Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский мужской монастырь Кишиневской епархии Монастыри Православной Церкви Молдовы

Адрес:
Республика Молдова, Приднестровье, с. Кицканы, ул. Ленина, д. 2
Телефон:
Канцелярия
(+373)557-40033

Экскурсионная служба
(+373)60267934
E-mail:
noulneamt@yandex.ru
Сайт:
Дата основания:
1864
дата восстановления:
1990

История

Ново-Нямецкий монастырь является преемником традиций Нямецкой Лавры, находившейся на территории Молдовы (современной Румынии). Большое место в истории Нямецкой Лавры занимала жизнь и деяния ее незабвенного игумена преподобного Паисия. Этот удивительный святой возродил духовное старчество на земле молдавской, установил в Нямецком монастыре устав и чин общежительной жизни, «верных на учил» непрестанной Иисусовой молитве.

Нямецкая Лавра, будучи большим религиозно-нравственным и просветительским центром своей страны, обладала огромными богатствами: имениями, угодьями, скотом и прочим имуществом - не только в Молдове, но и в Бессарабии.

Многих тайно привлекало это богатство. Так, правительство Александра Кузы приняло решение о подчинении Молдавской Православной Церкви государственному аппарату. Монастыри, в том числе и Нямецкая Лавра, были ограблены по «Закону о секуляризации монастырского имущества». В самой Лавре был нарушен устав преподобного Паисия Нямецкого. Постоянные гонения привели к тому, что иноки стали тайно покидать обитель и селились на территории Бессарабии, входящей с 1812 года в состав Российской империи. Таким образом, в конце 5О-х гг. XIX столетия разразившаяся гроза гонений и привела к основанию Ново-Нямецкого монастыря.

Имениями Нямецкой Лавры на территории Бессарабии управлял особый уполномоченный Лавры - иеромонах Феофан (Кристя), «муж образованный и преисполненный ревности в Боге и любви к людям...». Отец Феофан немедленно подал прошение архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Антонию, затем Святейшему Синоду Русской Православной Церкви и даже самому императору Александру II об устроении нового монастыря на вотчинах Нямецкой Лавры. В это же время иеромонах Феофан переписывался с духовником Лавры иеросхимонахом Андроником, бежавшим из обители и тайно прибывшим в Бессарабию. Они оба ревностно защищали устав преподобного Паисия, будучи учениками учеников преподобного, сами возросли и окрепли у кладезя паисианских творений. Именно эти два достойных мужа стояли у истоков основания Ново-Нямецкого монастыря.

Румынское правительство всячески чинило препятствия основанию новой обители. Великие испытания и бедствия претерпели ново-нямецкие иноки. И все же с Божией помощью осуществили святое дело. Первые монахи прибыли сюда 26 сентября 1862 г. Высочайшее разрешение на устройство монастыря последовало 13 (26) января 1864 года. Эту дату должно считать основанием Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря. И на землях, подаренных Нямецкой Лавре еще в 1429 году господарем Александру чел Бун, в имении Кицканы началось устроение нового мужского монастыря, в котором действовал устав преподобного Паисия Нямецкого. Оценив труды и заслуги иеромонаха Феофана, братия избрала его игуменом Ново-Нямецкого монастыря (1864-1883).
Из Румынии был привезен список с Нямецкой чудотворной иконы Божией Матери, а художник по металлу Феодор Верховцев изготовил оклад к иконе, поражающей красотою Лика и мастерской работой. Икона прославилась многими чудесами.

С первых дней существования Ново-Нямецкая обитель находилась в дружеских отношениях со многими представителями Поместных Церквей и со старцами Святой горы Афон. В 1881 году Патриарх Константинопольский Иоаким III пожертвовал монастырю некоторые частички святых мощей. В 1866 году Патриарх Иерусалимский Кирилл подарил монастырю серебряный с позолотой крест с частицею от Животворящего Креста Господня, а также частицу святого камня от гроба Господа нашего Иисуса Христа, частицы святых мощей Святителя Модеста, патриарха Иерусалимского, и священномученика Харлампия.

Эти частички святых мощей вместе с другими легли в основание ковчега, изготовленного в 1882 году. Он выглядит как гроб, изготовленый из позолоченной бронзы. На углах крышки изображены херувимы, а в середине вычеканен крест. На гробнице написано: «Сия гробничка для святых мощей устроена в царствование Благочестивейшаго Государя Императора Александра III Александровича, при Высокопреосвященнейшем Павле, Архиепископе Кишиневском и Хотинском, при игумене Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря Феофане, с братиею, 28 марта 1882 года». С внутренней стороны этой крышки, тоже бронзовой, позолоченной через огонь, очень изящно вычеканены образа тех святых, частички которых там покоятся. Мощи поставлены на кипарисовой доске, в серебряном окладе под стеклом с надписью имен святых. В центре между мощами находится тот самый крест с частичкой от Креста Господня и камень от Гроба Господня, подаренный Кириллом, Патриархом Иерусалимским. Крышка гробницы закрывается внутренним замком.

Игумен Феофан позаботился и о благоустройстве монастыря. Его стараниями был построен соборный храм в честь Вознесения Господня (1867-1878 гг.). В 1883 году авва Феофан отошел ко Господу, оставив своим преемником иеросхимонаха Андроника (1885-1893 гг.). При нем в обители появились новые постройки: трапезная, больница, библиотека.

В 1884 году в монастырской библиотеке находились 146 рукописей на молдавском и славянском языках и 2272 печатные книги на молдавском, русском, славянском и греческом языках. Схиархимандрит Андроник является автором более 6о книг. Самые ценные его труды - это «История Нямецкого и Секульского монастырей" и "История Ново-Нямецкого монастыря».

После смерти отца Андроника игуменом монастыря был избран иеромонах Герман (1893-1920) - благоукраситель Ново-Нямецкого монастыря. Его стараниями были построены Успенский храм (1902-1905 гг.) и красивейшая колокольня (1913-1914 гг.).

Не только постройками, храмами и богатством славился монастырь, но более своей немаловажной культурно-просветительской ролью. На территории обители действовал миссионерский центр по борьбе с ересями и расколами.

Монастырь переживал и трудные периоды. Например, 1940 год, когда территория Бессарабии оказалась в руках большевистской Советской власти, или годы Второй мировой войны и последующий советский период. В 1962 году обитель была закрыта, и в период закрытия монастырь сильно пострадал, был разрушен и расхищен. Во времена хрущевских гонений монастырь был закрыт. В нижнем братском корпусе располагался туберкулезный диспансер, в трапезном храме клуб для больных, в Никольском храме – спортзал. Остальная часть была объявлена как музей истории архитектуры, однако в храмах были устроены склады медикаментов ОдВО. В колокольне расположился музей Ясско-Кишиневской операции.

В 1990 году монастырь возобновил свою деятельность. Заботы по восстановлению, благоукрашению и устроению духовной жизни обители легли на плечи священноархимандрита монастыря епископа Бендерского Викентия, ныне митрополита Ташкенского, и наместника обители архимандрита Доримедонта.

За последующие годы была налажена церковная жизнь, отремонтированы храмы, колокольня и келии монастыря. Осуществлены и новые постройки. Вблизи обители возведена церковь в честь преподобного Паисия Нямецкого. Радует насельников обители не столько внешнее благолепие, сколько духовная жизнь монастыря. В 1993 году неподалеку от монастыря был основан скит в честь святых мучеников Викентия и Доримедонта.

С 1990 по 2001 гг. при монастыре действовала Кишиневская Духовная Семинария. Многие студенты духовной школы приняли священнический сан и ныне проходят свое пастырское служение на приходах Молдовы, Украины и Румынии.

В 1995 году при монастыре был открыт музей, расположенный в двух залах. В одном из них находятся иконы ХVIII-ХХ веков, кресты, монеты, сувениры и медальоны. А в другом зале - исторические фотографии от основания обители до наших дней, книги, облачения и предметы культа.

Господь явил Свою милость возвращением монастырю ковчега с частицами святых мощей и частицей Креста Господня, а также возвращением копии с иконы Ново-Нямецкой Божией Матери. В 1994 году в обитель передан посох преподобного Паисия. Эти и другие святыни бережно хранятся в стенах монастыря.

В 1995 году священноархимандритом монастыря стал митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир.
Стараниями архимандрита Доримедонта в 1997 году изготовлена рака, в которую положены многие частички святых мощей, в основном святых, подвизавшихся в Киево-Печерской Лавре.

Нынешним наместником монастыря является архимандрит Паисий (Чекан), который старается исполнять возложенные на него обязанности и заботится о вверенной ему святой обители.

В сентябре 2013 г. Ново-Нямецкую обитель посетил со святительским визитом Кирилл, святейший патриарх Московский и всея Руси. После молебна Его Святейшество в окружении братии монастыря благоволил принять из рук отца наместника архимандрита Паисия (Чекан) выполненный в стенах обители список иконы Ново-Нямецкой Божией Матери.

В монастыре действуют лесопильный, столярный и механический цеха; мастерские – резьба по дереву, иконописная, швейная, свечной цех, просфорня, пекарня, пасека, медицинский кабинет. Работает типография. Монастырская библиотека размещена в двух залах: современные издания на 10.000 томов и отдел старинной религиозной литературы.

Наместник

Архимандрит Паисий (Чекан)


Храмы и Богослужения

Вознесенский собор
1878 г.
восстановлен в 1990 г.

Храм в честь святителя Николая была малопоместительна и ветха. Игумен Феофан, посоветовавшись с собором братии, предложил сначала отремонтировать её; но убедившись, что вместительность церкви от сего не увеличится и только лишние расходы будут понесены, 6 июня 1867г. было решено построить новую церковь. Поскольку эта церковь не планировалась как соборная, которую хотели построить позже в память Вознесения Господня, то решили освятить её в память Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 10 сентября 1867 г. архиепископ Кишиневский и Хотинский Антоний освятил фундамент церкви в память Воздвижения Креста Господня.

Во время пребывания игумена Феофана в Петербурге в 1870 г. постройка храма приближалась к концу, и узнав об этом, о. Феофан заключил контракт с лучшим художником Петербурга Сергеем Верховцевым на устройство иконостаса для нового храма и на написание для него местных икон в византийском стиле.

В августе 1871 г. иконостас, иконы, киоты и кресты, заказанные Сергею Верховцеву прибыли в монастырь. Постройка храма была закончена снаружи, оставалось только поднять кресты на купола, установить иконостас, настлать полы. По вине подрядчика Харлампия Васильева не удалось поднять крест на главный купол храма. Приехав с Петербурга, Верховцев установил крест, а Харлампию было предложено освободить монастырскую квартиру, но он, желая отомстить поджог иконостас, находившийся в ящиках в церкви. К счастью огонь заметили и вовремя потушили.

После этого обстоятельства окончание постройки нового храма затянулось надолго. Для постройки храма о. Феофан занял большую сумму денег и накопился существенный долг, выплатить который не представлялось возможным. Тогда о. Феофан обратился к генерал-губернатору Коцебу с прошением обращать в течении 3 лет весь ежегодный доход с Бессарабских имений лавры Нямцул и Секу на постройки в монастыре. Это ходатайство не было удовлетворено и правительство признало о. Феофана виновным в том, что он самовольно заключал долговые обязательства. Было решено отстранить отца Феофана от управления имениями Нямецкой Лавры и произвести изменение в распоряжении доходов имений заграничных монастырей. Долги решили погасить с доходов имений заграничных монастырей и сократить смету на ежегодное содержание монастыря.

Из-за всех этих событий храм оставался недостроенным до 1878 г., когда старшая братия обратилась с прошением в министерство иностранных дел о завершении постройки. Прошение было удовлетворено и к октябрю постройка церкви была завершена. 5 ноября 1878 г. при громадном стечении богомольцев епископ Кишиневский и Хотинский Павел совершил освящение собора в память Воздвижения Креста Господня.

При игумене Андронике соборная церковь была отремонтирована и вновь освящена в память Вознесения Господня архиепископом Сергием 29 июля 1890 г.

Собор был построен в стиле барокко и расписан в современном и реалистичном стиле XIX века.

После закрытия монастыря в 1962 г. собор использовался в качестве склада медикаментов. Внутренние настенные росписи за годы закрытия монастыря не были уничтожены. При возрождении обители с 1990 г. собор начали реставрировать. Был восстановлен внешний вид храма, отреставрированы фрески, установлен новый иконостас. Этот храм является летним храмом монастыря и в нем совершаются ежедневные службы с праздника Пасхи до прп. Паисия (Величковского) -28 ноября.

Храм в честь Успения Божией Матери
1902 — 1905 гг.
восстановлен в 1989 г.

При третьем игумене монастыря архимандрите Германе (Иермичой) была построена Успенская церковь с 1902 по 1905 гг.

Обстоятельства строительства Успенской церкви были следующие. В 1895 г. игумен Герман с братией задумал отремонтировать Свято-Николаевскую церковь, которая нуждалась в капитальном ремонте. Для этого было отправлено прошение о выделении из доходов с имений Нямецкой Лавры 13410 рублей. Согласились выдать только 10555 р. Так как церковь была ветхой и для перестройки её нужно полностью разобрать, то решили построить новую зимнюю церковь. Для этого обратились с прошением к означенной сумме добавить 19405 р., с тем, чтобы в монастыре была построена новая более вместительная зимняя церковь. Министерство иностранных дел одобрило это прошение.

Постройка новой церкви началась весной 1902 г. Закладка освящена была 17 марта преосвященным Иаковом, епископом Кишиневским и Хотинским во имя Успения Пресвятой Богородицы. Иконостас был заказан в Одессе художнику Императорской академии наук Швайкевичу и изготовлен был им весьма изящно в течении одного года.

14 августа 1905 г. ново построенный храм был освящен преосвященным Владимиром, епископом Кишиневским и Хотинским, приемником епископа Иакова.

После закрытия монастыря в 1962 г. храм был переоборудован в скал. Иконостас и всё ценное в храме было разворовано. Службы не велись до 1989 г., когда светская власть разрешила возобновить службы в одном из храмов обители. Этим храмом и была Успенская церковь. В начале разрешили восстановить как приходской и настоятелем его назначили протоиерея Евфимия Робу, но в следующем 1900 г. было решено целиком восстановить обитель. Игуменом восстанавливаемой обители был назначен иеромонах Доримедонт (Чекан). Его стараниями и был восстановлен сей великолепный храм.

Храм в честь святителя Николая Чудотворца
1830 — 1834 гг.
восстановлен в 1990 г.

Свято-Никольская церковь была построена в 1830-1834 гг. на месте обветшавшей к тому времени деревянной и была приходской сельской церковью. Сельское общество Кицканское, не имея средств, предоставило право построить её из камня одному своему односельчанину Андрею Глоде. Этот благочестивый человек в феврале 1864 г. Завещал наследникам своим подарить после его смерти церковь Ново-Нямецкому монастырю, передав при этом отцу Андронику все документы, удостоверявшие его расходы по постройки церкви. Отец Феофан с братией эту церковь отремонтировал, поднял иконостас, расширил окна, пристроил ризницу. Дарственный акт на церковь наследники Андрея Глоди вручили Ново-Нямецкому монастырю17 февраля 1865 г. Святейшим Синодом в 1865 г. был упразднён приход с. Кицканы, а притч с прихожанами был переведен в с. Урсое.

В 1867 г. храм св. Николая хотели перестроить, но вместо этого было решено построить новый собор в честь Вознесения Господня. В 1895 г. вновь необходимо было отремонтировать Никольскую церковь, но ограничились лишь небольшим ремонтом и построили новую зимнюю церковь в честь Успения Божией Матери.

После закрытия монастыря в 1962 г. церковь стала ветшать. Вскоре она полностью лишилась крыши. Только после начала возрождения Ново-Нямецкого монастыря с 1990 г. эта церковь была отремонтирована.

Храм в честь Воздвижения Креста Господня
1886 г.
восстановлен в 1990 г.

При втором игумене схиархимандрите Андронике (Поповиче) была построена трапезная церковь в память Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Начатая постройкой трапезная церковь 28 июля 1885 г. была окончена 31 августа 1886 г. и освящена высокопреосвященным Сергием 11 сентября. К церкви примыкал двух этажный корпус келий с погребом под ними. Храм имеет 25 м. длины, 20 м. ширины и 10 м. высоты.

Храм вместе с обителью претерпел печальную участь закрытия и разорения в 1962 г., но также вместе с обителью начал восстанавливаться с 1990 г. И по сей день, как и в начале своего появления в храме совершается братская трапеза.

Храм в честь преподобного Паисия Величковского

Вблизи монастыря построена церковь в честь преподобного Паисия Нямецкого. Этот храм является приходским, приписанным к Ново-Нямецкому монастырю. В нем совершаются требы, которые по канонам запрещено совершать в монастыре, т. е. Крещение и Венчание. Настоятелем храма является протоиерей Сергий Акируш. Службы совершаются в воскресенье и в большие праздники.

Колокольня
1913 — 1914 гг.
восстановлен в 1990 г.

Колокольня в монастыре была построена при третьем игумене – архимандрите Германе (Иермичой). В 1907 г. отец Герман подал прошение в Святейший Синод с просьбой предоставить деньги для строительства новой колокольни. Епископ Кишиневский Серафим поддержал просьбу архимандрита Германа в Синоде и ходатайство монастыря было удовлетворено. В 1909 г. был составлен проект колокольни, стоимость которой определялась в 65.095 рублей. Строительство колокольни началось в 1913 г. и завершилось в 1914 г.

Размеры колокольни составляют: 10 м. в длину, 10 м. в ширину и 70 м. в высоту, что делает эту колокольню самой высокой в Молдове. Самый большой колокол весит 543 пуда, т. е. 8.688 кг. А все колокола вместе весят 16.000 кг.

Во время Яссо-Кишиневской операции в 1944 г. колокольня служила наблюдательным пунктом. После закрытия монастыря в 1962 г. в колокольне был устроен «Музей боевой славы» посвящённый военным действиям Второй Мировой Войны. Перед входом в колокольню были размещены две боевые пушки.

После открытия монастыря в 1990 г. колокольня заняло своё место в жизни восстанавливаемой монашеской общины. И снова с колокольни стали звучать звоны с тех же колоколов, установленные на ней изначально.


Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее богослужение
По будням
время
богослужение
примечание
6 : 00
Полунощница
6 : 30
Акафист
7 : 00
Часы. Божественная литургия
8 : 30
Панихида
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Всенощное бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
7 : 00
Полунощница
7 : 30
Акафист
8 : 00
Часы. Божественная литургия
9 : 30
Панихида
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 30
Акафист
9 : 00
Часы. Божественная литургия

Служение

Библиотека

События 60-х гг. XIX в., происходившие в Молдавских княжествах заставили многих монахов Нямецкой лавры рассеяться по монастырям Афона и России. Часть их перешла в Бессарабию, где Нямецкой лавре принадлежали имения в шести селах и основали в с. Кицканы Ново-Нямецкий монастырь. Этими монахами во главе которых стоял иеросхимонах Андроник было привезено не менее 30 славянских и молдавских рукописей XIV – XIX вв. Эти книги составили основу будущей Ново-Нямецкой библиотеки.

Позднее библиотека пополнялась книгами, привезёнными из разных монастырей, в том числе из Нямецкой лавры, а также за счёт многочисленных пожертвований, которые перечислены в Синодике Ново-Нямецкого монастыря вместе с именами дарителей. Рукописи и печатные книги для монастырской библиотеки приобретались иеросхимонахом Андроником во время его путешествий в Киев, на Афон и по Молдавии.

Значительная часть рукописей, хранящихся сегодня в коллекции, написана самим архимандритом Андроником, завещавшим монастырю более 60 своих книг. Большая часть их – оригинальные произведения, посвященные истории монастырей, в частности Нямецкого, Секульского и Ново-Нямецкого, разным историческим событиям и видным деятелям культуры Молдавии.

Книги Ново-Нямецкого монастыря были неоднократно инвентаризированы, что подтверждают сделанные на полях записи. Первая запись такого рода относится к 1861 г. и гласит: «Из святогоНямецкого монастыря привезена сюда». В 1864 г. отец Андроник сделал на 30 славянских и молдавских рукописных книгах новую владельческую запись на молдавском языке. Последующие владельческие записи были сделаны в 1868 и 1887 гг.

В 1884 г. архимандрит Андроник составил «Каталог книг Ново-Нямецкого монастыря». К этому времени – всего через 20 лет после основания монастыря – в библиотеке числилось 146 слаянских и молдавских рукописей и 2272 печатные книги на церковнославянском, молдавском, русском, греческом и др. языках. Последующие инвентарные книги были составлены в 1892, 1929, 1934-1938 и в 1959-61 гг.

С 1945 по 1958 г. Ново-Нямецкая библиотека пополнилась несколькими рукописями из упраздненных монастырей края (Курки, Хынку, Кэприяна, Гербовец и др.). В 1962 г. был закрыт Ново-Нямецкий монастырь и документы и книги монастыря были привезены в ЦГА Молдавской ССР и составили отдельный фонд под № 2119.

После открытия монастыря в 1990 г. начали возрождать и библиотеку. Несколько рукописей и несколько сот старинных печатных изданий были возвращены людьми, тайно хранившими их во время закрытия монастыря. Основная же часть библиотеки по прежнему хранится в ЦГА Республики Молдова. С открытием в монастыре семинарии в 1991 г. приобреталась новая литература, которая положила начало к формированию новой библиотеки Ново-Нямецкого монастыря.



Контактная информация

Возврат к списку