Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь г. Владимира Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Монастырь выполнял функцию форпоста на левом берегу Клязьмы на подступах к Владимиру.
В 1362 г., по прибытии в обитель, митрополит Киевский Алексий поставил игуменом своего ученика Пахомия Нерехтского.
Святитель Алексий дал указ построить деревянную церковь в честь святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Первоначально при монастыре была построена в 1362 г. соборная Царе-Константиновская церковь, которая в указе Синода 1752 г. уже числилась как соборная церковь во имя святых благоверных царей Константина и Елены. Несколько лет Пахомий управлял обителью, устраивал порядок жизни, назидая братию словом и делом. Восстановив монастырские порядки, Пахомий удалился в костромские земли, где основал Троицкий монастырь в с. Сыпаново, в котором почил с миром 21 марта 1384 г. и там же был похоронен.
В 1389 г. великим князем Василием Дмитриевичем «Костянти-новскому монастырю митрополичьему и съ селы» дана несудимая грамота, а в 1391 г. митрополит Киприан «по челобитью сиротъ монастырскихъ» дал своему домовому монастырю уставную грамоту, определяющую отношения монастырских людей к монастырю. Обязанности их по этой грамоте должны состоять в следующем: «большимъ людемъ изъ монастырскихъ селъ церковь наряжати, монастырь и дворъ чынити, хоромы ставить, игумновъ жеребей весь рольи враты взгокомъ, и сеяти и пожати и свезти, сено косити десятинами и во дворъ въ везти, язъ бити вешней и зимней, сады оплетать, на неводъ ходити, пруды прудить, на бобры имъ въ осенине поити, а истоки имъ забивати, а на Великъ день и на Петровъ день приходятъ къ игумену, что у кого въ рукахъ; а пешеходцемъ изъ селъ къ празднику рожь молоти и хлебы печи, солодъ молоть, пива варить, на семя рожь молотить; и ленъ даетъ игуменъ въ село и они прядутъ и сети и дели неводные наряжаютъ; даютъ изъ селъ все люди на праздникъ яловицу; а въ которое село игуменъ приедетъ въ братщину и сенцы даютъ по зобне овса конемъ игуменовымъ».
В 1478 г. митрополит Геронтий дал Константино-Еленинскому монастырю несудимую грамоту, по которой его (митрополита) наместники и тиуны «не въ езжаютъ и не высылаютъ къ архимандриту того монастыря ни почто, ни судятъ его, ни его чернцовъ, ни черницъ, ни слугъ монастырскихъ, ни христианъ, а судить и ведаетъ самъ архимандритъ; архимандрита же судитъ самъ митрополитъ».
В 1504 г. великий князь Иоанн III Васильевич подтвердил «Константино-Оленинскому» монастырю с его селами несудимую грамоту, по которой княжеские наместники и волостели игумена, священника и старцев монастыря и монастырских людей «не судятъ ни въ чемъ опричь душегубства и разбоя». В это время, по указанию данной грамоты, монастырю принадлежали села: Суромна, Константиновское (село Доброе) и деревня Пенки.
В начале XVII в. Константино-Еленинский монастырь не избег Литовского разорения, подобно Боголюбову монастырю.
В 1694 г. этому монастырю кроме села Доброго принадлежала деревня Суромна, да «въ Володимере внутри городе противъ Рожествена монастыря монастырской осадной дворъ да монастырская мельница на речке Сунгире».
В 1715 г. архимандрит Дионисий. В 1721 г. по ветхости зданий и скудности средств содержания Константино-Еленинский монастырь был упразднён и приписан к Боголюбову монастырю, но в 1727 г. по просьбе братии опять восстановлен и оставлен на прежнем основании под управлением игуменов.
По штатам 1764 г. монастырь сделан второклассным с настоятелем архимандритом.
В 1775 г согласно указу Святейшего Синода, за ветхостью зданий Константино-Еленинский монастырь был окончательно упразднён и братия его переведена в Николо-Волосовский монастырь, с настоятелем, братиями и церковной утварью, отчего тот иногда именовался Цареконстантиновским Николаевским монастырем.
Обитель была закрыта, храм был передан общине села Доброе.
В начале XIX в. Константино-Еленинская церковь была достроена, в 1865 г. расширена, и в трапезе устроено два придела. Престолов было три: в холодной во имя равноапостольных царя Константина и матери его Елены, в приделах теплых во имя Николая Чудотворца и во имя свят. Алексия, митрополита Московского.
В 1885 г. на средства крестьянина М.Д. Куликова рядом с церковью была построена кирпичная колокольня.
В церкви находился образ равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, древнего письма. Эту икону с 1771 г. ежегодно с 21 мая по 16 июня брали во Владимир и носили по домам вместе с иконой Боголюбской Божьей Матери.
Храм действовал до ареста в 1938 году служившего в нем архимандрита Иосафа (Хрисанфова).
Усилиями жителей села Доброе храм сохранил своё благолепие до 1960 г. Затем по указу местных властей всё было сломано, вывезено, частично сожжено.
В 1994 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.В январе 2003 года Свято-Боголюбовский мужской монастырь был переведен в помещения бывшего Константино-Еленинского прихода города Владимира.
Настоятель
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Утренние молитвы, полунощница
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 40 |
Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 40 |
Ранняя Божественная литургия
|
|
9 : 00 |
Поздняя Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
12 : 00 |
Водосвятный молебен.
|
|