Серпуховской Введенский Владычний женский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Владычний монастырь, один из древнейших на Подмосковной земле, был основан в 1360 году святителем Московским Алексием по повелению Пресвятой Богородицы, голос Которой он услышал от Ее иконы. «И в то время, – повествуется в летописи, – паки глас бысть: Алексие, Алексие, постави монастырь во имя Мое в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим».Повинуясь воле Божией и Пресвятой Богородицы, святитель послал своего келейника, инока Варлаама, отыскать место для монастыря и заложить храм. Перед началом строительства Варлааму было видение, о котором он поведал святителю Алексию только перед своим преставлением: «Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексиевский, занеже видех Владычицу, и Тоя бысть промыслом. Егда падох, и видех Ангелы держимь монастырь, и Захария в дверех церковных стояща и Богородицу с рождшими Ю входящу, Захария же Богородицу приим и посади на третией степени».
Более чем 400 лет с момента своего основания Владычний монастырь жил внешне малоприметной, но внутренне сосредоточенной молитвенной жизнью. К концу XVIIIвека обитель пришла в упадок, богослужения почти совсем остановились, братия разошлась, келии и храмы пришли в совершенное запустение. В 1806 году Владычний монастырь был преобразован из мужского в девичий и началось возрождение монастыря, так что к середине столетия число насельниц возросло до 300. Самым замечательным событием тех лет можно назвать явление в 1878 году чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», впоследствии описанное священником обители иереем Иаковом Бриллиантовым со слов одной из сестер – свидетельницы чуда.
После революции, 1919-1920 годах Владычний монастырь был закрыт, сестры выселены. Церковные службы во Введенском соборе монастыря продолжались до 1927 года, затем он был закрыт и последовали долгие годы осквернения. Несколько монахинь монастыря пострадали за Христа и были расстреляны на Бутовском полигоне. К сожалению, не известны их монашеские имена, поскольку в делах указаны только имена мирские. 2 декабря (19 ноября ст.ст.) 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян иерей Иаков Бриллиантов, прослуживший во Владычнем монастыре больше 30 лет до самого закрытия храма. В 2003 году священномученик Иаков был прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. 31 октября (18 октября ст.ст.) 1937 года также в Бутово была расстреляна прихожанка Владычнего монастыря новомученица Елисавета Крымова, после закрытия обители приютившая у себя несколько выселенных монахинь, а также помогавшая другим сестрам, жившим неподалеку.
В советское время на огромной монастырской территории расположилась «школа красных военлетов». Монастырь стал называться Авиагородком. В 1978 году военное училище освободило территорию XVI века, и до 1995 года она оставалась без хозяина. За эти 17 лет монастырь был разрушен, его растаскивали по кирпичикам на гаражи и близлежащие дачи. Рубеж 90-х годов монастырь переступил без единой крыши, с зияющими провалами вместо окон, в полуразрушенном состоянии.
В 1995 году началось возрождение Владычней обители. 5 мая Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычном женском монастыре и назначил настоятельницей монахиню Алексию (Петрову), возведенную в сан игумении 4 декабря 1998 года.
День сестер начинается в 6:30 утра с полунощницы. В 7:15 служится Литургия, на которой ежедневно присутствуют все сестры, кроме несущих череду на кухне и в трапезе и читавших ночью неусыпаемую псалтирь. В 10:00 сестры пьют чай и расходятся по послушаниям. В 14:00 бывает обед, в 14:30 – келейное правило.
В 16:00 служится вечерня и утреня, однако в будние дни в это время сестрам могут быть даны послушания. В 19:30 бывает ужин. В 21:00 сестры вновь собираются вместе на повечерие.
В воскресные и праздничные дни полунощница начинается в 7:00, Литургия – в 8:00.
Сестры живут в кельях по одной или по двое. Келейное правило послушницы состоит из 1 кафизмы, 1 главы Апостола, 1 главы Евангелия, поклонов, и 800 Иисусовых молитв. Для инокинь добавляется трехсотница и увеличивается число Иисусовых молитв. Монахини вместо трехсотницы читают пятисотницу, добавляются три канона и акафист. В зависимости от духовного состояния сестры по усмотрению игумении правило может меняться и дополняться. Для углубления в молитву предусмотрен двух-трехдневный затвор с вычитыванием полного круга богослужения.
По всем вопросам, духовным и практическим, сестры обращаются к матушке. С момента возрождения в монастыре заведено откровение помыслов игумении.
По словам сестер Владычнего монастыря, главное для них – реальная духовная жизнь, направленная на очищение души от страстей, а все остальное – лишь средства для ведения успешной духовной брани.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Сведения о надвратном храме
(из исторического описания В.А. Рождественского)
Над святыми вратами находится церковь не большая каменная, построенная еще игуменом Вассианом в конце XVI в. во имя священномученика Феодотия Анкирского. На построение ее доселе сохраняется в ризнице благословенная грамота патриарха Иова 1599 г. Уже в 1834 г., по прошению игумении Назареты, сия церковь возобновлена и освящена Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским, в честь Нерукотворенного образа Спасителя.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 15 |
Часы. Божественная литургия
|
|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Часы. Божественная литургия
|
|
Сведения о Введенском соборе
(из исторического описания В.А.Рождественского)
Первоначальный храм обители, упомянутый в летописи, построен был по особенному указанию свыше, во имя Пресвятой Богородицы, в честь преславного Ее Введения во храм. Так повествуется об этом в летописи: преподобный Варлаам, когда был напутствован святителем Алексием на сооружение монастыря, пал на землю без чувств («пад издше»), и в этом состоянии увидел в видении «Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща, и Богородицу с родшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим, и посадив Ю на третей степени». Преп. Варлаам, дотоле сильно смущавшийся мыслию о своем недостоинстве и немощи исполнить надлежащим образом важное поручение своего святителя, недоумевавший, как будет он сограждать храм и обитель «подобающие имени Владычицы Небесной, купно же и памяти Архипастыря», этим видением, без сомнения, не только был утешен, ободрен и укреплен, но из него он должен был уразуметь, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и обитель, и именно в честь Введения Ее во храм. Видение показало строителю, что даже Ангелы буду помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же выну, как некогда пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. «Монастырь наречется Владычний, говорил сам преп. Варлаам, занеже Владычицу видех, и Тоя бысть промыслом». С благоговейным трепетом хранил в сердце своем это видение смиренный Варлаам в продолжение всей своей жизни, и самого Святителя своего просил не испытывать о нем до самой смерти: «молютися, да не нудиши мя поведати, дондеже до смерти, при смерти бо повем». А потом и в самые предсмертные минуты отрекся «поведать о видении словом, занеже страшно бе». Поелику же, по старости своей, он уже потерял зрение, то, чтобы не осталось видение неизвестным для последующих родов, чудесным образом получил он прозрение, и озаренный «светом велиим», поведал видение «чернилом и тростию на хартии», которые принесены были диаконом Святителя. И память о явлении Богоматери преп. Варлааму не угасла со смертию его. По завещанию Преподобного, «повелевшаго писание то блюсти в память имени его», с благоговейною любовию передавалось оно из рода в род, в продолжении пяти веков, и без сомнения великим утешением, назиданием и поощрением к преспеянию в иноческих подвигах всегда служило для молящихся в храме и подвизающихся в обители.
Первоначально преп. Варлаамом построен был храм деревянный. Но, в скором времени, особенное желание святителя Алексия устроить благолепнейший храм во славу Богоматери и, может быть, богатые его приношения подвигли преп. Варлаама на новый труд — сооружение каменного храма, который в 1362 г., как сказано в летописи, был уже «составлен». Существующий ныне в обители, каменный соборный храм должен быть тот самый, который соорудил преп. Варлаам и освятил сам святитель Алексий. Архитектура этого древнего здания представляет характер XIV века. Конечно, пятивековое существование не могло не преобразить внешнего вида храма, — так, по ветхости, изменены на нем главы; по нуждам церкви в разные времена, как видим ниже, сделаны к нему пристройки с трех сторон. Но капитальное устройство собора и внутренний его вид сохранились почти неизменными. Он имеет вид квадрата, сложен из крупного кирпича, снаружи облицован белым камнем; слои широких стен скреплены железными связями. Предание говорит, что белый камень на сооружение храма сего брали неподалеку от монастыря, на поемных лугах, принадлежащих ныне градскому обществу, из того места, где в последствии образовалось небольшое озеро, именуемое доселе «Каменным». Во внутренности храма — два опорных четырехгранных столба, соединенных вверху аркою; подобные же арки перекинуты от столбов и ко всем четырем стенам (в числе их и к предалтарной — каменной). Под арками протянуты перекрестные связи. По углам собора, вверху, равным образом в основании фонаря и в алтаре, устроено до 20 голосников. Фонарь — сквозной, в два яруса, в каждом особые окна; нижний ярус его шире верхнего, и потому снаружи имеет вверху полукруглый скат, покрытый железом. Подобный же вид снаружи имеют и прочие (четыре) главы. Стены собора, снаружи, посреди обведены двойным поясом из белого камня; у всех трех входных дверей архивольты — также из белого камня. Св. алтарь, возвышаясь от помоста церковного на две ступени, разделен капитальными стенами на три части, которые выдаются к востоку полукружиями; между сими полукружиями снаружи вставлены плоские полуколонки из белого камня. На горнем месте, в окне, устроено каменное седалище, в роде архиерейского, как видно, современное основанию собора. На нем, вероятно, восседал некогда сам основатель обители, освящавший храм, святитель Алексий. В алтарной стене, близ южных дверей, устроена небольшая палатка (в 3 и 11/2 арш.), вероятно, та «соборная кладовая», в которой, по сказанию монастырских описей, хранились расходные книги, деньги и др.
Предалтарный иконостас — недавний; первоначального стенного писания не осталось и следов; но святые иконы в иконостасе сохранились все древние, восходящие к XIV столетию. Нынешний иконостас состоит из четырех поясов. На царских дверях поставлены древние иконы четырех Евангелистов с изображениями символов: у Матфея — человека, у Марка — орла, у Луки — тельца, у Иоанна — льва, все символы красного цвета, с крыльями и с Евангелиями; над Евангелистами — Благовещение Пресвятой Богородицы. Местные иконы следующие: Господа Вседержителя, с предстоящими, мерою 2 арш. 3 вершк., в ширину 1 арш. 8 верш.; храмовая икона Введения Богоматери (о ней будет сказано ниже); Живоначальной Троицы, в виде трех Ангелов, записанная в описи 1649 г., мерою 1 арш. 131/2 верш., шир. 1 арш. 8 верш.; Смоленская икона Богоматери, мерою 1 арш. 111/2 верш., шир. 1 арш. 31/2 верш. Все местные иконы в серебряном вызолоченном окладе, с такими же венцами, украшенными разноцветными камнями; оклад и украшения на трех из них (кроме храмовой) устроены в одинаковом виде в недавнее время благотворителями, Серпуховскими купцами Андроником и Феодором Андреевыми Солодовниковыми. Во втором поясе: над царскими дверьми — складень; по сторонам иконы двунадесятых праздников, именно: к северной стороне — Пресвятой Троицы, в виде трех Ангелов, Воскресения Христова, Входа в Иерусалим и Воскресения Лазаря; к южной: Вознесения Господня, Преображения, Благовещения и Успения Богоматери, — все мерою в 1 арш., шир. 12 верш. В третьем поясе, в середине — Господа Вседержителя, седящего на престоле с Евангелием, раскрытым на словах: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, — мерою 21/4 арш., шириною 2 арш.; по сторонам, в особых рамках, предстоящие — Богоматерь и Иоанн Предтеча; за иконою Богоматери иконы: Архангела Михаила, Ап. Петра и Василия Великого; за иконою Предтечи: Архангела Гавриила, Ап. Павла и Николая Чудотворца, — все мерою 21/4 арш., шириною 12 верш. В четвертом поясе, в середине — Печерская икона Богоматери, мерою 2 арш. шир. 11/4 арш., к северной стороне: прор. Давида, со свитком: Рече не отверзаите пророчество мое збудется; прор. Илии — Ревнуя поревнова по Господе Бозе Вседержителе; прор. Моисея — Купину тя видех в Синии приближшуся; прор. Иакова — Виде лествицу утвержену на земли ежи; к южной стороне: царя Соломона — Премудрость ……. храм и утверди; прор. Иеремии — Се Бог наш не вменится инии; прор. Даниила — Виде гору от неяже отсечеся камень; прор. Ионы — Возопих в печали моей ко Господу Богу моему — все мерою 2 арш. в шир. 14 вершков.
Первоначально храм сей, думать надобно, не имел трапезы (притвора). При входе в настоящий храм, доселе уцелела железная цепь большого размера — от одного простенка до другого, которою закладывалась дверь, и самая дверь устроена одинаково с наружными боковыми дверьми, створчатая, с большим внутренним замком и запором, ясно видно, что этот вход в начале был внешний. К таковому заключению приводит и то, что строитель храма преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней». Могила его находится близ самого входа в соборный настоящий храм, где, вероятно, была сначала паперть, замененная после трапезою. Преп. Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя дабы всегда зрел церковь Пр. Богородицы». Видно, усердный храмоздатель при жизни своей положивший столько забот и труда, чтобы соорудить храм во славу Богоматери, какой Ей благоугоден, и до смерти своей никогда не оскудевал усердием быть ближе к сему храму, когда и по смерти желал непрестанно зреть красоту его, быть стражем входов и исходов его, быть молитвенником о молящихся в храме, равно как и всем молящимся напоминать о молитвенном поминовении храмоздателя. Над могилою преп. Варлаама устроено издревле каменное надгробие, на котором высечена вязью следующая надпись: «Лета 6885 мая в 5 день, преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель, инок Варлаам, келейник святителя Алексия Митрополита, погребен на сем месте».
Первою пристройкою к соборному храму, изменившею первоначальный его вид, была трапеза. Хотя храм и успел принять в свою паперть храмоздателя, но эта паперть существовала не долго. Летопись, сливая время построения храма и трапезы, то и другое приписывает святителю Алексию. И самое устройство трапезы показывает признаки весьма древнего построения.
При входе в собор устроена с давних времен паперть. Прежде она была деревянная, но в 1752 г. устроена каменная.
С южной стороны с давних же времен пристроена другая паперть и ризница, — каменные. Ныне существующая ризница построена в 1849 г. на месте прежней, которая была гораздо меньше.
Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря – один из красивейших храмов Подмосковья XVI века. Традиционный крестово-купольный храм имеет архитектурные особенности. Для интерьера, а значит и для росписи некоторые существенны. Центральный барабан не переходит через паруса к углам четырех столбов, а «врезается» в западную половину центрального свода и классические паруса — только западные, а на востоке парусовидные формы несколько короче. Далее на восток центральный свод переходит в стену, отделяющую алтарь от центральной части храма, полностью закрытую иконостасом. Пятикупольный собор имеет только главный световой барабан купола. Боковые купола – декоративные и никак не отражаются на интерьере храма. Пространство главной части алтаря полностью отделено от жертвенника и диаконника и соединяется с ними только небольшими проходами. На западной стене сейчас почти на всю ширину храма расположены хоры.
Программа росписи собор разрабатывалась с учетом системы росписи храмов Палеологовского (Поздневизантийского) искусства (XIII – XV века) и русских росписей XIV – XVI веков. Программа росписи начинала разрабатываться насельницами монастыря — иконописцами. Далее к составлению программы подключился выпускник Иконописной школы при Московской Духовной Академии 2008 года Павел Васильевич Громов, который консультировался с заведующим Иконописной школы при Московской Духовной Академии доцентом архимандритом Лукой.
При разработке программы алтаря главным ориентиром для росписи была выбрана стилистика фресок сербских храмов XIV века. Когда иконописцы перешли писать росписи основной части храма, то стали, в первую очередь, ориентироваться на росписи новгородского храма Рождества на Красном поле (на кладбище) конца XIV века, выполненные балканскими мастерами. Они не значительно отличаются от балканских росписей, но более «русские».
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Часы. Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
Исторические сведения о храме Георгия Победоносца
(из исторического описания В.А.Рождественского).
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 15 |
Часы. Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Часы. Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Часы. Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
Служение
фотогалерея
фотогалерея
Контактная информация
Как добраться?
Из Москвы электричкой Курского направления до станции «Серпухов», далее с вокзала на автобусе №4 или маршрутном такси с надписью «Октябрьская» до конечной остановки.
Из Москвы до станции «Серпухов» идут электрички: «Серпухов», «Тула» и «Тарусская». Они отправляются либо с Курского вокзала (ст. метро «Курская»), либо со станции «Каланчевская» (ст. метро «Комсомольская»), имеют остановки в Москве возле станций метро «Текстильщики» и «Царицыно». Время пути от Москвы до Серпухова — около двух часов.
Из Москвы в Серпухов можно доехать на автобусе междугороднего сообщения. Он отправляется от станции метро «Южная» и прибывает на вокзал в Серпухове.