, 3—5). Аще Сын Божий послушлив был до смерти крестной, то что скажем мы о себе, егда приидет помысл, смущающий нас уединением и оставле­нием забот об обители и о сестрах. Повторяю, что оставить все это немалый страх (преп. Амвросий).


Тебя удивляет неровность матушки Игуменьи. По-видимому, она тебя очень жалеет, а если услышит, что жале­ют тебя другие, недовольна этим. Жалеет она тебя потому, что ты ей нужна по казначейской должности, недовольна же бывает по немощи человеческой, по немощи старей­шинства, особенно по немощи предпочтения. Немощь эта так тонка и глубока, что только она не может совсем тревожить бесстрастных и совершенных и предавшихся искреннему смирению, а остальных в большей или меньшей мере тревожит, когда представится случай или вина пред­почтения. Разумеется, когда смерть на носу, тут уже не до предпочтения (преп. Амвросий).


Говоришь, что молила Царицу Небесную, что ежели угодно Ей поставить тебя на страшный путь (игуменства), то чтобы перемена эта совершилась во время моей жизни и ты бы могла руководствоваться моими наставлениями. Ни о чем таком не следует молиться. Молись только об оставлении согрешений твоих; думай о том, как бы только спасти свою душу (преп. Иларион).


Не должно никому говорить, как м. Игуменья утешает, а то зависть будет (преп. Амвросий).


Замечания делай... не давая пищи собственному само­любию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что тре­буешь от другого. Знай, когда можно сделать замечание, а когда лучше смолчать (преп. Иларион).


Спрашиваешь: принимать ли тебе сестер от пострига? Скажи им, что если вы не боитесь скорби, то я не отказыва­юсь, но только вперед говорю, что вас будут подозревать в наговорах мне и будут ненавидеть, вот вам и пример, одну я взяла с охотой, и теперь все ее гонят (преп. Амвросий).

Иерусалим

Одна дама просила благословения на поездку в Иеру­салим.

— В Иерусалим? — спросил батюшка. — В какой, в Старый или в Новый?

— В Старый.

— Ведь сколько всего Иерусалимов? —Два.

— Нет, не два. Один Старый, в Палестине, другой Но­вый, близ Москвы, а третий какой? Горний Иерусалим, на небе, а еще четвертый есть — тот в сердце. Вот этот-то Иерусалим и надо отыскать и в него отправиться. Бог бла­гословит и вас, и всех других! (преп. Варсонофий).


Светися, светися, новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе возсия. Откуда же новый Иерусалим взял новую славу? От страданий Господних. Он разукрасил этот но­вый город Своим Гефсиманским потом, Своею Голгофскою кровью. И вышел дивный Сион! И потому теперь Святая Церковь приглашает всех верующих исходить навстречу Жениху (преп. Анатолий).

Материалы по теме

Публикации

Иеромонах Димитрий (Волков)
Свято-Введенский Толгский женский монастырь
Иеромонах Димитрий (Волков)
Свято-Введенский Толгский женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь