Спасский женский монастырь с. Костомарово Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Россошанская
Адрес:
Воронежская область, Подгоренский район, село Костомарово
Телефон:
+7(473-94)54-637
E-mail:
smonastyr@gmail.com
Сайт:
дата восстановления:
1997

История

О времени создания пещер не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения и устные предания, достоверность которых довольно сложно определить. Гипотеза о возникновении пещер в первые века христианства, была выдвинута в конце XIX – начале XX века археологом Струковым Д. М. Он делал свои выводы на основании того, что пещерные храмы Подонья были созданы в соответствии с древними традициями первохристианских культовых сооружений Рима, Палестины, Сирии, Афона и Кавказа.

Более поздние исследователи пещерных монастырей Подонья считают, что их зарождение в этих местах происходило во времена иконоборческой ереси, т. е. в IIIV-X вв. Иконопочитатели, среди которых было большое число монашествующих, были вынуждены бежать от преследований в Палестину, Сирию, на Кавказ и в Крым, откуда некоторые из них перемещались на Средний Дон, где в толще меловых отложений сооружали великолепные пещерные храмы, следуя древней византийской традиции.

Позднее окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов сначала печенегов, половцев, татаро-монгол, а затем Крымских и Ногайских татар эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены.

Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось только в конце XIIIV – начале XIX века. Этот период можно назвать вторым этапом в строительстве пещерных храмовых комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников. Костомаровская обитель, по местному преданию, стала скитом Белогорского мужского монастыря, где подвизалось большое число схимников. Документальных подтверждений этому не найдено.

После революции 17-го года в его пещерах тайно совершали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники, среди которых особой известностью пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко).

В годы Великой Отечественной Войны во времена немецкой оккупации по свидетельству местных жителей в Костомаровских пещерах скрывались русские солдаты.

В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в Костомаровских пещерах официально было разрешено совершать богослужения. По свидетельству очевидцев, в это время в Спасском храме углубляют и расширяют пещерные ходы и создают второй предел в честь свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот период можно назвать третьим этапом в пещеростроительстве Спасского монастыря.

9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Но промыслом Божиим этому плану не дано было осуществиться.

До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. В 70-е годы они были исследованы спелеологами, которые составили схематический план, соответствующий настоящему виду пещерного комплекса Спасского женского монастыря.

Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. До настоящего времени сохранился уникальный пещерный собор. Над его входом возвышаются величественные меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей. Главный престол этого храма считается самым древним. Он освящен в честь Спаса Нерукотворного. Его предел в честь св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен значительно позже русскими подвижниками, вдохновленными древними пещеростроителями. Известно, что вход в храм был хорошо укреплен, о чем свидетельствуют следы от массивных двойных ворот, имелся запасной выход и колодец. Очевидно, в свое время пещеры собора служили также укрытием от кочевников и других неприятелей, совершавших опустошительные набеги на эти земли до второй трети XVII века.

Далее на запад по склону расположен храм преподобного Серафима Саровского. Он был заложен в 1903 году, но завершить его строительство удалось только в наши дни.

Кроме храмов в меловой горе расположено несколько небольших пещер, в которых подвизались монахи-затворники. Одна из них, наиболее протяженная, носит название «Пещера покаяния». По преданию в ней священник принимал исповедь.

В 1993 году под руководством духовенства Острогожского благочиния Воронежской Епархии стали производиться работы по расчистке пещер, а в 1997 году был официально открыт Спасский женский епархиальный монастырь. В настоящее время на его территории восстановлены пещерные храмы, в которых совершаются богослужения, построены наземный храм Божией Матери «Взыскание погибших», жилые и хозяйственные корпуса. Первой настоятельницей монастыря была игумения Серафима (Иванова). Она управляла обителью с 1997 г. по 2007 г. С апреля 2007 года настоятельницей монастыря является игумения Елена (Золотухина). До перевода в Спасский женский монастырь она с 1992 года была насельницей Алексеево-Акатова женского монастыря г. Воронежа, где приняла монашеский постриг. В настоящее время в монастыре 36 насельниц, среди них одна схимница, 14 монахинь, 4 инокини, 17 послушниц.

С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.

Спасский женский монастырь находится в процессе становления монашеской жизни. В обители ежедневно совершаются богослужения. В штате обители три священнослужителя, которые распространяют свое пастырское служение на близлежащие села, с жителями которых они совместно с сестрами ведут активную миссионерскую работу. Во многом благодаря их просветительской деятельности в с. Хвощеватка восстановлен храм (средства выделены благотворителем, уроженцем этого села), в селе Юдино также ведутся работы по восстановлению порушенного храма при непосредственном участии иерея Александра Самсонникова, ответственного за миссионерскую работу Спасского монастыря.


Игумения Елена (Золотухина)

Святые и подвижники благочестия

2 / 15 Января, 19 Июля / 1 Августа

Храмы и Богослужения

Пещерный храм в честь Нерукотворного Образа Спаса

Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось только в конце XIIIV – начале XIX века. Этот период можно назвать вторым этапом в строительстве пещерных храмовых комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников. Костомаровская обитель, по местному преданию, стала скитом Белогорского мужского монастыря, где подвизалось большое число схимников. Документальных подтверждений этому не найдено.

9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины.

До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. В 70-е годы они были исследованы спелеологами, которые составили схематический план, соответствующий настоящему виду пещерного комплекса Спасского женского монастыря.

Над входом  в пещерный храм в честь Нерукотворного Образа Спаса возвышаются величественные меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей. Главный престол этого храма считается самым древним. Он освящен в честь Спаса Нерукотворного. Его предел в честь мучениц . Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен значительно позже русскими подвижниками, вдохновленными древними пещеростроителями. Известно, что вход в храм был хорошо укреплен, о чем свидетельствуют следы от массивных двойных ворот, имелся запасной выход и колодец. Очевидно, в свое время пещеры собора служили также укрытием от кочевников и других неприятелей, совершавших опустошительные набеги на эти земли до второй трети XVII века.

Богослужения в храме совершаются в праздники: Рождество Христово, Пасха Христова, Троица, день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, Успение Пресвятой Богородицы, Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа; День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Начало ночного богослужения в 23.00. Литургия в уставном порядке монастыря в зависимости от дня недели, на который выпадает указанный праздник.

Храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»
1997 г.
Каждый день
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее богослужение
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., праздники
время
богослужение
примечание
7 : 00
Божественная литургия
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
7 : 30
Божественная литургия
Храм в честь преподобного Серафима Саровского .
1903 г.

Храм  был заложен в 1903 году, но завершить его строительство удалось только в наши дни.


Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее богослужение
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., праздники
время
богослужение
примечание
7 : 00
Божественная литургия
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
7 : 30
Божественная литургия
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 00
Божественная литургия

Служение

Просветительская деятельность

С детьми в КУВО «Подгоренский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», расположенного в с. Сагуны Подгоренского района Воронежской области сестры монастыря проводят просветительские беседы на нравственно-религиозные темы

В штате обители три священнослужителя, которые распространяют свое пастырское служение на близлежащие села, с жителями которых они совместно с сестрами ведут активную миссионерскую работу. Во многом благодаря их просветительской деятельности в с. Хвощеватка восстановлен храм (средства выделены благотворителем, уроженцем этого села), в селе Юдино также ведутся работы по восстановлению порушенного храма при непосредственном участии иерея Александра Самсонникова, ответственного за миссионерскую работу Спасского монастыря.

Социальная деятельность
За материальной помощью в обитель обращаются малоимущие семьи. Престарелым людям монастырь помогает вспахивать огороды, ремонтировать хозяйственные постройки, пенсионерам оплачивает подписку периодических изданий. Монастырь активно сотрудничает с КУВО «Подгоренский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», расположенного в с. Сагуны Подгоренского района Воронежской области, оказывает материальную помощь в виде продуктов питания и денежных средств.


Новости

Все новости

Публикации

Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Костомаровский Спасский женский монастырь
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Костомаровский Спасский женский монастырь
Все публикации

Контактная информация

Как добраться?

На общественном транспорте:

  Из Воронежа по железной дороге через Острогожск до станции Евдаково (Каменка) или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до поселка Каменка (ж/д станция Евдаково).  Далее до села Костомарово можно доехать на такси или попутным транспортом.

На автомобиле:

  Расстояние от Воронежа до села Костомарово составляет примерно 180 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж - Костомарово займет около двух часов. Часть пути от Воронежа до г.  Лиски (ок. 90 км.) проходит по трассе М4 “Дон”. После правого поворота с трассы по указателю на город Лиски (ок. 30 км.) -  по кольцу налево до следующей кольцевой развязки с указателем “Острогожск”. Далее проезжаем Пухово, двигаемся до Каменки, в которой установлены указатели “Монастырь”.

  Из Воронежа можно проехать и другой дорогой, выехав из Юго-Западного района, в направлении  города Курск, свернуть на Острогожскую дорогу, далее  не заезжая в Острогожск, через Каменку в Костомарово.
  Проехать в Костомарово через Острогожск можно и из Ленинского района, двигаясь по улице Острогожской в направлении поселка Шилово.  Далее через село Гремячье выезд на Острогожскую дорогу.

Возврат к списку