Ачаирский крест – символ примирения Неба и земли…

Ачаирский Крестовый монастырь

6 ноября этого года в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» Ачаирский Крестовый монастырь отметил памятную дату – 30 лет со дня возрождения обители. В переводе с тюркского языка слово «ачаир» означает «ручей, бьющий из земли». Несмотря на то, что монастырь еще молод, он уже стал благословенной святыней не только Омского Прииртышья, но и всего сибирского края, ведь здесь воистину ручьем течет молитва о безвестных страдальцах, которые в годы советского террора были безвинно замучены и убиты. Воссоздание Ачаирской обители объединило события двух исторических периодов: с одной стороны, монастырь явился преемником недолго просуществовавшей Богородице-Михаило-Архангельской женской обители (1905–1922), с другой – молитвенным памятником всем заключенным колонии, входившей в состав лагерей ГУЛАГа, которая до 1953 года была на том месте, где ныне воздвигнут поклонный крест. Крест как символ примирения Неба и земли, с которого и началась новая история святой обители, стал знамением посвящения монастыря Животворящему Кресту Господню…

Исторические корни Ачаирского женского монастыря Честного Креста Господня ведут к концу XIX столетия, когда в 17 километрах от стен нынешней обители, у казачьего поселка Ачаир сформировалась Богородице-Михаило-Архангельская женская община. С 8 по 10 сентября 1905 года по приглашению омской купчихи Д.С. Волковой город Омск посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Целью визита кронштадского старца было освящение места под закладку Георгиевской церкви на территории женской общины близ казачьего поселка.

Уже к 1912 году окрепнувшая и духовно созревшая община была преобразована в Богородице-Михаило-Архангельский женский общежительный монастырь, которым управляла игумения Ксения. В строительстве монастыря принимало участие местное казачество. Также средства на устройство обители поступали из фонда императора Александра III и фонда по строительству Транссибирской магистрали. Насельницами обители в то время были 25 белиц (еще не постриженых послушниц), которые занимались рукоделием и хлебопашеством. Во время гражданской войны монастырь принял на себя и больничное служение, ухаживая за тяжелоранеными и холерными больными. А в начале 1920-х годов обитель постигла общая для Русской Церкви печальная участь: монастырь закрыли, имущество конфисковали, а насельниц выставили за ворота. События этого года провели черту между дореволюционным тихим монастырским течением жизни и временем, которое в дальнейшем ознаменовало Ачаирский монастырь, как «Сибирскую Голгофу»…

На Голгофу в годы безбожного лихолетья взошла вся Россия, хотя еще незадолго до этого казалось, что жестокие гонения на христиан, в которых рождалась Вселенская Церковь, наше Отечество миновали. Но могла ли Русская Церковь не пройти общий всем христианам путь, начертанный Христом в евангельском пророчестве: … тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое (Мф. 24:9)? В начале ХХ века Оптинский старец Анатолий (Потапов) предсказывал будущую судьбу России: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И всё же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо... Явлено будет великое чудо Божие... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль во всей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным...» Единство и величие Русской Церкви, действительно, было разбито на щепки и обломки, но новыми семенами Церкви стала кровь мучеников и исповедников. Эти семена были обильно посеяны и в земли Омского Прииртышья…


С 1937 по 1953 год на Ачаирской земле находилась колония для заключенных, числящаяся в реестре лагерей сталинского ГУЛАГа под номером восемь. Колония имела сельскохозяйственный и гончарный профили. Численность заключенных ежегодно достигала 800-900 человек. В колонии не расстреливали, люди погибали там от невыносимых условий жизни: скудное питание, почти не отапливаемые бараки в одну доску, продувавшиеся холодным ветром и плохо защищавшие от снега и дождя, тонкие байковые одеяла на 40-градусном сибирском морозе. Сидели люди разные: правые и виноватые, политические и уголовники, старые и молодые, «по убеждению» и «по ошибке»; среди них было немало духовенства. Захоронения умерших производились в общих рвах, без крестов и памятников. К телам прикреплялись лишь деревянные бирки. На месте кладбищ долгое время находилась звероферма поселка Речной. Но уже в 1991 году настоятель Ачаирской Никольской церкви отец Александр Горбунов показал Высокопреосвященнейшему Феодосию, митрополиту Омскому и Тарскому, место дореволюционного Богородице-Михаило-Архангельского женского монастыря, и обнаруженные остатки колонии, и уже известные захоронения ее безымянных узников.

Потрясенный страшной страницей истории омского края, владыка обратился к Виталию Дмитриевичу Мещерякову, возглавлявшему зверосовхоз «Речной», который вырос на месте бывшей колонии, – с просьбой пожертвовать для установки поклонного креста небольшую часть земли. Для семьи Виталия Дмитриевича годы Омской колонии не прошли бесследно – отец директора зверосовхоза тоже был ее узником. И в ответ на просьбу Виталий Дмитриевич выделил епархии 38 гектаров земли для строительства монастыря…

 

С 26 октября 1992 года у святой обители, земли которой еще век назад и на все оставшиеся годы освятил святой праведный Иоанн Кронштадский, началась новая история. Была отслужена Божественная литургия, а на кладбище колонии был воздвигнут поклонный крест, давший начало сооружению будущего женского монастыря во имя Честного Креста Господня.

Настоятельницей восстанавливаемой обители была назначена игумения Вера (Бирюкова). 

Прожив трудную жизнь обычного человека в советской стране, но сохранив в сердце непоколебимую веру и желание посвятить себя Богу, матушка смогла принять постриг только в преклонных годах. Весь накопленный опыт терпения, милосердия и молитвы она вложила в устроение монашеской жизни и обустройство монастыря. В 2012 году матушка Вера отошла ко Господу. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви на должность игумении была назначена монахиня Вероника (Молочкова) – благочинная, почти с самого начала прошедшая с монастырем путь его возрождения. Матушка Вероника до последних дней горячо переживала за монашескую жизнь вверенной ей обители. По ее кончине в 2021 году митрополит Омский и Таврический Владимир возвел в сан игумении монахиню Таисию (Пилипчук).


… Вновь высятся купола и кресты на берегу реки Иртыш. Глядя на возрождение Ачаирского монастыря, трудно представить, что еще век не миновал со времени, когда здесь в невыносимых условиях погибали тысячи заключенных. Сложный путь, который пришлось преодолеть обители за минувшее столетие, засвидетельствован в документах, обнаруженных в государственных и личных архивах и библиотеках. С этими документами, пожелтевшими снимками, автографами людей прошлого столетия – со всем историческим богатством, связанным не только с жизнью самой обители, но и жизнью Омского края, может ознакомиться каждый на сайте Ачаирского монастыря в разделе «История».


Основа монашеского делания сестер тоже тесно связана с прошлым обители – молитвы о безвинно погибших возносятся здесь регулярно.

Внутреннему деланию отвечает и внешнее: вместе с духовным укреплением обитель продолжает строиться, растет. На территории монастыря к настоящему времени воздвигнуты 5 храмов, 5 часовен, 2 благоустроенных корпуса, а в крипте центрального Успенского собора находится главная святыня – Сибирская Голгофа. Это придел новомучеников и исповедников Российских, посвященный памяти всех почивших соотечественников и сугубо тех, кто стяжал венец славы верностью православной вере и Церкви. Эту горестную и святую землю сейчас благословляет и монументальный образ святителя Николая: памятник Чудотворцу с постаментом-часовней работы скульптора С.М. Исакова воздвигли в 2006 году.


Жемчужина Крестового монастыря – Святой ключ – источник, освященный Святейшим Патриархом Алексием II  в честь Пророка Иоанна Крестителя.

Ачаирская обитель располагается в живописном месте Омского края: берег реки, медоносные луга, березовые перелески – всё здесь благоволит тишине монашеской жизни и молитве. В этом благословенном уединении теперь пишется новая история монастыря во имя Животворящего Креста Господня.


Дарья Филатова

Фото: Татьяна Дивакова.
Представлены также фотоматериалы
с сайта Ачаирского монастыря

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь