Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
В 1398 году преподобный Савва, один из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе князя Юрия Звенигородского, сына святого благоверного князя Димитрия Донского и святой княгини Евдокии (в иночестве Евфросинии), основал в двух верстах от Звенигорода монастырь. По преданию, в поисках места для новой обители, святой поднялся на гору, называемую Сторожи, возвышающуюся над слиянием Москвы-реки и ее левого притока Сторожки, и был поражен красотой этого места. Вскоре здесь были построены небольшая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малая келья для самого игумена.
В монастыре был введен строгий общежительный устав, подобный принятому в Троицкой обители. Слава о святой жизни старца привлекла к нему в обитель множество учеников и последователей.
В 1406 году на пожертвования князя Юрия на месте деревянного храма был выстроен новый каменный собор с тем же посвящением. Расписывать собор были приглашены два гениальных русских иконописца Андрей Рублев и Даниил Черный. До наших дней сохранились три замечательных образа из древнего иконостаса этого собора: иконы Спасителя, Архангела Михаила и святого апостола Павла (ныне находятся в Третьяковской галерее).
В первой половине XVI века преподобный Савва был уже широко прославлен своими чудо-творениями. Поклониться ему, в монастырь приезжал царь Иван Грозный с семьей. В XVI веке обитель пришла в некоторое запустение. В Смутное время Звенигород и монастырь грабили войска поляков, но обитель, хранимая своим основателем, его молитвой, не погибла, не была сожжена дотла и начала возрождаться при первом царе из династии Романовых – Михаиле Феодоровиче и его отце патриархе Филарете, которые приезжали сюда на богомолье. Однако подлинный расцвет обители наступил при царе Алексее Михайловиче. Избрав монастырь своей загородной резиденцией, государь оказывал ему особую заботу и попечение: за очень короткий срок, 1650–1656 годы, он был перестроен почти заново, его площадь увеличилась вдвое, прежние обветшалые, местами совсем разрушенные деревянные стены были заменены каменными. Существует мнение, что в основу планировки Саввино-Сторожевского монастыря была положена схема взаимного расположения зданий, бывшая в Троице-Сергиевом монастыре, который зодчие использовали как образец. Современники даже называли эти два монастыря «женихом и невестой». Несмотря на то, что обитель на Сторожи во многом напоминала обитель на Маковце, зодчим удалось создать свой новый архитектурный ансамбль, один из наиболее цельных и гармоничных в древнерусском зодчестве. Монастырь стал одновременно и крепостью для отражения угрозы со стороны западных соседей, и загородной царской резиденцией, и государевым богомольем.
До конца XVII века обитель занимала главенствующее положение не только среди подмосковных монастырей, но и была одной из самых почитаемых в России. Саввино-Сторожевская обитель первой приобрела статус лавры, она считалась одной из самых многолюдных – в ней в разные годы было до 150–300 монахов.
Сын и преемник царя Алексея Михайловича, царь Феодор Алексеевич продолжал по примеру своего отца делать вклады в Саввин монастырь и часто посещал его. При нем монастырь назывался «комнатным» государевым и «первостатейным». Дела его были переведены в приказ Большого дворца, который имел такое же значение, как приказ Тайных дел при его отце Алексее Михайловиче. К 1774 году – времени секуляризации церковных земель, проводимой Екатериной II, к монастырю было приписано более семнадцати тысяч крестьян. Царское внимание не оставляло монастырь вплоть до трагических лет октябрьского переворота.
На протяжении многих веков, вплоть до прославления преподобного Серафима Саровского, преподобного Савву Сторожевского почитали в России как «второго» по значению великого русского святого после преподобного Сергия Радонежского. В каждом храме была икона преподобного Саввы. Русские цари приняли эту обитель под свою руку и обязательно во время своего царствования хотя бы раз посещали ее. Сразу после революции новая власть постаралась быстрее искоренить память о «царском святом».
В первой половине 1918 года у Саввино-Сторожевского монастыря конфисковали земли и все монастырское хозяйство, вскоре закрыли и сам монастырь. Незадолго до этого, в апреле 1919 года, святые мощи преподобного Саввы Сторожевского были изъяты из обители и вывезены в Москву.
В начале 1995 года было принято решение о возвращении Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. Многое из того, чем славился монастырь в прошлом, а главное, чудотворные мощи, казалось, были утрачены навсегда. Но чудесным образом они сохранились неповрежденными и в августе 1998 года (в дни, когда праздновалось 600-летие основания монастыря) были торжественно возвращены в обитель.
Сегодня Саввино-Сторожевский монастырь вернул себе прежнюю красоту и величие, но самое главное, что делает любой монастырь домом Божиим, здесь возродилось монастырское братство, восстановилась монашеская жизнь, идут службы, совершается молитва. Небесный покров и заступничество великого Звенигородского чудотворца по-прежнему пребывают в основанном им монастыре и со всеми нами.
Проезд
электропоездом от Белорусского вокз. до ст. Звенигород, от ст. авт. № 23, 51, ост. «Монастырь». Маршр. авт. № 452 от ст. м. «Кунцевская» до г. Звенигорода.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Выстроен на месте деревянного храма из белого камня — известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.
Во второй половине XVI в., после прославления преподобного Саввы на Московском соборе 1547 года, к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы.
В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.
Обновление обители при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. началось с Рождественского собора, к которому были пристроены галереи, южная — с молельней царя на втором этаже, соединенной позже с Царским дворцом. В этом помещении в XVIII — начале XX вв. находилась богатейшая монастырская ризница. В застекленных шкафах здесь размещались священные книги, драгоценные кресты, сосуды, кадила, панагии, облачения. Особо бережно хранилась фелонь преподобного Саввы Сторожевского. Помимо церковных древностей и вкладов в обитель, в ризнице были одежды царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи.
Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV–XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.
После Смуты собор был поновлен в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. Известны имена всех участников работ, которые продолжались всего лишь теплый сезон (весна — осень) 1649 г.
На стенах храма сохранились росписи последующих времен: XVIII в., 1835 г., 1913 г.
К 600-летию обители его святыня — собор Рождества Богородицы — был благолепно украшен.
22 августа 1998 г. в обитель торжественно возращены святые мощи ее основателя. Теперь в соборе, как прежде, справа от Царских врат располагается рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского. Ежедневно здесь собираются братия и прихожане на молебное пение.
В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написанная для монастыря на Афоне в монастыре святого Пантелеимона в 1912 г., икона Царственных мучеников, представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.
Одной из первых построек семнадцатого века считается надвратная церковь Живоначальной Троицы.
В середине семнадцатого века была разобрана древняя церковь преподобного Сергия Радонежского, престол которой был перенесён во вновь построенную, и таким образом сохранилась духовная связь между древней и обновляемой Обителью.
1 декабря 1651 года надвратная церковь была освящена во имя преподобного Сергия.
В приезды на богомолье царской семьи церковь становилась домовым храмом государыни.
Троицкий храм можно отнести к одному из последних шатровых типа «восьмерик на четверике»: в 1652 году патриархом Московским становится Никон, запрещающий строить шатровые храмы, как несоответствующие церковному канону.
В 1807 году иждивением Наталии Владимировны Шереметевой к церкви пристроена трапезная с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (родители Наталии Владимировны были погребены под нижним сводом трапезной).
В 1857 году с северной стороны пристроен предел во имя четырёх Московских Святителей (позже разобран).
В храме и трапезной после реставрационных работ открыли росписи девятнадцатого столетия.
Церковь во имя Преображения Господня сооружена в 1650-е годы в царствование Алексея Михайловича. Она примыкает к трапезной с восточной стороны. Одноглавая, двухапсидная, она поставлена на высокий подклет с таким расчетом, чтобы ее западный портал выходил в столовую палату.
В XIX в. Преображенская церковь была храмом при Звенигородском духовном училище. В иконостасе этой церкви было много древних икон.
В советскую эпоху помещение церкви занимал военный санаторий, здесь была радиорубка клуба. Интерьеры храма были сильно искажены перестройками.
Реставрация церкви осуществлена возрожденным монастырем.
Расположен в Красной башне монастыря, восстановление не завершено.
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 40 |
Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
13 : 00 |
Молебен Божией Матери пред иконой «Неупиваемая Чаша»
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 30 |
Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 30 |
Литургия
|
|
Служение
Паломническая служба работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника.
Заказать экскурсионное обслуживание в паломнической службе монастыря можно по телефону +7 903 274 01 21 или по электронной почте palomnik-ssm@mail.ru
Маршрут № 1
Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря. Посещение Рождественского собора, храмов Преображения Господня и Живоначальной Троицы. Подъем на звонницу и восточное прясло крепостной стены с Красной башней.
Паломники смогут узнать не только историю монастыря и житие преподобного Саввы, но также познакомиться с чудесно сохранившимся архитектурным ансамблем обители, вобравшем в себя несколько эпох русского градостроительства — от раннемосковского зодчества до классицизма.
Продолжительность экскурсии 1,5 часа.
Маршрут № 2
- Городок (Звенигородский кремль). От кремля сохранились крепостные валы и белокаменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Построенный в конце XIV столетия, Успенский собор являет собой жемчужину раннемосковского зодчества. Церковь была расписана преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На алтарных столпах можно увидеть древние фрески.
- Саввино-Сторожевский монастырь (см. маршрут № 1).
- Скит преподобного Саввы Сторожевского.
Продолжительность экскурсии 4 часа.
Правила поведения на территории обители и скита:
Уважаемые посетители монастыря, дорогие братия и сестры! Вы посещаете действующий мужской монастырь.
Убедительная просьба на территории обители соблюдать следующие правила:
- не рекомендуется посещать обитель в пляжной и спортивной одежде (шортах, коротких юбках); женщины в брюках и с непокрытой головой должны надеть предложенные юбки и платки.
- при входе в храм нужно осенить себя крестным знамением. Мужчинам следует снять головной убор.
Запрещается:
- кричать, громко разговаривать и смеяться;
- употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, шуметь или каким-либо образом мешать проведению служб;
- курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества, употреблять спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии;
- использовать звукоусилительную аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, петь, включать радиоприемники, магнитофоны;
- плевать и сорить на территории монастыря;
- входить на территорию монастыря с животными;
- устраивать пикники;
- ездить на велосипедах, роликовых коньках;
- фотографировать братию монастыря и внутреннее убранство храмов.
Осуществлять фото и видеосъемку архитектурных памятников разрешено.
Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны надо отключать.
Монастырь открыт для посетителей с 6.00 часов утра до окончания вечернего богослужения.
Купальня открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. В осенний и весенний сезон с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.
фотогалерея
Инспектор: иерей Георгий Тютюнджи, +7 915 121 33 3
Помещения курсов расположены на территории монастыря в здании Дворца царя Алексея Михайловича на 2-м этаже в двух аудиториях.
Саввинские богословские курсы были открыты по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году.
Структура курсов позволяет проходить всё обучение за три года, по три урока трижды в неделю в вечернее время с 18.00 до 20.25. Занятия начинаются в первой половине октября и продолжаются до конца мая. В течение 14 дней экзаменационной сессии учащиеся готовятся и сдают экзамены.
Учащиеся, успешно сдавшие экзамены и закончившие 3-й курс, в последнюю субботу мая после богослужения получают дипломы об окончании курсов.
На «Саввинских» курсах обучаются как прихожане различных храмов Москвы и Подмосковья, а так же монастырских Подворий так и насельники Саввино-Сторожевского монастыря.
Преподаватели:
-
Иерей Георгий Тютюнджи
-
Иеродиакон Спиридон (Салтыков)
-
Андрей Владимирович Шорохов
-
Анастасия Мухамедовна Шорохова
-
Александр Анатольевич Малышев
-
Георгий Васильевич Пушкашу
Учащимся преподаются следующие дисциплины:
Первый курс:
-
Священное писание Ветхого Завета (преп. Малышев А.А.)
-
Катехизис (преп. Малышев А.А.)
-
Общецерковная история (Шорохов А.В.)
-
Литургика (преп. иерод. Спиридон Салтыков)
-
Церковное искусство (2-й семестр) (преп. Шорохова А.М.)
Второй курс:
-
Священное писание Нового Завета (преп. Малышев А.А.)
-
История Русской Церкви (Шорохов А.В.)
-
Догматическое богословие (Шорохов А.В.)
-
Основное богословие (2-й семестр) (преп. иер. Георгий Тютюнджи)
-
Нравственное богословие (2-й семестр) (Шорохов А.В.)
-
Практикум церковно-славянского языка (2-й семестр) (преп. Георгий Пушкашу)
Третий курс:
-
Христианская антропология (преп. Шорохов А.В.)
-
Христианство и классическая Литература (преп. Пушкашу Г.)
-
Пророческие места ВЗ (преп. Малышев А.А.)
Образовательная деятельность монастыря не ограничивается «Саввинскими» курсами.
Для получения необходимой для расширения кругозора учащихся и насельников монастыря информации приглашаются лекторы-преподаватели
Православных высших учебных учреждений, учёные-исследователи в области богословия, истории Государства и Церкви и общественных наук.
Пятеро преподавателей имеют высшее образование; преподаватель Литургики из числа братии монастыря - иеродиакон Спиридон (Салтыков), регент монастырского хора, учащийся Сретенской семинарии; преподаватель Основного богословия-настоятель монастырского подворья при храме Живоначальной Троицы в с. Ершово Одинцовского р-на Московской обл. иерей Георгий Тютюнджи, выпускник МДС.
В 2015 году выпускной экзамен сдало 11 человек.
Сейчас на 1-м курсе проходят обучение 19 человек; на 2-м курсе 5 человек, на 3-м курсе семь человек. Кроме этих учащихся, посещающих курсы согласно списку зачисленных официально, 4 вольнослушателей слушают лекции по собственному выбору.
Возраст более чем половины учащихся курсов-в пределах 40-55 лет; остальные моложе.
Образовательная деятельность монастыря не ограничивается «Саввинскими курсами».
С лекциями об истории Русской Православной Церкви, из истории церковного искусства и истории Российского государства приезжают известные историки и искусствоведы. Лекции проводятся по приглашению инспекции курсов. Вход свободный, как для братии монастыря, так и для прихожан.
фотогалерея
3 апреля 2000 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на создание при Саввино-Сторожевском монастыре Православного Детского приюта милосердия для мальчиков-сирот. Было разработано Положение о социально-реабилитационном центре «Детский приют Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря», согласовано с главой администрации г. Звенигорода и 30 марта 2001г. утверждено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Первые воспитанники поступили в Приют, располагавшийся в одном из монастырских строений (корпус №16), в марте 2002г. К концу 2002г. их количество составляло 14 человек.
Основное здание Приюта (бывшее здание детского сада, переданное монастырю Администрацией Одинцовского района), общей площадью 1000 м2, расположенное по адресу: г. Звенигород, Верхний Посад, Лапинский переулок, д. 27, было открыто после капитального ремонта в августе 2003 г. Туда постепенно были переведены все воспитанники, количество которых к тому времени увеличилось до 28 человек.
Общая площадь земельного участка, отведенного Приюту, составляет 1 га. На этой территории, помимо самого здания Приюта, находятся также хозяйственные постройки, спортивная площадка, банно-оздоровительный комплекс, гараж, дом для сотрудников.
Курс реабилитации ребята проходят в соответствии с Положением о социально-реабилитационном центре «Детский приют Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря». Образование получают в Саввинской средней общеобразовательной школе. Также наши воспитанники постигают основы Православия, изучая закон Божий и церковно-славянский язык, получая духовно-пастырское окормление священнослужителей монастыря и духовника приюта, знакомясь с православными традициями, выполняя утреннее и вечернее молитвенное правило, посещая богослужения и регулярно приступая к таинствам исповеди и Причастия. Ребята участвуют в подготовке и проведении праздничных мероприятий для насельников, сотрудников монастыря и жителей г. Звенигорода, получают трудовые и профессиональные навыки, выполняя различные работы на территории приюта, принимают участие в городских и региональных спортивных и военно-патриотических мероприятиях, регулярно совершают паломнические и экскурсионные поездки. Факультативно дети посещают кружок керамистов, участвуют в театральной студии, периодически гастролируя со своими спектаклями по округе, занимаются рукопашным боем, обучаются в иконописной мастерской. Летние каникулы ребята проводят в детском оздоровительном лагере на берегу Черного моря (Краснодарский край), а также в путешествиях по другим уголкам страны.
За всё время существования Приют помог найти себя в этом мире и социально ориентироваться почти 150 воспитанникам. Судьбы ребят складываются по-разному, но многие из них периодически посещают Приют, с теплом вспоминая годы, проведенные в нем, а некоторые даже стали сотрудниками Приюта.
В настоящее время в Приюте проходят реабилитацию 30 детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В основном это так называемые социальные сироты, а также ребята, оказавшиеся в асоциальной среде.
В приюте работают 30 сотрудников монастыря (педагоги, воспитатели, медсёстры, повара, хозяйственники, водители, сторожа и др.) + 4 преподавателя факультативных занятий.Директор: монахиня Елизавета (Подсосникова), +7 916 302 00 57Духовник: иеромонах Амвросий (Быков), +7 916 500 45 71
Телефон: +7 498 697 44 44;
Адрес: 143180 Московская обл. г. Звенигород, Лапинский пер. 27