Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
В 1675-1676 годах на месте деревянного храма был возведен каменный, также Троицкий; при раскопках под алтарем прежней церкви 6 мая 1675 года были обретены святые мощи преподобного Пахомия, которые оставили почивать под спудом в устроенном при новом храме Пахомиевом приделе. В 1679-1686 годах в одной связи с Троицким храмом возвели «теплую» (зимнюю) Покровскую церковь, в 1683-1684 годах – шатровую колокольню. В 1676-1689 годах были построены игуменские и братские кельи, каменная ограда со Святыми воротами.
В 1764 году при проведении монастырской реформы обитель преподобного Пахомия была упразднена и обращена в приходской храм. В 1832-1865 годах в Троицком храме на Сыпаново служил протоиерей Михаил Диев (1794-1866) – выдающийся церковный историк и краевед.
Несмотря на упразднение обители, сыпановские прихожане и многочисленные паломники, притекавшие к мощам преподобного Пахомия, хранили ее древние традиции. Главное празднование сыпановскому старцу совершалось 15 мая (по старому стилю) – в день памяти его небесного покровителя преподобного Пахомия Великого. С давних времен сохранился благочестивый обычай: богомольцы, посещая Сыпаново, трижды спускались и поднимались по монастырской горе – «святой горке» - от обители к святому источнику, творя молитву преподобному.
В начале тридцатых годов ХХ века Троицкий храм захватили раскольники-обновленцы, но в 1935 году верующие вернули его в лоно Патриаршей Церкви. Тогда же священномученик архиепископ Костромской и Галичский Никодим (Кротков; 1868-1938) назначил на служение в Сыпаново священномученика иерея Василия Разумова (1879-1937). Отец Василий, усердно противостоявший попыткам богоборческой власти закрыть Троицкую церковь, был в августе 1937 года арестован, а 21 сентября 1937 года – расстрелян. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви включил имя священномученика иерея Василия Разумова в Собор новомучеников и исповедников Российских.
После ареста отца Василия Троицкий храм был закрыт; лишь в 1944 году власти разрешили перенести надгробную икону преподобного Пахомия с его раки в единственную действующую тогда церковь Нерехты – Крестовоздвиженскую. В шестидесятых годах предпринимались неоднократные попытки уничтожить святой источник преподобного Пахомия, который оставался местом массового паломничества. Тем временем Троицкий храм стоял закрытым, постепенно обращаясь в руины.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 декабря 1992 года Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь был возрожден как женская обитель. 17 февраля 1993 года администрация Костромской области передала бывший Пахомиев монастырь Костромской епархии. В настоящее время Троицкий храм восстановлен и благоукрашен, в монастыре построены новый сестринский корпус и богадельня. К обители приписаны Никольская часовня на Молочной горе в Костроме и Владимирский собор города Нерехты – до XVIII века главный храм упраздненного в 1764 году Богородицкого Владимирского Сретенского женского монастыря. Главная святыня прежней Владимирской обители, чудотворная Владимирская-Нерехтская икона Божией Матери, с 2005 года пребывает в Троицком храме Пахомиево-Нерехтского монастыря и приносится во Владимирский собор на богослужения. При Троице-Сыпановом монастыре действуют подсобное хозяйство (ферма), богадельня и приют для девочек-сирот во имя святителя Алексия, митрополита Московского.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
От прежнего ансамбля до наших дней дошли лишь Троицкая церковь с колокольней, Святые ворота и часть стен с двумя угловыми башнями. В XVIII-XIX веках Троицкий храм служил приходской церковью, главной святыней которой оставались покоящиеся под спудом мощи преподобного Па хомия. В 1832-1865 годах священником Троицкой церкви служил протоиерей о. Михаил Диев (1794-1866) - крупнейший знаток церковной истории края, ставший первым историком Па-хомиевой пустыни. При нем в 1830-1834 годах старый придел во имя преподобного Пахомия был расширен и перестроен в стиле классицизма по проекту костромского архитектора П. И. Фурсова. В это же время с запада к церкви пристроили обширную трапезу, объединившую храм с колокольней в одно целое.
В конце XIX века в Троицкой церкви служил священником о. Николай Новосельский, ставший достойным продолжателем исторических трудов о. Михаила Диева (опубликованная им большая работа по истории Сыпанова монастыря, и приходской церкви - является подлинной летописью этого места).
После революции закрытие древнего храма в Сыпанове с его святыней - мощами преподобного Пахомия Нерехтского - являлось только вопросом времени. Однако именно последний период жизни храма отмечен событиями, навсегда вошедшими в историю Костромской епархии.
В 1935 году священником Троицкого храма стал о. Василий Разумов (1879-1937). Только что вышедший из заключения в лагере, он был назначен на приход в селе Троице управляющим Костромской епархией архиепископом Никодимом (Кротковым). После его назначения на службы в Троицкий храм стало ходить не бывало большое количество людей (до этого церковь какое-то время находилась в руках обновленцев, и в неё ходили немногие). В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с о. Василием не дали совершиться этому преступлению. Архиепископ Костромской и Галичский Никодим очень ценил о. Василия: в 1936 году он дважды посещал село Троицу, в ноябре 1936 года наградил священника наперсным крестом. В ночь с 3 на 4 декабря 1936 года святитель Никодим был арестован в Костроме. Узнав об этом, о. Василий Разумов решился на поразительный по своему мужеству поступок. В течение нескольких месяцев он возглашал на всех службах: «Еще помолимся о заключенном нашем архиепископе Никодиме». С православной точки зрения поминовение любого заключенного является совершенно нормальным делом. Но сам только недавно вышедший из заключения, о. Василий прекрасно сознавал, на что он идет, публично молясь об арестованном святителе. 5 августа 1937 года, сразу после окончания службы, на глазах еще не разошедшихся прихожан он был арестован прямо в храме. Священника о. Василия Разумова расстреляли 21 сентября 1937 года. Святитель Никодим, за которого молились о. Василий и его прихожане, скончался в ярославской тюрьме 21 августа 1938 года. 27 марта 1995 года он был причислен к лику святых, став первым костромским святым XX века.
Лишенная священника церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому. В мае 1944 года верующим Нерехты удалось добиться разрешения перенести из неё большую икону с изображением преподобного Пахомия, служившую крышкой гробницы святого, в единственный из семи храмов города, избежавший закрытия, - Крестовоздвиженскую кладбищенскую церковь.
В мае 1990 года сюда впервые со времен революции пришел многолюдный крестный ход во главе с епископом Костромским и Галичским Александром, отслужившим молебен у руин храма. Через три года здесь было решено возобновить монастырь, но уже в качестве женской обители. В апреле 1993 года сюда прибыла первая группа насельниц во главе с игуменьей Алексией (Ремизовой).
Реставрация Троицкого собора, памятника архитектуры ХVII века, продолжавшаяся более 10 лет, была произведена на высоком профессиональном и художественном уровне. Храм был полностью расписан в традициях древнерусской иконописной школы в технике фресковой живописи. В соборе был установлен величественный пятиярусный иконостас, иконы для которого были написаны сестрами обители. Работами по реставрации и росписи Троицкого собора руководил А.В. Алешин, преподаватель иконописи и фрески Иконописной школы при Московских Духовных академии и семинарии.
Чин освящения Троицкого собора и первую Божественную Литургию в отреставрированном храме совершил архиепископ Александр. По окончании богослужения управляющий епархией вручил Патриаршие награды настоятельнице монастыря игумении Алексии (Ремизовой) и руководителям проекта по реставрации и росписи Троицкого собора
Фото