Свято-Благовещенский Никандровский мужской монастырь с. Любовец Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Монастырь основан в 1584 году на месте подвига преподобного Никандра, в крещении Никона (1507—1581), где он провёл в молитве много лет.
Через два с половиной года после блаженной кончины преподобного Никандра в хижине святого при его гробе поселился некий мирянин, принявший потом монашеский постриг с именем Исаиа. В пустынь стала собираться братия, по просьбе которой Исаиа отправился в Новгород к архиепископу Александру просить рукоположения в иеромонахи.
В пустынь стала собираться братия, по просьбе которой Исаиа отправился в Новгород к архиепископу Александру просить рукоположения в иеромонахи. Владыка расспросил Исаию о новой обители, чудесах, совершающихся при мощах преподобного Никандра и рукоположил его в иеромонаха и в игумена новой обители.
Через два с половиной года после блаженной кончины преподобного Никандра в хижине святого при его гробе поселился некий мирянин, принявший потом монашеский постриг с именем Исаиа. В пустынь стала собираться братия, по просьбе которой Исаиа отправился в Новгород к архиепископу Александру просить рукоположения в иеромонахи.
В пустынь стала собираться братия, по просьбе которой Исаиа отправился в Новгород к архиепископу Александру просить рукоположения в иеромонахи. Владыка расспросил Исаию о новой обители, чудесах, совершающихся при мощах преподобного Никандра и рукоположил его в иеромонаха и в игумена новой обители.
Он также дал новому игумену наставления и благословение на постройку в обители церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы при гробе преподобного. Церковь была создана, собран причт церковный, и таким образом положено начало монастырю.
Самым древним документом, говорящем о начале пустыни, можно считать хранившуюся среди свитков Никандровой пустыни «обельную» грамоту царя Феодора Иоанновича. Датирована она декабрем 7106 (1598) года. Дана была грамота первому игумену Никандровой пустыни Исаие. Грамота эта освобождала на вечные времена монастырь от земельных податей, закрепляя за ним пустоши, пашни и рыбные ловли «в Порховском уезде в Михайловском погосте»
Тяжела была жизнь первых насельников, вынужденных неустанно трудиться на нелегких послушаниях, терпя пустынные лишения.
Даже в XVII веке часто не было в братстве священнослужителя «скудости ради пустынного места», и братия исполняла молитвенные правила келейно.
Обитель часто подвергалась внешним опасностям от «огня, меча и нашествия иноплеменных». В 1665 г. поляки, набегом ворвавшиеся в Псковскую и Новгородскую области, разорили и разграбили обитель, монахов побили и взяли в плен игумена, который находился у них около года.
Восемь лет спустя, 31 марта 1673 года пустынь почти полностью сгорела. Сгорели три деревянные церкви, бывшие в обители: во имя Святой Троицы, преподобного Никандра и преподобного Александра Свирского со всей монастырской казной, иконами, книгами и ризами, отчего, как говорит летописец, «бысть братии сетование много и печаль велика»
Горестные обстоятельства заставили игумена обратиться с просьбой о помощи к боголюбивому царю Алексею Михайловичу, который пожаловал обители много пустошей, сохранявшихся за ней и в последующие годы вплоть до переворота 1917 года. Это значительно укрепило материальное положение монастыря.
Многие благочестивые люди также способствовали подаяниями возобновлению обители, и с тех пор вместо деревянных церквей были устроены уже каменные.
Украшены они были различными иконами, снабжены книгами и всем необходимым, выстроена особая колокольня и новые деревянные келии.
Монастырь значительно расширился. Тогда и мощи преподобного Никандра были положены в южную стену соборной Благовещенской церкви.
Между тем, слава чудотворений от мощей преподобного Никандра, привлекавшая в обитель многочисленных поклонников, побудила игумена Евфимия с братией просить патриарха Иоакима о церковном прославлении святого.
29 июня 1687 года по патриаршему приказу было совершено освидетельствование мощей преподобного Никандра, которые были обретены нетленными. Святые мощи омыли святой водой, растворенной с вином и елеем, и переложили в новую раку, которую с молебствием заложили на прежнее место в южную стену Благовещенского собора. Было составлены житие и служба преподобному.
Рассмотрев донесение, патриарх Иоаким с четырьмя архиереями, признал его истинным. Было постановлено праздновать память прп. Никандра в день храмового праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и в день его преставления 24 сентября (7 октября). В дальнейшем в обители стали отмечать и день обретения мощей преподобного.
Время правления Екатерины II ознаменовалось закрытием многих русских обителей. При составлении духовных штатов в 1764 году монастырь поставлен был в степень безокладной заштатной пустыни и лишился бывших у него во владении 390 душ крестьян и многочисленных земельных владений.
Однако, при размежевании Псковской губернии, начавшемся в 1781 году, монастырю удалось вернуть почти все земли и угодья, пожалованные царем Алексеем Михайловичем вокруг монастыря на пять верст.
Особенным возвышением и благоустройством пустынь была обязана в начале XIX века Высочайшей милости Императора Павла Петровича и усердию архимандрита Геннадия. Через светлейшего князя Лопухина, проживавшего иногда в своем Псковском поместье, строитель Геннадий был представлен Императору и удостоился Его Высочайшего благоволения. Государь подолгу беседовал с Геннадием и проникся любовью к Никандровой пустыни, приняв деятельное участие в ее судьбе.
Своего расцвета Никандрова пустынь достигла во времена архимандрита Игнатия Васильева (1853-1870). В 1855 года при архимандрите Игнатии установлен ежегодный крестный ход из пустыни в Порхов с иконой преподобного Никандра.
В 1918-1919 годах Порховский уезд был охвачен крестьянскими восстаниями. И центром столкновений безбожной советской власти и русских крестьян стал Никандровский лес.
9 ноября 1928 года принято решение об окончательном закрытии монастыря и выселении оставшихся монахов. Постройки монастыря были проданы на слом 13-й лёгкой танковой бригаде, базировавшейся на окраине Порхова, и были использованы для строительства военного городка.
К концу 1990-х годов пустынь представляла груду развалин, поросших лесом. После войны над руинами монастырской церкви Благовещения появился крест, поставленный руками боголюбцев. До недавнего времени паломник, поднявшись по тропинке на руины, мог видеть простую раку с металлическим крестом и иконой преподобного Никандра над тем местом, где под спудом покоились многоцелебные мощи преподобного. Они были положены туда в 1687 году, когда новый гроб «на том же месте, в стене, в землю опустили и землею покрыли». Прежде могила не имела ограды и была обложена известняком, на ней стоял деревянный крест и производила она впечатление суровой могилы аскета.
В 2000 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий ставит вопрос о необходимости возобновления в пустыни монашеской жизни. В 2001 году впервые в области на государственном уровне был проведен «круглый стол» по проблеме спасения Никандровой пустыни. Во встрече приняли участие более 30 организаций и священнослужители Псковской епархии во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. В итоге был создан попечительский совет.
В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у Святых врат воздвигнута и освящена первая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Неподалеку от нее построен храм в честь святых Царственных мучеников.
В сентябре 2003 года наместником Никандровой пустыни назначен игумен Спиридон (Иващенко).
В 2005 году построена часовня над источником преподобного Александра Свирского. Возведен храм в честь препп. Сергия и Германа Валаамских в деревне Любовец. Продолжаются работы по обустройству храма в честь свв. Царственных мучеников, ведутся обширные работы по благоустройству территории и быта насельников пустыни, начинается подготовка к строительству храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
7 октября 2010 года в день памяти преп. Никандра в Благовещенском соборе впервые была отслужена Божественная Литургия священноархимандритом обители митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием. «Монастырь «Никандрова Благовещенская пустынь» включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Уставные богослужения совершаются 4 раза в неделю. В остальные дни в 6:00 братский молебен и монашеское утреннее правило.
Самым древним документом, говорящем о начале пустыни, можно считать хранившуюся среди свитков Никандровой пустыни «обельную» грамоту царя Феодора Иоанновича. Датирована она декабрем 7106 (1598) года. Дана была грамота первому игумену Никандровой пустыни Исаие. Грамота эта освобождала на вечные времена монастырь от земельных податей, закрепляя за ним пустоши, пашни и рыбные ловли «в Порховском уезде в Михайловском погосте»
Тяжела была жизнь первых насельников, вынужденных неустанно трудиться на нелегких послушаниях, терпя пустынные лишения.
Даже в XVII веке часто не было в братстве священнослужителя «скудости ради пустынного места», и братия исполняла молитвенные правила келейно.
Обитель часто подвергалась внешним опасностям от «огня, меча и нашествия иноплеменных». В 1665 г. поляки, набегом ворвавшиеся в Псковскую и Новгородскую области, разорили и разграбили обитель, монахов побили и взяли в плен игумена, который находился у них около года.
Восемь лет спустя, 31 марта 1673 года пустынь почти полностью сгорела. Сгорели три деревянные церкви, бывшие в обители: во имя Святой Троицы, преподобного Никандра и преподобного Александра Свирского со всей монастырской казной, иконами, книгами и ризами, отчего, как говорит летописец, «бысть братии сетование много и печаль велика»
Горестные обстоятельства заставили игумена обратиться с просьбой о помощи к боголюбивому царю Алексею Михайловичу, который пожаловал обители много пустошей, сохранявшихся за ней и в последующие годы вплоть до переворота 1917 года. Это значительно укрепило материальное положение монастыря.
Многие благочестивые люди также способствовали подаяниями возобновлению обители, и с тех пор вместо деревянных церквей были устроены уже каменные.
Украшены они были различными иконами, снабжены книгами и всем необходимым, выстроена особая колокольня и новые деревянные келии.
Монастырь значительно расширился. Тогда и мощи преподобного Никандра были положены в южную стену соборной Благовещенской церкви.
Между тем, слава чудотворений от мощей преподобного Никандра, привлекавшая в обитель многочисленных поклонников, побудила игумена Евфимия с братией просить патриарха Иоакима о церковном прославлении святого.
29 июня 1687 года по патриаршему приказу было совершено освидетельствование мощей преподобного Никандра, которые были обретены нетленными. Святые мощи омыли святой водой, растворенной с вином и елеем, и переложили в новую раку, которую с молебствием заложили на прежнее место в южную стену Благовещенского собора. Было составлены житие и служба преподобному.
Рассмотрев донесение, патриарх Иоаким с четырьмя архиереями, признал его истинным. Было постановлено праздновать память прп. Никандра в день храмового праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и в день его преставления 24 сентября (7 октября). В дальнейшем в обители стали отмечать и день обретения мощей преподобного.
Время правления Екатерины II ознаменовалось закрытием многих русских обителей. При составлении духовных штатов в 1764 году монастырь поставлен был в степень безокладной заштатной пустыни и лишился бывших у него во владении 390 душ крестьян и многочисленных земельных владений.
Однако, при размежевании Псковской губернии, начавшемся в 1781 году, монастырю удалось вернуть почти все земли и угодья, пожалованные царем Алексеем Михайловичем вокруг монастыря на пять верст.
Особенным возвышением и благоустройством пустынь была обязана в начале XIX века Высочайшей милости Императора Павла Петровича и усердию архимандрита Геннадия. Через светлейшего князя Лопухина, проживавшего иногда в своем Псковском поместье, строитель Геннадий был представлен Императору и удостоился Его Высочайшего благоволения. Государь подолгу беседовал с Геннадием и проникся любовью к Никандровой пустыни, приняв деятельное участие в ее судьбе.
Своего расцвета Никандрова пустынь достигла во времена архимандрита Игнатия Васильева (1853-1870). В 1855 года при архимандрите Игнатии установлен ежегодный крестный ход из пустыни в Порхов с иконой преподобного Никандра.
В 1918-1919 годах Порховский уезд был охвачен крестьянскими восстаниями. И центром столкновений безбожной советской власти и русских крестьян стал Никандровский лес.
9 ноября 1928 года принято решение об окончательном закрытии монастыря и выселении оставшихся монахов. Постройки монастыря были проданы на слом 13-й лёгкой танковой бригаде, базировавшейся на окраине Порхова, и были использованы для строительства военного городка.
К концу 1990-х годов пустынь представляла груду развалин, поросших лесом. После войны над руинами монастырской церкви Благовещения появился крест, поставленный руками боголюбцев. До недавнего времени паломник, поднявшись по тропинке на руины, мог видеть простую раку с металлическим крестом и иконой преподобного Никандра над тем местом, где под спудом покоились многоцелебные мощи преподобного. Они были положены туда в 1687 году, когда новый гроб «на том же месте, в стене, в землю опустили и землею покрыли». Прежде могила не имела ограды и была обложена известняком, на ней стоял деревянный крест и производила она впечатление суровой могилы аскета.
В 2000 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий ставит вопрос о необходимости возобновления в пустыни монашеской жизни. В 2001 году впервые в области на государственном уровне был проведен «круглый стол» по проблеме спасения Никандровой пустыни. Во встрече приняли участие более 30 организаций и священнослужители Псковской епархии во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. В итоге был создан попечительский совет.
В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у Святых врат воздвигнута и освящена первая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Неподалеку от нее построен храм в честь святых Царственных мучеников.
В сентябре 2003 года наместником Никандровой пустыни назначен игумен Спиридон (Иващенко).
В 2005 году построена часовня над источником преподобного Александра Свирского. Возведен храм в честь препп. Сергия и Германа Валаамских в деревне Любовец. Продолжаются работы по обустройству храма в честь свв. Царственных мучеников, ведутся обширные работы по благоустройству территории и быта насельников пустыни, начинается подготовка к строительству храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
7 октября 2010 года в день памяти преп. Никандра в Благовещенском соборе впервые была отслужена Божественная Литургия священноархимандритом обители митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием. «Монастырь «Никандрова Благовещенская пустынь» включен в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Уставные богослужения совершаются 4 раза в неделю. В остальные дни в 6:00 братский молебен и монашеское утреннее правило.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Первоначальный деревянный собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в конце XVI века основателем пустыни и первым ее настоятелем игуменом Исаией по благословению митрополита Новгородского Александра. В 1673 году он, вместе с другими церквами и прочими зданиями, сгорел, но, благодаря щедрым даяниям царя Алексея Михайловича (отца Петра I) и пожалованным им землям, обитель смогла восстановиться. В конце XVII века построен каменный Благовещенский собор, который простоял до конца 20-х годов XX века. Пожар 1791 года повредил его, но в 1792 году собор был восстановлен. В 1807 году пристроен новый алтарь, паперть и два придела, правый - преподобного Никандра, левый - апостолов Петра и Павла.
7 октября 2006 года, в день памяти преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца, после литургии в церкви Царственных Мучеников, архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием торжественно освящен закладной камень восстанавливаемого главного собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Он возводился из кирпича на том месте, где когда-то возвышался древний Благовещенский собор. 9 февраля 2010 года состоялось освящение и подъём куполов на строящийся Благовещенский собор. Чин освящения куполов совершил митрополит Евсевий с сослужившими ему наместником обители игуменом Спиридоном и духовенством епархии. 7 октября 2010 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий освятил новый Благовещенский собор.
7 октября 2006 года, в день памяти преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца, после литургии в церкви Царственных Мучеников, архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием торжественно освящен закладной камень восстанавливаемого главного собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Он возводился из кирпича на том месте, где когда-то возвышался древний Благовещенский собор. 9 февраля 2010 года состоялось освящение и подъём куполов на строящийся Благовещенский собор. Чин освящения куполов совершил митрополит Евсевий с сослужившими ему наместником обители игуменом Спиридоном и духовенством епархии. 7 октября 2010 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий освятил новый Благовещенский собор.
В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у Святых врат воздвигнута и освящена первая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Служение
Просветительская деятельность
фотогалерея
Социальная деятельность
Проживание и окормление лиц, проходящих реабилитацию от наркомании и алкоголизма.
В основном это молодые люди возрастом 20-35 лет, испытывающие известные трудности перемены образа жизни. Наличие положительных примеров пребывания реабилитирующихся в нашем монастыре предполагает и в дальнейшем продолжать этот вид социального служения.
В основном это молодые люди возрастом 20-35 лет, испытывающие известные трудности перемены образа жизни. Наличие положительных примеров пребывания реабилитирующихся в нашем монастыре предполагает и в дальнейшем продолжать этот вид социального служения.
фотогалерея
Контактная информация
Как добраться?
Проезд на машине:Псков – Загоска (поворот направо) – Любовец – Никандрова пустынь.
Из Петербурга через Лугу, из Москвы через Валдай и Лугу: По М-20 (E-95) Доезжаем до села Лудони - левый поворот - 22 км до села Павы. В Павах правый поворот и - до Дубровно - в Дубровнах правый поворот и до Загосок. В Загосках левый поворот на грунтовку и 10 км до монастыря.
Из Санкт-Петербурга: Автобус с автовокзала (Обводный канал, 36) «Санкт-Петербург – Хилово – Славковичи», «Санкт- Петербург –Хилово»
Поезд с Витебского вокзала поездами до станции «Дно» (поезда на Херсон, Великие Луки, Днепропетровск, Одессу, Оршу и др.) Затем пригородным поездом «Дно-Псков» до станции «Сосонье», оттуда автобусом до Хилово и далее - 10 км пешком через лес до Никандровой пустыни.
Доехать из Пскова до Хилово, оттуда пешком до Веснино и далее 10 км по старой монастырской дороге.