Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь подворье епархиального мужского монастыря

Адрес:
Москва, улица Петровка, 28с4
Телефон:
Храм преподобного Сергия Радонежского
+7 495 623 75 80

Канцелярия, факс
+7 495 236 94 24

Паломническая служба
+7 977 313 73 37
E-mail:
mail@vpmon.ru
Дата основания:
1315
дата восстановления:
2009

История

Монастырь был основан святителем Московским Петром, митрополитом Киевским и всея Руси, в 1315-1317 гг. 

 Время основания монастыря в точности неизвестно. Церковное предание прочно связывает основание монастыря с именем святителя Петра Московского. Исследователи относят основание монастыря к 1315–1317 годам, когда московский князь Юрий Данилович, сын преподобного князя Даниила Московского, по отъезде в Орду оставил княжить в городе своего младшего брата Иоанна, позже прозванного Калитой. Юный князь Иоанн, нуждавшийся в духовных наставлениях митрополита Петра, которого он искренне любил как своего духовного отца, пригласил его в Москву. Любивший монашеское уединение святитель Петр на высоком берегу реки Неглинной недалеко от Кремля основал небольшой монастырь с деревянным храмом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В «Книге степенной царского родословия» есть рассказ о том, как в 1326 году проезжавший по берегу реки Неглиной князь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, бывшем недалеко от  обители, после блаженной кончины и прославления во святых митрополита Петра, князь Иоанн повелел переосвятить Петропавловский храм обители в честь ее основателя – святителя Петра, монастырь же стал именоваться Петровским-на-Высоком или Высоко-Петровским.  Впервые монастырь упоминается в Рогожском летописце XV века, в нем архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших летом 1379 года архимандрита Митяя (Михаила) в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. Архимандрит Иоанн также назван в летописи «первым общего жития начальником на Москве».Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого бунта 1682 года Иван и Афанасий Нарышкины, родные братья царицы. В 1684 году в обители началось возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей бояр Нарышкиных. Сюда были перенесены погребения убиенных Ивана и Афанасия Нарышкиных, их сестры Евдокии, впоследствии здесь же были похоронены дедушка и бабушка Петра I Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна и другие представители рода Нарышкиных.

Большой урон был нанесен монастырю в 1812 году. После взятия Москвы в нем на некоторое время расположилась «тысяча французских кавалеристов», которые грабили и громили всё, что не успели вывезти насельники монастыря. В поисках драгоценностей были даже вскрыты несколько богато украшенных надгробий бояр Нарышкиных. Бесследно исчезли драгоценные, вышитые серебром покровы. В Боголюбской церкви и в Петровском соборе французы устроили скотобойню. В монастыре выносили смертные приговоры москвичам, подозреваемым в поджоге города. 11 обвиняемых расстреляли прямо у стены обители и похоронили возле колокольни.

В середине XVIII в. в монастыре были устроены еще два храма – в честь Толгской иконы Божией Матери и в честь преподобного Пахомия Великого (над южными вратами). В 1764 году монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 года стал епархиальным.

В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть важную роль в духовной жизни Москвы. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский было переведено духовное училище. Позже в обители разместилась Московская епархиальная библиотека, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил митрополит Московский Филарет (Дроздов). За монастырем укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием. С конца 1874 года в монастыре в течение пяти лет подвизался будущий великий старец преподобный Гавриил Седмиезерный († 1915). Здесь он был пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона, исполнял послушание эконома. В Высоко-Петровском монастыре он испытал немало искушений, здесь было явление святому Пресвятой Богородицы, сопровождаемой святителями Тихоном Задонским и Димитрием Ростовским. Позже, уже в Казани, преподобный Гавриил благословил на монашество молодого студента, ставшего известным старцем Высоко-Петровского монастыря и пострадавшего за Христа – преподобномучеником  Игнатием (Лебедевым).  

   С октябрьским переворотом 1917 года для обители наступили тяжелые времена. Высоко-Петровский монастырь был официально закрыт в 1918 году. Все жилые здания были реквизированы и переданы в жилищный фонд, но храмы продолжали действовать. Несмотря на закрытие, монастырь стал одним из центров духовной жизни Москвы. Осенью 1923 года здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин, которую возглавил епископ Варфоломей (Ремов). Он пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни. Петровский монастырь продолжал оставаться центром общины вплоть до июня 1929 года, когда был закрыт последний – Боголюбский – храм монастыря. По благословению епископа Варфоломея и духовников Петровской общины сложились так называемые «монастыри в миру», которые в условиях гонения на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. С разгромом монастырской общины в 1935 году жизнь отдельных его духовный семей не закончилась. Тайные монахи, монахини и бывшие прихожане продолжали окормляться у старцев и клириков обители, которые жили в разных местах Подмосковья. Многие клирики монастыря и члены тайной монашеской общины пострадали в годы гонений, были расстреляны, претерпели заключение в лагерях и ссылках. 10 человек ныне прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

 В 1959 году архитектурный комплекс монастыря был передан в ведение Министерства культуры

С 1991 года отдельные строения монастыря начали возвращать Церкви. В настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата; Российский Православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Монастырь вновь стал духовно-просветительным центром Русской Православной Церкви. В 1993 году ему был присвоен статус Патриаршего подворья. В 2009 году было принято решение об открытии этой обители со статусом ставропигиальной для возобновления в ней монашеской жизни.

 В монастырь были переданы святыни. 20 февраля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар монастырю часть мощей ее основателя святителя Московского Петра, 30 апреля 2013 года – крест с частицей Животворящего Креста Господня.

С 2023 года по благословению  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в монастыре и на его подворье 31 августа / 13 сентября местно празднуется память всех святых Высоко-Петровской обители.
Паломники могут помолиться в монастыре у чтимых икон Божией Матери, мощей святых угодников Божиих.

Сегодня Высоко-Петровскому монастырю удается сочетать опыт молитвенной монашеской жизни с широкой миссионерской деятельностью: обитель уже не первый год становится одним из самых активных участников традиционного «Дня города»,  традиционного «Дня города», привлекает множество людей всех возрастов разнообразными историческими экскурсиями, познавательными играми для детей и молодежи, концертами хоровой и классической музыки у монастырских стен в дни Пасхального фестиваля. Три раза в год большой крестный ход обходит всю территорию монастыря вокруг монастырских стен – на Пасху и в дни памяти святителя Петра Московского 3 января и 6 сентября. В дни памяти святителя Петра крестный ход идет с большой иконой святителя с частью его святых мощей.

На территории монастыря продолжаются ремонтно-реставрационные работы, которые начались с археологических раскопок, буквально сразу обнаруживших исключительно ценный комплекс надгробий начала XVI века и другие находки, открывающие новые страницы в истории Москвы.

Наместник

Евфимий, епископ Луховицкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Моисеев)

Праздники и чтимые даты

первое воскресенье после Пятидесятницы
Первое воскресенье после 25 января / 7 февраля

Храмы и Богослужения

Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, Московского Чудотворца
1514 г.

По повелению великого князя Ивана III архитектор Алевиз Фрязин возвел в 1514 году в Высоко-Петровском монастыре первый каменный собор Петра Митрополита. 

Во второй Софийской и Воскресенской летописях под 1514 годом значится: «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всеа Руси с многы желанием и верою повеле заложити и делати церкви каменныа и кирпичныа на Москве:… да за Неглимною церковь святый Петр Чудовторец митрополит всеа Руси… а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин…»

Это достаточно редкий по форме и объемно-планировочному решению памятник архитектуры. Здание представляет собой столпообразный центричный храм высотой 23 метра, сложенный из красного кирпича. Собор одноэтажный, двухъярусный. Первый ярус представляет в плане октаконх (от греч. octo – «восемь» и konche – «воронка»), четыре больших полукружия которого ориентированы по сторонам света. Над октаконхом возвышается восьмерик, покрытый черепичной шлемовидной кровлей.

Нижний ярус также покрыт черепицей. Здание было окружено круглой в плане галереей на арках без сводов, к дверям вели белокаменные ступени невысоких лестниц. В 1689-90 годах собор Петра Митрополита был отремонтирован и заново освящен в присутствии Петра I. Одновременно с этим ремонтом была построена и белокаменная галерея-паперть вокруг храма. 8 мая 1690 года «цари государи и великие князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич» были в Высоко-Петровском монастыре на торжестве по поводу освящения церкви Петра Митрополита, слушали в ней литургию, а затем Петр жаловал ближних людей и угощался в кельях архимандрита (Строев П.М. Дворцовые разряды. Спб. 1865. т. 4).

Это событие имело глубокие политические подтексты. Собор Петра Митрополита – первый каменный монастырский храм, ставший памятником укрепления московской государственности и превращения Москвы в центр православия. Собор также символизировал победу Петра I, венчанного на царство вместе с Иваном. После нового стрелецкого мятежа 1689 года, бегства Петра в Троицкую лавру, последующей его победы над Софьей и заключения ее в монастырь, царь считал своим долгом «отблагодарить своего святого покровителя Петра Митрополита и тем самым указать подданным на свои законные права на трон. Так что ремонт и торжественное освящение Собора Петра митрополита были более чем многозначительны» (Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования православных монастырей Российской империи. Спб. 1892. С. 111).

Собор стал памятником победы Петра I в борьбе дворцовых группировок за власть. Уже после освящения, к 1691 году, были закончены работы над иконостасом и внутренним убранством храма. Первые упоминания о новом иконостасе относятся еще к 1687-1688 годам: «…Климу Михайлову с товарищи» поручено «делать в церкви верховных апостол Петра и Павла, что у Петровских ворот», иконостас.

В 1713-1714 годах кровля собора была заменена на жестяную, первоначальные узкие окна были растесаны в грубые широкие квадратные проемы. В 1720-1736 годах были расписаны наружные стены октаконха собора и стены восьмерика. Во второй половине XVIII — первой половине XIX века круглая паперть собора Петра Митрополита была постепенно засыпана землей. После разорения, которое учинили в соборе французы во время войны 1812 года, собор был отремонтирован и в 1813 году вновь освящен.

В начале ХХ века ранее позолоченная крыша собора была грубо выкрашена масляной краской. После упразднения монастыря в 1919 году здание собора арендовалось ОСОАВИАХИМом и к концу 1940-х гг. окончательно пришло в ветхое состояние. Первый этап реставрации собора Петра Митрополита в 1954-1957 гг. состоял в вычинке кирпичной кладки стен и ремонте железной кровли. Полномасштабные реставрационные работы по восстановлению храма были начаты Борисом Дедушенко в 1979 году во время второго этапа реставрации монастыря.

С 1979 года началась собственно реставрация памятника: были восстановлены первоначальные оконные проемы 1514 года, расчищен пол до отметки XVI века, восстановлена черепичная крыша.


Храм в честь преподобного Сергия Радонежского

Сергиевская церковь была построена к 1694 году на месте южного деревянного корпуса, который для этой цели был разобран. Одновременно был построен большой корпус Братских келий, который соединили с Сергиевской церковью массивным переходом на арке.


Все внутренние работы в Сергиевской церкви и ее иконостас были закончены к 1697 году. Как и большинство другие сданий монастыря, она была сделана в стиле “нарышкинского барокко”.

Первоначально Сергиевская церковь был одноглавой. Это было традиционно для трапезных церквей на Руси. Однако в 1702-1705 годах были полностью переделаны свод и главы Сергиевской церкви. Стены четверика были надстроены и на них был возведен новый свод. На своде было построено шестиглавое завершение этого памятника архитектуры.

Самое раннее из сохранившихся фотографий церкви. Так выглядела Сергиевская церковь в конце XIX века:

sergijevskaja_south1890e

В 1702 году крыша и главы Сергиевской церкви были тщательно реконструированы.

В 1736 году в монастыре был произведен крупный ремонт. В частности были отремонтированы фасады и верхние части Сергиевской церкви.

В 1776-78 годах в монастыре вновь был проведен еще один большой ремонт. Был вновь отремонтирован фасад Сергиевской церкви.

В 1808 году была разобрана первоначальная галерея-паперть Сергиевской церкви, что исказило первоначальный облик храма. Также был разобран надарочный переход, соединявший паперть Сергиевский церкви с галерей Братского корпуса, что разрушило завершение перспективы северного двора.

В 1862-63 года был снова сделан ремонт Сергиевской церкви, были обустроены и освящены приделы.

Последний ремонт церкви был произведен в 1911 году.

С тех пор и до второй половины ХХ века церковь ни разу не ремонтировалась.

После упразднения монастыря и закрытия церкви в 1919 году ее помещение было передано Центральной медицинской библиотеке. Затем там расположился МЭМЗ (Московский электро-механический завод?).

В 1930-х годах были уничтожены главы с крестами.

К 1950 году она пришла в ветхое и аварийное состояние.

Это вид на Сергиевскую церковь предположительно в 1940-е годы. 

Следующее фото сделано предположительно в начале 1950-х. Вид с Петровского переулка на Сергиевскую церковь и Братские кельи (палаты Нарышкиных).

petrovskij_monastyr_4

Уточняю более подробно датировку этой фотографии. Первые реставрационные работы начались в 1952 году. Здесь их пока не не видно. Автомобиль Победа, который видно внизу, начали выпускать только после войны. Первый пробный образец Иосиф Виссарионыч осматривал в 1944 г. Правда усиленный радиатор появился в 1955, и, сдается мне, здесь именно он. Но тут можно ошибиться, видно не очень хорошо. Стало быть фото сделано в конце 1940-х – начале 1950-х годов.

А здесь уже видно отреставрированную галерею и на заднем плане Сергиевскую церковь в процессе реставрации. Видо на восток. Это предположительно 1960-е годы.

sergijevskaja_1958_galereja

Для сравнения, чтобы был понятен титанический объем работ, проделанных Борисом Дедушенко по восставновалению галереи, которую мы видим на предыдущем снимке в поностью восстановленном виде, покажу еще одно фото, где та же галерея – до реставрации. Состояние ее было не просто ветхое, но аварийное:

petrovskij_monastyr_2

На этом фото вид на юго-запад, справа Братские кельи до реставрации, слева – Пахомиевская церковь.

В 1980-х гг. в Сергиевской церкви расположился репетиционный зал танцевального коллектива «Березка».


Храм в честь Толгской иконы Божией Матери

Храм Толгской иконы Богоматери построен одним из последних в обители и завершает архитектурный ансамбль центральной части монастыря со стороны улицы Петровка.


Храм был сооружен в 1744-1750 гг. на средства родни императора Петра I по Нарышкинской линии. Именно 21 августа (8 августа по старому стилю) юный царь Петр Алексеевич с матушкой Натальей Кирилловной спаслись от рук восставших стрельцов в Троице-Сергиевой Лавре.

Толгскую церковь в стиле барокко возвели между колокольней и Братским корпусом. Одноглавый храм на подклети западным фасадом, на котором прежде в центре была икона, выходит на улицу Петровку. Предположительно церковь построена по проекту архитектора И.Ф. Мичурина.

Храм был закрыт в 1924 году. Помещения монастыря, в том числе и храмы, передали в ведение различных государственных учреждений и организаций, где из-за неправильного использования здания начали разрушаться.

В новейшее время храм Толгской иконы Божией Матери был передан Русской Православной Церкви наряду с другими строениями в плачевном состоянии. Сегодня в нем совершаются богослужения, но храм все еще нуждается в реставрации.

Из святынь храма сохранился лишь чтимый список чудотворного Толгского образа. Икона была выполнена в 1744 году известным иконописцем Иваном Андреевым. До настоящего времени удивительной красоты образ находится в запасниках Государственного исторического музея.

Справка.
Посвящение храма Высоко-Петровского монастыря именно Толгской Божией Матери представляет редкость для Москвы, поскольку ее почитание с самого начала было связано с Ярославлем. Согласно описаниям, в 1314 году, в княжение святого Давида Федоровича Ярославского, на берегу притока Волги реки Толги епископ Ростовский Трифон, возвращавшийся из Белозерского края в Ростов Великий, имел видение. В огненном столпе ему явилась Богоматерь с Предвечным Младенцем. На месте явления епископ «нача своима руками сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу». Построенный в течение одного дня, иначе – обыденный, храм был посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы, в нем помещен новоявленный образ, а решением святителя Трифона здесь же основана мирская обитель и назначен праздник явления иконы – 8 августа.


Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери

Первый деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери на этом месте был построен в 1382 г. по указу святого благоверного Великого князя Димитрия Донского. В начале XVI в. На этом месте был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Каменный Боголюбский собор был построен в 1684–1690-х гг. в стиле раннего «нарышкинского (московского) барокко» по указу Петра I над могилами его дядьев Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта 1682 г. Позже храм стал местом упокоении более 20 представителей рода Нарышкиных, в том числе деда и бабки Петра I. Вокруг храма располагался некрополь обители.

В 1812 г. храм был осквернен французами. Некоторые надгробия Нарышкиных были разбиты, убранство разграблено.

В 1924–1929 годах богослужения в храме совершались общиной Высоко-Петровского монастыря, существовавшей в те годы втайне от властей. В 1929 г. храм был закрыт. В богоборческое время надгробия из храма были удалены, иконы из иконостаса сожжены во дворе обители, уничтожены купола и кресты. Храм был осквернрен и перестроен внутри.

В настоящее время богослужения в храме не совершаются. Храм требует восстановительных и исследовательских работ.

Надвратный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы
восстановлен в 1996 г.

Святые врата обители с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и ажурной двухъярусной колокольней над ним возведены царем Петром I в 1690 г. (первая Покровская церковь находилась на месте Боголюбского храма, в связи со строительством которого была разобрана). В указе о строительстве этого сооружения написал: «В память о погибших из-за него дядях, Иване и Афанасии Нарышкиных». Поэтому колокольня двухъярусная.

В 1924 г. Покровская церковь была закрыта.


В 1996 г. надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы восстановлен. Соединен с настоятельским корпусом, является домовым храмом Игумена монастыря.

В 1905 г. в южном пролете Святых врат со стороны ул. Петровка была освящена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В начале 1923 г. часовня была закрыта, возобновлена в 2001 г. Главная святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская».

Покровская церковь возвышается над Святыми вратами, ведущими в монастырь с улицы Петровки. Покровский храм уникален. Вряд ли найдется еще такая церковь, где престол, иконы, лампады и даже паникадило сделаны из… керамических плиток. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, все освященные вещи и предметы для храма выполнил художник Г.В. Куприянов.

В мире больше нет ни одного храма, внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики.

Особенно примечательно Распятие – размеры его точь-в-точь соответствуют размерам Креста, на котором распяли Спасителя. Традиционно Христос изображается с закрытыми глазами, а здесь его глаза открыты. Внимательного человека может удивить еще одна деталь: складки на ладонях Спасителя. Они должны быть над гвоздями, которыми прибиты руки Христа, ведь тело висит, его притягивает земля. Здесь же наоборот: складки загибаются вниз, под гвоздями, т. е. тело Спасителя как бы поднимается вверх, торжествуя над смертью.

Удивительно так же то, что керамическая икона Царственных Страстотерпцев появилась в Покровском храме за пять лет до прославления царя Николая II и его семьи, а икона блаженной Матроны Московской – за три года до ее прославления.

Уютно и тепло становится на душе, когда смотришь на эту сказочную красоту: на небольшие образки, развешенные по стенам храма на лампадки в виде птичек.

Внутреннее убранство храма сделано в стиле майолики. Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

К сожалению, в надвратном храме богослужения совершаются только на праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В другое время храм закрыт. Однако, вы можете посетить церковь, заказав экскурсию в нашем монастыре.


Часовня в честь иконы Божией Матери «Казанская»
1873 г.

В южном арочном пролете Святых врат, под колокольней, в 1873 году, при настоятеле архимандрите Григории (Воинове), даровитом духовном писателе, составителе исторического описания Высоко-Петровского монастыря, была устроена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это было довольно просторное углубление в виде арки, где помещался список чудотворного Казанского образа, находящегося в обители. Богомольцы, проходящие по Петровке, могли свободно подойти к образу, перед которым всегда горела лампада и помолиться.

В Высоко-Петровском монастыре было две чудотворных Казанских иконы. Одна из них пребывала в обители еще с конца XVII века, другая же попала в монастырь уже в середине XIX века. Ее по благословению святителя Филарета Московского (Дроздова) передала в обитель девица Татьяна Крашенникова. Ей явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела помогать больным, страдающим припадками. По повелению Царицы Небесной девица стала приглашать к себе в дом больных людей и возлагать на страдальцев Казанскую икону. Кроме того, перед иконой, явившей свою чудотворную силу, регулярно служил молебен приходской священник.

Исцеления, происходящие в доме Татьяны Крашенниковой, вскоре стали известны святителю Филарету, и он повелел после “подробного на месте дознания через благочинного поместить Казанскую икону Пресвятой Богородицы для надлежащего почитания в Высоко-Петровский монастырь”. Крашенникова благоговейно исполнила волю архипастыря. Исцеления от Казанской иконы продолжались и после передачи ее в монастырь, о чем имеются свидетельства, записанные в свое время монахами.


В начале XX века прежде бывшую арку, в которой находилась икона, соединили с находящимся за ней помещением сторожки. Переустроенная таким образом часовня была освящена в 1905 году. Вплоть до 1924 года, когда часовня была закрыта, в ней постоянно читался акафист перед Казанской иконой Божией Матери. В 2001-2002 годах часовню возобновили. Специально для нее была написана Казанская икона, которая вскоре стала почитаться богомольцами как чудотворная. Возобновилась и традиция ежедневного чтения акафиста перед этим святым образом, которое совершается каждый день в 15:00.


Подворья

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
15 : 00
Акафист иконе Божией Матери «Казанская»
17 : 00
Вечернее богослужение
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 30
Братский молебен свт. Петру
8 : 00
Часы. Божественная литургия
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
9 : 00
Часы. Божественная литургия
По: вск.
время
богослужение
примечание
8 : 00
Водосвятный молебен

Служение

Выставка Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря. 1920-1950-е годы

Уникальная экспозиция впервые открывает перед широким зрителем внутренний мир тайных монашеских общин Высоко-Петровского монастыря – одного из духовных центров Москвы 1920–1930-х годов. Общин, которые сохранили традицию русского монашества в Москве даже после закрытия и разорения монастыря.

Открытие выставки состоялось 3 сентября, накануне престольного праздника монастыря. Расположилась экспозиция в Нарышкинских палатах Высоко-Петровской обители.

Открыл выставку игумен Петр (Еремеев), наместник монастыря. Отец Петр приветствовал всех находящихся в зале, поблагодарил организаторов выставки, а так же отметил важность сохранить в человеческой памяти моменты истории, особенно такого нелегкого периода церковной жизни. «Хотел поделиться еще одним впечатлением в этой связи. Думаю это будет очень близко многим священникам. Вот когда совершаешь проскомидию и поминаешь почившую братию монастыря, то вдруг замечаешь, что уже перешел на здравствующих и о себе помолился. Удивительным образом стираются привычные границы «О Упокоении» и «О Здравии», возникает такое особое чувство единства во Христе прежде жившей братии и братии которые сегодня подвизаются на Петровке», – заключил отец Петр.

В своем приветственном слове отец Наместник также затронул еще одну очень интересную тему посвящению грядущему юбилею монастыря. Отец Петр буквально впервые продемонстрировал почтовую марку выпущенную ФГУП Издатцентр «Марка», посвященную юбилею Высоко-Петровского монастыря. Наместник подарил присутствующим на открытии выставки юбилейные марки. «Уже в эту субботу сразу после гашения марки, которое состоится в этом зале в 16.00, у каждого из вас будет возможность собственноручно погасить эту марку и таким образом пополнить свою коллекцию редких марок», – сказал игумен Петр.

После приветствия наместника к собравшимся обратился Леонид Андреевич Беляев – археолог, историк архитектуры, который в свое время работал на раскопках храма святителя Петра и близлежащего монастырского некрополя. Леонид Андреевич отметил важность создания при монастырях музеев, выставок, экспозиций, посвященных истории монастырской жизни. «Данная экспозиция станет хорошим началом создание великолепного музея посвящение всей истории Высоко-Петровского монастыря, а значит и нашего города и страны», – выразил надежду известный ученый.

К собравшиеся так же обратился организатор выставки – Алексей Львович Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Алексей Львович детально описал предпоссылкы появление такого явления как тайная монашеская община и условия ее возникновения в Высоко-Петровском монастыре.

Вниманию гостей был предложен фильм, посвящённый теме экспозиции. В сьемках фильма приняли участие наместник монастыря игумен Петр (Еремеев), организатор выставки Алексей Львович Беглов. В фильм также был включен фрагмент записи рассказа схимонахини Игнатии (Пузик), которая поведала о ее личном пути и о тайной Петровской монашеской общине.

После просмотра фильма гостям была презентована сама выставка. На выставке представлены оригиналы и фотокопии уникальных фотографий и документов (более 70-ти), а также вещи из частных и церковных собраний.

Экспозиция состоит из нескольких разделов. Алексей Львович открыл экспозицию кратким рассказом о духовной родине петровских отцов – Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, о судьбе главных духовных наставников Петровской обители: ее настоятеле и «ангеле хранителе» архиепископа Варфоломее (Ремове), наиболее известном духовнике преподобномученике Игнатии (Лебедеве; 1884–1938), одном из старейших насельников Зосимовой пустыни игумене Митрофане (Тихонове; 1866 – не ранее 1943), духовных друзьях и «столпах» петровской общины архимандритах Никите (Курочкине; 1889–1937) и Зосиме (Нилове; 1898–1939), представителе молодого поколения иноков преподобномученика Феодоре (Богоявленском; 1905–1943) и о «последнем зосимовском старце» архимандрите Исидоре (Скачкове; 1883–1959).

Четыре отдельных тематических стенда повествуют о внутренней духовной жизни тайных петровских общин, о принципах духовного руководства, на котором основывалось воспитание иноков, о мученическом пути наставников Высоко-Петровского монастыря и о их духовных детях – бережных хранителях памяти о своих наставниках и свидетелях об их подвиге. Невозможно пройти мимо инсталляции – интерьера скита во имя иконы Божией Матери Знамение, который был основан в 1927 г. архимандритом Игнатием (Лебедевым) по адресу Печатников переулок, дом 3, квартира 26 и который был центром сокровенной жизни его тайной монашеской общины.

Подробнее

Паломническая служба при Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре


Новости

Все новости

Публикации

Все публикации

Контактная информация

Возврат к списку