Ачаирский женский монастырь Честного Креста Господня Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Ачаирский женский монастырь расположен он на 49 км к югу от Омска, по Черлакскому тракту, возле поселка Речной Омского района.
Основателем монастыря является митрополит Омский и Таврический Феодосий (Процюк).
Создание обители увековечило собой два события: с одной стороны, монастырь явился преемником существовавшей до революции на месте совхоза « Ачаирского» Богородице-Михаило-Архангельской женской обители (1905-1922), а с другой — молитвенным памятником всем убиенным и замученным в годы сталинского террора.
Основателем монастыря является митрополит Омский и Таврический Феодосий (Процюк).
Создание обители увековечило собой два события: с одной стороны, монастырь явился преемником существовавшей до революции на месте совхоза « Ачаирского» Богородице-Михаило-Архангельской женской обители (1905-1922), а с другой — молитвенным памятником всем убиенным и замученным в годы сталинского террора.
История преемственности благословения Божия земле Ачаирской восходит к 1905 году. Это момент пребывания в Омске Святого Праведного Иоанна Кронштадтского с 8 на 9 сентября, когда он освятил место под строительство храма рядом с территорией Богородице-Михаило-Архангельской женской общины , образованной незадолго у казачьего поселка Ачаир.
В 1912 году община была преобразована в Богородице-Михаило-Архангельский женский общежительный монастырь, которым управляла игумения Ксения. В строительстве монастыря принимало участие местное казачество. Поступали средства из фонда императора Александра III и фонда по строительству Транссибирской магистрали. Насельницами обители в то время были 25 белиц-послушниц, которые занимались рукоделием и хлебопашеством..
Во время гражданской войны монастырь свято следовал заповеди милосердного сострадания ближнему, превратившись в место ухода за тяжелоранеными и холерными больными.
В начале 1920-х годов монастырь закрыли, имущество конфисковали, монахинь просто выставили за ворота.
С 1937 по 1953 год на Ачаирской земле находилась колония для заключенных, числящаяся в реестре лагерей сталинского ГУЛАГа под номером восемь. Колония имела сельскохозяйственный и гончарный профили. Численность заключенных ежегодно достигала 800-900 человек. В колонии не расстреливали, люди погибали там от невыносимых условий жизни: скудное питание, почти не отапливаемые бараки в одну доску, продувавшиеся холодным ветром, плохо защищавшие от снега и дождя, тонкие байковые одеяла на 40-градусном сибирском морозе.
Датой возрождения монастыря считается 26 октября 1992 года , когда в пос. Речном была отслужена Божественная литургия архиерейским чином , а на кладбище колонии был установлен Поклонный крест, ознаменовавший начало сооружения женского монастыря во имя Честного Креста Господня.
Святые врата и надвратная колокольня обители выходят на Черлакский тракт, здесь же находится и надвратный храм Анастасии Узорешительницы. Золотыми главками приветливо сияет пятикупольная церковь во имя Димитрия Солунского. Это привратный храм монастыря, где совершаются уставные службы.
Успенский собор — главный и самый большой храм Ачаирского монастыря, средоточие его литургической и духовной жизни архитектурная доминанта всего монастырского комплекса.
Здесь же, в крипте Успенского собора, находится главная святыня монастыря — Сибирская Голгофа. Это придел новомучеников и исповедников Российских, посвященный памяти всех почивших наших соотечественников и сугубо тех, кто стяжал венец славы верностью, даже и до смерти, истинам веры и Церкви Православной.
Одно из сокровищ этого благословенного уголка — источник с целебной минеральной водой (+37 градусов), который 14 сентября 1993 года освятил Святейший Патриарх Алексей II. Ныне на этом месте возведен храм Иоанна Крестителя–на-водах.
Недалеко от источника еще один замечательный храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии — настоящая жемчужина деревянного храмового зодчества. Нижний придел храма освящен во имя прославленного святителя Сильвестра — первого новомученика омского.
В монастыре есть гостиница, сестринские корпуса с кельями насельниц, хозяйственный двор и трапезная.
В 1912 году община была преобразована в Богородице-Михаило-Архангельский женский общежительный монастырь, которым управляла игумения Ксения. В строительстве монастыря принимало участие местное казачество. Поступали средства из фонда императора Александра III и фонда по строительству Транссибирской магистрали. Насельницами обители в то время были 25 белиц-послушниц, которые занимались рукоделием и хлебопашеством..
Во время гражданской войны монастырь свято следовал заповеди милосердного сострадания ближнему, превратившись в место ухода за тяжелоранеными и холерными больными.
В начале 1920-х годов монастырь закрыли, имущество конфисковали, монахинь просто выставили за ворота.
С 1937 по 1953 год на Ачаирской земле находилась колония для заключенных, числящаяся в реестре лагерей сталинского ГУЛАГа под номером восемь. Колония имела сельскохозяйственный и гончарный профили. Численность заключенных ежегодно достигала 800-900 человек. В колонии не расстреливали, люди погибали там от невыносимых условий жизни: скудное питание, почти не отапливаемые бараки в одну доску, продувавшиеся холодным ветром, плохо защищавшие от снега и дождя, тонкие байковые одеяла на 40-градусном сибирском морозе.
Датой возрождения монастыря считается 26 октября 1992 года , когда в пос. Речном была отслужена Божественная литургия архиерейским чином , а на кладбище колонии был установлен Поклонный крест, ознаменовавший начало сооружения женского монастыря во имя Честного Креста Господня.
Святые врата и надвратная колокольня обители выходят на Черлакский тракт, здесь же находится и надвратный храм Анастасии Узорешительницы. Золотыми главками приветливо сияет пятикупольная церковь во имя Димитрия Солунского. Это привратный храм монастыря, где совершаются уставные службы.
Успенский собор — главный и самый большой храм Ачаирского монастыря, средоточие его литургической и духовной жизни архитектурная доминанта всего монастырского комплекса.
Здесь же, в крипте Успенского собора, находится главная святыня монастыря — Сибирская Голгофа. Это придел новомучеников и исповедников Российских, посвященный памяти всех почивших наших соотечественников и сугубо тех, кто стяжал венец славы верностью, даже и до смерти, истинам веры и Церкви Православной.
Одно из сокровищ этого благословенного уголка — источник с целебной минеральной водой (+37 градусов), который 14 сентября 1993 года освятил Святейший Патриарх Алексей II. Ныне на этом месте возведен храм Иоанна Крестителя–на-водах.
Недалеко от источника еще один замечательный храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии — настоящая жемчужина деревянного храмового зодчества. Нижний придел храма освящен во имя прославленного святителя Сильвестра — первого новомученика омского.
В монастыре есть гостиница, сестринские корпуса с кельями насельниц, хозяйственный двор и трапезная.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Успенский собор — главный и самый большой храм Ачаирского женского монастыря, средоточие его литургической и духовной жизни, архитектурная доминанта всего монастырского комплекса.
Закладка собора была совершена весной 1998 года, а уже в начале 2000-го последний девятый купол занял свое место, и храм обрел в целом завершенный внешний облик. 28 августа 2000 года в уже окончательно выстроенном Успенском соборе , была совершена первая Божественная литургия.
Авторы проекта этого уникального образца храмового зодчества — Геннадий Адаев и Татьяна Столбова.
Богослужения в соборе начались, едва появилось место, где служащим можно встать: молебны и акафисты, позднее — литургии служились прямо на стройплощадке.
У граней массивных колон в напольных кивотах помещены Богородичные иконы : «Ачаирская», «Успение», «Всецарица», «Взыскание погибших».
Две лестницы у северной и южной стен спускаются из верхнего, заполненного светом храма в крипту собора, где у самого земного лона находится скорбное сердце монастыря — Сибирская Голгофа.
Пещерный храм, где находится Сибирская Голгофа, является напоминанием о страшном времени сталинских репрессий, о тяжелых временах , которые переживала Русская Православная Церковь с приходом власти большевиков.
Сегодня в Пещерном храме находится святыня , которая привлекает сюда многочисленных паломников – это гроб священномученика Сильвестра, который был обретен вместе с мощами Святителя 21-22 июля 2005 года.
Закладка собора была совершена весной 1998 года, а уже в начале 2000-го последний девятый купол занял свое место, и храм обрел в целом завершенный внешний облик. 28 августа 2000 года в уже окончательно выстроенном Успенском соборе , была совершена первая Божественная литургия.
Авторы проекта этого уникального образца храмового зодчества — Геннадий Адаев и Татьяна Столбова.
Богослужения в соборе начались, едва появилось место, где служащим можно встать: молебны и акафисты, позднее — литургии служились прямо на стройплощадке.
У граней массивных колон в напольных кивотах помещены Богородичные иконы : «Ачаирская», «Успение», «Всецарица», «Взыскание погибших».
Две лестницы у северной и южной стен спускаются из верхнего, заполненного светом храма в крипту собора, где у самого земного лона находится скорбное сердце монастыря — Сибирская Голгофа.
Пещерный храм, где находится Сибирская Голгофа, является напоминанием о страшном времени сталинских репрессий, о тяжелых временах , которые переживала Русская Православная Церковь с приходом власти большевиков.
Сегодня в Пещерном храме находится святыня , которая привлекает сюда многочисленных паломников – это гроб священномученика Сильвестра, который был обретен вместе с мощами Святителя 21-22 июля 2005 года.
Свято-Дмитриевский привратный храм — первое сооружение в монастыре.
14 сентября 1993 года в этом, еще не достроенном , храме служил первую Божественную литургию на территории монастыря сам Святейший Патриарх Алексей II, благословивший Ачаирскую обитель на ее дальнейшее утверждение.
Летом 1997 года бригадой художников под руководством епархиального иконописца Г. А. Адаева храм был расписан . Роспись отражает фрагменты из Библейской истории и житие великомученика Димитрия Солунского.
14 сентября 1993 года в этом, еще не достроенном , храме служил первую Божественную литургию на территории монастыря сам Святейший Патриарх Алексей II, благословивший Ачаирскую обитель на ее дальнейшее утверждение.
Летом 1997 года бригадой художников под руководством епархиального иконописца Г. А. Адаева храм был расписан . Роспись отражает фрагменты из Библейской истории и житие великомученика Димитрия Солунского.
7 июля 2000 года рядом со святым источником был торжественно освящен вновь построенный деревянный храм во имя Пророка Иоанна Крестителя. В разговорном языке насельниц обители он именуется также Крестильным. Здесь крестят младенцев и взрослых полным погружением. Первых в купели, а вторых – в двух прекрасно оборудованных баптистериях – мужском и женском. Вода для совершения таинства берется из скважины.
Летний храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен в 1998 году. 30 сентября того же года состоялось его освящение.
Нижний каменный предел храма во имя святого мученика Сильвестра (Ольшевского) сумрачный, с довольно низким потолком и маленькими окнами символизирует собой каземат, в котором закончил свой жизненный путь архипастырь земли омской. По свидетельству очевидцев, безбожники пронзили сердце мученика раскаленным шомполом, распяв Сильвестра в каземате.
Нижний каменный предел храма во имя святого мученика Сильвестра (Ольшевского) сумрачный, с довольно низким потолком и маленькими окнами символизирует собой каземат, в котором закончил свой жизненный путь архипастырь земли омской. По свидетельству очевидцев, безбожники пронзили сердце мученика раскаленным шомполом, распяв Сильвестра в каземате.
Сибирская Голгофа
Сибирская Голгофа — уникальный храм, расположенный в крипте Успенского собора, посвященный священной памяти Крестных Страстей Господних и сонма новомучеников и исповедников Российских, в числе коих достойное место занимают и новомученики Омские. Этот трехпрестольный храм являет собой материализованное воплощение молитвенной памяти всех наших соотечественников, ушедших в вечность во времена воинствующего богоборчества.
Пещерный храм где находится Сибирская Голгофа, является напоминанием о страшном времени сталинский репрессий, о тяжелых временах, которые переживала Русская Православная Церковь с приходом к власти большевиков. Об этом отдаленном времени молящимся напоминают и образы угодников Божиих, пострадавших за веру и принявших мученическую кончину.
В верхнем ярусе центрального иконостаса помещен Собор новомучеников и исповедников Российских. 12 угодников Божиих: в центре — св. Патриарх Тихон, в числе святых — Андроник Пермский, Сильвестр Омский, Иларион Вирейский, Серафим (Звездинский) и другие.
Правый придел освящен в честь Царственных жен мучениц, левый — во имя новомучеников Омских: Михаила, Иоанна, Николая, и, конечно же, святителя Сильвестра.
В приделе новомучеников Омских, у житийной иконы, изображающей кульминацию мученического подвига святителя Сильвестра, под стеклянным саркофагом находится уникальная святыня омской земли и всей Православной Церкви — деревянный гроб, в котором в июле 2005 года при вскрытии фундамента бывшего кафедрального Свято-Успенского собора были явлены святые мощи священномученика Сильвестра.
Своды храма покоятся на четырех массивных колоннах, на гранях которых помещены житейные изображения новомучеников Российских.
В центре крипты, в полу под символическим изображением Вифлеемской звезды, находятся под спудом уложенные в ковчежец останки людей — найденные на месте безымянных захоронений жертвы 8-й колонии ГУЛАГа, вынесенные водой на берег Иртыша, а также найденные при строительстве монастыря.
Пещерный храм где находится Сибирская Голгофа, является напоминанием о страшном времени сталинский репрессий, о тяжелых временах, которые переживала Русская Православная Церковь с приходом к власти большевиков. Об этом отдаленном времени молящимся напоминают и образы угодников Божиих, пострадавших за веру и принявших мученическую кончину.
В верхнем ярусе центрального иконостаса помещен Собор новомучеников и исповедников Российских. 12 угодников Божиих: в центре — св. Патриарх Тихон, в числе святых — Андроник Пермский, Сильвестр Омский, Иларион Вирейский, Серафим (Звездинский) и другие.
Правый придел освящен в честь Царственных жен мучениц, левый — во имя новомучеников Омских: Михаила, Иоанна, Николая, и, конечно же, святителя Сильвестра.
В приделе новомучеников Омских, у житийной иконы, изображающей кульминацию мученического подвига святителя Сильвестра, под стеклянным саркофагом находится уникальная святыня омской земли и всей Православной Церкви — деревянный гроб, в котором в июле 2005 года при вскрытии фундамента бывшего кафедрального Свято-Успенского собора были явлены святые мощи священномученика Сильвестра.
Своды храма покоятся на четырех массивных колоннах, на гранях которых помещены житейные изображения новомучеников Российских.
Богослужение в монастыре
Каждый день
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Утреннее богослужение
|
|
По: вск., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 10 |
Часы. Божественная литургия
|
|
Контактная информация
Как добраться?
Доехать до монастыря можно:- автобусом № 507, 905 или маршрутным такси от ж.д. вокзала (остановка ДК Лобкова)
- личным транспортом по федеральной трассе М 38 (Е 127) Омск-Черлак.