Свято-Успенская Киево-Печерская лавра Киевской епархии Монастыри УПЦ МП
История
Согласно древнему Преданию Церкви святой апостол Андрей Первозванный, путешествуя с христианской проповедью по землям скифов, благословил холмистый берег Днепра, обратившись к своим ученикам со словами: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути». Так, вместе с первыми храмами Киевской Руси, лаврская обитель стала исполнением пророческих слов апостола.
В 1051 г. в стольном граде Киеве во время княжения Ярослава Мудрого и митрополичьего служения святого Илариона, Промыслом Божиим начала свое существование Киево-Печерская Лавра. Чудесным повелением Царицы Небесной, явившейся в видении духовнику преподобного Антония на далекой Афонской Горе, и благословением самого преподобного Антония была устроена обитель, ставшая неисчерпаемым источником благодатной молитвы.
Скоро высокий духовный подвиг преподобного Антония стал широко известен и привлек горожан, приходивших к нему за благословением и духовными советами. Частыми посетителями пещерного монастыря становятся князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и киевская знать, пожертвовавшие средства на постройку наземного храма и келий, когда пещеры стали тесны для быстро растущего числа братии. Случилось это около 1062 г.: преподобный Антоний поставил первым игуменом преподобного Варлаама, а сам удалился на сорок лет в отдаленную пещеру.
После перевода преподобного Варлаама настоятелем в построенный князем Изяславом Свято-Дмитриевский монастырь, преподобный Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия (†1074) — как самого кроткого, смиренного и послушного. Когда в монастыре было уже около 100 монахов, преподобный Феодосий послал одного из иноков в Константинополь к скопцу Ефрему, чтобы переписать Студийский устав и принести его в Киев. Задание было выполнено. В это же время в Киев прибыл митрополит Георгий, и с ним — один из иноков Студийского монастыря Михаил, сопровождавший его и передавший монастырю монашеский устав. На основании этих двух вариантов и был создан устав Печерского монастыря. Этот общежительный устав впоследствии принимают все монастыри Киевской Руси.
Важным событием в жизни Киево-Печерского монастыря стали закладка и построение храма Успения Божией Матери. В 1091 г. в храме были положены мощи преподобного Феодосия. Преподобный Антоний, согласно его завещанию, был погребен под спудом в Ближних пещерах.
Укрепляя первых Печерских иноков и назидая на их примере всю Русь, не так давно принявшую Святое Крещение, Господь явил в Лавре множество чудес и знамений. Сила подвигов и молитв преподобных Печерских изумляла их современников и все последующие поколения верующих.
Монахи Киево-Печерской обители и, в первую очередь, затворники отличались высокой нравственностью и подвижничеством. Это привлекало в Лавру образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. До начала XIII века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов.
Многие Печерские иноки становились миссионерами и отправлялись проповедовать христианство в те области Руси, где население исповедовало язычество. Часто проповеди монахов и обращения их к князьям были направлены против раздиравших Киевскую Русь усобиц, призывали к сохранению целостности великокняжеской власти и порядка наследования княжеского престола представителями киевской династии.
С Киево-Печерским монастырем связано летописание. Первым известным летописцем был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Автором Печерской летописи считается преподобный Нестор Летописец, около 1113 г. окончивший свою гениальную «Повесть временных лет». В первой четверти XIII в. в монастыре было создано уникальное произведение — «Киево-Печерский Патерик», основу которого составили рассказы инока Поликарпа, а также послания Симона, епископа Владимиро-Суздальского.
Играя значительную роль в объединении восточнославянских земель, являясь духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Печерская обитель пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах.
Начиная с 40-х годов XIII ст. и до начала XIV в. Киево-Печерская Лавра была свидетельницей татаро-монгольских нашествий и вместе с народом претерпевала бедствия. Золотоордынские ханы, понимая значение Киева для восточных славян, всячески препятствовали возрождению города. От татарских набегов монастырь, как и весь Киев, сильно пострадал также в 1399 и 1416 гг. Источников, сообщающих о жизни Лавры в этот период, сохранилось мало. В связи с тем, что Чингисхан и его преемники, в силу своего суеверия (они почитали божества различных религий), проявляли веротерпимость, есть основание полагать, что жизнь и богослужения в монастыре не прекращались.
Митрополит Макарий (Булгаков) считает, что иноки жили не в самой обители, а вокруг нее, «по дебрям и лесам, в уединенных пещерах, и тайно сходились в один уцелевший от разорения придел церкви для совершения богослужения».
В середине XIV в. начинается литовская экспансия на Украине. Несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, исповедовал первоначально языческую веру, а затем после принятия Кревской унии (1385 г.) между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полнокровной жизнью. Об этом свидетельствует, в частности, такой факт: юноша Арсений, родом из Твери, принявший во второй половине XIV в. постриг «…возрадовался духом, нашедши в Киево-Печерском монастыре иноков, которые сияли добродетелями, как звезды на тверди небесной, и, стараясь подражать им, в продолжение многих лет проходил разные степени послушания…»
Печерский монастырь оказал определенное влияние и на развитие Церкви в сопредельных русских землях в бедственное для них время. Так, во второй половине XIV в. постриженик Киево-Печерского монастыря Стефан, Мохринский Чудотворец, основал недалеко от Москвы Мохринский, а в Вологодской земле — Авнежский монастыри. Тверской епископ Арсений основал в своей епархии Желтоводский Успенский монастырь. В конце XV в. печерский постриженик Кузьма Яхромский основал монастырь на р. Яхроме во Владимирском уезде (недалеко от Москвы).
В этот период Печерский монастырь пользовался такой славой, что нередко некоторые русские князья приходили в Лавру и оставались жить в ней навсегда, причем некоторые из них и сами прославились как знаменитые подвижники. В частности, здесь в 1439 г. монашество с именем Феодосий принял известный полководец князь Феодор Острожский, передавший обители свои богатства.
К концу XVI в., преодолевая различные трудности, связанные с окатоличиванием украинских земель, а также вмешательств во внутреннюю жизнь Лавры короля и магнатов, монастырь, отстраивая храмы и приобретая новые земли, активно возрождается. Уже не имея прежней славы, бывшей в первые века его существования, он остается одним из крупных духовных, просветительских и культурных центров Украины. И новая волна возрождения духовного авторитета Печерского монастыря поднялась в период борьбы с унией, когда обитель возглавили выдающиеся деятели той эпохи: архимандриты Никифор Тур, Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, св. митрополит Петр Могила, Иннокентий Гизель и другие. Так с именем Елисея Плетенецкого связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часословец» (1616-1617 гг.). В 1680-90-х годах в Лавре инок Батуринского Крупицкого монастыря, будущий святитель Дмитрий Ростовский, составляет «Жития святых», которые и поныне являются любимым чтением христиан.
С 1786 г. Киевские и Галицкие митрополиты были одновременно настоятелями (священноархимандритами) Печерской Лавры. Первым лицом после настоятеля в Лавре был наместник — как правило, иеромонах или игумен, позднее — архимандрит. Всеми делами монастыря управлял Духовный Собор во главе с наместником. В его состав входили руководители лаврских ведомств.
Киево-Печерскую Лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и Николай II, Александр I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета… Посещая Лавру, цари так же как и подданные брали благословение у настоятеля, прикладываясь к его руке. Романовы передавали в дар обители лично либо через своих посланцев золотые кресты и лампады, усеянные алмазами оклады богослужебных книг, ризы золотого шитья, парчу и кипарисовые гробницы для усопших угодников.
Среди дарителей имена великокняжеские, граф Шереметьев и княгиня Гагарина, граф Румянцев-Задунайский (погребенный в Успенской церкви) и князь Потемкин, гетман Мазепа, графиня Орлова-Чесменская и сотни других. Значительные суммы на содержание Лавры жаловались дворянами, купцами, промышленниками, иностранцами. Даже простолюдины, при своем весьма скромном достатке, считали христианским долгом пожертвовать Лавре часть сбережений.
При Печерском монастыре существовали странноприимница и больница. До восьмидесяти тысяч паломников принимала ежегодно святая обитель на иждивение. Многие из них не только бесплатно проживали в лаврской гостинице, но и питались (за счет монастыря) хлебом и щами три, четыре и более дней кряду. И так на протяжении десятилетий!
Как и прочие монастыри империи, Лавра выделяла значительные средства на развитие образования: содержала собственную начальную школу, Духовное училище, ассигновала средства на обучение бедных учащихся Киевской епархии и даже установила пять стипендий в духовно-учебных заведениях Киева и Костромы «В память о чудесном спасении священной жизни Государя-Императора Александра II 4 апреля 1866 года».
В 1860 г. в Лавре открылось двухклассное народное училище для детей штатных служителей и жителей Киева. Впоследствии оно было названо лаврской двухклассной церковноприходской школой. В 1914 г. она принимала на обучение до 130-140 детей.
Существенными были пожертвования Лавры и других крупных монастырей в годы русско-японской и первой мировой войны.
Как видим, Киево-Печерская обитель всегда отзывалась на всякое благое, христианско-народное и церковно-общественное дело. Благотворительность, любовь к ближним создавали Киево-Печерской Лавре заслуженный авторитет. Свидетельство тому — щедрые подарки царствующих особ с сопроводительными документами «…о дарении в ознаменование особого расположения к Обители за труды и молитвы братии Лаврской во имя спасения душ человеческих».
Многие именитые люди хотели, чтобы после смерти их погребли на Лаврском кладбище. Подобное завещание оставил, в частности, генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев. Однако после смерти Шереметьева, последовавшей в Москве, по повелению Петра I тело покойного доставили не в Киев, а в Александро-Невскую Лавру Санкт-Петербурга. На Рождественском кладбище Лавры, в Большой Успенской церкви, на территории обители покоились многие выдающиеся деятели России и Украины, в том числе дочь упоминаемого Б. П. Шереметьева — Наталия (в монашестве — Нектария) Долгорукая. Нелегкая судьба этой женщины была у всех на слуху многие годы. Опальная княжна приняла схиму во Флоровском монастыре (в 1757 г., 43-х лет от роду). Деятельный человек, образованная женщина, она принимала участие в восстановлении Десятинной церкви и других киевских храмов. Скончавшаяся 3 июля 1771 г. монахиня Нектария с подобающими княгине и подвижнице почестями была погребена в Лавре.
В 1911 г. земля обители приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина — выдающегося государственного деятеля Российской Империи.
В Лавре сложился уникальный некрополь. В земле святой обители, в церквах и пещерах ее почивают: первый киевский митрополит Михаил, князь Федор Острожский, Елисей Плетенецкий, свт. Петр Могила, Иннокентий Гизель, десятки других выдающихся деятелей отечества.
После октябрьского переворота для Лавры начались самые трудные в ее истории времена. Согласно Декрету советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено достоянием народа. 29 сентября 1926 г. ВУЦИК и Совет народных Комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». Постепенная изоляция церковной общины, вытеснение ее новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена за сотню километров от Киева и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению и разрушению.
Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям Лавры был нанесен и в годы Великой Отечественной войны. 3 ноября 1941 года был взорван Свято-Успенский собор.
В конце 50-х годов под усилением давления партийно-политической системы заповедник превращается в рассадник атеистической пропаганды. В это время по указанию директивных партийных органов были засыпаны старинные колодцы Антония и Феодосия.
В 1961 г. решением вышеназванных органов действующий монастырь, возобновившийся на территории Нижней Лавры во время фашистской оккупации в 1941 г. был упразднен, его насельники изгнаны.
В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной печерской общине была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами; в 1990 г. передана территория Ближних пещер.
В 1994 году во главе братии Святой Успенской Киево-Печерской Лавры стал ее нынешний Наместник митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел. Владыка Павел пребывает в обители уже более двадцати лет, и за время его наместничества Лавра преобразилась, приобрела невиданное благолепие и красоту.
Помимо того, что были отреставрированы братские корпуса, паломнические дома, украшена территория, также умножилось число братии, что для любого монастыря является самым главным показателем жизни. Если вначале девяностых годов прошлого века количество братии исчислялось несколькими десятками, то теперь это – сотни. Сейчас в монастыре несут послушание более двухсот человек, из которых около ста в священном сане – священническом и диаконском.
Монастырь развивается и успешно существует в разных направлениях духовной, культурной и социальной жизни, полноценно работают такие структуры: издательский, паломнический, информационный, транспортный отделы, звукостудия, отдел социального служения, иконописные и прочие мастерские, свечной завод, швейный цех, лавки, где можно выбрать священнические облачения и повседневную одежду. Открыты несколько трапезных, рассчитанных на то, что Лавру посещают паломники, которые хотят причаститься Святых Христовых Таинств.
Также в Лавре своими силами братия выпекает просфоры и хлеб.
Регулярно проводятся православные фестивали, концерты, выступления творческих коллективов, выставки, ярмарки.
На территории современного монастыря расположены и Киевские духовные школы, возрожденные в 1989 году, работают православно-катехизаторские курсы.
Лавра является местом, где находится резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Со стороны холма над входом в Ближние пещеры под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).
Церковь во имя Всех Преподобных Печерских — второй наземный храм на территории Ближних пещер Киево-Печерской лавры. Здание, в котором расположена церковь, было построено в 1839 г. под руководством выдающегося русского военного инженера Павла Дзичканца в качестве братских келий. В 1872 г. на втором этаже его была устроена и освящена церковь в честь Всех Преподобных Печерских. Проект перестройки разработал военный инженер О. Ветринский. Каменная, просторная и теплая церковь еще в XIX в. стала любимой среди братии и прихожан, почему за ней и закрепилось название «Теплого» храма.
В 2002 г. храм был реконструирован. Архитектурно-строительные работы возглавил инок Макарий (Гречанюк). Расписали церковь под руководством Олега Боровика ровенские иконописцы, выполнившие прежде росписи братской трапезной и храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». В нижней части свода потолка по периметру храма изображены все преподобные отцы Печерские. Работы по изготовлению резного иконостаса, двух резных клиросов, киотов, престола и жертвенника возглавил архитектор Анатолий Бугринец.
Освящение храма состоялось 21 ноября 2002 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила.
Трапезная церковь — одна из церквей Киево-Печерской лавры, возведённая в 1893-95 гг. в русско-византийском стиле по проекту академика архитектуры В. Н. Николаева на месте трапезной 1684—1694 гг., которую разобрали «за ветхостью».
Внутреннее убранство здания разработано Щусевым. Мраморные иконы выполнены в псевдорусском стиле. Над украшением храма работали живописцы Иван Ижакевич, Г. Попов и др. Сзади трапезной имеется площадка, с которой можно наблюдать панораму Ближних и Дальних пещер, Днепра и Левого берега города Киева.
У стены трапезной церкви находятся могилы В. Л. Кочубея и И. Искры, казненных Мазепой в 1708 г. и П. А. Столыпина, убитого в 1911 г. В 1911 году после убийства Петра Столыпина в трапезной проходили траурные мероприятия.
Главный соборный храм Киево-Печерской Лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей.
Заложен в 1073 году по инициативе преподобного Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича. Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы: «Меру же Я послала — пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого, знатный варяг Шимон Африканович, от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды — Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы.
Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы: Образ Успенского храма дважды является в воздухе. Один раз над полем битвы, другой — в бурю; оба раза он служит спасению — по воздуху переносится Шимон, и ветром прибивает к берегу корабль Шимона. «Свыше» даются, кроме зрительного образа, и пропорции, и точные размеры храма. Как и во влахернском чуде, «забота» Богоматери ведет к обращению язычников в православие.
П. А. Раппопорт отмечает, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неукоснительно сохранялся».Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты и дворянства. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко. В таком виде собор сохранился до середины XX века.
После революции 1917 года года началось планомерное разграбление и уничтожение православных святынь. На территории Лавры против воли прихожан и духовенства закрывались храмы. С 20- х годов Успенский собор был уже единственным действующим храмом Верхней Лавры, но руки безбожников не дрогнули покуситься на главную святыню народа Божия. 3 ноября 1941 года в сердце Верхней Лавры грянул взрыв. Великая церковь обратилась в руины.
21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание возрождаемой Великой церкви.
Спустя два года, 24 августа 2000 г. Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, восстановленный из руин под руководством народного архитектора Украины Граужиса Олега Александровича (1944-2018 гг.) в том виде, в котором он существовал с XVIII по XX в.
Освящение каменного храма над входом в Ближние пещеры было совершено в 1700 году, о чем свидетельствует надпись на южной стене здания:
«…создана Церковь сия при Пещере Преподобного отца нашего Антония в честь Воздвижения Животорящего Креста Господня коштом Полковника Полтавского Павла Герцика, в лето от Рождества Христова 1700 и освящена Преосвященным Митрополитом Киевским Варлаамом Ясинским и Всечестным Архимандритом Киевопечерския Лавры Иоасафом Кроковским, месяца Декабря 13 дня, тщанием Киевопечерския Лавры Всечестнаго Архимандрита Зосимы Валкевича и прилежным старательством тоя Преподобноаго Антония Пещеры Блюстителя, Соборного Старца Иеромонаха Антония Сумницкого, для приношения в ней безкровной жертвы о оставлении грехов всех православных Христиан…»
В лаврском Крестовоздвиженском храме собрано множество святынь, но и непосредственно сам храм можно назвать святыней, драгоценной жемчужиной монастыря. Здесь десятки поколений монахов совершали и ныне совершают уставные богослужения. Возможно, именно поэтому создается впечатление, что суровая красота Крестовоздвиженского храма «проповедует» о мужественной величавости монашеского подвига.
С особой любовью неоднократно отмечали и лаврские прихожане, что, переступая порог этой поистине величественной церкви, с горячей молитвой они устремляются к Творцу. Действительно, пребывая в этом удивительном доме Божием, сердцем чувствуешь необъяснимую связь времен, течение которых свидетельствует о том, что в различные периоды земной истории православная вера живет вопреки трудностям. Размышляя об этом в тиши монастырских стен, понимаешь, что одна лишь мысль о Боге возгревает сердце человека любовью, которая, став ориентиром, может спасти даже тогда, когда кажется, что все потеряно.
Над Царскими вратами Крестовоздвиженской церкви неизменно находится список образа Успения Пресвятой Богородицы – наместной иконы Киево-Печерской Лавры. Традиционно по завершении Божественной Литургии этот образ опускают, чтобы верующие имели возможность поклониться святыне. Но в течение полутора лет это не представлялось возможным по причине проведения внутренних ремонтно-восстановительных работ. Как ожидали православные души возобновления богослужений в этом храме!
22 марта 2014 года в день памяти 40 мучеников Севастийских под древними церковными сводами вновь зазвучала монашеская молитва, после ремонтных работ началась новая жизнь Крестовоздвиженской церкви.
В глубине Экономической улицы величественно возвышается над Экономическими воротами церковь Всех Святых. Церковь Всех Святых посвящена празднику, который отмечается в первое воскресенье после Троицы.
Построена она в 1696-1698 годах по типу крестово-купольной пятиглавой украинской деревянной церкви на средства гетмана Ивана Мазепы, родовой герб которого ныне украшает северный фасад храма (восстановленный в 1996 г.).
Церковь Всех Святых строилась одновременно с Экономическими воротами, поэтому некоторые исследователи считают, что она построена по проекту архитектора Д.Аксамитова, который был автором проекта Экономических ворот. Также он построил и крепостные стены, примыкающие с обеих сторон к этому храму.
Церковь Всех Святых — двухъярусное сооружение. Она поражает своей изысканностью и богатством украшения, стройностью и четкостью объемов.
Вход в церковь находится с южной стороны и проходит через аркаду. Из аркады к храму ведет галерея.
Особое впечатление производит интерьер церкви.
О первоначальном виде храмовой живописи нет никаких сведений.
Украшением церкви Всех Святых является резной позолоченный иконостас. Интерьер церкви дополняют два мраморных мозаичных киота, установленные на южной и северной стенах.
Церковь не только замечательно оформлена, но имеет и хорошую акустику. Во время ремонта под чугунными плитами пола (подарок промышленника И.Демидова), по линии иконостаса, а также в алтаре в песчаной прослойке, найдено большое количество керамических кувшинов, зарытых в песок горловиной вниз в пять рядов. Сосуды были разных форм и размеров. Такие кувшины применялись как резонатор для усиления звука в храмах, а также для облегчения конструкции строения.
Памятник архитектуры XVII—XIX вв. в составе ансамбля Дальних пещер Киево-Печерской лавры .
В 1679 г. «житель Печерского местечка Александр Емельянович Новицкий соорудил на свои средства церковь Зачатия св.Анны на Дальних пещерах. Это было трехчастное каменное сооружение, завершенное тремя куполами и окруженное деревянным опасаньем. Церковь была возведена на месте, постоянно подвергавшемся сдвигам почвы. Около 1763 г. каменные купола и своды пришлось разобрать и заменить деревянной крышей с одним куполом, а стены укрепить контрфорсами. Тогда же прокопан ныне существующий вход из церкви в пещеры. Крышу церкви ремонтировали в 1780 и 1784 гг. В 1796 г. гонтовую кровлю заменили железной, а купол позолотили.
Однако в 1808 г. в кладке вновь появились опасные трещины, и было принято решение капитально перестроить храм. Мастера Василий Сериков и Павел Кукунин вначале укрепили деревянную крышу церкви на столбах, после чего полностью разобрали старые стены до фундамента и возвели новые. Строительные работы были закончены в сентябре 1809 г. В 1818—19 гг. сооружены бронзовые престол и жертвенник с серебряными коваными украшениями. В 1823 г. церковь преобразовали в теплую. Существующий дубовый иконостас изготовлен в Москве по проекту архитектора П.Кудрина в 1880 г. В это же время грушевидный купол заменили шатром, еще позже появилась внутренняя стенопись.
Здание реставрировано в 1973—75 гг., а настенная живопись и иконостас — в 1977—78 гг.
Когда в 1988 году на территории Дальних пещер Лавры был возрожден действующий монастырь, братия сразу же приступили к работам по восстановлению храма и в скором времени в нем вновь затеплилась лампада монашеской молитвы.
Начиная с 2002 года, трудами наместника Лавры архиепископа Павла, проводились реставрационные работы по возвращению храму прежнего благолепия. В декабре 2008 года труды были увенчаны торжественным освящением церкви. В продолжение 2009–2010 гг. осуществлялась роспись. В октябре 2010 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил освящение храма, который после обновления вновь принял под свои своды верующих.
Храм существовал при паломнической больнице монастыря, расположен на втором этаже корпуса № 68 Лавры. Храм «Всех скорбящих Радость» строили поэтапно.
В 1849 — 1851 годах было возведено двухэтажное здание с паломнической больницей на втором этаже.
В 1864 — 1866 годах с востока добавили двухэтажное крыло с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на втором этаже. В 1868 году был установлен деревянный иконостас. В северной палате стояла деревянная модель Успенского собора, в котором хранился ковчег со Святыми Дарами для причащения больных.
В советский период храм потерял старинные наряды.
Возвращен в монастырское владение в 2003 году. За несколько лет трудами братии Лавры в корпусе были проведены капитальные ремонтные работы, возрожден храм, восстановлены его купола.
6 ноября 2007 в день празднования иконы «Всех скорбящих Радость» наместник Лавры архиепископ Павел освятил купола храма.
24 октября 2009 года, в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялось освящение храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Чин освящения возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
Здание находится между Ближними и Дальними пещерами, первоначальное назначение здания — водокачка лаврского водопровода. В начале 1990-х годов её отремонтировали и устроили тут церковь, освящённую в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник». Выбор посвящения храма обусловлен тем, что рядом расположены два источника святой воды — колодцы св. Антония и св. Феодосия.
Церковь сооружена в 1913 году по проекту инженера-гидротехника С. Коклика и архитектора Е. Ермакова над артезианским колодцем, наличие которого было предусмотрено для улучшения дренажа печерских холмов.
Во время Великой Отечественной войны часовня сильно пострадала, был разрушен её верхний ярус. Восстановительные работы начались в конце 1980-х годов, проводились при участии Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.
В 2001 году церковь была освящена в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», которая была передана из Аннозачатиевской церкви.
Памятник архитектуры XVII ст. в стиле казацкого барокко. Находится на территории Киево-Печерской лавры рядом с Дальними пещерами. В настоящее время является храмом Киевской духовной академии и семинарии.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1696 году на месте деревянной.
Сначала церковь была трёхкупольной, трёхкамерной, что характерно для церковной деревянной архитектуры Киева того времени. В 1767 году ко всем четырём углам храма были сделаны пристройки, над которыми дополнительно установлены четыре декоративные бани, которые значительно обогатили силуэт церкви. Стены храма на углах и алтарной апсиде украшены пилястрами, которые вверху переходят в составной профилированный карниз. Портал оформлен колонками коринфского ордера.
Деревянный иконостас выполнен в 1784 году в стиле рококо. Он имел серебряные нарезные царские врата массой более двух пудов работы мастера Г. Чижевского. На их позолоту пошло 66 червонцев. Сейчас эти царские врата находятся в «Коллекции Гилбертов» лондонского музея «Сомерсет хаус».