Свято-Троицкий Параскевиевский Топловский женский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Неподалеку от с. Тополевка Белогорского р-на, в с. Учебное находится Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь. Расположен он в урочище Топлу, на одном из уступов г. Каратау (или по-татарски Инчокрак), среди горного леса.У подножья Каратау из-под развалин древней церкви во имя св. преподобномученицы Параскевы течет источник, названный именем святой. В нем была найдена древняя икона с изображением св. Параскевы, хранившаяся впоследствии в монастырской церкви. Источник считался целебным. По народному поверью, именно здесь во II в. приняла мученическую кончину св. Параскева.
Открытию монастыря предшествовали события, связанные с именем болгарки Константины из села Кишлав (ныне с. Курское Белогорского р-на) — простой неграмотной девушки. Однажды она услышала голос, ясно звавший ее по имени. Она тут же, бросив все, ушла в глухое урочище Кизилташ, и жила там более восьми лет. После того, как в Кизилташ прибыли монахи, основав киновию св. Стефана Сурожского, Константина переселилась в урочище Топлу. Со временем здесь поселились несколько сестер, которые своими силами построили возле источника небольшую часовню, где читали псалтырь по усопшим.
Все усиливающееся в народе верование в чудодейственную силу источника вызывало настоятельную потребность в открытии монастыря, но дело осложнялось тем, что целебный источник находился в частных владениях. После присоединения Крыма к России в 1783 г. правительство награждало своих подданных землями, оставшимися после выхода татар в Турцию. Императрица Екатерина II пожаловала своему камердинеру, греку Захару Константиновичу Зотову, земли в Судакском округе, в т.ч. и урочище Топлу. Впоследствии наследница этих земель, Ангелина Ламбири, передала 230 десятин земли с источником в дар обители.
В 1863 г. была построена церковь во имя св. Параскевы, а годом позже вышел указ Святейшего Синода об учреждении женского общежительного монастыря. В первые три десятилетия существования обитель возвела все необходимые постройки, была расширена и реконструирована первая монастырская церковь во имя св. Параскевы, заложен новый храм — двухэтажный собор во имя Св. Троицы, строившийся по проекту архитектора В. А. Фельдмана. Этот храм был велик по размерам и мог составить украшение любой обители. Достроен он не был.
В монастыре хранились частицы честной мощей св. преподобномученицы Параскевы и св. великомученика и целителя Пантелеимона, а также частица Честнаго Животворящего Древа Креста Господня. Эти святыни были получены из Афонского Пантелеймоновского монастыря. Казанскую икону Божией Матери, украшенную жемчугом и бриллиантами, пожертвовал монастырю в 1890 г. граф Н. Ф. Гейден. Ежегодно с этой иконой совершался крестный ход в Феодосию, где находилось подворье монастыря. В 1919 г. монастырь был разграблен, и святыни эти исчезли.
В начале 20-х годов обитель преобразовали в сельскохозяйственную артель «Женский труд». В 1928 г. артель ликвидировали, создав здесь совхоз «Безбожник». Впоследствии на территории бывшего монастыря располагался пионерлагерь.
В 1992 г. была отслужена первая после закрытия монастыря Божественная литургия. Сейчас в обители два храма. Над целебным источником и над надгробием последней настоятельницы построены часовни. Неподалеку от монастыря находится источник во имя св. Георгия Победоносца. В монастыре хранится крест с частицами мощей преподобных отцев Киево-Печерских.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
В нескольких минутах ходьбы от обители находится пещерка Константины. Место, где 7лет подвизалась болгарка Константина в посте и молитве. Отшельница долго жила здесь одна, а соседи-болгары приносили ей скудное пропитание. Впоследствии к ней присоединились несколько женщин, и здесь основалась как бы киновия – прообраз будущей обители. Над источником была выстроена маленькая часовенка, где эти женщины читали по усопших псалтирь, за что им приносили скромные продукты.
Константина непрестанно молилась о том, чтобы возле источника была не просто небольшая часовня, а церковь. Ей указывали на трудности, на отсутствие средств, но она с полной уверенностью отвечала, что деньги у нее есть. “Где же они?”, – спрашивали у нее. “На людях”, – отвечала Константина, и неутомимо собирала пожертвования для достижения желанной цели.
Мы немногое знаем о Константине. Она была неграмотна: не умела читать, не знала молитв, молилась своими словами, но ее неграмотность не была чем-то необычным, в то время почти полное отсутствие образования у болгар-колонистов являлось нормой. Носила власяницу, а поверх ее суконный черный болгарский сукман (род кафтана). Была очень некрасива: маленькая, худая, морщинистая, с вечно растрепанными волосами – но что такое внешность в сравнении с теми духовными сокровищами, которыми так щедро наделил Господь эту простую болгарку! Никто, да и она сама, не знал, сколько ей лет. “Может пятьдесят, а, может, и сто”, – усмехаясь, говорила она. Действительно, на вид определить ее возраст было затруднительно – женщины-болгарки, красивые в молодости, быстро старели и уже к тридцати годам зачастую казались старухами. В конце своей жизни Константина приняла полный монашеский постриг, наречена была Параскевою.
Она умерла в 1874 г. Ни могила, ни памятник до наших дней не сохранились, они были уничтожены после закрытия монастыря. По молитвам Константины (м.Параскевы) многие находят утешение, исцеление.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Крестный ход
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 30 |
Акафист преподобной Параскеве игумении Топловской. Утренние молитвы.Часы. Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 30 |
Утренние молитвы. Часы. Божественная литургия.
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Утренние молитвы. Часы. Божественная литургия.
|
|
Игумении Параскеве (Родимцевой) предстояли многие труды, но одним из главных дел стало строительство собора во имя Живоначальной Троицы. Несмотря на то, что церковь св. Параскевы была перестроена и расширена, она все-таки была невелика для растущей обители. Огромно было желание сестер построить новый храм во имя Живоначальной Троицы, так как церковь святой Параскевы была мала, и вновь возведенные монастырские постройки скрывали ее от глаз паломников, но не хватало денег. Монастырский совет решил постепенно готовиться к строительству и испросил разрешение в Управлении Государственных Имуществ заготавливать камень на горе Оби-кир, что в пяти верстах от обители. Матушка игумения решилась начать строительство величественного храма. Владыка Мартиниан благословил это решение и 24 июля 1894 года с духовенством совершил торжественное освящение места и закладку нового храма.
Проектировал новый храм архитектор Валентин Августович Фельдман. Планировалось построить его в чисто русском стиле XVII в., двухэтажным. В нижнем этаже располагалась бы церковь во имя св.прпмчц. Параскевы, усыпальницы и отопительные паровики. Верхний храм должен был быть трехпрестольным: главный престол во имя Святой Троицы, северный – Архистратига Михаила, южный- Успения Божией Матери. Верхний храм рассчитывался на 700, а нижний на 200 человек. Сметная стоимость собора составляла сто тысяч рублей.
Сумма эта для монастыря была огромной , обитель такими средствами не располагала. Преосвященный Мартиниан ходатайствовал о помощи в строительстве перед обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым, и тот прислал из Медынцевского благотворительного капитала 3000 руб., граф Н.Ф. Гейден в память о рождении дочери Марии пожертвовал 9000 руб. Помещик Таврической губернии П.В.Попов принес в дар еще 5000 руб. Благодаря этим трем крупным вкладам можно было вести строительство и пригласить опытных строителей. По заключенному с подрядчиком условию сооружение собора должно вестись в течение 10 лет, и закончить его не позже 1905 года. Строительство собора не было закончено по причине войны, революции, закрытия монастыря. В 1929 году собор был взорван.
Сейчас милостью Божией собор в честь Живоначальной Троицы восстанавливается.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Крестный ход. Утренние молитвы.Часы. Божественная литургия
|
|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
В 1897г. была начата постройка больницы на 12 коек с домовой церковью во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», богадельни для престарелых и нескольких келий. 12 октября 1899г. состоялось освящение церкви и больницы, которое совершил епископ Таврический Николай в сослужении благочинного крымских монастырей архимандрита Исидора и монастырского духовенства. Церковь соединялась с больницей коридором. Ее иконостас прекрасно расписали сестры монастыря. Все эти постройки были возведены, когда монастырем управляла игумения Параскева.
В советское время храм, как и весь монастырь, был закрыт, сильно пострадал. В годы возрождения обители в храме проведены восстановительные работы, стены украсили росписи, в храме ведутся богослужения.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Крестный ход. Утренние молитвы.Часы. Божественная литургия
|
|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Акафист преподобномученицы Параскеве
|
|
По благословению владыки Алексия 17 сентября 1862 г. был образован строительный комитет, который должен был изыскать средства и приступить к постройке храма при источнике. Комитет состоял из настоятеля Кизилташской киновии игумена Парфения (убитого татарами 22 августа 1866 г.), священника из с.Салы (ныне с.Грушевка) Иоанна Новицкого, кишлавского церковного старосты Иова Узунбеева и кишлавского дьячка Стефана Михо. Игумену Парфению выдали из консистории сборную книжку для пожертвований, а дьячок Михо должны был смотреть за строительным материалом.
Средства для строительства церкви были собраны очень быстро, и уже в мае 1863г. строительный комитет приступил к сооружению храма, который был построен в невиданно короткие сроки, почти за два месяца, и к 22 июля того же года был полностью закончен. Строительство осуществилось так стремительно благодаря необыкновенной энергии и хозяйственной деятельности кизилташского игумена Парфения. Он создал в короткий срок из убогой киновии процветающую обитель во имя св. Стефана Сурожского, и теперь по благословению владыки Алексия помогал новому монастырю, часто приезжая сюда верхом через горы из Кизилташа. Первая монастырская церковь во имя св. преподобномученицы Параскевы – в какой-то мере памятник игумену Парфению, принявшему мученическую кончину от рук убийц.
Храм вышел небольшим, площадью всего 5 кв. саженей, но этого на тот период было достаточно. Он был окружен крытой галереей, где стояли молящиеся. Пол в храме был деревянный, а в галерее – глиняный, монахини ремонтировали его каждую неделю, гладко заделывая трещины и выбоины. Высокопреосвященный Алексий распорядился, чтобы в церковь были переданы церковная утварь, священнические облачения и колокол весом в 12 пудов, из вещей, собранных странником Андроником, впоследствии иноком Кизилташской киновии. Два других колокола строительный комитет приобрел в Симферополе. Одежда на престол и жертвенники была выдана из архиерейской Крестовой церкви.
В день памяти св. преподобномученицы Параскевы, 26 июля 1863 г., Владыка Алексий при большом стечении народа торжественно освятил вновь сооруженную церковь, и с того дня в ней начались богослужения.
В 1887 году, по благословению владыки Мартиниана, церковь перестроили и увеличили по плану, составленному гражданским инженером Агиенко. Сквозную галерею, окружавшую храм, обнесли каменной стеной и непосредственно соединили с церковью. 24 июля 1888г. преосвященный Мартиниан вновь освятил перестроенный храм. В том же году к церкви пристроили новую каменную колокольню, крытую железом; кресты с шарами на церкви и колокольне были вызолочены. Заново отделали и иконостас в храме: выкрасили светло-розовой краской и позолотили. Перед клиросами устроили два боковых небольших иконостаса, также крашенных с позолотою. На устройство этих иконостасов Т.И.Мальчевская пожертвовала 300 рублей.
В советское время храм, как и весь монастырь, был закрыт, сильно пострадал. В годы возрождения обители в храме проведены восстановительные работы, стены украсили росписи, в храме ведутся богослужения.
Под сенью деревьев, в тишине монастырского кладбища находятся часовня и могилка дорогой для нас преподобной матушки Параскевы.
Тридцать девять лет игумения Параскева управляла Топловской обителью, на ее глазах и ее стараниями бедная обитель превратилась в крепкое, хорошо налаженное хозяйство. За труды на пользу обители в 1894 году матушка Параскева была удостоена самой высшей награды, какую только могут иметь монашествующие женщины — наперсного креста.
Тяжело было видеть игумении Параскеве, как постепенно гибнет созданная ею обитель. Еще в 1922 году она написала завещание, но пока жил монастырь, билось и ее сердце. 16 декабря 1928 года в воскресенье игумения почувствовала себя плохо и через полтора часа умерла от паралича сердца. Она успела исповедаться и причаститься, простилась с сестрами, всех благословила и сама приняла благословение от иеромонаха Ювеналия (Литвиненко). Похоронили игумению Параскеву на монастырском кладбище. Но ее могила была разорена искателями «сокровищ». Вначале 1980-х годов рабочие хотели взять с монастырского кладбища памятник для братской могилы. Но когда надгробие подняли и перевернули, оказалось, что оно принадлежит игуменье Параскеве, о чем свидетельствовали слова: «Зде покоятся честныя мощи игумении Параскевы. Молитвенная свеча души ея полвека горела любовию велией и пламенной, прошениями об обители сей святой ко Господу. Любим, кланяемся ти, добрая и мудрая. мати наша. 3. XII. 1928 (ст. ст.)». Сейчас оно находится внутри часовни, посетители монастыря стремятся побывать здесь и приложиться к святыне, прося здоровья и благополучия.
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Крестный ход. Утренние молитвы.Часы. Божественная литургия
|
|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Акафист в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Крестный ход. Утренние молитвы.Часы. Божественная литургия
|
|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Акафист преподобномученицы Параскеве
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Крестный ход
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 30 |
Акафист преподобной Параскеве игумении Топловской. Утренние молитвы.Часы. Божественная литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 30 |
Утренние молитвы. Часы. Божественная литургия.
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Утренние молитвы. Часы. Божественная литургия.
|
|
Служение
По милости Божией в течении нескольких лет монастырь оказывает помощь заключенным, которые обращаются к нам, прося наших молитв, моральной поддержки и материальной помощи. Конечно, мы не в силах удовлетворить все их нужды, но как иногда важно в жизни почувствовать доброту и заботу, сострадание и молитву, особенно тогда, когда ты близок к отчаянию, озлоблению и чувству ненужности в этой жизни. Не напрасно и Господь в Своей притче о Страшном Суде упомянул о необходимости сострадания к нуждающимся и к заключенным. Господь пострадал за нас и для Него дорог каждый человек.
В настоящее время ведутся работы по восстановлению взорванного в советское время Собора в честь Живоначальной Троицы. Обитель столкнулась со многими трудностями. Она нуждается в Вашей помощи, как для строительства Собора, так и для продолжения дела помощи заключенным.
В пользу заключенных принимаются денежные пожертвования для покупки лекарств и отправки посылок, пожертвования продуктами (годными к почтовой пересылке, не скоропортящимися), вещами, предметами первой необходимости и гигиены. Если у Вас есть возможность и благое произволение, то Господь примет Вашу милостыню, оказанную ради Него и ради спасения страждущих.