Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (первое название Алексеевский) расположен в самом центре Москвы, чуть в глубине от древней улицы Остоженки, и находится в тесном пространственном, архитектурном, историческом и духовном единстве с Московским Кремлем, Храмом Христа Спасителя, храмом святого пророка Илии в Обыденном переулке. Обитель основана в 1360 г. святителем Алексием, митрополитом Московским по усердному желанию его боголюбивых родных сестер, первоначальниц обители преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии Московских, он стал первым девичим монастырем стольного града, и образцом для возникших впоследствии женских обителей в Москве.
Общежительный устав, благоговейное богослужение, благочестие первоначальниц обители, их преданность молитвенному подвигу и делам христианского милосердия стали основанием для уклада жизни обители на многие века. История монастыря богата событиями, имеющими государственное значение, связана с именами царей, правителей и многих знатных родов, изобилует свидетельствами чудесной помощи Божией и святых.
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (первое название Алексеевский) расположен в самом центре Москвы, чуть в глубине от древней улицы Остоженки, и находится в тесном пространственном, архитектурном, историческом и духовном единстве с Московским Кремлем, Храмом Христа Спасителя, храмом святого пророка Илии в Обыденном переулке. Обитель основана в 1360 г. святителем Алексием, митрополитом Московским по усердному желанию его боголюбивых родных сестер, первоначальниц обители преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии Московских, он стал первым девичим монастырем стольного града, и образцом для возникших впоследствии женских обителей в Москве.
Общежительный устав, благоговейное богослужение, благочестие первоначальниц обители, их преданность молитвенному подвигу и делам христианского милосердия стали основанием для уклада жизни обители на многие века. История монастыря богата событиями, имеющими государственное значение, связана с именами царей, правителей и многих знатных родов, изобилует свидетельствами чудесной помощи Божией и святых.
Монастырь общежительный, с ежедневным совершением полного суточного круга богослужений. Сестры несут послушания в монастырских храмах, на трапезе, на территории.
С самого начала возрождения обители существует богадельня, где призреваются престарелые немощные насельницы-монахини и некоторые мирские пожилые женщины.
Монастырские сестры занимаются разными рукоделиями, проводят ознакомительные беседы по истории монастыря и его святыням с группами паломников.
Игумения
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Собор построен в 2008—2012 годах на месте разрушенных храмов XVI—XIX веков и находится в центре монастырской территории.
В подклете находятся фрагменты стен снесённых монастырских храмов, а также около полутора сотен белокаменных надгробий XIV—XVI веков над захоронениями Болотниковых, Воронцовых, Головкиных, Кощеевых, Усольцевых и других семейств.
Здание 1696 года постройки является самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского.
Внешняя реставрация проводилась в 1960 годах, тогда же на куполе восстановлена керамическая поливная черепица. Церковь оформляет святые (северные) врата и выполнена в стилистике нарышкинского барокко.
В 1846 году при игумении Аполлинарии (Шуваловой) белица Варвара Михайловна Головина, урожденная Львова, обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект богадельни был заказан известному архитектору М.Д. Быковскому .
В 1849 году начались строительные работы. Новый архитектурный комплекс состоял из двухъярусного однопрестольного одноглавого храма, соединявшимся переходом – трапезной с двухэтажной богадельней. Храм был выполнен из полнотелого кирпича, нижний этаж богадельни, где располагались кельи стариц и «службы» был каменным, а верх, где располагались ризница и покои госпожи Головиной – деревянный. Известно, что В.М. Головина, будучи искусной в живописи, сама участвовала в росписи храма.
В 1850 году, 24 октября, храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским в честь праздника Сошествия Святого Духа на апостолов.
В 1887 году при игумении Валентине принимается решение о реконструкции и расширении храмового комплекса. К южному фасаду храма было пристроено «каменное одноэтажное здание для устройства в нем келий» для сестер, ухаживающих за насельницами богадельни.
В 1902-1909 г-х были возведены пристройки для расположения сиротского приюта и церковно-приходской школы для девочек. В 1910 году приют был переведен в бывший трапезный корпус, а школа стала двухклассной.
В 1910 году по заказу игумении Марии были выполнены работы по реставрации, укреплению и обновлению внутренней росписи стен и иконостаса Духо-Сошественской церкви.
II этап. Разрушение храма, его назначение в советский период.
В 1918 году, в связи с революционными изменениями в Российском государстве монастырь как религиозная структура был закрыт, его церкви были объявлены приходскими и переданы общинам.
В 1926 году были закрыты все церкви Зачатьевского женского монастыря и весь комплекс окончательно перешел в ведении Наркомпроса.
В 1933 году с храма Сошествия Святого Духа был снят купол и проведена капитальная перестройка. Келья Головиной и богадельня были превращены в конторское учреждение.
В советский период здание храма использовалось различными учреждениями. В южной пристройке размещались мастерские художников–скульпторов – Ф.М. Согояна. и В.Ф. Согояна. Изнутри здание обшито новыми облицовочными материалами, планировка была искажена междуэтажными перекрытиями, выгородками по приспособлению, вырыты подвалы . Фирмой ООО «Стройтехинвест», многолетним арендатором, был устроен подземный переход, соединявший храм со старым трапезным корпусом. Среди арендаторов числились также финская строительная фирма и совместное советско-американское предприятие. (по данным осмотра 1993 г.)
III этап. Восстановление храма. Современное состояние.
В 1991 году при храме пророка Божия Илии в Обыденском пер. образуется Сестринство во имя иконы Божией Матери «Милостивая», своей целью поставившее возрождение древнейшей святыни столицы – Зачатьевского монастыря. В 1991-92 году выходят официальные постановления о безвозмездной передаче строений Зачатьевского монастыря Сестринству с распоряжением соответствующим структурам о содействии в выводе арендаторов. Следуют годы переписки, обращений в различные инстанции, встреч с различными официальными лицами. В это время сестры могли лишь на несколько минут зайти в храм, пропеть тропарь, кондак и величание празднику.
В 1999 году были получены ключи от пристройки к храму Сошествия Святого Духа.
В 2000 году был освобожден сам храм. Начались восстановительные работы. В это время было явлено первое чудо: обнаружен сохранившийся фрагмент запрестольного изображения – лик распятого Спасителя.
В реставрации храма принимали участие следующие организации: ЗАО «Элгад спецстрой», г.д. Кирносов И.В.; ЗАО «Клен АС», г.д. ОнацикА.Ф.,; ООО «Рес Дан», г.д. Данилин А.В.. Архитектурные работы были выполнены архитектором Могиновым Б.Г. В финансировании работ помощь оказывали государственные структуры, в т.ч. ГУОП г. Москвы, префектура ЦАО и частные благотворители.
В 2001 году было совершено первое богослужение — всенощное бдение под Духов день – престольный праздник храма.
В 2002 году к северному фасаду пристроена звонница как временное приспособительное сооружение. Возникло решение об устройстве в подвале Свято-Духовской церкви малого «пещерного» храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, были начаты восстановительные работы.
В 2003 году было завершено воссоздание купола над основным храмовым объемом и торжественно водружен крест. В южном объеме, бывших сестринских кельях, начаты работы по устройству придела в честь священномученика Владимира (Амбарцумова), новомученика, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 г.
В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были начаты работы по росписи храма. Роспись храма осуществлялась силами небольшой бригады иконописцев под руководством Марии Цех. В этом же году, под праздник Успения Божией Матери было совершено малое освящение нижнего храма. 24 ноября 2004 года в канун праздника Милостивой иконы Божией Матери, было совершено малое освящение храма Сошествия Святого Духа. С того времени в храме начинают совершаться регулярные богослужения.
Каменный иконостас выполнен в греческой традиции: равноконечный византийский крест, растительно-животный орнамент, каменные фигуры голубей, служащих кронштейнами для лампад, страусиные яйца в подвесках к лампадам. Роспись храма также соответствует стилю храмов в Греции и на Святой Земле. Все эти характерные черты, а также центральный хорос в греческом вкусе были выбраны в память о связи главной монастырской святыни – «Милостивой» иконы Божией Матери с древним образом Милостивой-Киккской иконы Пресвятой Богородицы, находящимся с XI века на о. Кипр в Киккском монастыре.
В 2005 году, 2 ноября было совершено малое освящение южного придела в честь священномученика Владимира, пресвитера Московского.
В настоящее время в храме Сошествия Святого Духа совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. В храме находится распятие с сохранившимся с дореволюционных времен ликом Спасителя и с частицей животворящего древа Креста Господня. В храме находится собрание частиц мощей Оптинских старцев и Киево-Печерских преподобных.
Подворья
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
19 : 00 |
Параклисис
|
вечером кроме великих и двунадесятых праздников
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
12 : 00 |
Молебен свт Алексию Московском
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
12 : 00 |
Молебен преподобным Иулиании и Евпраксии
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
12 : 00 |
Молебен святому праведному Лазарю Четверодневному
|
|
16 : 00 |
Водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Милостивая»
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Всенощное Бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
12 : 00 |
Молебен святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне
|
О даровании чад, водосвятный
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 30 |
Литургия
|
|
8 : 30 |
Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
18 : 00 |
Акафист на вечернем богослужении
|
Нерукотворному Образу Спасителя и Святому Духу, свв. правв. Иоакиму и Анне (попеременно)
|