Казанский Успенский Зилантов женский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Свято-Успенский монастырь на Зилантовой горе – древнейший из сохранившихся мужских монастырей Поволжья, основан Иоанном IV Грозным в день и в год взятия Казани 15 октября 1552 года для вечного поминовения павших воинов.
Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски – Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани.
В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.
В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года – Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) – ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии.
В годы советской власти в монастыре располагались: детская колония, склады МВД и коммуналки.
В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии.
С 1998 года начался возрождаться как женский монастырь. Монастырь по составу монахов всегда был немногочисленным, также немногочислен и в настоящее время.
Монастырь общежительный, с ежедневным совершением полного суточного круга богослужений. Сестры несут послушания в монастырских храмах, на трапезе, на территории. Монастырские сестры занимаются разным рукоделием, реставрацией икон, проведением экскурсий по монастырю с группами паломников.
В монастыре имеется мощевик с частицами мощей: святых Киево-Печерской лавры, Казанских святителей Гурия и Германа, Дивеевских святых (прпп.: Александры, Марфы и Елены), прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, вмч. и целителя Пантелеимона , вмц. Елисаветы Федоровны и духовника обители свщ. исповедника Сергия Сребрянского, свт. Луки Войно-Ясенецкого, частица одного из Вифлеемских младенцев и других частиц многих святых.
В монастыре:
— каждую субботу, после Литургии, проводится Панихида, в том числе, с поминовением усопших по древнему заупокойному синодику (с 1560 г.);
— каждую среду, кроме великих и двунадесятых праздников, перед Литургией, совершается молебен с чтением Акафиста перед почитаемой иконой Успения Божией Матери;
— ежемесячно в часовне проводится молебен 14 тысячам убиенным младенцам в Вифлееме;
— каждый четверг служатся молебны святым по требам прихожан;
— ежемесячно служится Литургия при больничном храме («Благодатное небо»).
Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски – Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани.
История монастыря богата событиями, имеющими государственное значение, связана с именем царя Иоанна Грозного, правителей и многих знатных родов города Казани.
Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), Князь-Владимирская церковь. Много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.
В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года – Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) – ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии.
В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята Троицкий собор.белочехами, и на Зилантовой горе против воли монашествующих были установлены орудия. 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань.
В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.В годы советской власти в монастыре располагались: детская колония, склады МВД и коммуналки.
В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии.
С 1998 года начался возрождаться как женский монастырь. Монастырь по составу монахов всегда был немногочисленным, также немногочислен и в настоящее время.
Монастырь общежительный, с ежедневным совершением полного суточного круга богослужений. Сестры несут послушания в монастырских храмах, на трапезе, на территории. Монастырские сестры занимаются разным рукоделием, реставрацией икон, проведением экскурсий по монастырю с группами паломников.
В монастыре имеется мощевик с частицами мощей: святых Киево-Печерской лавры, Казанских святителей Гурия и Германа, Дивеевских святых (прпп.: Александры, Марфы и Елены), прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, вмч. и целителя Пантелеимона , вмц. Елисаветы Федоровны и духовника обители свщ. исповедника Сергия Сребрянского, свт. Луки Войно-Ясенецкого, частица одного из Вифлеемских младенцев и других частиц многих святых.
В монастыре:
— каждую субботу, после Литургии, проводится Панихида, в том числе, с поминовением усопших по древнему заупокойному синодику (с 1560 г.);
— каждую среду, кроме великих и двунадесятых праздников, перед Литургией, совершается молебен с чтением Акафиста перед почитаемой иконой Успения Божией Матери;
— ежемесячно в часовне проводится молебен 14 тысячам убиенным младенцам в Вифлееме;
— каждый четверг служатся молебны святым по требам прихожан;
— ежемесячно служится Литургия при больничном храме («Благодатное небо»).
Настоятельница
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Собор построен на месте разрушенного в 1920-х годах храма Зилантового монастыря. Возведен и расписан в 2003-2006 гг. мастерами из Сергиева Посада. Даже узорный поясок вокруг соборных стен точно скопирован с лаврского. Иконостас пятиярусный, «рублевский» и «та же» икона Святой Троицы справа от Царских врат. Стены храма расписали по образцам Дионисия мастерами артели Евгения Тупова. В храме есть икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей Преподобного.
Изначально монастырь был посвящен двум праздникам — Успения Божией Матери и Всех Святых. Соответственно, с самого основания и стояли в нем две деревянные церкви. "А в монастыре церковь Успения Пречистой Богородицы да теплая церковь Всех Святых, а постановления все строения с государевой казны" — указывалось в Писцовой книге 1566 г, этом самом первом в истории описания Зилантова монастыря. По первому описанию 1566 г. все в ней выглядело очень скромно и даже бедновато. Иконостас, в котором имелись только два яруса, был очень невысок. По сути это была бревенчатая церковь-изба размерами ненамного больше часовни, призванная лишь вместить по зимнему времени 13 человек: 10 старцев,священника и дьякона — всю братию, которая числилась на 1566 г.
Лишь 120 лет спустя, в 1681 г. теплая церковь была наконец построена в камне. Успенский и Всехсвятский храмы, стоявшие по диагонали к друг другу соединялись изящной каменной галереей. Не было, пожалуй, ни одного сооружения на Зилантовой горе, чей облик за 300 с лишним лет существования до наших дней менялся бы столько раз.По сути, одна церковь была до 1829 г, почти совсем другая, но перестроенная -1830-1895 гг., третья с 1898 г. Лишь фундамент оставался прежним, да еще некоторые стиливые особенности конца XVII в. Мы почти не знаем, как в конце XVII-XVIII веках выглядел храм Всех Святых — ни снаружи, ни внутри. Иконы , видимо были те же, что и в последующем XIX веке: почти все они сохранились с древности вплоть до революции. К началу XIX в. храм сильно обветшал.
Лишь средства, постепенно накопленные за 23 года управления архимандрита Амвросия, смогли послужить базой для капитальной реставрации церкви. В 1829 году она была полностью обновлена и заново освящена: именно эта дата значилась на антиминсе главного алтаря, и впервые устроенного придела свв.первоверховных апостолов Петра и Павла. В одном двухэтажном здании поместились и братские кельи, и трапезная, и кладовые. но сам храм, как и сейчас, размещался на втором этаже. А над всем этим нависала еще и тяжелая колокольня. Интерьер церкви был роскошен и великолепен. В 1895 г церковь была полностью разобрана и к 1898 г возведена заново по проекту архитектора Ф.Малиновского: проекту весьма сильно отличавшемуся от прежнего. В таком виде храм восстановлен и сейчас, век спустя, после долгого советского запустения. В 1998 г. Всехсвятская церковь возрождается, а в 2000 г освящается уже как Успения Пресвятой Богородицы.
Лишь 120 лет спустя, в 1681 г. теплая церковь была наконец построена в камне. Успенский и Всехсвятский храмы, стоявшие по диагонали к друг другу соединялись изящной каменной галереей. Не было, пожалуй, ни одного сооружения на Зилантовой горе, чей облик за 300 с лишним лет существования до наших дней менялся бы столько раз.По сути, одна церковь была до 1829 г, почти совсем другая, но перестроенная -1830-1895 гг., третья с 1898 г. Лишь фундамент оставался прежним, да еще некоторые стиливые особенности конца XVII в. Мы почти не знаем, как в конце XVII-XVIII веках выглядел храм Всех Святых — ни снаружи, ни внутри. Иконы , видимо были те же, что и в последующем XIX веке: почти все они сохранились с древности вплоть до революции. К началу XIX в. храм сильно обветшал.
Лишь средства, постепенно накопленные за 23 года управления архимандрита Амвросия, смогли послужить базой для капитальной реставрации церкви. В 1829 году она была полностью обновлена и заново освящена: именно эта дата значилась на антиминсе главного алтаря, и впервые устроенного придела свв.первоверховных апостолов Петра и Павла. В одном двухэтажном здании поместились и братские кельи, и трапезная, и кладовые. но сам храм, как и сейчас, размещался на втором этаже. А над всем этим нависала еще и тяжелая колокольня. Интерьер церкви был роскошен и великолепен. В 1895 г церковь была полностью разобрана и к 1898 г возведена заново по проекту архитектора Ф.Малиновского: проекту весьма сильно отличавшемуся от прежнего. В таком виде храм восстановлен и сейчас, век спустя, после долгого советского запустения. В 1998 г. Всехсвятская церковь возрождается, а в 2000 г освящается уже как Успения Пресвятой Богородицы.
Церковь святых мучеников Андриана и Наталии является домовой при сестринском корпусе монастыря. Освящение архиерейским чином состоялось 8 сентября 2004 года.
Подворья
Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи с. Ключищи, подворье Успенского Зилантова женского монастыря.
2011 год
Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, село Ключищи, Центральная улица, 1А
Богослужение в монастыре
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 30 |
Часы. Божественная литургия
|
|
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
По: суб., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
По: вск., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 40 |
Часы. Божественная литургия
|
|
Служение
Центр защиты материнства и детства
Основной целью деятельности Центра является: спасение нерожденных детей (профилактика абортов) и укрепление традиционных семейных ценностей.
Центр существует на пожертвования благотворителей. Мы оказываем и финансовую помощь нуждающимся, осуществляем срочные денежные сборы, т.к. многие не имеют возможности платить за проживание, лекарства и проч. Собираем также продуктовую и другую гуманитарную помощь.
Центр существует на пожертвования благотворителей. Мы оказываем и финансовую помощь нуждающимся, осуществляем срочные денежные сборы, т.к. многие не имеют возможности платить за проживание, лекарства и проч. Собираем также продуктовую и другую гуманитарную помощь.