Гефсиманский Черниговский скит Троице-Сергиевой лавры скит ставропигиального мужского монастыря

Адрес:
Московская область, Сергиев Посад, улица Гефсиманские пруды, 1
Телефон:
+7 (496) 540-32-68
E-mail:
info@gefsimaniya.ru
Дата основания:
1844
дата восстановления:
1990

История

Во дворе Черниговского Гефсиманского скита, там, где земля не покрыта асфальтной плиткой, появились первые проталины и из-под толстого слоя снега выглядывает зеленая трава. Покрытая тонкими льдинками, она и не думает замерзать, возвещая приход весны раньше жаворонков. 

Возле деревянной, темной, чудом сохранившейся келии преподобного старца Варнавы каждый год распускаются бело-голубые подснежники – целая опушка! А под вековыми елями белочка живет. Сколько лет она там обитает – неизвестно. Но всегда одна, всегда быстрая и пушистая. 

Вокруг монастыря, за красно-кирпичной стеной, украшенной витиеватыми башнями с ангелочками наверху, возвышается стройный, смешанный, в основном, еловый Гефсиманский лес. Если смотреть с высоты колокольни, то лес кажется густым и непроходимым. И тянется на многие километры до самого горизонта. От свежести морозного, но пахнущего уже по-весеннему талой землей воздуха немного кружится голова и радостью наполняется сердце. Как прекрасны окрестности Радонежские! Не зря в свое время здесь любили отдыхать цари. И даже строили дома для себя и придворных. Совсем близко от скита находится небольшое, но очень красивое озеро «Екатерининский пруд», названное так, видимо, в честь царицы. 

Свое нынешнее название скит получил от слияния двух подворий Троице-Сергиевой Лавры: Черниговского монастыря и Гефсиманского скита. Разделительной границей между ними были Гефсиманские пруды, которые и сейчас находятся на своем месте. Когда-то эти две обители соединялись подземным проходом, проложенным под озером, чтобы монахи с другой стороны озера могли быстро и незаметно проходить на службу в подземный храм. Часть этого подземного строения сохранилась, и насельники, несущие сейчас послушание экскурсовода, с удовольствием показывают его паломникам. Удалось восстановить Черниговский монастырь, храмы и постройки которого частично сохранились и были переданы верующим. А вот от Гефсиманского скита осталось совсем немного – всего два здания, но они еще не принадлежат Лавре. 

Скиту возвращена только третья часть занимаемой когда-то земли и строений. Внутри древней церковной ограды бок о бок с монахами на их исконной территории находятся два непрошенных хозяина: Центральный физико-технический институт Министерства обороны и интернат для детей – инвалидов. Когда будет решен вопрос о их переселении, пока неизвестно, но обещания есть. Первые здания монастырю были переданы 12 лет назад и сразу начались восстановительные работы, которые продолжаются и доныне. 

Отремонтирован центральный пятиглавый собор. Этот храм настолько прекрасен, что воистину кажется кораблем, плывущим в пространстве. И назван он по имени иконы Божией Матери Черниговско-Гефсиманской. В нашей стране икона почитается наравне с Крестом и Евангелием. Целительная сила икон, изображающих Богородицу, восходит к первообразу и объясняется действием Божией благодати, «немощная врачующая». «Черниговско-Гефсиманская» прославилась своими чудотворениями еще в прошлом веке. Было зафиксировано более 100 исцелений.  

У этого храма свой скорбный путь. В советское время здесь был продовольственный склад. И внутри здание «достраивали». Реставраторам Троице-Сергиевой Лавры удалось сделать эти неуместные нововведения незаметными. И уже стали привычными для глаза прихожанина ненужные перекрытия, расписанные растительным орнаментом, какой и был на стенах этого храма до революции. 

В этом же соборе хранится великая святыня монастыря – мощи преподобного Варнавы, прославленного в сонме радонежских святых. Память его совершается 17 февраля (2 марта). К нему ехали со всех уголков страны, чтобы узнать волю Божию. Его предсказания сбывались с абсолютной точностью, касалось ли это одного человека или целого государства. За советом и помощью к нему обращались люди известные, сильные мира сего. В частности, царь Николай II посещал его со всей семьей в начале 1905 года. Разговор со старцем помог ему принять правильное судьбоносное решение, изменившее жизнь всей нашей страны. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического венца. Старец Варнава был духовным отцом преп. Серафима Вырицкого и всех насельников Гефсиманского скита. 

«Варнава» в переводе с древнееврейского означает «сын утешения», «дитя милости». И он был именно таким все свои 33 года старчества. Всего же в общей сложности он прожил в пещерах Гефсиманского скита 47 лет, принимая на исповедь ежедневно как минимум 500 человек. «Народный духовник» - такое звание было дано ему наместником Троице-Сергиевой Лавры. Многие верующие люди искали строгого руководства как наиболее спасительного пути, и скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда приходили сотни людей за наставлением и советом. Служение старца увенчалось блаженной кончиной в святом алтаре перед святым престолом.  

Сколько людей подходило к его золоченой и филигранно украшенной раке! Сколько было молитвенных воздыханий и тихо пролитых слез! Сколько получено исцелений и вразумлений! Одержимые нечистыми духами не выдерживают благодати святых мощей, такие люди падают, подходя к мощам святого. Поневоле задумаешься о своей жизни, правильно ли поступаешь, способен ли вот так же, как насельники скита, отречься от мира и себя, понести Крест Христов через всю жизнь.
Божиим промыслом уцелело Пещерное отделение Гефсиманского скита. Оно больше известно под названием Черниговского. Некоторым монахам в прошлые века хотелось еще большего уединения. Они стали строить кельи на отшибе. После из них вырастали другие скиты и пустыни. Начало одному из них положил в середине XIX века юродивый Филиппушка (ум. В 1868), принявшийся копать пещеры неподалеку от Гефсиманского скита. Потом Лавра прислала в помощь рабочих. В большой пещере был устроен подземный храм во имя архангела Михаила, освященный в 1851 году. От него шли сводчатые коридоры с малыми пещерами. А наверху поставили деревянную надпещерную церковь, на месте которой впоследствии возвели новый, каменный в честь Черниговско-Гефсиманской иконы, который и стоит доныне. Печей не было. Зимой пещерники нагревали вырытые под землей келии только своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. Строгостью и духом православной ревности славился устав скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – все было направлено к спасению души. 

Верующие люди почитают память еще одного насельника Гефсиманского скита о. иеросхимонаха Александра. Последние десять лет своей жизни в пещерах старец провел в затворе. Есть письменные свидетельства и воспоминания его духовных чад о его подвижнической жизни. Оптинский старец иеросхимонах Амвросий был близок в духовном отношении к о. Александру и высоко ценил его. Они оба начинали иноческую жизнь в Оптиной пустыни, несли одно послушание и окормлялись у одного наставника о. Леонида.  

В прошлом веке на территорию Черниговского Гефсиманского скита женщинам вход был воспрещен, ибо это было место особо строгой монашеской жизни. На воскресные службы допускались лишь лица мужского пола. И только раз в году, в день взятия Божией Матери на небо – главной покровительницы этой монашеской обители – женщины допускались на богослужение. Но сейчас времена другие. Хочется или нет, а монастыри вынуждены заниматься миссионерской деятельностью, ибо в большинстве своем русский человек за годы атеизма веру свою подрастерял и монашествующие делают все, чтобы снова повернуть его лицом к Богу. Хотя скит по-прежнему является местом уединенного монашеского подвига, по-прежнему здесь тихо и немноголюдно, на службы уже допускаются все желающие. Радушно встречают здесь паломников. Иногда настоятель о. Дамиан разрешает проводить для них экскурсии по монастырю. И тогда паломники могут прикоснуться к подземным святыням монастыря, испить святой воды из чудотворного источника, бьющего из земли на месте келии старца Варнавы, помолиться перед чудотворными иконами «Черниговско-Гефсиманская», посетить пещерное отделение с действующей церковью в честь Михаила Архангела, прекрасный собор в честь Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, поклониться там мощам преп. старца Варнавы, помолиться в Успенском храме, посетить церковь в честь Николая Чудотворца, недавно отреставрированную и расписанную иконописцами Троице-Сергиевой Лавры, старинную колокольню, в которой кроме действующей церкви Николая Угодника есть еще одна – святых Константина и Елены, в которой сейчас идет ремонт, и другие постройки. 

К северу от Черниговского собора располагается братское кладбище с захоронениями братии, благотворителей и попечителей. Здесь также покоятся останки двух знаменитых философов и публицистов – Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891гг.), принявшего монашество с именем Климент, и Василия Васильевича Розанова (1856-1918гг.). 

В скиту проводятся таинства крещения, отпевания, соборования. Каждый день в 11 часов читается акафист перед чудотворной иконой Божией Матери, в 12 часов начинается соборование. 

Ежедневно проходят службы: в понедельник и вторник – в пещерном храме Михаила Архангела, по четвергам – в церкви Николая Чудотворца. В среду, пятницу, субботу - в Успенском храме, в воскресенье – в Черниговском соборе.  

архимандрит Дамиан (Швецов)

Святые и подвижники благочестия

18 февраля / 2 марта; 6/19 июля

Является скитом монастыря

дата основания:
1337 год
Московская область

Богослужение в монастыре


Каждый день (кроме праздников)
время
богослужение
примечание
12 : 00
Соборование

Новости

Все новости

Контактная информация

Возврат к списку